Международное экономическое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 01:54, курсовая работа

Краткое описание

Понимание сущности и значения международного права необходимо сегодня достаточно широкому кругу лиц, поскольку международное право оказывает воздействие практически на все сферы современной жизни. Применение международного права - важная сторона деятельности всех тех, кто так или иначе связан с международными отношениями. Однако, и те юристы, которые напрямую не занимаются международными отношениями, периодически сталкиваются по роду деятельности с нормативными актами международного права и должны правильно ориентироваться при принятии решений по такого рода делам. Это относится и к следственным работникам при расследовании хозяйственный преступлений международных корпораций, фирм , занимающихся внешнеэкономической деятельностью или оперативным подразделениям, ведущим борьбу с терроризмом и международной преступностью, и к нотариусам, удостоверяющим юридические действия, касающиеся иностранных граждан, находящихся на территории Украины, и т. д.

Содержание

Введение
Понятие и субъекты международного экономического права
Международно-правовое регулирование
Источники международного экономического права
Международные договоры
Решения (рекомендации, постановления) международных организаций
Решения межгосударственных экономических конференций и международные обычаи
Принципы международного экономического права
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Международное экономическое право.docx

— 55.05 Кб (Скачать файл)

У государства может возникнуть необходимость прибегнуть к количественным экспортным и импортным ограничениям. В этом случае используются так называемые соглашения о товарообороте, проще говоря –взаимных поставках товаров. В таких соглашениях стороны договариваются об определенных встречных контингентах (квотах) экспортных и импортных поставок товаров в физических или стоимостных показателях.

К сожалению, я не могу перечислить все возможные виды двусторонних соглашений – их существует великое множество. Число их всевозможных разновидностей настолько обширно, как и само международное право.

 

 

 

 

3.2. Решения (рекомендации, постановления) международных  организаций

 Значительное  число рекомендаций по вопросам  экономического сотрудничества принимается органами ООН, а также организациями, входящими в систему ООН (ЮНКТАД, ЮНИДО и др.). Решения этих организаций и их органов не носят юридически обязательного характера, но имеют рекомендательную силу.

Генеральная Ассамблея ООН приняла такие основополагающие акты, как Хартия экономических прав и обязанностей государств, Декларация о Новом международном экономическом порядке и программа действия по установлению Нового международного экономического порядка (1974 г.). В этих документах провозглашаются недискриминационные, взаимовыгодные основы экономического сотрудничества.

Довольно интересен принятый 12 декабря 1974 года Генеральной Ассамблеей ООН следующий документ – «Хартия экономических прав и обязанностей государств».

В этом документе определены основные принципы международного экономического сотрудничества.

«… следующими принципами:

а) суверенитет, территориальная целостность и политическая независимость государств;

б) суверенное равенство всех государств;

в) ненападение;

г) невмешательство;

д) взаимная и равная выгода;

е) мирное сосуществование;

ж) равноправие и самоопределение народов;

з) мирное урегулирование споров;

к) добросовестное выполнение международных обязательств…»4

Как видно, международное экономическое сотрудничество базируется на тех же принципах, что и международное право целиком, основные принципы которого зафиксированы в уставе ООН. Общеизвестно, что принципы, зафиксированные в этом документе, носят характер jus cogens, то есть являются обязательствами высшего порядка и не могут быть отменены государствами ни индивидуально, ни по взаимному соглашению.

В этом документе признаётся право любого государства «выбирать свою экономическую систему, а также свою политическую, социальную и культурную систему»5 независимо от воли и желания других государств в соответствии с волей своего народа. Таким образом, уже в этой статье отражены два принципа международного права: самоопределение народов и неприменение силы или угрозы силой.

В Хартии закрепляется право государств на контроль иностранных инвестиций в свою экономику согласно своим законам и в соответствии со своими национальными целями.

В части 2 пп. б) ст. 2 регулируются права и отношения с транснациональными корпорациями, в которых можно найти отражение принципов невмешательства во внутренние дела и сотрудничества.

Принцип сотрудничества также применён в ст. 3 в отношении разработки природных ресурсов.

В Хартии закрепляется юридическое равноправие государств. Любое государство имеет право «полностью и эффективно участвовать в международном процессе принятия решений» для урегулирования возникших валютных, финансовых и экономических споров и разногласий (ст. 10).

