Международная торговля в системе экономических отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 19:47, реферат

Краткое описание

Стимулирующий эффект мультипликатора зависит от многих факторов. Если увеличиваются налоги, то величина реального мультипликатора снижается. Если слишком значителен импорт, то часть новых доходов «уплывет» за границу, увеличится вероятность дефицита платежного баланса. На учете действия мультипликационных связей строится экономическая политика, принимаются решения по регулированию экономической жизни. Понимание мультипликационных взаимосвязей необходимо и для уяснения особенностей экономических сдвигов в условиях переходной экономики, именно поэтому эта тема актуальна для рассмотрения.

Вложенные файлы: 1 файл

Мультипликатор внешней торговли+.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

Брянский открытый институт управления и бизнеса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по мировой экономике

 

Тема: Мультипликатор внешней торговли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы Б 202/1

Полякова А.А.

Заочного факультета:

бухгалтерский учет анализ и аудит 

Проверила:

______________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Брянск 2009

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 
        Международная торговля занимает ведущее место в системе всемирных экономических отношений. Международной торговый обмен является и предпосылкой, и следствием международного разделением труда, выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своей исторической эволюции он прошёл путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово-экономического сотрудничества. В условиях НТР международный торговый обмен приобретает все большее значение.

       Важную роль в международном торговом обмене играет концепция мультипликатора. В переводе мультипликатор означает «множитель» (multiplication - умножение, увеличение). Мультипликатор показывает, как влияет прирост инвестиций (государственных и частных) на прирост выпуска (и дохода). Мультипликатор помогает «почувствовать» эффект государственного стимулирования.

        Общий эффект мультипликатора не проявляет себя сразу. Применительно к показателям американской экономики 20-х годов затухание первоначального эффекта продолжалось примерно полтора-два года. Эффекты мультипликации наслаивались и добавлялись. В реальной действительности действует не простой, а многосложный мультипликатор.

        Стимулирующий эффект мультипликатора зависит от многих факторов. Если увеличиваются налоги, то величина реального мультипликатора снижается. Если слишком значителен импорт, то часть новых доходов «уплывет» за границу, увеличится вероятность дефицита платежного баланса. На учете действия мультипликационных связей строится экономическая политика, принимаются решения по регулированию экономической жизни. Понимание мультипликационных взаимосвязей необходимо и для уяснения особенностей экономических сдвигов в условиях переходной экономики, именно поэтому эта тема актуальна для рассмотрения.

Глава 1. Международная торговля в системе экономических отношений

1. Понятие международной торговли

     Международная торговля является центральным звеном в сложной системе мирохозяйственных связей, связывая, все страны мира в единую международную экономическую систему. Она представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира, а ее объем подсчитывается путем суммирования объемов экспорта.

     Современная международная торговля - торговля между странами, предполагающая ввоз (импорт) и вывоз (экспорт) товаров. В ней участвуют различные юридические лица - корпорации, их объединения, государства, отдельные индивидуумы. Она является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и, таким образом, увеличивать общий объем производства. 
Кроме того, немаловажной особенностью является самые разнообразные экономические и политические риски в международной торговле, обусловленные географическими, политическими, национальными факторами. Современная международная торговля имеет динамичный характер. Структура и объем экспорта, импорта товарооборота различных стран и регионов мира непрерывно меняется. Анализ показывает исключительно быстрый рост товарооборота после второй мировой войны. В целом за послевоенный период произошел настоящий взрыв экспорта товаров. 
     Интенсивность торговых связей значительно различается по  
странам. На долю только промышленно развитых стран приходится около 70% международной торговли и более 3/4 всего торгового оборота, включая услуги. Столь динамичное развитие внешней торговли объясняется ее положительным воздействием на уровень и качество экономического развития стран. Большинство стран в современных условиях - страны с открытой экономикой.

