Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 20:34, реферат
Роль внешнеэкономического фактора в экономической модели "новых индустриальных стран"
Рассматривая экономическую модель "новых индустриальных стран" и особенности ее успешного развития, как правило, указывают на внешние и внутренние факторы этой модели, обеспечившие ей громкий успех, Объективно характер этих двух групп факторов дополняется гибкой, сбалансированной политикой правительства каждой из стран НИС.
Участие представителей Казахстана в работе сессий Генеральных ассамблей ООН и заседаниях специальных комитетов, на других форумах по линии ООН мы должны использовать для широкого ознакомления мирового сообщества с острыми экономическими, социальными и экологическими проблемами нашего государства, решение которых в значительной степени зависит от содействия со стороны стран-доноров и международных организаций.
Присоединение Казахстана к Хельсинкскому процессу, подписание Договора СНВ-1, Лиссабонского протокола и последующее вступление в Договор о нераспространении ядерного оружия - все это укрепило международный авторитет Казахстана, позволило включиться в развитую инфраструктуру безопасности и мер доверия, существенно упрочить суверенитет и безопасность молодого государства.
Казахстан и впредь будет активно участвовать в деятельности международных и региональных структур безопасности и превентивной дипломатии, поддерживать усилия по повышению эффективности механизмов контроля за ограничением стратегических наступательных вооружений, распространением оружия массового уничтожения, экспорта оружия и технологий двойного назначения.Должен заметить, что благодаря нашим последовательным усилиям зарубежные партнеры с пониманием отнеслись к озабоченности Казахстана надежным обеспечением собственной безопасности в связи с отказом от ядерного статуса. Сначала в "Хартии о демократическом партнерстве", подписанной мною и Президентом Б.Клинтоном в феврале 1994 года в Вашингтоне, затем в программе НАТО "Партнерстве ради мира" были зафиксированы существенные элементы, гарантирующие безопасность Казахстана. Наконец, в декабре 1994 года в Будапеште три ядерные державы - Великобритания, США и Россия дали Казахстану совместные и всеобъемлющие гарантии безопасности. Позже к ним присоединилась и Китайская Народная Республика. Таким образом, суверенитет, независимость, территориальная целостность и нерушимость границ Казахстана надежно гарантированы основными ядерными державами, в том числе двумя нашими великими соседями - Россией и Китаем.Принципиальным является вступление Казахстана в основные валютно-финансовые организации: Международный Валютный Фонд, Всемирный Банк, Европейский Банк реконструкции и развития. Это уже сейчас дает ощутимую поддержку нашей реформирующейся экономике.Подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом, оформляется членство Казахстана в Азиатском Банке Развития. Решению проблемы коммуникационного выхода во внешний мир способствует наше участие в Организации Экономического Сотрудничества.
Приоритеты экономического развития
диктуют необходимость
Наряду с этими шагами Казахстан активно развивал сотрудничество со многими странами на двусторонней основе. Республику Казахстан признали 111 государств мира, с 92 из них установлены дипломатические отношения. Мы открыли 18 своих посольств за рубежом. В Алматы функционируют 36 иностранных посольств и миссий, 9 представительств международных и национальных организаций. Можно сказать, что создана инфраструктура и реальные каналы связи республики с внешним миром, которые будут расширяться и охватывать новые регионы и страны.
Первостепенное внимание по вполне понятным причинам уделялось отношениям с Россией. Удалось не только начать эффективный процесс восстановления всего многообразия исторически сложившихся связей, но и заложить солидную базу для их развития на новой основе. В 1992 года между Казахстаном и Россией был подписан равноправный Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, в котором юридически зафиксирован принцип взаимного уважения суверенитета и независимости, территориальной целостности и существующих границ друг друга.
Огромное значение имеют, несомненно, соглашения с Россией по вопросам гражданства, коллективной безопасности.
