Международное экономическое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 01:54, курсовая работа

Краткое описание

Понимание сущности и значения международного права необходимо сегодня достаточно широкому кругу лиц, поскольку международное право оказывает воздействие практически на все сферы современной жизни. Применение международного права - важная сторона деятельности всех тех, кто так или иначе связан с международными отношениями. Однако, и те юристы, которые напрямую не занимаются международными отношениями, периодически сталкиваются по роду деятельности с нормативными актами международного права и должны правильно ориентироваться при принятии решений по такого рода делам. Это относится и к следственным работникам при расследовании хозяйственный преступлений международных корпораций, фирм , занимающихся внешнеэкономической деятельностью или оперативным подразделениям, ведущим борьбу с терроризмом и международной преступностью, и к нотариусам, удостоверяющим юридические действия, касающиеся иностранных граждан, находящихся на территории Украины, и т. д.

Содержание

Введение
Понятие и субъекты международного экономического права
Международно-правовое регулирование
Источники международного экономического права
Международные договоры
Решения (рекомендации, постановления) международных организаций
Решения межгосударственных экономических конференций и международные обычаи
Принципы международного экономического права
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Международное экономическое право.docx

— 55.05 Кб (Скачать файл)

Исходя из понимания МЭП как отрасли международного публичного права,  логично считать,  что субъекты МЭП те же,  что и вообще субъекты в международном праве.  Государства,  разумеется,  вправе непосредственно участвовать во внешнеэкономической гражданско-правовой ,  коммерческой,  коммерческой деятельности.  "Торгующее государство",  оставаясь субъектом международного права,  может выступать также как субъект национального права другого государства,  например,  заключив с иностранным контрагентом сделку с подчинением ее иностранной юрисдикции.  Это,  однако,  само по себе не лишает государство присущих ему иммунитетов.  Для отказа от иммунитетов (в том числе юрисдикционного,  судебно-исполнительного) необходимо явно выраженное волеизъявление самого государства.

 

 

 

    1. Источники международного экономического права

Источники МЭП те же,  что вообще в международном публичном праве.   Характеристика для МЭП,   еще находящегося в стадии становления  в виде особой отрасли права,  является обилие рекомендательных норм,  имеющих своим источником решения международных организаций и конференций.  Особенностью таких норм является то,  что они не императивны.  Они не только "рекомендуют",  но и сообщают правомерность,  в частности,  таким действиям (бездействию),  которые были бы неправомерны при отсутствии рекомендательной нормы.  Например,  Конференция ООН по торговле и развитию 1964 года приняла известные Женевские принципы,  в которых,  в частности,  содержалась рекомендация о предоставлении развивающимся странам в изъятие из принципа наиболее благоприятствуемой нации преференциальных таможенных льгот (скидок с таможенного тарифа).  Такие льготы были бы неправомерны при отсутствии соответствующей рекомендательной нормы.

В современном мире центр тяжести постепенно смещается в сторону многостороннего экономического сотрудничества.  С точки зрения выработки норм МЭП особо важное значение имеет заключение многосторонних договоров.  Именно многосторонние договоры составляют сердцевину МЭП.

Примерами универсальных международных экономических договоров являются Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 года,  а также получившие широкое распространение многосторонние соглашения по сырьевым товарам.

Однако,  несмотря на значение многосторонних связей,  в своей подавляющей части сотрудничество в экономической сфере осуществляется на основе двусторонних договоров.

Среди международных договоров,  регулирующих двусторонние экономические отношения следует выделить договоры общего,  рамочного политического характера, в частности договоры о дружбе и взаимной помощи.  Наряду с основными политическими обязательствами сторон в них закрепляются обязательства по расширению экономического сотрудничества,  по содействию заключению коммерческих сделок и т. п.

Но наиболее существенное значение для формирования норм международного экономического права имеют некоторые специальные виды международных договоров.

К ним относятся торговые договоры,  которые могут именоваться также договорами о торговле и мореплавании и т. п. Главное в них - закрепление,  как правило,  определенного вида торгово-экономического режима во взаимных отношениях государств и их физических и юридических лиц.  Это - режим наибольшего благоприятствования, национальный режим, преференциальный, недискриминации, взаимной выгоды.

