Привлечение займов
должно основываться на двух принципах:
минимизация стоимости займа и установление
стабильности государственных ценных
бумаг на финансовом рынке.
Выпуск
государственных займов основывается
на следующих условиях:
– наличие кредиторов,
у которых есть временно свободные средства;
– доверие кредиторов
государству;
– заинтересованность
кредиторов в предоставлении займов государству;
– возможность государства
своевременно и полностью возвратить
долг и выплатить доход.
Источниками
погашения государственных займов могут
выступать:
– доходы от инвестирования
заемных средств в высокоэффективные
проекты;
– дополнительные
поступления от налогов;
– экономия средств
от сокращения расходов;
– эмиссия денег;
– привлечение средств
от новых займов (рефинансирование долга).
2.2 Международный
государственный кредит
Международный кредит
традиционно играл роль фактора, который
главным образом обслуживал внешнеторговые
связи между отдельными странами. Во второй
половине нашего столетия положение стало
все более меняться, и к настоящему времени
фактически уже сформировался международный
рыночный механизм кредита, который опосредует
не только сферу международной торговли
товарами и услугами, но и процессы реальных
инвестиций, регулирование платежных
балансов, обслуживание внешнего долга
стран-дебиторов.
Традиционно международный
кредит представлял собой предоставление
валютных и товарных ресурсов предприятиям
и финансовым институтам одной страны
предприятиям, финансовым институтам
и правительству другой страны на условиях
возвратности, срочности и платности.
Кредиторами и заемщиками были представители
двух разных стран. Источником финансирования
товарного кредита и перевода валютных
ресурсов в этом случае всегда являлся
национальный рынок капиталов. В современных
же условиях помимо национальных рынков
капиталов важнейшим источником кредитных
ресурсов стал собственно международный
рынок капиталов, не имеющий непосредственно
какой либо национальной принадлежности.
Международные кредиты,
если они предназначены для производительных
целей: приобретение за границей нового
оборудования или важного вида сырья для
непосредственного осуществления инвестиций
в производство, в конечном итоге увеличивают
масштабы производства валового внутреннего
продукта в стране-заемщике и, следовательно,
сами создают эквивалент той суммы средств,
которая должна пойти на возмещение полученной
за рубежом ссуды и уплаты процентов по
ней. Если же международные кредиты предназначены
для других, не производительных целей:
приобретение продовольствия за границей,
промышленных товаров потребительского
характера, содержание государственного
аппарата, преодоление дефицита государственного
бюджета или платежного баланса, то это
ведет к тому, что возврат основной суммы
долга и уплата процентов по нему осуществляется
не за счет созданного с использованием
их эквивалента и в конечном итоге сказывается
на сокращении валового внутреннего продукта
страны.
Традиционной формой
международного кредита является внешнеторговый
кредит. Последний представляет собой
важный фактор повышения конкурентоспособности
товаров поставляемых на внешний рынок.
Сегодня подавляющая часть машин и оборудования
на мировом рынке продается, как правило,
в кредит. Условия этого кредита - сроки,
процентная ставка, сумма комиссионных,
условия погашения, методы страхования
рисков - существенно влияют на конкурентоспособность
товара. Чем продолжительнее срок кредита,
чем ниже его стоимость (проценты плюс
комиссионные), чем больше льгот предоставляет
при этом кредитор, тем при прочих равных
условиях, выше конкурентоспособность
товара на мировом рынке.
Старейшая форма внешнеторгового
кредита - фирменные кредиты.
Преимущественно это ссуды, предоставляемые
экспортером одной страны импортеру другой
в виде отсрочки платежа или коммерческий
кредит во внешней торговле. Фирменный
кредит, сроки которого, как правило, колеблются
в пределах от 1 до 7 лет, имеет ряд разновидностей:
покупательский аванс, кредит по открытому
счету. Фирменный кредит чаще всего реализуется
посредством открытого счета.
