Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 11:10, курсовая работа
Целью данной работы является всестороннее исследование места ЖКХ в системе комплексного развития городов.
Для достижения цели в работе необходимо решить следующие задачи:
Охарактеризовать жилищно-коммунальное хозяйство страны как одну из важнейших отраслей экономики.
Определить проблемы отрасли ЖКХ России на этапе реформирования.
Проанализировать состояние и проблемы ЖКХ на современном этапе развития муниципального образования Город Ефремов Ефремовского района.
Предложить пути совершенствования системы ЖКХ муниципального образования Город Ефремов Ефремовского района.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы функционирования
системы ЖКХ в городе 6
1.1. Понятие ЖКХ и его роль в системе муниципального хозяйства 6
1.2. Проблемы и перспективы развития ЖКХ 10 Глава 2. Анализ развития системы ЖКХ в муниципальном
образовании город Ефремов Ефремовского района 16
2.1. Характеристика жилищно-коммунального комплекса
муниципального образования город Ефремов Ефремовского района 16
2.2. Проблемы и перспективы развития ЖКХ муниципального 23
образования город Ефремов Ефремовского района
2.3. Пути повышения эффективности деятельности жилищно- 30
коммунального хозяйства муниципального образования город
Ефремов Ефремовского района
Заключение 36
Список литературы 39
Качество содержания жилищного фонда и коммунальных услуг находится на очень низком уровне и не соответствует не только потребностям и ожиданиям населения, но и общему объему финансовых ресурсов, направляемых в этот сектор. Основная причина неэффективности жилищно-коммунального хозяйства – сохранение нерыночных принципов функционирования в секторе, где могут и должны нормально развиваться рыночные отношения. В результате в ЖКХ практически отсутствуют стимулы для рационального ведения хозяйства, роста производительности труда, ослаблены мотивации энергосбережения, внедрения новых технологий, инвестиций в модернизацию производства.
Жилищно-коммунальное хозяйство и его состояние сегодня характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью и требует привлечения больших инвестиций для модернизации и развития. Проблема усугубляется большим размером задолженности в жилищно-коммунальном хозяйстве, образовавшейся в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней.
Завершение реформы
жилищно-коммунального
На сегодня в России централизованные системы водоснабжения имеются в 1068 городах (98% от общего количества городов) и 1774 поселках городского типа (88%). Общая протяженность водопроводных сетей в городах и других населенных пунктах Российской Федерации составляет 458,6 тыс. км, из них 75,4 тыс. км. (19%) нуждаются в замене.
Коммунальная энергетика потребляет более 23% электрической и 46% тепловой энергии, производимой в стране. Производственная база коммунальной энергетики включает 67 тыс. отопительных котельных, более 350 тыс. км тепловых сетей и 550 тыс. км воздушных и кабельных электросетей, физический износ которых превышает более 57%. Энергетические предприятия по форме собственности разделены на муниципальные (68%) и частные – в виде АО открытого и закрытого типа.
Что касается деятельности по содержанию и развитию объектов уличной и дорожной сети и сооружений, то на них осуществляют свою деятельность более 610 специализированных дорожных ремонтно-строительных организаций и служб эксплуатации мостовых сооружений. Объем средств, выделяемых на содержание и развитие объектов дорожно-мостового хозяйства за последнее время составляет примерно 12% от потребности. Постепенно начинается работа по платности пользования улично-дорожной сетью городов и других поселений.
Мощность очистных сооружений канализации составляет 57 млн куб. м в сутки. Протяженность канализационных сетей населенных пунктов увеличилась до 121 тыс. км, из них 23 тыс. км (19%) требуют капитального ремонта. Дефицит мощностей канализационных сооружений составляет около 10 млн куб. м в сутки.
После приватизации коммунально-бытового сектора ЖКХ обслуживание населения осуществляют предприятия различных форм собственности, на которых работают 108 тыс. чел., выполняющих объем работ (услуг) на сумму более 9,0 млрд руб. ежегодно.