Договоры о дружбе и сотрудничестве были подписаны с соседями по Центральной Азии - Узбекистаном, Кыргызстаном, Туркменистаном и Таджикистаном. Наши связи имеют многогранный характер, служат обеспечению стабильности в регионе, интересам развития экономики, науки и техники, взаимообогащения культур наших братских народов. Возникла зона активных интеграционных процессов между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном. Налаживается их сотрудничество с участием Туркменистана и России по проблеме Арала.
Удалось поставить на договорно-правовую базу отношения с Китаем, контакты с которым поддерживаются на высоком политическом уровне. Увенчался успехом переговорный марафон по пограничному вопросу, начатый еще в советское время. Соглашение о прохождении границы от 26 апреля 1994 года, подписанное с Китайской Народной Республикой, имеет для Казахстана непреходящее значение.
Таким образом, за короткий период времени выполнена задача исторической важности - по периметру наших границ сформирован пояс доверия, добрососедства и дружбы, основанный на прочном политическом и международно-правовом фундаменте.
Этому способствовали подлинное миролюбие
внешнеполитического курса
Несмотря на жизненную важность для Казахстана дружественных отношений с соседними государствами, было бы ошибочно и близоруко замыкаться только в своем регионе. Такая логика действий отнюдь не соответствовала бы потенциалу Казахстана, более того - нанесла бы ущерб нашему государству.
"Региональное мышление" существенно
сузило бы возможность
Вот почему практически на всех переговорах с иностранными государствами и политическими деятелями, представителями международных организаций и деловых кругов мы обсуждали возможности и проекты сотрудничества в реализации экономической реформы.
География международных связей нашей республики охватывает практически все континенты. Среди наших партнеров есть ведущие страны Азии, Европы, Америки, Африки и далекая Австралия. Благодаря сбалансированной и многовекторной политике успешно развиваются отношения Казахстана с США, Китаем, Японией, ФРГ, Францией, Канадой, Турцией, Ираном, Индией, Пакистаном, Египтом, Саудовской Аравией, Венгрией и другими восточноевропейскими государствами, с Прибалтикой и Скандинавией, Украиной и Закавказьем. Наметились подвижки в латиноамериканском направлении и с государствами Юго-Восточной Азии. Активизируются связи с арабским и в целом мусульманским миром. Казахстан стал наблюдателем в авторитетной и влиятельной Организации Исламская Конференция.
Нам удалось избежать "провинциализма" в политике, выйти на уровень крупных внешнеполитических инициатив, отвечающих основным тенденциям мирового развития. Предложение Казахстана о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, обнародованное мною на 47-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, было встречено с большим интересом и получило широкую международную поддержку, в том числе таких ключевых стран, как Россия, Китай, Индия, Япония и другими, а также влиятельных международных организаций. Практическую реализацию этой инициативы следует рассматривать как одно из основных направлений внешней политики Казахстана.
В целом же, резюмируя итоги внешнеполитической деятельности за три года, можно сделать вывод о том, что в основном сформировалась ее инфраструктура и договорно-правовая база. Сложился международный имидж республики как серьезного и надежного партнера. Заложены необходимые предпосылки интегрирования Казахстана в мирохозяйственные связи.
Наступает новый этап развития внешних связей республики. Представляется достаточно очевидным, что наша политика должна быть подчинена интересам динамичного экономического и культурного развития Казахстана на основе проводимых радикальных экономических реформ. Единство внутренней и внешней политики предполагает согласованность мер внутри страны с ее международными обязательствами, точно также как и привязку внешнеполитического курса к внутренним реалиям страны. Это означает максимальное выдвижение на передний план экономических интересов, разумную достаточность и низкозатратность, прагматизм в действиях, соразмерность целей реальным возможностям республики.
Геополитическое расположение на стыке Азии и Европы, экономические и военно-политические интересы, а также существующий потенциал определяют место Казахстана в системе современных международных отношений как срединной региональной державы, активно создающей в своем окружении зону добрососедства на принципе равной безопасности.