Кредит по открытому
счету осуществляется через банки импортера
и экспортера. Между экспортером и импортером
заключается долговое соглашение, по которому
первый записывает на счет последнего
в качестве его долга общую стоимость
отгруженных товаров с учетом начисляемых
процентов, а импортер, в свою очередь,
обязуется в установленный срок погасить
сумму кредита и выплатить проценты. При
фирменном кредите импортер часто вносит
так называемый покупательский аванс
в размере, чаще всего, 10-20% стоимости поставки
в кредит, что представляет своего рода
обязательства принять поставляемые в
кредит товары.
Вплоть до начала 60-х
годов нашего века фирменные кредиты были
преобладающей формой внешнеторгового
кредита и по своему стоимостному объему
более чем в два раза превышали банковский
экспортный кредит. Однако быстрый рост
международной торговли, необходимость
импорта взаимосвязанной продукции сразу
у нескольких поставщиков, увеличение
сроков кредита продемонстрировали, что
у фирменного кредита есть свои недостатки.
Среди них, с точки зрения импортера, наиболее
существенными являются: ограниченные
сроки кредита, сравнительно небольшие
объемы кредитования, жесткая привязанность
импортера к продукции фирмы поставщика.
Поэтому с ростом масштабов и диверсификацией
международной торговли доля фирменных
кредитов в общей сумме внешнеторгового
кредитования начала снижаться, все более
уступая место банковскому внешнеторговому
кредитованию.
Банковский внешнеторговый
кредит имеет с позиций импортера определенные
преимущества перед фирменным кредитом:
возможность некоторого маневра в выборе
фирмы поставщика определенной продукции;
более длительные сроки кредита; большие
объемы поставок по кредиту; сравнительно
меньшая стоимость кредита.
Первоначально банки
вышли в сферу внешней торговли как кредиторы
фирм экспортеров. Поэтому такие внешнеторговые
кредиты именуются кредитами поставщику.
Со временем национальные
банки страны фирмы экспортера стали осуществлять
более гибкую политику внешнеторгового
кредитования: они стали предоставлять
кредиты непосредственно импортеру. За
счет полученных от банка средств импортер
оплачивает поставки экспортера. Такой
метод банковского внешнеторгового кредитования
получил наименование кредиты покупателю.
Они для импортера более выгодны. Появляется
возможность выбора фирмы поставщика,
однако, пока что только в данной стране.
Сроки кредита удлиняются, а его стоимость
несколько снижается. При этом фирмы поставщики,
устраненные от непосредственного участия
в кредитования экспорта, не могут завысить
цены кредита, что весьма типично при фирменном
кредите и даже при кредите поставщику.
Помимо внешнеторгового
кредита банки предоставляют своим контрагентам
из других стран финансовые и валютные кредиты.
Финансовые кредиты позволяют ссудополучателю
(частному или государственному) использовать
их в гораздо широком спектре, нежели чисто
внешнеторговые кредиты. Он может осуществлять
за счет этого кредита закупки товаров
и услуг в любой стране, где качество и
цена окажутся для него наиболее подходящими.
Валютные же кредиты предоставляются
заемщику в наиболее стабильной свободно
конвертируемой валюте в целях выплаты
внешнего долга, уплаты процентов по нему,
пополнения счетов в свободно конвертируемой
валюте. Если заемщиком выступает иностранное
государство, то помимо указанных выше
целей валютные кредиты используются
при осуществлении валютной интервенции
в целях регулировании валютного курса.
Международный кредит,
прежде всего, предполагает определение
суммы кредита, его сроков и условий погашения,
издержек заемщика по кредиту, а также
методов страхования кредитного риска.
Помимо этого здесь
появляются два важных новых элемента
кредита: валюта займа
и валюта платежа.
При получении кредита и кредитор, и заемщик
заинтересованы в том, чтобы валюта займа
характеризовалась высокой степенью устойчивости.
