План:
Введение
Глава 1. Экономическое
содержание и функции государственного
кредита
1.1 Государственный
кредит: понятие, сущность, функции
1.2 Глава 2. Анализ форм
государственного кредита в КР
2.1 Формы государственного
кредита. Классификация займов
2.2 Международный
государственный кредит
2.3 Анализ международных
кредитов привлеченных КР
Глава 3. Тенденции
развития государственного кредита в
КР
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Современная кредитная
система - это совокупность различных
кредитно-финансовых институтов, действующих
на рынке ссудных капиталов и осуществляющих
аккумуляцию и мобилизацию денежного
капитала. На рынке, на ряду, с такими формами
кредита, как коммерческий и банковский,
принимает участие и государственный
кредит. Друг от друга эти формы отличаются
составом участников, объектом ссуд, динамикой,
величиной процента и сферой функционирования.
Актуальность темы: Государственный кредит
является одним из основных (наряду с налогами)
инструментов для решения проблем достижения
баланса бюджетных доходов и расходов.
Отдельные вопросы, касающиеся, например,
конкретного порядка заключения договоров
государственного займа регулируются
также гражданско-правовыми нормами. Однако
это не влияет на обоснованность вывода
о том, что сам государственный кредит
является самостоятельным финансово-правовым
институтом. В условиях развитых товарно-денежных
отношений государство может привлекать
к покрытию своих расходов не только доходы
бюджета, но и дополнительные, сформированные
на заемной основе, свободные финансовые
ресурсы хозяйственных структур и средства
населения. Уникальный способ их получения
выступает государственный кредит, выражающий
отношения между государственными и многочисленными
физическими и юридическими лицами по
поводу формирования дополнительного
денежного фонда (наряду с бюджетом) в
руках государства.
Принимая во внимание
сложившиеся в Кыргызстане экономические
условия, хочется отметить, что государственный
кредит играет чрезвычайно важную роль
в нашей экономике. От состояния в этой
отрасли кредитно-финансовой системы
страны зависят важнейшие показатели
государственного бюджета, темпы роста
экономической стабилизации, а также то,
каким является положение страны на мировой
арене.
Большое внимание в последние
годы уделяется дефициту бюджета и растущему
государственному долгу. Бюджетный дефицит
- это та сумма, на которую в данный год
расходы правительства превосходят его
доходы; национальный или государственный
долг - это общая сумма накопленных положительных
сальдо бюджета за вычетом дефицитов,
имевших место в стране. В общеупотребительном
смысле термин "государственный долг"
означает совокупность обязательств государства
перед иностранными и внутренними кредиторами.
Цель курсовой работы: Итак, целью данной
курсовой работы является рассмотрение
государственного кредита.
Задачи: Для достижения поставленной
цели необходимо:
раскрыть понятие государственного
кредита, его общих черт и различий с банковским
кредитом,
охарактеризовать
государство как кредитора, заемщика и
гаранта,
определить функций государственного кредита,
определить формы государственного
долга,
рассмотреть управление
государственным долгом в узком и широком
смысле, задачи, решаемые в процессе управления,
органы власти и управления, принимающие
участие в этом процессе.
Структура работы: Курсовая работа состоит
из введения. Трех глав заключения и списка
использованной литературы. В первой главе
рассмотрена сущность и функции государственного
кредита, во второй – формы государственного
кредита, в третьей главе дан анализ государственного
кредит и внешнего долга в КР.
При работе использовалось
законодательство Кыргызской Республики,
а также научная и учебная литература
по изучаемому вопросу.
Глава 1. Экономическое содержание
и функции государственного кредита
1.1 Государственный
кредит как экономическая категория
В условиях развитых
товарно-денежных отношений государство
может привлекать к покрытию своих расходов
свободные финансовые ресурсы хозяйственных
структур и средства населения.
Главным способом их
получения является государственный кредит.
Он выражает отношения между государством
и многочисленными физическими и юридическими
лицами по поводу формирования дополнительного
денежного фонда, наряду с бюджетом, в
руках государства. При осуществлении
кредитных операций внутри страны государство
обычно является заемщиком средств, а
население, предприятия и организации
- кредиторами. Тем не менее, государство
может оказаться и в роли кредитора. Такое
явление встречается не только в сфере
межгосударственных отношений, но и во
внутренней финансовой жизни по линии
использования казначейских ссуд.
