Международная трудовая миграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 22:59, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность рассмотрения данной темы как раз и заключается в том, что Россия имеет реальную возможность пополнить свой бюджет, включившись в мировую практику. По данным Международного валютного фонда, по средней норме прибыльности, экспорт товаров в среднем приносит 20% дохода, тогда как экспорт услуг - 50%!

Содержание

Введение 3
1.Международный рынок труда и его структура. 4
2.Миграция трудовых ресурсов и общеэкономические последствия миграционных потоков. 6
2.1 Страны-доноры. 7
2.2 Последствия для принимающих стран. 8
2.3 Последствия для стран-доноров. 8
2.4 Проблема "утечки мозгов". 9
3.Национальное и межнациональное регулирование миграции. 10
Заключение 12
Список литературы 13

Вложенные файлы: 1 файл

медународная трудовая миграция.docx

— 33.36 Кб (Скачать файл)

2.3 Последствия для стран-доноров.

Несомненно, однако, и то, что многие ученые из развивающихся стран, повысив свою квалификацию и поработав в США  и других развитых странах, вернулись  к себе на родину, положив начало научным школам и направлениям в  своих странах. Да и не только ученые. Получив образование и поправив материальное положение, возвращаются и представители других профессий: управляющие, врачи, строители, квалифицированные рабочие. Возвратились на родину многие китайцы, корейцы, югославы, индийцы. Все они принесли в свои страны новые знания, квалификацию, достаток своим семьям. Важно, чтобы и эти страны научились ценить свои кадры, создавали им условия для реализации их потенциала, нормальные условия для работы и жизни.

2.4 Проблема "утечки мозгов".

Бурный  процесс интернационализации производства и капитала сопровождается интернационализацией рынка труда. Международная миграция стала неотъемлемой частью современной  системы мирового хозяйства. По оценкам  экспертов, в начале 90-х годов  количество временных мигрантов, проживающих  в пределах своих стран, достигло 30 млн. человек.

В последние  годы на мировом рынке труда прослеживается устойчивая тенденция к росту  эмиграции высококвалифицированных  специалистов. По имеющимся прогнозам, к 2000 г. прирост миграции специалистов в фундаментальных науках составит 68%, в здравоохранении — 53, по инженерным специальностям — 44, в сфере управления и менеджмента — 39%.

До распада  Советского Союза основными поставщиками кадров высокой квалификации в основные мировые центры иммиграции — США  и западноевропейские страны — были Индия, Пакистан и Египет. Однако в  настоящее время наметилась переориентация на Россию, страны СНГ и восточноевропейские  страны.

После распада  СССР с 1990 г. Россию покидают 100 тыс. человек  ежегодно, из которых большая часть  — высококвалифицированные специалисты. Эмиграционные потоки концентрируются  в основном на трёх направлениях: Германия (62%), Израиль (22) и США (13%).

Таким образом, с одной стороны, на мировом рынке  рабочей силы складывается благоприятная  ситуация для высококвалифицированных  кадров из России, с другой стороны  — в самой России сложились  неблагоприятные условия для  специалистов высшей квалификации, что  порождает такое явление, как "утечка мозгов".

В настоящее  время Россия наряду с такими странами, как Польша, ЮАР, Филиппины, Индия, Венгрия, занимает одно из ведущих мест в  мире по "утечке мозгов". По существующим оценкам, примерно одна треть наиболее талантливых российских учёных работает за рубежом, а ежегодные потери России от этого явления оцениваются  в 50-60 млрд. долл.

Международная миграция и "утечка мозгов" — явления  неоднородные. С одной стороны, Россия лишается основного фактора научно-технического прогресса (учёных, инженеров, уникальных специалистов и др.); с другой стороны — если условия для высококвалифицированных специалистов в России изменятся и после работы за рубежом специалисты вернутся на родину, то, приобретя практический опыт работы в современных мировых научно-исследовательских центрах, они могут использовать свои знания для развития отечественного научно-технического потенциала.

Следует подчеркнуть, что при разумной организации  экспорта рабочей силы она может  стать важным источником валютных поступлений. Как показывает мировая практика, валютная эффективность экспорта рабочей  силы примерно в 5 раз выше эффективности  товарного экспорта. Как правило, экспорт рабочей силы сопровождается валютными переводами эмигрантов на родину. Кроме того, облагается налогами прибыль фирм — посредников между  рабочей силой и нанимателем. По возвращении на родину личные сбережения могут инвестироваться в покупку  земли, недвижимости, приобретение ценных бумаг и др.

В целом, по агрегированному показателю — "индексу  человеческого развития", учитывающему совокупность таких факторов, как  уровень занятости, степень развития социальной инфраструктуры, уровень  образования, и др., Россия в начале 90-х годов занимала 26-е место  в мире, уступая в основном промышленно  развитым странам.