С торговлей и другими видами экономического сотрудничества тесно связано их валютно-платежное и финансовое обеспечение на основе соглашений о международных валютных расчетах и кредитах.  Обычной является практика объединения торговых и валютно-финансовых условий в соглашениях, именуемых соглашениями либо о товарообороте и платежах.   Но могут заключаться и специальные платежные соглашения, обусловливающие расчеты в определенных национальных свободно конвертируемых, ограниченно конвертируемых или неконвертируемых валютах.

В клиринговых соглашениях предусматривается взаимный зачет поступлений и расходов во встречных торговых, экономических операциях.  Клиринговые соглашения используются обычно государствами, применяющими неконвертируемую валюту.

Кредитные соглашения могут существовать в чистом виде - предоставление одним государством другому займа в денежной, товарной или смешанной форме с обязательством погашения займа.

Когда у государства возникает необходимость прибегнуть к количественным экспортным и импортным ограничениям, используются так называемые соглашения о товарообороте, иначе говоря - взаимных поставках товаров.  В таких соглашениях стороны договариваются об определенных встречных контингентах (квотах) экспортных и импортных поставок товаров в физических или стоимостных показателях.

Немалое число рекомендаций по вопросам экономического сотрудничества принимается органами ООН, а также организациями, входящими в систему ООН (ЮНКТАД, ЮНИДО и др. ). Решения этих организаций и их органов не носят юридически обязательного характера, но имеют рекомендательную силу.

Генеральная Ассамблея ООН приняла такие основополагающие акты, как Хартия экономических прав и обязанностей государств, Декларация о Новом международном экономическом порядке и программа действия по установлению Нового международного экономического порядка (1974 г. ).  В этих документах провозглашаются недискриминационные, взаимовыгодные основы экономического сотрудничества.

Важными документами Генеральной Ассамблеи ООН являются также резолюции "О мерах укрепления доверия в международных экономических отношениях" (1984) и "О международной экономической безопасности"(1985г. ).

Постановления ряда региональных экономических учреждений,  прежде всего Европейских Сообществ,  могут иметь не только рекомендательною,  но и обязательную юридическую силу.

Решения межгосударственных экономических конференций. Данные решения,  особенно основные,  оформленные в виде заключительных актов конференций,  рассматриваются в теории как особая разновидность многосторонних договоров и соответственно могут обладать и рекомендательной,  и обязательной юридической силой.  Среди документов международных кон-

ференций,  имеющих существенное значение для формирования международного экономического права,  особо важным являются содержащиеся в Заключительном акте Женевской конференции ООН по торговле и развитию 1964 года Принципы,  определяющие международные торговые отношения и торговую политику,  способствующие развитию,  раздел "Сотрудничество в области экономики,  науки и техники и окружающей среды" Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года,  а также раздел "Экономическое сотрудничество" в Парижской хартии для новой Европы принятой на встрече в верхах в рамках СБСЕ в 1990 году.

Исторически обычай в качестве источника играл важную роль как вообще в международном праве,  так и в МЭП.

С другой стороны,  нельзя не согласиться с точкой зрения об ограниченной роли обычая в области регулирования международных экономических отношений,  так как поддержание стандартов,  которых государства придерживаются в своих взаимоотношениях,  - это не та проблема,  к которой можно подойти через обычное право.

Показательно,  что даже такие,  казались бы,  давно укоренившиеся основные принципы международного права,  как уважение государственного суверенитета,  равноправие государств,  обязательное соблюдение международных договоров и др. ,  государства до сего времени снова и снова стремятся закрепить в своих как двусторонних,  так и многосторонних документах.

Под источником международного права можно понимать результаты процесса нормообразования.

Нормами международного права являются  договорные и обычные формы, находящие своё выражение в договорах и обычаях.