Поэтому, как правило, кредиты предоставляются
в долларах, немецких марках, японских
йенах, швейцарских франках и других свободно
конвертируемых валютах. Погашение кредита
осуществляется не обязательно в той же
валюте, в которой был выдан кредит. Например,
Россия получает кредиты в разных валютах,
но валютой платежа, как правило, остается
доллар.
Сумма кредита определяется
либо в коммерческом контракте, либо в
эмиссионном проспекте при выпуске международных
облигаций. Срок международного кредита
зависит от целого ряда факторов, к которым
относятся: цели и масштабы кредита; аналогичная
практика в предоставлении предыдущих
кредитов на эти же цели; традиции; национальное
законодательство; межгосударственные
соглашения.
В современных условиях
обострения конкуренции в международной
торговле каждое государство стремится
создать условия для повышения конкурентоспособности
отечественных экспортеров. В этих целях
государство во многих странах с развитой
рыночной экономикой осуществляет операции
по рефинансированию сделок промышленных
компаний и банков, вовлеченных в экспортное
кредитование. Происходит это в разнообразных
формах. В одних странах созданы специальные
государственные и полугосударственные
(смешанные с участием частного капитала)
банковские институты внешнеторгового
кредитования, в других - банковские консорциумы,
перед которыми становится задача создания
благоприятных условий рефинансирования
внешнекредитных операций коммерческих
банков в центральном банке.
Типичным примером
национального государственного института
по стимулированию экспорта является
Экспортно-импортный банк США (Эксимбанк),
который был основан еще в 1934 году в целях
предоставления прямых кредитов иностранным
покупателям американских товаров. Ныне
он предоставляет преимущественно гарантии
американским промышленным и банковским
компаниям против коммерческого и политического
риска.
Подобные институты
функционируют и в ряде других стран, в
частности, в Японии и во Франции. Учрежденный
в 1951 году Экспортно-импортный банк Японии
в отличие от соответствующего в США имеет
более широкие возможности кредитования:
он кредитует и экспортные, и импортные,
а также операции по иностранным капиталовловложениям
японских компаний. Причем он кредитует
преимущественно не иностранных импортеров,
а японских экспортеров.
Во Франции государственный
кредитный механизм для поддержания экспорта
начал функционировать еще в 1946 году. В
некоторых странах - Бельгии, Голландии,
ФРГ, Швеции - государство участвует в
кредитовании экспортных операций через
внешнеторговые банки, созданные с консорциумами
коммерческих банков.
Помимо участия в кредитовании
экспортеров государство в странах с рыночной
экономикой проводит активную политику
по страхованию внешнеторговых кредитов
от изменений курсов валют, политической
неустойчивости, которые существенно
увеличивают риск осуществления международного
кредита. В этих целях в Великобритании,
во Франции, в ФРГ, в США и в других странах
сложилась целая система страхования
и гарантирования экспортных операций.
Возрастающую роль
в сфере международного кредита играют
международные и региональные финансово-кредитные
институты: Международный банк реконструкции
и развития (Мировой банк), Межамериканский
банк развития, Азиатский и Африканский
банки развития, Европейский банк развития.
Среди них главным является Мировой банк
с его двумя филиалами - Международной
финансовой корпорацией (МФК) и Международной
ассоциацией развития (МАР). Все эти банки
развития существенную часть своих ликвидных
ресурсов формируют на рынках капитала:
как на международном, так и на национальных.
Некоторая же часть отчисляется из бюджетов
стран-членов банков. Активные операции
банков развития реализуется как кредиты
различным, прежде всего развивающимся
странам. Особенностью кредитования МБРР
является так называемый проектный подход
к предоставлению кредита. Это означает,
что кредиты банка даются той или иной
стране не под неопределенные программы
ее развития, а под конкретные инвестиционные
проекты, имеющие технико-экономическое
обоснование и признанные экспертами
МБРР целесообразными. При этом Мировой
банк предоставляет кредиты двух видов:
кредиты A и кредиты B. Кредиты A полностью
осуществляются за счет ресурсов банка.