Не обделены вниманием вопросы использования земных недр и сохранения окружающей среды. Согласно ст. 29 дно морей и океанов, их недра, а также ресурсы являются общим наследием человечества. За защиту, сохранение и улучшение окружающей среды для нынешнего и будущего поколений несут ответственность все государства. Все государства при разработке своих недр должны стремиться к сохранению природы и окружающей среды, способствуя благоприятному развитию развивающихся стран. Экологическое сотрудничество государств может выражаться в выработке международных норм и правил в области окружающей среды (ст. 30).

Важными документами Генеральной Ассамблеи ООН являются также резолюции "О мерах укрепления доверия в международных экономических отношениях" (1984) и "О международной экономической безопасности"(1985г.).

Постановления ряда региональных экономических учреждений, прежде всего Европейских Сообществ, могут иметь не только рекомендательною, но и обязательную юридическую силу.

 

3.3. Решения межгосударственных экономических конференций и международные обычаи

Решения таких конференций, особенно основные, оформленные в виде заключительных актов конференций, теоретически рассматриваются как особый вид многосторонних договоров. Поэтому они могут обладать рекомендательной и обязательной юридической силой.

Среди документов международных конференций, имеющих существенное значение для формирования международного экономического права, особо важным являются содержащиеся в Заключительном акте Женевской конференции ООН по торговле и развитию 1964 года Принципы, определяющие международные торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию, раздел "Сотрудничество в области экономики, науки и техники и окружающей среды" Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, а также раздел "Экономическое сотрудничество" в Парижской хартии для новой Европы принятой на встрече в верхах в рамках СБСЕ в 1990 году.

Ещё одним источником МЭП, который скорее является традиционным – это исторический обычай. Обычаи играют важную роль как вообще в международном праве, так и в МЭП. Международные обычаи формируются веками, тысячелетиями истории человеческих отношений.

Международный обычай формируется на основе практики государств. Путём признания в качестве правовой нормы обычай приобретает статус международной нормы. Такая норма и находит своё выражение в форме международного обычая.

В отличие от договорных норм, обычай не оформляют каким-либо единым актом в письменном виде. Поэтому для установления существования обычая используют вспомогательные средства: судебные решения и доктрины, решения международных организаций и односторонние акты и действия государств.

К таким судебным решениям, являющимися вспомогательным средством, относятся решения Международного Суда ООН, других международных судебных и арбитражных органов.

В своей практике Международный Суд ООН не ограничивался констатацией существования обычаев, но давал им более иди менее четкие формулировки.

С другой стороны, нельзя не согласиться с точкой зрения об ограниченной роли обычая в области регулирования международных экономических отношений, так как поддержание стандартов, которых государства придерживаются в своих взаимоотношениях, – это не та проблема, к которой можно подойти через обычное право.

Показательно, что даже такие, казались бы, давно укоренившиеся основные принципы международного права, как уважение государственного суверенитета, равноправие государств, обязательное соблюдение международных договоров и др., государства до сего времени снова и снова стремятся закрепить в своих как двусторонних, так и многосторонних документах.

 

 

 

    1. Принципы международного экономического права.

К международным экономическим отношениям безусловно применимы соответствующие общепризнанные принципы международного права.

Наряду с основными принципами международного публичного права в международных экономических отношениях применяются и специальные принципы,  обусловливающие,  в частности,  использование определенных торгово-политических режимов.

При этом необходимо подчеркнуть, что специальные принципы МЭП носят конвенционный характер, их действенность зависит от включения в каждом случае в соответствующие международные договоры.

В правовом понимании этот принцип означает право государства на предоставление ему (а также его гражданам и иным субъектам его национального права) со стороны государства-партнера общих условий, которые не хуже предоставляемых этим государством всем прочим государствам.  Данное право не затрагивает предоставление правомерно применяемых особых льготных, более благоприятных условий.  Иными словами, режим недискриминации означает обязательство не ухудшать для другой страны своих

нормально действующих, общих для всех стран условий.

