Международные экономические организации как субъекта мирового хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 09:05, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучения международных экономических организаций как субъекта мирового хозяйства.
Задачи, поставленные для достижения цели:
Рассмотреть понятие международных экономических организаций, их роль, классификацию. Рассмотреть международные финансовые и торговые организации;
Рассмотреть историю, причины создания Всемирной торговой организации (ВТО), ее роль и значение, а также вопрос, касающийся присоединения России к ВТО;

Содержание

Введение 3
1 Классификация МЭО 5
2 Всемирная торговая организация 6
3 Международный валютный фонд и группа Всемирного банка 9
4 Прочие международные экономические организации 12
Заключение 16
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Мировая экономика.docx

— 48.33 Кб (Скачать файл)

     3) «обеспечивать стабильность валют,  поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ»;

     4) оказывать помощь в создании  многосторонней системы расчетов  между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;

     5) предоставлять временно государствам-членам  средства иностранной валюте, которые  давали бы им возможность «исправлять  нарушения равновесия в их платежных балансах».

     Каждое  государство, вступая в члены  МВФ, вносит определенную сумму –  квоту. Самым большим количеством голосов в МВФ обладают: США – 17,78 %; Германия – 5,53 %; Япония – 5,53 %; Великобритания – 4,98 %; Франция – 4,98 %; Саудовская Аравия – 3,45 %; Италия – 3,09 %; Россия – 2,9 %.

     Для оказания финансовой поддержки своим  членам МВФ использует следующие  механизмы:

  1. Обычные механизмы:

     - политика траншей (кредиты в виде долей, составляющих 25% квоты данной страны);

     - механизм расширенного финансирования (кредитование в течение 3 лет в целях преодоления трудностей с платежным балансом).

  1. Специальные механизмы:

     - кредитование в случае непредвиденных обстоятельств (например, рост цен на импортируемое зерно);

     - финансирование буферных запасов (кредит на пополнение запасов сырья).

  1. Чрезвычайная помощьв случае стихийных бедствий.

     В своей деятельности Банк и Фонд дополняют  друг друга, но при этом существуют довольно существенные различия между  функциями, выполняемыми каждым из этих учреждений.

     Всемирный банк – это кредитное учреждение, чья цель заключается в содействии интеграции стран в мировую экономику и долгосрочному экономическому росту, способствующему повышению уровня жизни населения бедных стран. МВФ действует в качестве наблюдателя за мировыми валютами, способствуя поддержанию упорядоченной системы платежей между всеми странами, и ссужает деньги государствам-членам, испытывающим серьезный дефицит платежного баланса. В отличие от Всемирного банка, финансирующего как реформы политики, так и проекты, МВФ занимается исключительно реформами. Всемирный банк предоставляет кредиты только развивающимся странам и странам с переходной экономикой. Что касается МВФ, его услугами и ресурсами могут воспользоваться все государства-члены этой организации (как богатые, так и бедные). Чтобы Фонд мог успешно выполнять свою работу, в ней должно участвовать подавляющее большинство стран мира. Поскольку международная торговля и инвестиции не знают границ, практически каждая страна вынуждена покупать и продавать иностранные валюты для финансирования импорта и экспорта. МВФ отслеживает такие операции и консультируется со странами-членами относительно того, как они могут содействовать становлению ликвидной и стабильной международной валютной системы.

     МВФ был создан на принципах акционерного общества. Из Второй мировой войны США вышли с самой сильной экономикой и наибольшими запасами золота. Поэтому они смогли внести в МВФ наибольшую сумму денег и получили наибольшее число голосов при принятии решений. Естественно, что с самого момента своего образования МВФ проводил политику выгодную, прежде всего США, в ущерб остальным странам.

     Если  какое-либо государство нуждалось  в помощи МВФ, и эта помощь предоставлялась, то она обставлялась такими политическими  условиями, что государство фактически не могло обеспечивать своих национальных интересов в стратегии своего развития. В результате экономическая  ситуация в этой стране не улучшалась, а ухудшалась до такой степени, что Фонд уже вполне обоснованно отказывался от дальнейшей помощи. Аналогичная ситуация была и в России в 1990-х гг. прошлого века, когда условиями получения помощи были либерализация российских рынков и привязка российской денежной системы к поддержке доллара США. Известно, что результатом этого явился финансовый крах 1998 г. и удешевление российских активов почти в 30 раз. Экономическое положение страны стало выправляться только после отказа от кредитов МВФ и от «советов» финансовых экспертов США.

     Таким образом, МВФ нуждается в срочном  глобальном реформировании.

     4 Прочие международные  экономические организации 

     4.1  Организация экономического сотрудничества и развития 

     ОЭСР  является форумом, в рамках которого правительства стран-членов имеют  возможность обсуждать, разрабатывать  и совершенствовать экономическую и социальную политику. В настоящее время членами ОЭСР являются 29 стран. В современных условиях глобализации экономики значение ОЭСР как центра по обмену передовым экономическим и социальным «ноу-хау» возрастает.

     ОЭСР  ставит перед собой следующие  цели:

  • достижение высокого и устойчивого экономического роста и повышение жизненного уровня стран-членов при соблюдении финансовой стабильности;
  • продвижение разумных экономических взглядов и методов в странах-членах, а также в не входящих в ОЭСР странах, идущих по пути экономического развития;
  • развитие международной торговли на многосторонней, не дискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами.