В городах и населенных пунктах России в настоящее время работают 5,5 тыс. банно-прачечных организаций, более 2,9 тыс. предприятий ритуального обслуживания, около 1,1 тыс. коммунальных гостиниц. Сегодня в муниципальной форме собственности осталось 9% предприятий бытового обслуживания. Деятельность приватизированных и акционерных предприятий в новых экономических условиях хозяйствования позволила снизить себестоимость услуг, повысить их качество и, тем самым, создать здоровую конкурентную антимонопольную среду в сфере бытовых услуг.
С каждым годом увеличивается подлежащий сносу ветхий и аварийный жилищный фонд, а также износ основных фондов отрасли. Уровень надежности инженерных коммуникаций в России в два раза ниже, чем в европейских странах. Расточительно расходуются топливно-энергетические ресурсы, устарели применяемые технологии. Из-за недостаточности финансовых ресурсов в ремонтно-эксплуатационном производстве велика доля ручного труда.
Поэтому сложившееся на сегодня положение дел в жилищно-коммунальном хозяйстве обусловлено:
– неэффективностью принятых в свое время архитектурно-планировочных, проектных, строительных и технических решений в жилищной сфере;
– огромными социальными обязательствами государства перед населением по оплате жилищно-коммунальных услуг (48 млн чел., пользующихся льготами);
– недофинансированием эксплуатационных расходов и средств на модернизацию объектов ЖКХ, как в период централизованной системы управления отраслью, так и в настоящее время, из-за низкой платежеспособности населения и недостаточной бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
– сложившейся неэффективной системой управления в этом секторе экономики, которая не позволяет вывести ЖКХ из кризисного состояния.
Сегодня мы не имеем системы управления и необходимых источников финансирования предприятий ЖКХ – основы для устойчивого функционирования объектов жизнеобеспечения городов и поселений.
Также остро стоит вопрос о необходимости модернизации, реконструкции большей части объектов жилья и коммунальной инфраструктуры городов – примерно на сумму 4,5–5,0 трлн руб. Таких денег в ближайшей перспективе не будет ни в бюджете, ни у населения.
Дальнейшее формирование
новой жилищной и коммунальной политики
невозможно без активного участия
государства. Поэтому одним из основных
приоритетов правительства в
экономических преобразованиях
Основными препятствиями для реализации намеченных мер по реформированию ЖКХ сегодня является:
– политизированность проблемы реформирования ЖКХ;
– документы по реформе ЖКХ для органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления носят не обязательный, а рекомендательный характер;
– на муниципальном и субфедеральном уровне отсутствует понимание необходимости жесткого регулирования деятельности локальных монополий и создания эффективного управления городским хозяйством в целом. Как следствие, предприятия ЖКХ неэффективно используют средства, ценообразование, качество предоставления работ и услуг;
– сохраняется психология иждивенчества граждан как в организации самоуправления в жилищной сфере, так и в нежелании платить и др.
Главной целью основных направлений преобразований в ЖКХ является наведение порядка в этом сложном хозяйстве, снижение необоснованных затрат предприятий ЖКХ, разработка механизмов социальной защиты малоимущих категорий населения и повышение качества обслуживания за счет проведения институциональных преобразований и мероприятий по энерго- и ресурсосбережению.
В результате проводимых реформ в ЖКХ осуществлено разграничение функций Заказчик-Подрядчик в сфере эксплуатации жилищного фонда и переход к договорным отношениям. Сегодня в городах России созданы службы заказчика (управляющие компании), с которыми собственники жилья заключили договора на содержание и обслуживание многоквартирных домов, сбор платежей с населения и др.
Существенный потенциал формирования эффективных форм управления жилищно-коммунальным хозяйством заложен в создании различных форм объединений собственников, в частности объединений жильцов в товарищества собственников жилья (ТСЖ). Такие объединения призваны контролировать весь процесс коммунального обслуживания и самостоятельно выбирать организацию, которая предоставит наиболее выгодные условия коммунального обслуживания.
Экономическая привлекательность проектов модернизации ЖКХ состоит в том, что в качестве источника погашения заемных средств, взятых на реализацию проекта, могут использоваться средства, сэкономленные в результате внедрения ресурсосберегающих технологий.
