Международная экономическая интеграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 14:08, контрольная работа

Краткое описание

Международная экономическая интеграция — это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей.

Содержание

1.Сущность, предпосылки, цели и эффекты интеграции.

2.Основные экономические группировки стран современного мира.

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

     Одновременно  с этим начала проводиться единая таможенная политика по отношению к  третьим странам, не являющимся членами  ЕЭС (так называемый "таможенный союз"). Главным препятствием на пути к этому является наличие различных налоговых систем с неодинаковыми налоговыми ставками, прежде всего в сфере налогов косвенных. Важным этапом в развитии "Общего рынка" явилось создание Европейской валютной системы. Хотя в этом случае наиболее очевидно стремление большинства стран-членов ЕЭС проводить свою собственную независимую валютную политику. Кроме ЕЭС существует европейское объединение угля, и стали, а также Европейское объединение по атомной энергии. Эти три объединения известны под названием Европейские сообщества (ЕС). Существует ряд наднациональных органов, которые осуществляют руководство Европейским экономическим сообществом: Совет министров (законодательный орган); Комиссия Европейских сообществ (исполнительный орган); Европейский парламент (осуществляет контроль за деятельностью Комиссии и утверждает бюджет); Суд Европейских сообществ (высший судебный орган); Европейский совет (в его состав входят главы правительств стран-членов ЕЭС); Европейское политическое сотрудничество (комитет, в составе которого насчитывается 15 министров иностранных дел и один член Комиссии Европейских сообществ). Усиление роли последнего органа свидетельствует о стремлении стран-участниц не только к экономической, но и к политической интеграции. В настоящее время в состав Европейского Сообщества входят 15 стран.

     Различия  в уровнях экономического развития стран ЕС и в степени их желания  участвовать в интегрированных  областях привели еще в 80-е годы к появлению идеи Европы "концентрических  кругов" и Европы с “изменяемой  геометрией", и в дальнейшем обсуждавшихся и развивавшихся. Однако наибольшую актуальность они приобрели тогда, когда встал вопрос о присоединении к ЕС Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).

     На  сессии Европейского совета в Копенгагене  в июне 1993г. было принято решение  о том, что имеющие статус ассоциированных членов государства ЦВЕ, которые пожелают войти в ЕС, смогут сделать это, как только будут в состоянии выполнить соответствующие требования.

     Наиболее  настойчиво за скорейшее включение  центрально- и восточноевропейских  стран в ЕС ратует Германия, быстро расширяющая свое влияние в этих странах и активно осваивающая их рынки. Эксперты из семи научных институтов, в том числе из немецкого общества по внешней политике, пришли к выводу, что нестабильным странам в восточной части континента, если их вовремя не принять в ЕС, могут потребоваться чрезвычайные меры помощи в миллиарды долларов, кроме того, может произойти новый раскол между Востоком и Западом, сопровождаемый угрозой усиления националистических тенденций с обеих сторон и возникновения этнических и идеологических конфликтов.

     Многие  европейские политики считают, что  сам Европейский Союз получит  от расширения своих границ в восточном  направлении гарантию от экономического коллапса и установления в этой зоне авторитарных режимов, которые явились бы угрозой не только непосредственно ряду европейских политиков, большему равновесию внутри самого союза, прежде всего, учитывая растущую силу Германии. Это особенно важно, поскольку франко-германский тандем в последнее время начинает давать сбои. Кроме того, таким путем не только Германия, но и другие страны-члены ЕС закрепили бы свое влияние в этой части Европы, хотя уже сейчас 50% торговли центрально- и восточноевропейских стран приходится на страны Запада. В связи с этим следует иметь в виду, что, по расчетам западных экономистов, Центральная Европа в скором времени может превратиться в одну из наиболее быстро развивающихся частей континента.

     Существуют  так называемые интегрированные  программы, которые были начаты в  качестве эксперимента с 1979г. Основными целями интегрированных программ является скоординированный подход к решению сходных проблем в различных регионах. Так примером могут служить программы по Средиземноморью. Страны с прилегающими регионами согласовывают свои действия по развитию этих регионов, привлекались средства структурных фондов ЕЭС, таких как фонд на перестройку промышленности

     Основными источниками финансирования программ ЕС являются:

         1. Европейский фонд валютного  сотрудничества

         2. Взаимное кредитование национальных  ЦБ

     Основными кредитными инструментами ЕС являются:

         1. Валютные интервенции.