Кредиты B предоставляются банком как
участником международного банковского
консорциума, создаваемого совместно
с крупнейшими коммерческими банками.
Доля средств МБРР в общих ресурсах консорциума
может колебаться в пределах 10-25%.
Филиалы МБРР играют
в международном кредитовании несколько
иную роль. МФК своими кредитами призвана
способствовать эффективности частных
инвестиций в странах-заемщиках. Она является
одной из немногих международных организаций,
которые могут осуществлять инвестиции
в акции, а так же кредитование без государственных
гарантий. Это позволяет МФК предоставлять
кредиты, необходимые для того или иного
проекта, и в то же время обеспечить возможность
для каждой местной фирмы использовать
заемный капитал из других источников.
Другой филиал МБРР
- МАР предоставляет наиболее мягкие кредиты
только для экономически слаборазвитых
стран сроком на десятилетия под проценты,
значительно ниже рыночных. Средства для
предоставления кредитов целиком формируются
за счет взносов стран-доноров.
2.3 Анализ международных
кредитов привлеченных Кыргызской
Республикой
Кыргызская Республика
- это страна, находящаяся в стадии развития
переходной рыночной экономики, которая
пришла на смену командно-административной
экономике. После периода экономического
спада, инфляции, кризиса государственных
финансов и почти постоянного бюджетного
дефицита и накопленного государственного
долга, страна вернулась на путь экономического
развития и роста. Но все еще перед страной
стоят структурные проблемы. Не все реформы
еще проведены и не достигнута еще фискальная
устойчивость страны - велико бремя обслуживания
государственного долга.
Быстрое увеличение
показателей внешнего долга – до неприемлемых
уровней отражает главным образом не эффективное
использование средств международных
кредитов. Однако иностранные кредиты
росли также быстро, хотя, в общем, в меньшей
степени, чем было запрограммировано.
Выделялись займы для поддержки платёжного
баланса и финансирования Программы государственных
инвестиций. Тот факт, что между 1995 и 1998
гг., долларовая стоимость Кыргызского
внешнего государственного долга удвоилась,
а к концу 2006 г. утроилась, говорит о том,
что координация в пределах сообщества
стран-доноров для ограничения объема
финансовой помощи оказалась недостаточной.
Проблема долга была усилена отсутствием
национальной стратегии долга и системы
мониторинга, что затенило издержки быстрого
накопления долга. Из-за очень льготных
условий многостороннего долга, его доля,
тем не менее, с точки зрения чистой приведенной
стоимости составляет менее 55 процентов.
Займы и от многосторонних и от двусторонних
кредиторов согласно Программе государственных
инвестиций приблизились в конце 2006 г.
к 50 процентам номинального накопленного
долга. Хотя Кыргызская Республика начала
переход к рыночной экономике без внешнего
долга, распад СССР завершился резким
увеличением дефицитов кыргызского внешнего
текущего счета, колебавшихся в незначительных
пределах от 10 до 20 процентов ВВП в первой
половине 1990-ых гг. Увеличения дефицита,
запланированные в рамках программы, предназначались
для содействия возрождению экономического
роста, а также для удержания быстро снижающегося
уровня жизни. Первая программа стабилизации
учитывала резкое увеличение во внешнем
заимствовании и дефиците текущего счета
приблизительно на 18 процентов ВВП в 1993
г., но с быстрым восстановлением до 2,6
процентов ВВП к 1998 г. Под этим подразумевался
рост внешнего долга с 438 миллионов долларов
США в 1993 г. до 1425 миллионов долларов США
к 1998 г.. Номинальный ВВП в долларовом выражении
США, ожидалось, вырастет примерно на 47
процентов за тот же самый период, при
этом долларовая стоимость экспорта почти
удвоится через пять лет до 1335 миллионов
долларов США в 1998 г.