Международное регулирование внешней торговли. Всемирная торговая организация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 08:46, контрольная работа

Краткое описание

На современном этапе международная торговля играет важную роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества:
–внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста;
–зависимость стран от международного товарообмена значительно повысилась.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Международное регулирование внешней торговли. Всемирная торговая организация…………………………………………………………………………..4
Заключение………………………………………………………………………….11
Тесты………………………………………………………………………………...12
Задача………………………………………………………………………………..13
Список литературы…………………………………………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

текст.docx

— 258.85 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………...3

Международное регулирование внешней торговли. Всемирная торговая организация…………………………………………………………………………..4

Заключение………………………………………………………………………….11

Тесты………………………………………………………………………………...12

Задача………………………………………………………………………………..13

Список  литературы…………………………………………………………………16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

  Страны, занимая различное положение  в мировой экономике в целом  и на различных товарных рынках в  частности, для защиты своих интересов  проводят определенную внешнеторговую политику.

  Под внешнеторговой политикой государства  понимается целенаправленное воздействие  государства на торговые отношения  с другими странами.

  Со  второй половины XX века, когда международный  обмен приобретает «взрывной  характер», мировая торговля развивается  высокими темпами. В период 1950-1998 гг. мировой экспорт вырос в 16 раз. По оценке западных специалистов период между 1950 и 1970 годами можно охарактеризовать как «золотой век» в развитии международной торговли. В 70-е годы мировой экспорт снизился до 5 %, еще больше сократившись в 80-е годы. В конце 80-х он продемонстрировал заметное оживление. Со второй половины XX века проявилась неравномерность динамики внешней торговли. В 90-е годы Западная Европа — главный центр международной торговли. Ее экспорт почти в 4 раза превышал экспорт США. К концу 80-х годов Япония стала выбиваться в лидеры по фактам конкурентоспособности. В этот же период к ней присоединились «новые индустриальные страны» Азии — Сингапур, Гонконг Тайвань. Однако к середине 90-х годов США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности. Экспорт товаров и услуг в мире в 2007 году по данным ВТО составил 16 трлн. долл. США. Доля группы товаров составляет 80% услуг 20% от общего объема торговли в мире.

  На  современном этапе международная  торговля играет важную роль в хозяйственном  развитии стран, регионов, всего мирового сообщества:

–внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста;

–зависимость стран от международного товарообмена значительно повысилась. 
 
 

Международное регулирование внешней  торговли. Всемирная торговая организация 

  Регулирование внешней торговли осуществляется экономической  политикой страны по двусторонним договоренностям  государств:

  – в рамках региональных союзов;

  – на многосторонней основе.

  Примером  многостороннего межправительственного  соглашения является Генеральное соглашение по тарифам и торговле – ГАТТ (General Agreement on Tariff's and Trade – GATT) и его  преемница Всемирная торговая организация  – ВТО (World Trade Organization – WTO).

  ГАТТ/ВТО  занимает ключевое положение в системе  международных экономических связей. Эта аббревиатура означает одновременно:

  –во-первых, многостороннее торговое соглашение, регулирующее поведение государств и их торгующих субъектов на внешних  рынках;

  –во-вторых, сложившуюся на базе соглашения глобальную организацию, определяющую принципы и  правила ведения мировой торговли.

  Потребность в международном регулировании  торговли с помощью единых норм и  правил возникла уже в 30-е годы, когда  односторонние протекционистские  действия национальных правительств резко  сузили возможности мировой торговли. Основу международной торговли в  тот период составляли двусторонние договора, но они охватывали лишь узкий  список товаров двусторонней торговли. Более того, от них выигрывали производители  третьих стран, которые не предоставляли  никаких уступок со своей стороны.

  Результатом переговоров по созданию международной  торговой организации стало подписание временного соглашения по вопросам тарифов и торговли, получившего наименование ГАТТ. ГАТТ 1947 г. – это 23 страны.

  ВТО, окончательно пришедшая на смену  ГАТТ с 1996 г., имеет более стройную и жесткую структуру.

  Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1994 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны.

  В 1998 году в Женеве отмечался золотой  юбилей ГАТТ. Эта система, призванная регулировать мировую торговлю через  механизм сдерживания односторонних  действий, просуществовала почти 50 лет и доказала свою действенность  в качестве правовой основы многостороннего  товарообмена. Годы после Второй мировой  войны были отмечены исключительным ростом мировой торговли. Рост экспорта товаров составлял в среднем 6% в год. Общий объем торговли в 1997 году превзошел в 14 раз уровень 1950 года.

  Система развивалась в процессе проведения в рамках ГАТТ серий торговых переговоров (раундов). На первых раундах в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие как антидемпинг  и нетарифные меры. Последний раунд  – 1986-1994гг., т.н. “Уругвайский раунд”, - привел к созданию ВТО, которая  значительно расширила сферу  действия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты  прав интеллектуальной собственности. Таким образом, механизм ГАТТ был  усовершенствован и адаптирован  к современному этапу развития торговли. Кроме того, система ГАТТ, фактически будучи международной организацией, формально таковой не являлась.