         2. Краткосрочная валютная поддержка  (срок до 75 дней, можно повторять  через короткие промежутки времени).

         3. Среднесрочное кредитование.

         4. Долгосрочная помощь сроком до 5 лет.

     Североамериканское  соглашение о свободной  торговле (НАФТА) действует с 1984 года и является самым крупным региональным объединением. Численность населения 373 млн. чел., в ЕС - около 345 млн. Суммарный объем ВВП НАФТА приблизительно 7 трон. USD. НАФТА базируется на принципах, отличных от ЕС, основными из которых являются:

     . поэтапное, в течение 15 лет,  устранение таможенных пошлин  и неторговых ограничений;

     . либерализация инвестиционного  режима;

     . обеспечение высокого уровня  защиты интеллектуальной собственности;

     . разработка совместной программы  по борьбе с загрязнением окружающей  среды.

     Безусловная инициатива и лидерство в создании НАФТА принадлежит США (экономический  потенциал ВВП 100%). Так же в соглашение входят Канада (экономический потенциал ВВП 9,4%) и Мексика (экономический потенциал ВВП 5,5%).

     Стремление  США к интеграции с партнерами по соглашению обусловлено следующими обстоятельствами: а) Соединение высокого научно-технического потенциала с низкими  издержками на заработную плату (так  в Мексике средняя зарплата в 1985 году составляла 14% от средней зарплаты в США). б) Интеграция США и Канады осуществляется при отсутствии специальных институциональных структур. 20% ВНП Канады реализуется в США, т.е. 60-70% экспорта Канады. Канада - крупнейший торговый партнер США (около 25% экспорта США или около 1% ВНП). Для американских корпораций Канада - главный объект инвестирования, объем инвестиций составивший в 1992 году 56 млрд. USD в 1992 году.

     Развитием интеграции явилось подписание в 1988 г. соглашения о создании зоны свободной  торговли между США и Канадой - CAFTA, которое подразумевает полную ликвидацию барьеров при торговле США и Канады, разработку совместных механизмов, регулирующих совместную конкуренцию, создание наднациональных судебных и арбитражных органов, принятие значительных ослаблений ограничений на американские инвестиции в Канаде.

     Масштабное  сближение США и Мексики началось в 1989 году и характеризовалось процессами приватизации, шоковой терапии, привлечения  иностранных инвесторов, либерализации  внешней торговли. 80% всех иностранных  инвестиций в экономику Мексики составляли вложения из США.

     Таким образом НАФТА характеризуется  следующими признаками:

     1. Асимметричный характер, проистекающий  из того, что на США приходится  около 85% ВВП и промышленного  производства трех стран.

     2. Асимметрия уровней развития между высоко развитыми странами (США и Канада) и развивающейся Мексикой.

     3. Асимметрия интенсивности двусторонних  экономических отношений (США  - Канада, США - Мексика), отсутствие  зрелых экономических отношений  между Канадой и Мексикой. Так  доля Мексики во ВТО Канады в 1993 году составила чуть более 1% .

     Экономический эффект НАФТА основан на резком увеличение американского экспорта, а отсюда увеличение занятости (в 1994 году американский экспорт возрос на 17.5% лишь от создания НАФТА). Переносе трудоемких, наукоемких и грязных производств в Мексику позволит снизить издержки производства и повысить конкурентоспособность товаров (GM, FORD, Crysler намерены повысить капиталовложения в Мексику, тем самым повысить прибыль более чем на 10%).

     Получение больших финансовых вливаний ожидается за счет либерализации миграции капитала (до 8% ВВП Мексики).

     Ассоциация  государств Юго-Восточной  Азии (АСЕАН) создана в 1967 году как договор 5 стран - Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Индонезия. В 1984 году в ассоциацию вступила Бруней, а в 1995 году – Вьетнам.

     АСЕАН является самой влиятельной группировкой среди развивающихся стран. Серьезное  экономическое сотрудничество начало развиваться с 1976 года, с момента  принятия Декларации согласия и программы  действий и подразумевало 4 сферы взаимного экономического сотрудничества:

     1. Преференциальный доступ товаров  в рамах взаимной торговли  топливо и продовольствие;

     2. Сотрудничество в сфере торговли (при совместном выходе на внешние  рынки и рынки третьих стран);

     3. Производственное сотрудничество;

     4. Экономические связи выработка  общей позиции по экономическим  проблемам, представляющим общий  интерес для всех членов.