Принцип (режим) наиболее благоприятствуемой нации (наибольшего благоприятствования) означает юридическое обязательство государства предоставлять государству-партнеру льготные (наиболее благоприятные) условия, которые действуют или могут быть введены для любой третьей страны.  Область применения режима наибольшего благоприятствования определяется обычно в конкретной оговорке о наибольшем благоприятствовании в том или ином международном договоре.  Эта оговорка может распространяться в общей форме на всю область торговли и судоходства или на отдельные виды отношений: таможенные пошлины( их льготные ставки), транзит, количественные и другие ограничения и запрещения; транспортный режим; налоговые, судебные (и т. п. ) права физических и юридических лиц и т. д.

Национальный режим предусматривается в некоторых торговых соглашениях и означает, что, как правило, на основе взаимности физические и юридические лица иностранного государства полностью приравниваются в своих правах к национальным физическим и юридическим лицам по отдельным видам правовых отношений.  Обычно это касается гражданской правоспособности иностранных лиц, включая судопроизводство.

Принцип взаимной выгоды предполагает, что отношения между государствами, не являющиеся взаимно выгодными, а тем более кабальные, прямо или косвенно принудительные, не должны иметь места, но должно быть справедливое распределение выгод и обязательств сравнимого объема.

В сложных межгосударственных, в том числе экономических, взаимоотношениях справедливое распределение выгод и обязательств, разумеется, не может служить простым эталоном для каждой конкретной сделки, но должно рассматриваться именно как сбалансированный общий международно-правовой принцип.

Преференциальный режим - это торговые льготы, прежде всего в отношении таможенных пошлин, действующие между тем или иным государством или среди группы государств.  Актуальным примером является система преференций, которая в силу рекомендаций Конференции ООН по торговле и развитию применяется развитыми странами в отношении развивающихся, а также между самими развивающимися странами.  Причем предоставляемые преференции не считаются нарушением принципа наибольшего благоприятствования.

В прежние времена довольно распространенным, особенно в отношениях развитых стран с колониальными и полуколониальными, было использование  в договорной практике правовых режимов "равных возможностей", "открытых дверей", капитуляций и т. п.  Такого рода условия, противоречащие общепризнанным принципам международного права, на современном этапе не могут рассматриваться как правомерные.

 

 

Заключение

В объеме одной работы сложно охватить все сферы экономического сотрудничества, регулируемые международным правом.  Так,  как помимо общих понятий о принципах международного экономического права, его субъектах и источниках,  существует большое количество международных нормативных актов, регулирующих международно-правовое сотрудничество в отдельных областях международных экономических отношениях, а также,  регулирующих международно-правовое сотрудничество на региональном уровне.

При рассмотрении этой области международного экономического права можно привести большое количество примеров о развитии межгосударственного сотрудничества в валютно-финансовой сфере и роль Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и Международного валютного фонда (МВФ) при решении глобальных вопросов в этой сфере.

Все вышесказанное можно отнести и к межгосударственному сотрудничеству в области транспорта и к экономическому сотрудничеству в рамках ОНН на региональном уровне, ведущемуся прежде всего в рамках экономических комиссий, образованных Экономическим и Социальным Советом.

Затронув одну отрасль международного права - международное экономическое право - мы наглядно убедились, что эта отрасль представляет собой самостоятельную систему, можно сказать подсистему в рамках целостной, единой системы международного права, которая в настоящее время является одной из самой бурно развивающейся отраслью международного права.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Богуславский  М. М.  Международное экономическое  право. - М. , 1986 г.

2. Вельяминов  Г. М.  Правовое урегулирование  международной торговли. - М. , 1972.

3. Вельяминов  Г. М.   Основы  международного  экономического права. -

М. , 1994.

4. Международное  право: Учебник/Отв. ред.  Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов. - М. :Междунар. отношения, 1995.

5. Юридичний словник. - К. : УРЭ. -1983.

6. И. И. Лукашук. Международное право. Особенная часть. М., Волтерс     Клувер, 2005 г., c. 197

7. Г. М. Вельяминов. Международное экономическое право и процесс. Учебник. М., Волтерс Клувер, 2004 г.

    1. Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. – М.: Междунар. отношения, 1999.
    2. Юридичний словник. – К.: УРЭ. – 1983.
    3. Действующее международное право. В 3-х томах. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 3. 1997.
    4. Нешатаева Т. Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. — М.: Дело, 1999.
    5. Международное публичное право. Учебник. / Под ред. К. А. Бекяшева. — 1999.

Информация о работе Международное экономическое право