2. Современные организационные  формы экспорта и импорта

     На рубеже XXI века международная торговля использует следующие организационные формы экспорта и импорта:

- торговля готовой продукцией. Готовая продукция — продукция, предназначенная для конечного потребления. Торговля ею осуществляется путем подписания контрактов непосредственно между производителями и потребителями товаров, либо через посредников. При этом не исключается выполнение посредниками предпродажного сервиса и предпродажной доработки, а для машинотехнических товаров и техническое обслуживание;  
- торговля продукцией в разобранном виде.

 Экспорт продукции  в разобранном виде применяется  для повышения ее конкурентоспособности, а также для проникновения на рынок стран, запрещающих ввоз тех или иных изделий в готовом виде, для защиты аналогичной продукции или стимулирования создания аналогичных отраслей в своей стране;

- торговля комплектным оборудованием.

Комплектным считается  оборудование промышленного предприятия, представляющее единый законченный  технологический комплекс. Ее необходимым  элементом является строительство  объектов "под ключ", которое  предусматривает проектирование, сооружение предприятий, оснащение их оборудованием, обучение местного персонала, обеспечение эксплуатации объекта в течение срока по гарантийному договору. 
- торговля сырьевыми товарами.

В обобщающее понятие "сырьевые товары" входят минеральное сырье, продукты его переработки и обогащения, сельскохозяйственное сырье растительного и животного происхождения и продукты его переработки химические и продовольственные товары. Торговля сырьевыми товарами осуществляется посредством:

1. Международных товарных  соглашений.

2. Биржевой торговли.

3. Аукционной торговли.

- торговля кооперируемой продукцией, то есть продукцией, изготавливаемой в кооперации, совместно с каким-либо объектом отношений. Здесь выделяется:

1. Производственная кооперация, когда узлы и детали кооперируемой продукции изготавливаются не для рынка, а по заданию конкретных заказчиков.  
2. Сбытовая кооперация, представляющая собой сотрудничество хозяйственно независимых производителей, которые организуют совместное предприятие по сбыту выпускаемой ими продукции.  
3. Компенсационные операции, одно из направлений кооперационного сотрудничества с иностранными предприятиями, представляющее собой соглашение о покупке продукции, произведенной на предприятиях, созданных при их финансовом содействии, для погашения представленного кредита.

- встречная торговля.

К ней относятся внешнеторговые операции, при совершении которых  в единых документах (контрактах или  соглашениях) фиксируются твердые  обязательства экспортеров и  импортеров произвести полный или частичный  обмен товарами.

- международный торги - это метод заключения договоров купли продажи, при котором покупатель объявляет конкурс для продавцов на товар и после сравнения полученных предложений подписывает контракт с тем из продавцов, который предложил товар на более выгодных условиях. 
- аренда машин и оборудования.

Предполагает передачу продукции  собственником на определенный срок потребителю за определенное вознаграждение.

 
3. Ограничения в современной  международной торговле

    Преимущества свободной торговли неоспоримы. Поскольку структура национальных ресурсов и уровень технологий в каждой стране различны, то каждая страна может производить определенные товары с разными издержками. Действие принципа сравнительных преимуществ заставляет страну производить те товары, издержки на производство которых ниже, чем в других странах. Одновременно свободная торговля стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию.

     Ограничения реализуются по следующим основным направлениям: 
1. Путем введения таможенных тарифов. Тарифы - это налоги на импорт. Тарифы — это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары. Существует два основных типа тарифов. Это фискальные тарифы, используемые государством с целью увеличения притока денежных ресурсов. И протекционистские тарифы, используемые государством для защиты национальной промышленности от иностранной конкуренции. Они делают иностранную продукцию более дорогой, чем аналогичную отечественную, которой поэтому потребители и отдают предпочтение.

     Пошлины бывают 3 видов:

адвалорные—взимаемые в процентах  от стоимости товара; 
специфические—взимаемые в виде определенной денежной суммы с веса, объема или штуки товара;

смешанные— предполагающие одновременное  применение адвалорных и специфических  пошлин.