 

3.Национальное и межнациональное регулирование миграции.

Процесс международной миграции рабочей  силы и населения регулируется национальным законодательством различных стран  и международными правовыми актами. В законодательстве находят отражение  две тенденции: одна — к открытой экономике и соответственно к  свободному перемещению трудовых ресурсов и населения; другая — к протекционизму и ограничениям в области международной  миграции.

В каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика. Миграционная политика государства — это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из страны, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в стране иностранной рабочей силы, создание системы социальной защиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту.

С целью  недопущения неконтролируемого  влияния международной миграции на социальную обстановку и рынки  труда большинство развитых стран  проводит определенную миграционную протекционистскую  политику, призванную защитить интересы своего населения и экономики. Так, в США по закону об иммиграции, вступившему  в силу в ноябре 1990 г., начиная  с 1995 г. в страну ежегодно допускается  не более 675 тыс. человек. Закон вводит также квоту для лиц, выезжающих в США в поисках работы,— 140 тыс. человек в год.

В связи  с ростом политической и демографической  нестабильности в 90-х гг., усложнением  процесса адаптации и трудоустройства  иммигрантов многие европейские  страны также ужесточили свои иммиграционные законодательства. Например, в 1993 г. Франция  ограничила въезд новых иммигрантов; ФРГ приняла решение не предоставлять  вид на жительство претендентам на въезд, а также гражданство детям  работающих по контракту мигрантов, преимущественно турецкого происхождения, что ранее было предусмотрено  законом. Аналогичные ужесточения иммиграционного законодательства ввели Австрия, Италия, Испания, Португалия.

Такого  рода меры напрямую связаны с политическими  изменениями в Восточной Европе, войной в бывшей Югославии, распадом Советского Союза, резким ухудшением экономической  ситуации в этих странах. Только при  распаде СССР около 60 млн. человек  оказались в положении национальных меньшинств на территории вновь образованных государств.

Международные конвенции, в том числе Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., объявляют свободный  выбор места жительства и работы в качестве основополагающих прав человека. Вместе с тем международные правовые акты, регулирующие процессы миграции между странами — участницами  соглашений, а также с третьими странами, как правило, устанавливают  либеральные нормы перемещения  населения и рабочей силы внутри интеграционных группировок и ограничительные  — по отношению к третьим странам.

Так, в  рамках ЕС подписан ряд конвенций, регулирующих международные миграционные потоки населения и рабочей силы. В  их числе параграф 52 Римского договора 1957 г., вступивший в силу в 1968 г. и  предоставляющий работникам шести  стран — первоначальных членов ЕС право поиска работы в странах-участницах (позднее оно было распространено на все страны — члены ЕС); Шенгенское соглашение 1985 г., вступившее в силу в 1993 г. и устанавливающее единые визовые правила въезда в страны — участницы Соглашения, а также Дублинская конвенция 1990 г., устанавливающая правила предоставления убежища.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рынок труда как социально-экономическая категория - это сложное и динамичное явление, связанное как с макроэкономическим развитием страны, так и с мотивацией действий самого работника. Это понятие выходит за рамки понятий "занятость" и "незанятость", которые характеризуют лишь состояние элементов рынка труда на данный период.

Международная миграция рабочей силы создала мировой  рынок рабочей силы в 190 млн. человек, а иностранная рабочая сила стала  неотъемлемой частью трудовых ресурсов стран – импортеров рабочей силы (Северная Америка, Западная Европа, страны Персидского залива и др.), обеспечивая  им существенный экономический выигрыш. Но и экспортирующие страны получают выгоду в виде денежных переводов  мигрантов.

Структура международного рынка это и национальные рынки и миграционные потоки между странами. Рынок труда обеспечивает валютную циркуляцию, влияет на демографическую, политическую, финансовую, экономическую и многие другие сферы общественной жизни обоих государств (экспортеров и импортеров рабочей силы). В настоящее время миграция, мобильность рабочей силы, эффективность ее использования значительно влияют на формирование всех рынков мирового хозяйства. Международный рынок труда стал неотъемлемой частью мировой экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Мировая экономика: учебник/под ред. А.С. Булатова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2007. – 860 с.  
  2. Федорова Е.А., Савенков В.А., Белоцерковский В.И. Организация внешнеэкономической деятельности на предприятии // Учебное пособие. – Тула: Тульский аналитический инжиниринг-центр, 1997.

 

  1. Киреев А. Международная экономика: Учеб. пособие. М.: Междунар. отношения, 1997.
  2. http://ru.wikipedia.org

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Международная трудовая миграция