Государственный
кредит - одна из форм кредитных
отношений, имеющая следующие признаки
кредита: наличие кредитора и заемщика
как юридически самостоятельных субъектов
кредитной сделки; аккумуляции свободных
денежных средств населения, предприятий
и организаций на принципах возвратности
срочности и платности (в исключительных
случаях допускается беспроцентный заем
ресурсов); возможность использования
госкредитных операций внутри страны
и в международных отношениях.1.
С помощью государственного
кредита государство мобилизует дополнительные
финансовые ресурсы для финансирования
общегосударственных расходов и выполнения
своих функций. Объективная необходимость
использования государственного кредита
объясняется противоречиями между растущими
потребностями общества с возможностью
их удовлетворения за счет доходов бюджета.
По своей экономической природе госбюджет
перераспределяет часть национального
дохода страны.
Объем доходной части
бюджета ограничен уровнем налогообложения,
установленном действующим законодательством
с учетом общего состояния экономики и
платежеспособности субъектов хозяйствования.
Т.о. в сферу бюджетного распределения
не попадают значительные объемы ресурсов,
находящихся в распоряжении хозяйствующих
субъектов, и личные доходы граждан. Между
тем бюджетная нагрузка на расходы растет.
Структурная перестройка и регулирование
экономики социальная политика государства,
расходы по обороне страны, участие в международной
деятельности требуют больших средств.
В периоды экономического
кризиса (который имеет место на сегодняшний
день), коренных изменений в хозяйственном
механизме, нарушения сбалансированности
бюджета государство испытывает острый
недостаток финансовых ресурсов. Главным
способом получения дополнительных финансовых
ресурсов становится государственный
кредит. В период экономического подъема,
напротив, потребность в государственном
кредите сокращается, и сфера его применения
сужается.
Государственный кредит
представляет отношения вторичного распределения
стоимости валового внутреннего продукта
и части национального богатства. В сферу
его применения попадает часть доходов
и фондов, сформированных на стадии первичного
распределения стоимости. Через государственный
кредит перераспределяются средства,
направляемые в фонды потребления. Обычно
ими являются временно свободные денежные
средства населения предприятий и организаций,
не предназначенные для текущего потребления.
Но при определенных экономических и политических
ситуациях население и хозорганы могут
идти на сознательное ограничение потребления
и в сферу государственного кредита втягиваются
средства, предназначенные для текущих
производственных или социальных нужд
(в истории были примеры, когда подобное
ограничение потребностей происходило
по принуждению государства – подписка
на государственные займы).
Формирование посредством
госкредитных отношений дополнительных
финансовых ресурсов отражает одну сторону
сущности государственного кредита как
особой формы движения стоимости (ссудного
фонда). Второй стороной выступают отношения,
обусловленные возвратностью и платностью
ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного
кредита. Государство гарантирует возврат
средств с уплатой кредиторам установленного
дохода в виде процентов. Госкредитные
отношения и налоговые не подменяют друг
друга и являются самостоятельными финансовыми
инструментами. Отношения по возврату
средств и выплате вознаграждения также
имеют перераспределительный характер.
Государственный кредит
– это совокупность экономических отношений,
возникающих в процессе формирования
государством финансовых ресурсов для
финансирования бюджетных расходов и
других государственных программ2.
Кредиторами выступают физические
и юридические лица, заемщиком – государство
в лице его органов (министерства финансов,
местных органов власти). Для заемщика
ценная форма кредита позволяет мобилизировать
дополнительные денежные ресурсы для
покрытия бюджетного дефицита без использования
для этих целей бумажноденежной эмиссии,
для не инфляционного кредитно-денежного
обращения путем операций на открытом
рынке, формирование финансового рынка.
В условиях развития инфляционного процесса
государственные займы у населения временно
уменьшают его платежеспособный спрос.
Из обращения изымается избыточная денежная
масса, т.е. происходит отвлечение средств
из денежного оборота на заранее оговоренный
срок. Чрезмерное увеличение государственного
долга вместе с тем может привести к платежам
по обязательствам, сумма которых составит
величину большую, чем поступления от
займов, что отрицательно скажется на
состоянии финансов государства.