     Сотрудничество  ОЭСР и России начало развиваться  с 1990 г., когда был создан Центр по сотрудничеству со странами с переходной экономикой. 8 июня 1994 г. была подписана Декларация о сотрудничестве между ОЭСР и РФ, определяющая основные направления такого сотрудничества и формализующая условия деятельности ОЭСР в России. В 1996 г. Россия подала официальную заявку о вступлении в ОЭСР. И, наконец, в 1997 г. был подписан Протокол о создании специального Комитета по связям между ОЭСР и РФ. Комитет является органом, объединяющим высокопоставленных представителей ОЭСР и государственных органов России. Он рассматривает ход российских экономических реформ, анализирует результаты выполнения ежегодных программ работы ОЭСР в РФ и дает рекомендации по перспективным направлениям сотрудничества. Так, например, с участием привлеченных ОЭСР международных экспертов был разработан ряд актов российского антимонопольного законодательства, законодательства о банкротствах, сделано несколько предложений по совершенствованию проектов новой редакции закона об иностранных инвестициях.

     Что может дать России членство в ОЭСР?

     Во-первых, здесь есть чисто политические мотивы. Участие в такой уважаемой международной организации как ОЭСР будет способствовать развитию более тесных контактов России с наиболее развитыми странами мира и дальнейшей интеграции ее в мировое сообщество. Во-вторых, есть и вполне прагматические причины для вступления в Организацию. Член ОЭСР имеет прямой и практически неограниченный доступ к опыту управления рыночной экономикой, накопленному передовыми странами за длительный период. Также, членство в ОЭСР может служить своего рода «рейтинговым показателем» как для международных организаций, занимающихся распределением финансовых средств, так и для частных кредитных организаций и инвесторов. 

     4.2  Организация стран-экспортеров  нефти (ОПЕК) 

     ОПЕК  основана в 1960 г.  рядом стран (Алжир, Эквадор, Индонезия, Ирак, Иран, Кувейт, Ливия, Нигерия, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Венесуэла) с целью координации действий по объему продаж и установления цен на сырую нефть.

     Благодаря тому, что ОПЕК контролирует примерно половину мирового объема торговли нефтью, она способна значительно влиять на уровень мировых цен. На долю нефтяного  картеля, который в 1962 г.  зарегистрирован  в ООН в качестве полноправной межправительственной организации, приходится около 40% мировой добычи нефти.

     Основными целями создания Организации являются:

  • координация и унификация нефтяной политики государств-членов;
  • определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов;
  • обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти.
  • внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения устойчивых доходов стран-производителей нефти, эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей, справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность, охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений;
  • cтрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.

     Полноправными членами могут быть только члены-основатели и те страны, чьи заявки на прием были одобрены конференцией. Россия не входит в состав стран-участников картеля, но она является одним из крупнейших производителей и экспортеров нефти на мировой рынок. Россия представляет собой некий противовес ОПЕК и является одним из главных игроков мирового энергетического рынка. ОПЕК и Россия прекрасно осознают, что главное для них в области энергетики – добиться стабилизации мировых сырьевых рынков.  

     4.3 Парижский и Лондонский клубы кредиторов  

     Парижский и Лондонский клубы кредиторов являются ведущими международными финансовыми объединениями.

     Парижский клуб создан как неформальное объединение  государств-кредиторов в 1956 г.  и  сейчас в него входит 19 стран, включая  Россию. Все решения по реструктуризации долгов принимаются на основе консенсуса. Лондонский клуб объединяет 600 коммерческих банков, интересы которых представляет Управляющий комитет, а также ряд инвестиционных фондов, объединенных в ассоциированный орган Лондонского клуба – Наблюдательный совет.

     Лондонский клуб весьма отличается от Парижского – как коммерческий банк отличается от государства. Правительственные кредиторы не ограничены в деньгах, дают их другим странам взаймы охотно, причем исходя из коммерческих, а в основном из политических соображений. Коммерческие же банки сами денег не печатают, поэтому дают международные займы весьма осторожно - только тогда, когда заемщик обещает большие проценты и комиссионные.

     Главная идея деятельности Парижского клуба  – проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 г.  Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны. В феврале 1995 г. Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляется не всем. Для этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы.

     В 1995 г. Россия вступила в Парижский  клуб в качестве кредитора. Членство в Парижском клубе имеет для России неоспоримые преимущества. Развивающиеся страны Парижский клуб чрезвычайно уважают. Только Парижский клуб может при желании списать сколько угодно долгов и выдавать сколько угодно кредитов. И поэтому именно от него в наибольшей степени зависит экономическая политика развивающихся стран.

     6 октября 1997 г. Россия подписала  с Лондонским клубом кредиторов соглашение о реструктуризации задолженности бывшего СССР  членам клуба. Долг в 24 млрд. долларов реструктурируется на 25 лет, а выплата началась с 2002 года равными долями.

     В настоящее время наступил период погашения долгов Парижскому и Лондонскому клубам. Россия уже погасила около 10 млрд. долларов. И далее она будет выполнять свои обязательства. И наступит время, когда отношения между Россией и лидерами мировой экономики будут носить партнерский, равноправный характер. 
 

     Заключение 

     В данной  работе была изучена тема – международные экономические организации как субъекта мирового хозяйства.

     Были  достигнуты поставленные задачи:

  1. Рассмотрено понятие международных экономических организаций, их роль, классификацию. Рассмотрены международные финансовые и торговые организации;
  2. Рассмотрена история, причины создания ВТО, ее роль и значение, а также вопрос, касающийся присоединения России к ВТО;
  3. Рассмотрела роль и место международных финансовых организаций в решении межгосударственного сотрудничества в валютно-расчетных отношениях, международном кредитовании и финансировании различных проектов помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой;
  4. Рассмотрела основные международные экономические организации и взаимосвязь их с Россией.

Информация о работе Международные экономические организации как субъекта мирового хозяйства