     В ходе работы Ассоциации в 1977 году создана  зона преференциальной торговли на 20 товаров. Через год количество товаров было доведено до 70 при размере преференций в среднем - 20-25%. После 1989 года преференции доведены до 50% на 12700 товарных позиций. Первый проект создания зоны свободной торговли осуществлен в 1987 году, а в 1989 году была создана концепция создания треугольников экономического роста (по предложению министра экономики Сингапура). В первый “треугольник” вошли: Сингапур, Малайзия, Индонезия (у последних двух - административно-экономические районы). Он получил название “Южный треугольник”. В 1992 году состоялся Сингапурский саммит стран участниц АСЕАН, на котором принято решение о создании зоны свободной торговли АВТА. Она должна быть создана к 2008 году (за 15 лет) через ликвидацию пошлин во взаимной торговле производственными и переработанными сельскохозяйственными продуктами (пошлины на некоторые товары до 5%). В рамках производственного сотрудничества был осуществлен только один проект - строительство завода по производству химического удобрения.

     В рамках АВТА планируется осуществить  отмену пошлин, устранение количественных ограничений, гармонизацию национальных стандартов, взаимное признание сертификатов качества, устранение ограничений на движение капитала, проведение консультаций по осуществлению макроэкономической политики с целью координации последней. К настоящему моменту Малайзия сократила или отменила пошлины на 2600 товаров во взаимной торговле. Индонезия и Филиппины сняли ограничения на иностранные капиталовложения в энергетику и телекоммуникационные услуги. Таиланд снял ограничения на ввоз автомобилей.

     Основной  экономический эффект ассоциации основан  на создании крупного объединенного  рынка с общей численностью населения  в 330 млн. человек и ежегодным совокупным ВНП - 300 млрд.USD, а так же стимулировании инвесторов третьих стран вкладывать капитал в АСЕАН (беспошлинное внедрение капитала).

     Латино-американская ассоциация интеграции (ЛАИ) - крупная интеграционная группировка, созданная в 1980 году, заменила существовавшую до этого ЛАСТ, которая просуществовала с 1961 по 1980 год.

     Цель  ЛАИ - создание латиноамериканского  общего рынка на базе уже сложившегося в годы существования ЛАСТ (ЗСТ).

     Членами организации являются 11 стран, подразделяющиеся на 3 группировки:

     . более развитые (Аргентина, Бразилия, Мексика);

     . средний уровень (Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили);

     . наименее развитые (Боливия, Парагвай, Эквадор).

     Члены ЛАИ заключили между собой  соглашение о преференциальной торговле и менее развитым странам со стороны  более развитых предоставляются  преференции.

     Высшим  органом ЛАИ является Совет министров иностранных дел, исполнительный орган - Конференция оценок и сближения - изучает уровни экономического развития , возможные направления интеграции, ее воздействие на экономику, разрабатывает стадии и задачи интеграционных процессов; собирается 1 раз в год. Постоянный орган - Комитет представителей. Штаб- квартира - в Монтевидео (Уругвай).

     Карибское содружество и  общий рынок (КАРИКОМ) является наиболее устойчивой группировкой. Созданный в 1973 году, на основе договора, подписанного в Тринидад и Тобаго, он включает 16 стран Карибского бассейна и в отличие от всех интеграционных группировок объединяет не только независимые государства, но и зависимые территории.

     КАРИКОМ основан на ранее созданной ЗСТ. В нем существуют различные субрегиональные отделения; наиболее продвинутыми с точки зрения региональной интеграции являются:

     Карибский общий рынок в рамках КАРИКОМ, где полностью ликвидированы  торговые ограничения между Барбадосом, Тринидадом и Тобаго, Гайаной, Ямайкой  и Антигуа. Эти страны одобрили единый таможенный тариф по отношению к товарам третьих стран, т.е. это фактически таможенный союз, в основе которого лежат промышленно-сырьевые товары. Треть взаимной торговли составляют нефтепродукты.

Информация о работе Международная экономическая интеграция