В прочитанной мною литературе по МЭП широко распространена точка зрения, что существуют следующие источники:

«а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определённо признанные спорящими государствами;

 б) международный  обычай, как доказательство всеобщей  практики, признанной в качестве  правовой нормы;

 в) общие  принципы права, признанные цивилизованными  нациями».1

 Характеристика  для МЭП,  еще находящегося  в стадии становления  в виде  особой отрасли права, является  обилие рекомендательных норм, имеющих своим источником решения международных организаций и конференций. Особенностью таких норм является то, что они не императивны. Они не только "рекомендуют", но и сообщают правомерность, в частности, таким действиям (бездействию), которые были бы неправомерны при отсутствии рекомендательной нормы. Например, Конференция ООН по торговле и развитию 1964 года приняла известные Женевские принципы, в которых, в частности, содержалась рекомендация о предоставлении развивающимся странам в изъятие из принципа наиболее благоприятствуемой нации преференциальных таможенных льгот (скидок с таможенного тарифа). Такие льготы были бы неправомерны при отсутствии соответствующей рекомендательной нормы.

 

3.1 Международные договоры

Постепенно в современном мире центр тяжести смещается в сторону многостороннего экономического сотрудничества. С точки зрения выработки норм МЭП особо важное значение имеет заключение многосторонних договоров. Именно многосторонние договоры составляют сердцевину МЭП.

Примерами универсальных международных экономических договоров являются Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 года, а также получившие широкое распространение многосторонние соглашения по сырьевым товарам.

Однако, несмотря на значение многосторонних связей, в своей подавляющей части сотрудничество в экономической сфере осуществляется на основе двусторонних договоров.

Среди международных договоров, регулирующих двусторонние экономические отношения, следует выделить договоры общего, рамочного политического характера, в частности договоры о дружбе и взаимной помощи. Наряду с основными политическими обязательствами сторон в них закрепляются обязательства по расширению экономического сотрудничества, по содействию заключению коммерческих сделок и т.п.

В 1994 году был принят пакет Марракешских соглашений, связанных с модификацией ГАТТ. Этим пакетом была учреждена так называемая ВТО – Всемирная торговая организация. Это общая организационная структура во взаимных торговых отношениях. Сферой её деятельности являются различные торговые соглашения и связанные с ними документы юридического характера, например, Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1994).2

ВТО выполняет следующие функции (ст. 3):

    • содействие выполнению, администрированию, реализации положений и достижению целей многосторонних торговых соглашений;
    • является механизмом для реализации указанных соглашений;
    • выступает как организация, обеспечивающая проведение переговоров между её членами относительно их торговых взаимоотношений;
    • регламентирует правила и процедуры урегулирования споров;
    • администрирует механизм пересмотра торговой политики;
    • взаимодействует с МВФ и МБРР.

ВТО возглавляется генеральным директором и финансируется на взносы её членов.

По статусу ВТО является юридическим лицом и наделяется такими полномочиями, которые могут быть необходимы для осуществления её функций.3

Самое важное и существенное значение для формирования норм международного экономического права имеют некоторые специальные виды международных договоров.

Имеются ввиду торговые договоры, которые могут именоваться также договорами о торговле и мореплавании и т.п. Основное в них – это закрепление, как правило, определенного вида торгово-экономического режима во взаимных отношениях государств и их физических и юридических лиц. Например, режим наибольшего благоприятствования, национальный режим, преференциальный, недискриминации, взаимной выгоды.

В торговле и в других видах экономического сотрудничества тесно связаны их валютно-платежное и финансовое обеспечение на основе соглашений о международных валютных расчетах и кредитах. Обычной является практика объединения торговых и валютно-финансовых условий в соглашениях, именуемых соглашениями либо о товарообороте и платежах. Но могут заключаться и специальные платежные соглашения, обусловливающие расчеты в определенных национальных свободно конвертируемых, ограниченно конвертируемых или неконвертируемых валютах.

Обычной практикой в клиринговых соглашениях стало предусматривание взаимозачётов поступлений и расходов во встречных торговых, экономических операциях. Клиринговые соглашения используются обычно государствами, применяющими неконвертируемую валюту. Поставки погашаются товарами и услугами или переводом сальдо в свободно конвертируемой валюте.

Кредитные соглашения могут существовать в чистом виде – предоставление одним государством другому займа в денежной, товарной или смешанной форме с обязательством погашения займа.

Информация о работе Международное экономическое право