Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 01:54, курсовая работа
Понимание сущности и значения международного права необходимо сегодня достаточно широкому кругу лиц, поскольку международное право оказывает воздействие практически на все сферы современной жизни. Применение международного права - важная сторона деятельности всех тех, кто так или иначе связан с международными отношениями. Однако, и те юристы, которые напрямую не занимаются международными отношениями, периодически сталкиваются по роду деятельности с нормативными актами международного права и должны правильно ориентироваться при принятии решений по такого рода делам. Это относится и к следственным работникам при расследовании хозяйственный преступлений международных корпораций, фирм , занимающихся внешнеэкономической деятельностью или оперативным подразделениям, ведущим борьбу с терроризмом и международной преступностью, и к нотариусам, удостоверяющим юридические действия, касающиеся иностранных граждан, находящихся на территории Украины, и т. д.
Введение
Понятие и субъекты международного экономического права
Международно-правовое регулирование
Источники международного экономического права
Международные договоры
Решения (рекомендации, постановления) международных организаций
Решения межгосударственных экономических конференций и международные обычаи
Принципы международного экономического права
Заключение
Список использованной литературы
Исходя из понимания МЭП как отрасли международного публичного права, логично считать, что субъекты МЭП те же, что и вообще субъекты в международном праве. Государства, разумеется, вправе непосредственно участвовать во внешнеэкономической гражданско-правовой , коммерческой, коммерческой деятельности. "Торгующее государство", оставаясь субъектом международного права, может выступать также как субъект национального права другого государства, например, заключив с иностранным контрагентом сделку с подчинением ее иностранной юрисдикции. Это, однако, само по себе не лишает государство присущих ему иммунитетов. Для отказа от иммунитетов (в том числе юрисдикционного, судебно-исполнительного) необходимо явно выраженное волеизъявление самого государства.
Источники МЭП те же, что вообще в международном публичном праве. Характеристика для МЭП, еще находящегося в стадии становления в виде особой отрасли права, является обилие рекомендательных норм, имеющих своим источником решения международных организаций и конференций. Особенностью таких норм является то, что они не императивны. Они не только "рекомендуют", но и сообщают правомерность, в частности, таким действиям (бездействию), которые были бы неправомерны при отсутствии рекомендательной нормы. Например, Конференция ООН по торговле и развитию 1964 года приняла известные Женевские принципы, в которых, в частности, содержалась рекомендация о предоставлении развивающимся странам в изъятие из принципа наиболее благоприятствуемой нации преференциальных таможенных льгот (скидок с таможенного тарифа). Такие льготы были бы неправомерны при отсутствии соответствующей рекомендательной нормы.
В современном мире центр тяжести постепенно смещается в сторону многостороннего экономического сотрудничества. С точки зрения выработки норм МЭП особо важное значение имеет заключение многосторонних договоров. Именно многосторонние договоры составляют сердцевину МЭП.
Примерами универсальных международных экономических договоров являются Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 года, а также получившие широкое распространение многосторонние соглашения по сырьевым товарам.
Однако, несмотря на значение многосторонних связей, в своей подавляющей части сотрудничество в экономической сфере осуществляется на основе двусторонних договоров.
Среди международных договоров, регулирующих двусторонние экономические отношения следует выделить договоры общего, рамочного политического характера, в частности договоры о дружбе и взаимной помощи. Наряду с основными политическими обязательствами сторон в них закрепляются обязательства по расширению экономического сотрудничества, по содействию заключению коммерческих сделок и т. п.
Но наиболее существенное значение для формирования норм международного экономического права имеют некоторые специальные виды международных договоров.
К ним относятся торговые договоры, которые могут именоваться также договорами о торговле и мореплавании и т. п. Главное в них - закрепление, как правило, определенного вида торгово-экономического режима во взаимных отношениях государств и их физических и юридических лиц. Это - режим наибольшего благоприятствования, национальный режим, преференциальный, недискриминации, взаимной выгоды.
С торговлей и другими видами экономического сотрудничества тесно связано их валютно-платежное и финансовое обеспечение на основе соглашений о международных валютных расчетах и кредитах. Обычной является практика объединения торговых и валютно-финансовых условий в соглашениях, именуемых соглашениями либо о товарообороте и платежах. Но могут заключаться и специальные платежные соглашения, обусловливающие расчеты в определенных национальных свободно конвертируемых, ограниченно конвертируемых или неконвертируемых валютах.
В клиринговых соглашениях предусматривается взаимный зачет поступлений и расходов во встречных торговых, экономических операциях. Клиринговые соглашения используются обычно государствами, применяющими неконвертируемую валюту.
Кредитные соглашения могут существовать в чистом виде - предоставление одним государством другому займа в денежной, товарной или смешанной форме с обязательством погашения займа.
Когда у государства возникает необходимость прибегнуть к количественным экспортным и импортным ограничениям, используются так называемые соглашения о товарообороте, иначе говоря - взаимных поставках товаров. В таких соглашениях стороны договариваются об определенных встречных контингентах (квотах) экспортных и импортных поставок товаров в физических или стоимостных показателях.
Немалое число рекомендаций по вопросам экономического сотрудничества принимается органами ООН, а также организациями, входящими в систему ООН (ЮНКТАД, ЮНИДО и др. ). Решения этих организаций и их органов не носят юридически обязательного характера, но имеют рекомендательную силу.
Генеральная Ассамблея ООН приняла такие основополагающие акты, как Хартия экономических прав и обязанностей государств, Декларация о Новом международном экономическом порядке и программа действия по установлению Нового международного экономического порядка (1974 г. ). В этих документах провозглашаются недискриминационные, взаимовыгодные основы экономического сотрудничества.