     Как правило, уровни таможенного обложения всех стран не остаются неизменными, а меняются в зависимости от степени международного разделения труда, интеграционных процессов и так далее. В целом же характерна тенденция (для развитых стран, как пример в развитии) к постепенному снижению таможенных пошлин. Так за последние 40 лет их уровень снизился более чем на 3/4.

2. К общим для всех стран  формам регулирования внешнеторговой  деятельности относятся нетарифные  меры. Согласно принятой в ООН  классификации к ним относятся меры, направленные на косвенное и административное ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства. Сюда относятся: лицензирование и контингентирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, импортные депозиты, так называемые "добровольные экспортные ограничения", компенсационные сборы, система минимальных импортных цен и т.п.

     Лицензия как форма регулирования международной торговли представляет собой документ на право ввоза или вывоза товаров, выдаваемая импортеру или экспортеру государственным органом. Ее использование позволяет государству оказывать прямое воздействие на внешнюю торговлю страны, ограничивая ее размеры, а в ряде случаев и полностью запрещая экспорт или импорт отдельных товаров.  
      Различают два основных вида внешнеторговых лицензий: 
1.Открытая генеральная лицензия (автоматическая) — это опубликованное в печати разрешение соответствующего государственного органа на ввоз или вывоз товара на определенный срок. Товары, включенные в список открытых генеральных лицензий, могут ввозиться или вывозится беспрепятственно. 
2.На вывоз или ввоз остальных товаров необходимо получение каждым экспортером индивидуальных лицензий (неавтоматические), которые выдаются на экспорт или импорт отдельных товаров и на строго определенный период времени.

    Наряду с лицензированием применяется такое количественное ограничение, как квотирование (контингентирование). Квота - это ограничение количества импортируемых товаров определенного наименования и вида. Подобно протекционистским тарифам квоты снижают иностранную конкуренцию на внутреннем рынке в определенной отрасли.

Квоты бывают:

• индивидуальными, ограничивающими ввоз (вывоз) в одну конкретную страну; 
• групповыми, устанавливающие объем ввоза (вывоза) в определенную группу стран;

• глобальными, когда  импорт (экспорт) ограничивается без  указания стран, на которые это ограничение  распространяется.

     Во взаимных отношениях дело иногда доходило и до введения эмбарго. Эмбарго - полный запрет на торговлю с определенным государством, на ввоз определенного товара.

    "Добровольное" экспортное ограничение—это ограничение, когда иностранные фирмы "добровольно" ограничивают объем своего экспорта в определенные страны. Они дают это согласие против своей воли, в расчете на избежание более жестких торговых барьеров. Специфика "добровольных" экспортных ограничений, как впрочем, и установление минимальных импортных цен состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну - импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страной. Антидемпинговые пошлины как нетарифный инструмент регулирования импорта применяется при импорте товара по ценам ниже предлагаемых издержек на их производство. 
     В некоторых случаях страны применяют так называемые компенсационные пошлины - когда установлено, что экспортер товара получил государственную субсидию на его производство. В некоторых случаях применяется регулирование внешнеэкономических связей посредством мер административного характера, такие как: технические нормы и стандарты, таможенные формальности, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке товара и так далее. 

Глава 2. Понятие мультипликатора и его типы

1. Определение мультипликатора

    Мультипликатор (Multiplier) - числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз сумма прироста/сокращения национального продукта, дохода или денежного обращения превышает инициирующую такое изменение сумму инвестиций, правительственных расходов, налоговых отчислений или вкладов в финансово-кредитные учреждения.

    Различают:

- мультипликатор денежного  предложения; 

- мультипликатор инвестиционных  расходов;

- мультипликатор правительственных  расходов;

- мультипликатор потребительских  расходов;

Информация о работе Международная торговля в системе экономических отношений