В соответствии с программами энергосбережения в домах началась установка приборов учета и регулирования потребления ресурсов (воды, тепла, газа), установка автономных систем теплоснабжения.
Проводимая ценовая и тарифная политика в жилищно-коммунальном хозяйстве определила новый подход к механизму формирования и утверждения цен и тарифов на услуги ЖКХ.
Стимулирование притока инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство предусматривает, прежде всего, пересмотр сложившейся практики расчета тарифов, снижение инвестиционных рисков, разработку гарантий возврата вкладываемых в отрасль государственных и частных средств, усиление финансового контроля и поддержку конкуренции в отрасли.
Перспективными вложениями средств в модернизацию ЖКХ могут быть такие механизмы, как концессия, приватизация или передача в управление бизнесу на продолжительный срок коммунальной инфраструктуры. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в России идет в тесной взаимосвязи с созданием механизмов социальной защиты населения путем предоставления малообеспеченным гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Таким образом, реформа
ЖКХ являясь составной частью
преобразований российской экономики,
включает в себя как политику коммунальных
услуг и оплаты жилья, систему
социальных гарантий, так и вопросы
повышения эффективности
В то же время необходимо отметить, что жилищно-коммунальное хозяйство в настоящий период переживает сложный период времени. Вот почему основные стратегические цели и первоочередные меры по совершенствованию системы управления ЖКХ необходимо сегодня рассматривать на комплексной основе, позволяющей обеспечивать реализацию основных направлений антикризисных преобразований; вырабатывать и предлагать производству современные организационно-экономические и социально-психологические механизмы эффективной управленческой деятельности, использовать на всех уровнях рыночные структуры в качестве координирующих инструментов.
Глава 2. Анализ развития системы ЖКХ в муниципальном образовании город Ефремов Ефремовского района
2.1. Характеристика жилищно-коммунального комплекса муниципального образования город Ефремов Ефремовского района
Муниципальное образование город Ефремов Ефремовского района расположено в южной части Тульской области. Территория муниципального образования составляет 21,83 кв. км.
На 1 марта 2013 года численность населения МО город Ефремов Ефремовского района составляет 41 776 человек.
МО город Ефремов Ефремовского района обладает большим промышленным потенциалом. Основой экономики муниципального образования является промышленность, которая представлена различными отраслями: химическая промышленность, перерабатывающая, пищевая и легкая промышленность. Также активно функционируют предприятия торговли и сферы услуг. Жилищно-коммунальный комплекс муниципального образования, который включает в себя все необходимые для жизнедеятельности виды услуг, представлен предприятиями:
- ОАО «Ефремовский завод синтетического каучука»;
- предприятия, обслуживающие жилищный фонд (4 управляющие компании, 3 ТСЖ. 1 МУП).
Территория муниципального образования застроена 2-5-9 этажными домами, имеется индивидуальная застройка (в поселках сохранилась усадебная застройка). Общая площадь жилищного фонда, находящегося в ведении органов местного самоуправления, составляет 986,7тыс. м2 или 498 многоквартирных домов. В 2012 году объем ветхого и непригодного для проживания жилья (по статистическим данным) составил 19,2 тыс. м2.
На сегодняшний момент большинство квартир, 95,7%, находятся в частной собственности граждан.
С момента вступления в силу Жилищного кодекса РФ, началась кардинальная реформа жилищных отношений. По закону собственники должны выбрать один их трех способов управления домом: непосредственное управление, товарищество собственников жилья или управляющую компанию.
Жильцы 287 многоквартирных домов решили, что лучше всего поручить управление домом частным управляющим компаниям. На сегодня работает 4 УК: ООО «Наш дом», ООО «Городская коммунальная служба», ООО «Ефремовская управляющая компания», ООО «Городская управляющая компания». В 134 домах созданы товарищества собственников жилья (3 ТСЖ). 77 домов обслуживает МУП «Городская коммунальная служба», в основном это малоэтажное ветхое жилье, содержание которого будет убыточным для любой частной организации.
Таблица 1