Важными документами Генеральной Ассамблеи ООН являются также резолюции "О мерах укрепления доверия в международных экономических отношениях" (1984) и "О международной экономической безопасности"(1985г. ).
Постановления ряда региональных экономических учреждений, прежде всего Европейских Сообществ, могут иметь не только рекомендательною, но и обязательную юридическую силу.
Решения межгосударственных экономических конференций. Данные решения, особенно основные, оформленные в виде заключительных актов конференций, рассматриваются в теории как особая разновидность многосторонних договоров и соответственно могут обладать и рекомендательной, и обязательной юридической силой. Среди документов международных кон-
ференций, имеющих существенное значение для формирования международного экономического права, особо важным являются содержащиеся в Заключительном акте Женевской конференции ООН по торговле и развитию 1964 года Принципы, определяющие международные торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию, раздел "Сотрудничество в области экономики, науки и техники и окружающей среды" Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, а также раздел "Экономическое сотрудничество" в Парижской хартии для новой Европы принятой на встрече в верхах в рамках СБСЕ в 1990 году.
Исторически обычай в качестве источника играл важную роль как вообще в международном праве, так и в МЭП.
С другой стороны, нельзя не согласиться с точкой зрения об ограниченной роли обычая в области регулирования международных экономических отношений, так как поддержание стандартов, которых государства придерживаются в своих взаимоотношениях, - это не та проблема, к которой можно подойти через обычное право.
Показательно, что даже такие, казались бы, давно укоренившиеся основные принципы международного права, как уважение государственного суверенитета, равноправие государств, обязательное соблюдение международных договоров и др. , государства до сего времени снова и снова стремятся закрепить в своих как двусторонних, так и многосторонних документах.
Под источником международного права можно понимать результаты процесса нормообразования.
Нормами международного права являются договорные и обычные формы, находящие своё выражение в договорах и обычаях.
В прочитанной мною литературе по МЭП широко распространена точка зрения, что существуют следующие источники:
«а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определённо признанные спорящими государствами;
б) международный обычай, как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;
в) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями».1
Характеристика для МЭП, еще находящегося в стадии становления в виде особой отрасли права, является обилие рекомендательных норм, имеющих своим источником решения международных организаций и конференций. Особенностью таких норм является то, что они не императивны. Они не только "рекомендуют", но и сообщают правомерность, в частности, таким действиям (бездействию), которые были бы неправомерны при отсутствии рекомендательной нормы. Например, Конференция ООН по торговле и развитию 1964 года приняла известные Женевские принципы, в которых, в частности, содержалась рекомендация о предоставлении развивающимся странам в изъятие из принципа наиболее благоприятствуемой нации преференциальных таможенных льгот (скидок с таможенного тарифа). Такие льготы были бы неправомерны при отсутствии соответствующей рекомендательной нормы.
3.1 Международные договоры
Постепенно в современном мире центр тяжести смещается в сторону многостороннего экономического сотрудничества. С точки зрения выработки норм МЭП особо важное значение имеет заключение многосторонних договоров. Именно многосторонние договоры составляют сердцевину МЭП.
Примерами универсальных международных экономических договоров являются Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 года, а также получившие широкое распространение многосторонние соглашения по сырьевым товарам.
Однако, несмотря на значение многосторонних связей, в своей подавляющей части сотрудничество в экономической сфере осуществляется на основе двусторонних договоров.
Среди международных договоров, регулирующих двусторонние экономические отношения, следует выделить договоры общего, рамочного политического характера, в частности договоры о дружбе и взаимной помощи. Наряду с основными политическими обязательствами сторон в них закрепляются обязательства по расширению экономического сотрудничества, по содействию заключению коммерческих сделок и т.п.
В 1994 году был принят пакет Марракешских соглашений, связанных с модификацией ГАТТ. Этим пакетом была учреждена так называемая ВТО – Всемирная торговая организация. Это общая организационная структура во взаимных торговых отношениях. Сферой её деятельности являются различные торговые соглашения и связанные с ними документы юридического характера, например, Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1994).2
ВТО выполняет следующие функции (ст. 3):
ВТО возглавляется генеральным директором и финансируется на взносы её членов.
По статусу ВТО является юридическим лицом и наделяется такими полномочиями, которые могут быть необходимы для осуществления её функций.3
Самое важное и существенное значение для формирования норм международного экономического права имеют некоторые специальные виды международных договоров.
Имеются ввиду торговые договоры, которые могут именоваться также договорами о торговле и мореплавании и т.п. Основное в них – это закрепление, как правило, определенного вида торгово-экономического режима во взаимных отношениях государств и их физических и юридических лиц. Например, режим наибольшего благоприятствования, национальный режим, преференциальный, недискриминации, взаимной выгоды.
В торговле и в других видах экономического сотрудничества тесно связаны их валютно-платежное и финансовое обеспечение на основе соглашений о международных валютных расчетах и кредитах. Обычной является практика объединения торговых и валютно-финансовых условий в соглашениях, именуемых соглашениями либо о товарообороте и платежах. Но могут заключаться и специальные платежные соглашения, обусловливающие расчеты в определенных национальных свободно конвертируемых, ограниченно конвертируемых или неконвертируемых валютах.
Обычной практикой в клиринговых соглашениях стало предусматривание взаимозачётов поступлений и расходов во встречных торговых, экономических операциях. Клиринговые соглашения используются обычно государствами, применяющими неконвертируемую валюту. Поставки погашаются товарами и услугами или переводом сальдо в свободно конвертируемой валюте.
Кредитные соглашения могут существовать в чистом виде – предоставление одним государством другому займа в денежной, товарной или смешанной форме с обязательством погашения займа.