Говоря о наших
Как стратегическое направление Казахстана следует рассматривать отношения со странами Европы. Особый интерес в долгосрочной перспективе представляет Европейский Союз, который в ближайшем будущем будет выступать от имени всей Европы в отношениях с государствами других регионов, в первую очередь в торгово-экономической сфере. Следует максимально воспользоваться реальными возможностями, которые открываются для республики в связи с готовностью ЕС к расширению политического диалога с Казахстаном.
Нашей республике необходимо более рационально использовать опыт стран Восточной Европы, которые раньше вступили на путь рыночных преобразований. Из стран Европы приоритетное внимание должно уделяться "большой семерке", в первую очередь, ФРГ и Франции.
Перманентное внимание
следует уделять Организации
по Безопасности и Сотрудничеству в
Европе - ОВСЕ. Это обеспечит вовлеченность
в решение общеевропейских
На азиатском направлении
мы должны учитывать, что в следующем
столетии именно Азиатско-Тихоокеанский
регион будет занимать доминирующие
позиции в экономико-
Конечной целью усилий
казахстанской дипломатии на российском,
центральноазиатском и
Крупные политические и экономические дивиденды могла бы дать активизация отношений Казахстана с Японией. В плане наращивания внешней торговли и диверсификации международных политических связей важными для Казахстана являются Малайзия, Сингапур, Республика Корея, Таиланд, Индонезия. В Южной Азии приоритетное значение сохраняют отношения с Индией и Пакистаном. Следует иметь в виду, что экономический потенциал этих стран, особенно Индии, имеет тенденцию к усилению, что может привести к их большей вовлеченности в сферу интересов Казахстана.
Должное место в наших приоритетах, безусловно, занимает Ближний Восток. При этом Казахстан исходит из роли этого региона в мировом топливно-энергетическом балансе, наличия крупных валютно-финансовых возможностей. Исходя из перспективных потребностей, необходимо сконцентрировать усилия на развитии взаимодействия с наиболее влиятельными государствами региона Ближнего Востока и Северной Африки, среди которых Саудовская Аравия, Египет, государства Персидского залива, Марокко, Сирия, Тунис, а также с рядом важных региональных организаций - Лигой арабских государств. Организацией Исламская Конференция.
Дальнейшее развитие
должен получить курс на активное торгово-экономическое
и технологическое
Наблюдается устойчивая тенденция, с одной стороны, идет политизация международных экономических отношений, с другой, на политическую и дипломатическую деятельность все больше влияет экономика. Имея это в виду, в экономических отношениях со странами мирового сообщества Казахстан будет сохранять постоянный и всеобъемлющий суверенитет над своими природными ресурсами и всеми видами экономической деятельности, справедливое и сбалансированное соотношение экспортных и импортных цен на сырье, первичные продукты и промышленные изделия. Кроме того, будем увеличивать приток реальных финансовых ресурсов для реализации экономических реформ. Несмотря на сложности, мы должны участвовать в урегулировании мировых экономических проблем, в том числе молодых независимых государств, в развитии науки и техники, обеспечивать доступ Казахстана к новым технологиям, содействовать развитию собственного научно-технического потенциала.
При этом процесс интеграции
в мировую экономическую
Приоритетные задачи Казахстана во внешнеэкономической деятельности. Прежде всего, это развитие и диверсификация экспортного потенциала страны на основе государственной поддержки отраслей, способных обеспечить экспорт конкурентноспособной продукции, продукции с более глубокой степенью переработки.Кроме того, мы должны создать рациональную структуру импорта за счет переноса центра тяжести на технологии, комплексное оборудование, лицензии, "ноу-хау", не забывая при этом об экономической безопасности государства. Одна из острейших задач для нас кроме этого - развитие коммуникаций, связи и информатики.Есть еще две жизненно важные для республики проблемы - это транспортировка на мировые рынки нефти и газа и проблема Каспия. Они носят ярко выраженный политический характер и затяжка их решения может породить серьезные трудности.