Из многолетней практики
банковского кредитования следует, что
поручительство и гарантии являются наиболее
действенными способами минимизации рисков
при кредитовании. Это объясняется тем,
что исполнение обязательств должником
обеспечивается обязательством других
лиц перед кредитором, которые гарантируют
это своим имуществом.
Аналогичная схема
действует и в практике государственного
кредита на международном уровне. Принимая
государственную гарантию за третье лицо
(государство или отдельное предприятие),
государство фактически получает еще
одного вспомогательного должника, на
платежеспособность которого оно рассчитывает.
При этом существенными
условиями обязательства гаранта будут
являться:
-указание, за кого
оно выдано,
-пределы обязательства
гаранта, т.е. сумма на которую
выдана гарантия
-срок действия.
Отличительными чертами
государственного кредита являются: безотзывность
и непередаваемость прав по кредиту.
Как показывает опыт
стран с рыночной экономикой, использование
государственного кредита для покрытия
дефицита бюджета является эффективным
и разумным средством по сравнению с монетарными
приемами.
Государственный
кредит - одна из форм кредитных
отношений, имеющая следующие признаки
кредита:
- наличие кредитора
и заемщика как юридически самостоятельных
субъектов кредитной сделки;
- аккумуляции свободных
денежных средств населения, предприятий
и организаций на принципах возвратности
срочности и платности (в исключительных
случаях допускается беспроцентный заем
ресурсов);
- возможность использования
госкредитных операций внутри страны
и в международных отношениях3.
Принципы срочности,
возвратности и возмездности, лежащие
в основе отношений по государственному
кредиту, характерны для любых кредитных
отношений. Однако между государственным
и банковским кредитом имеются существенные
различия.
Основная, особенность
государственного кредита заключается
в непроизводительном использовании капитала.
Ведь средства, привлекаемые при таком
кредите, обычно не участвуют в кругообороте
производительного капитала, в производстве
материальных ценностей, а идут на покрытие
бюджетного дефицита. Средствами для погашения
процентов за пользование государственным
и муниципальным кредитом служат либо
налоги, либо новые займы. К. Маркс называл
государственный кредит антиципированными
(взятыми заранее) налогами4
Государственный
кредит как самостоятельная форма кредитных
отношений отличается от банковского
кредита рядом особенностей:
Потребность государства в кредите
Возникает у государства
при финансовых затруднениях, необходимости
урегулировать разрыв между денежной
массой в обращении и товарными ресурсами.
Государственный кредит используется,
прежде всего, на покрытие бюджетного
дефицита. Потребность в банковском кредите
возникает в связи с неравномерностью
движения стоимости в процессе производства
и обмена. Банковский кредит включен в
кругооборот средств хозяйствующих субъектов
и используется для поддержки бесперебойности
процесса расширенного воспроизводства
и повышения его эффективности, а также
для социального развития производственных
коллективов5. Банковский кредит
могут получать и частные лица на цели,
установленные законодательством.
Условием сделки банковского
кредита является совпадение экономических
интересов кредитора и заемщика, при государственном
кредите экономические участников обособлены,
поэтому нужно обеспечить экономическую
заинтересованность кредиторам для добровольной
передачи денежных средств в пользование
заемщика. Для этого государство берет
на себя обязательство выплачивать кредиторам
определенный доход. В отличие от банковского
процента за кредит, где он выступает как
механизм воздействия на хозяйственную
и коммерческую деятельность заемщиков,
вознаграждение кредиторов при государственном
кредите выступает как стимул реализации
обособленных экономических интересов
кредиторов и заемщиков.
Банковский кредит
имеет строго целевое назначение, используется,
прежде всего, для обеспечения своевременности
денежного оборота, опосредующего движение
материально-вещественных элементов производственного
процесса и реализации товаров. Государственный
кредит используется глобально и опосредует
платежи товарного и нетоварного назначения.
Ресурсы, мобилизуемые помощью государственного
кредита, расходуются государством в соответствии
с текущими потребностями народного хозяйства
и для финансирования чрезвычайных расходов.