  ВТО отвечает за разработку и внедрение  новых торговых соглашений, а также  следит за соблюдением членами организации  всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров.

  К настоящему времени проведено 8 раундов  таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в Дохе, Катар.

  Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария.

  Глава ВТО (генеральный директор) — Паскаль Лами.

  На  июль 2008 в ВТО состояло 153 страны, на долю которых в сумме приходилось 97% мирового торгового оборота.

  Правила ВТО предусматривают ряд льгот  для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции с развивающихся стран серьёзно ограничен.

  Правила ВТО регулируют только торгово-экономические  вопросы. Попытки США и ряда европейских  стран начать дискуссию касательно условий труда (что позволило  бы считать недостаточную законодательную  защиту работников в качестве «нелегитимного»  конкурентного преимущества) были отвергнуты из-за протестов развивающихся стран, поскольку такие меры, в конечном счёте, ещё больше усугубят положение  трудящихся в связи с сокращением  рабочих мест, снижением доходов  и уровня конкурентоспособности.

  Цели и принципы ВТО

  Задачей ВТО является не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной  торговли. Работа ВТО, также как и  ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:

  • Равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (НБТ). Режим НБТ означает, что преференции предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации.
  • Взаимность Все уступки в ослаблении двустронних торговых ограничений должны быть взаимными.
  • Прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.

Организационная структура ВТО

  Официальным высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в два года. За время существования ВТО было проведено шесть таких конференций, практически каждая из которых сопровождалась активными протестами со стороны противников глобализации. Текущие задачи организации между конференциями возложены на Генеральный Совет ВТО, собирающийся несколько раз в год в Женеве. В подчинении Совета состоит специальная комиссия по наблюдению за торговой политикой стран-участниц, призванная следить за выполнением ими своих обязательств в рамках ВТО. Кроме общих исполнительных функций, Генеральный Совет руководит еще несколькими комиссиями, созданными на основании заключенных в рамках ВТО соглашений. Самыми важными из них являются: Совет по товарной торговле (так называемый Совет-ГАТТ), Совет по торговле услугами и Совет по вопросам торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Кроме того, в подчинении Генерального Совета состоит множество других комитетов и рабочих групп, призванных снабжать высшие органы ВТО информацией о развивающихся странах, бюджетной политике, финансово-бюджетных вопросах и т. д.

  Во  главе организации стоит Генеральный  Директор с соответствующим подчиненным  ему секретариатом.

  Комиссия по урегулированию споров

  Одним из важнейших инструментов урегулирования возникающих между странами-участницами  споров в рамках ВТО является Комиссия по урегулированию споров (DSB) — квазисудебный орган, призванный беспристрастно и быстро разрешать разногласия между сторонами. За истекшие после основания ВТО годы Комиссия была вынуждена много раз решать сложные, нередко достаточно политизированные торговые проблемы между влиятельными странами — участницами ВТО. Многие решения Комиссии за истекшие годы воспринимаются неоднозначно. Большую озабоченность у активистов защиты окружающей среды вызывают, например, чрезмерная, по их мнению, поддержка принципа свободной торговли между странами в ущерб интересам окружающей среды.

  Условия присоединения

  В декабре 2006 года была опубликована подробная  информация об основных результатах  переговоров, где приведены как  сведения по важнейшим товарным позициям, так и консолидированные данные по остальным. Результаты по всем тысячам  позиций опубликованы на английском языке. До этого переговоры велись в  закрытом режиме, что является обычной  практикой для переговоров по экономическим вопросам, включая  ВТО.

  В течение первого года после вступления России в ВТО ни одна внешнеторговая пошлина не будет снижена. По разным группам товаров предусмотрены  переходные периоды от 1 года до 7 лет; в течение 7 лет пошлины на промышленные товары снизятся в среднем с 11,1% до 8,2%. Таможенные пошлины на потребительские товары, массово производящиеся в России, практически не снизятся (за исключением автомобилей и обуви). В то же время, будут отменены пошлины на компьютеры и элементную базу, снижены пошлины на бытовую электронику и электротехнику, лекарства, технологическое и научное оборудование. Государство сможет оказывать сельскому хозяйству помощь на сумму не более 9 млрд долл. в год (сейчас объём помощи составляет 3,5 млрд долл. в год, однако размер субсидий ещё будет обсуждаться на многосторонних переговорах).

  Согласно  критической статье в журнале  «Эксперт», «максимальная теоретически возможная выгода отечественных  предприятий от присоединения России к ВТО равна 23 млрд долларов в год», при этом, как пишут авторы статьи, «можно прикинуть», что Россия «отдаст часть своего рынка, эквивалентную примерно 90 млрд долларов в год».

Информация о работе Международное регулирование внешней торговли. Всемирная торговая организация