Место Китая в мировой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Китай на протяжении тысячелетий был ведущей страной мира. Ещё в далёкой древности китайцами были изобретены компас, фарфор, порох, бумага и книгопечатание, впоследствии названные пятью великими открытиями. Поднебесная играла немаловажную роль в становлении человеческой цивилизации, китайская империя оказывала большое влияние на развитие соседних государств. Однако в конце XIX - начале XX вв. экономическое развитие крайне замедлилось, и КНР оказалась на одном из последних мест в мире. В 1949 г. Китай представлял собой отсталую, полуфеодальную и полуколониальную страну. Экономика находилась в полной разрухе, народ жил в нищете, средняя продолжительность жизни составляла около 35 лет.

Содержание

Введение
1. Экономическое положение КНР
1.1 Общая характеристика экономики Китая
1.1.1 Реформа внешнеторгового регулирования
1.1.2 Валютное регулирование
1.1.3 Структура притока капитала и внешнего долга
1.1.4 Роль прямых иностранных инвестиций в китайской экономике
1.1.5 Специальные экономические зоны.
2. Место Китая в мировой экономики
2.1 Современная экономическая ситуация
2.1.1 Сельское хозяйство
2.1.2 Промышленность
2.2.3 Энергетика.
2.2 КНР в мировых связях.
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Место Китая в мировой экономике.docx

— 80.98 Кб (Скачать файл)

 

1.1.5 Свободные экономические зоны

Особую роль в области открытой внешнеэкономической политики играют административно-экономические образования с льготными режимами, созданные специально для стимулирования притока иностранных инвестиций [14, c.9]:

• специальные экономические зоны: Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь, Хайнань, а также приравненный к ним по статусу Новый район Пудун (Шанхай);

• зоны экономического и технологического развития в гг. Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Тяньцзинь, Далянь, Харбин, Урумчи, Ухань, Чунцин, Ханчжоу, Шэньян, Чанчунь, Инкоу и других крупных городах;

• зоны свободной торговли в гг. Шанхай, Тяньцзинь, Далянь, Гуанчжоу, Нинбо, Чжанцзяган, Хайкоу, Сямэнь, Фучжоу, Циндао, Шаньтоу, Чжухай и Шэньчжэнь.

• зоны приграничного экономического сотрудничества в гг. Дандун, Хэйхэ, Суйфэньхэ (пров.Хэйлунцзян), Маньчжоули, Эрлянь (АРВМ), Хуэйчунь (пров.Цзилинь), Инин, Боле, Тачэн (СУАР), Пинсян, Дунсин (ГЧАР), Жуйли, Вантин, Хэкоу (пров.Юньнань) [7, c.22].

Помимо административно-экономических образований, особую роль с учетом особой приоритетности развития высоких технологий, в КНР придают технопаркам. Для открывающихся технопарков и совместных научно-исследовательских центров действуют преференциальные тарифы налогообложения, они освобождаются от уплаты импортных пошлин на ввозимое в КНР оборудование, налога с продаж при передаче технологий, в течение первых двух-трех лет работы пользуются бесплатными арендой помещений, телекоммуникационными и коммунальными услугами. Предусмотрено также первоочередное предоставление таким структурам кредитов от местных специальных фондов финансового содействия, а также других мер поддержки. Благодаря осуществляемым в КНР мерам поддержки научно-исследовательского сектора, в создании технопарков участвуют крупнейшие мировые компании, такие как, IBM, Thomson, Alcatel, Sumitomo, Samsung, Oracle, Philips, Olympus, Epson и др [7, c. 34].

С учетом положительного опыта территориально-экономических образований с санкции центрального правительства КНР к настоящему моменту на территории Китая образованы более 200 зон льготного экономического режима. Функционирующим в их пределах местным и иностранным предприятиям и компаниям предоставляется льготный режим налогообложения, финансовые, таможенные и другие льготы. Так для предприятий с иностранным капиталом, доля которого в уставном фонде превышает 25%, предоставляются налоговые льготы при реинвестировании ими средств в проекты центральных и западных районов КНР. Если предприятие импортирует продукцию, оборудование и технологии которые не могут быть произведены в Китае, то импортеры освобождаются от уплаты импортных пошлин. Также в целях оказания содействия иностранным компаниям в реализации инвестиционных намерений в КНР при местных органах власти СЭЗ, ЗЭТР и других указанных льготных территориально-экономических образований действуют специальные консультационные агентства, которые оказывают различные услуги зарубежным предпринимателям по подбору китайских партнеров, юридической регистрации и т.п.

Отдельно необходимо отметить приморские районы КНР, на них приходится около 80% предприятий с участием иностранного капитала, функционирующих в КНР. В приморском поясе созданы специальные экономические районы, зоны технико-экономического развития, открытые экономические районы, различающиеся степенью льготности режима для иностранных инвестиций [7, c. 58].

 

 

 

 

2. Место Китая в мировой экономики.

2.1. Современная экономическая ситуация.

С конца 1970-ых Китай переориентировался от закрытой, центрально-плановой системы до экономики более ориентированной на рынок, которая является одной из крупнейших в мире - в 2010 году Китай стал самым большим в мире экспортером. Реформы начались с коллективизированного сельского хозяйства и расширились путем постепенной либерализации цен, финансовой децентрализации, увеличения автономии для государственных предприятий, создания разнообразной банковской системы, развития фондовых рынков, быстрого роста частного сектора и повышения открытости к внешней торговле и инвестициям. Китай осуществил реформы постепенно [10].

В последние годы Китай возобновил свою поддержку государственных предприятий в секторах, которые он считает важным для "экономической безопасности," явно нацелившись на лидерство в глобальной конкуренции. После поддержки курса валюты в жесткой привязке с доллару США в течение многих лет, в июле 2005 года Китай переоценил курс юаня и двинулся в сторону оценки его обменного курса по отношению к корзине валют. Вместе с тем, обменный курс все же оставался фактически привязанным к доллару до июня 2010 года, когда Пекин вновь решился на постепенную переоценку юаня [10].

 




Реструктуризация экономики и повышение эффективности способствовало более чем десятикратному увеличению ВВП Китая за период с 1978 по 2010 год. Измеренный исходя из паритета покупательной способности валют (PPP), данный показатель в 2010 году стал вторым по величине в мире после США, превзойдя Японию в 2001 году. Долларовая стоимость объем сельскохозяйственного и промышленного производства Китая уже превышает аналогичные показатели США; Китай является вторым после США по совокупной стоимости сектора услуг, которые он производит. Однако, доход на душу населения остается ниже среднемирового [8, c.146].

Китайское правительство сталкивается с многочисленными экономическими трудностями, включая: сокращение высокой внутренней нормы сбережений и соответственно низкого внутреннего спроса; поддержка соответствующего роста занятости для десятков миллионов мигрантов и создание новых рабочих мест; сокращение коррупции и других экономических преступлений; и нанесение вреда окружающей среде и рост социального неравенства, которое имеет отношение к быстрому преобразованию экономики. Экономическое развитие шло гораздо более быстрыми темпами в прибрежных областях чем в глубине страны и приблизительно 200 миллионов сельских чернорабочих и их дети переселились в города, чтобы найти работу. Последствие политики "одного ребенка" - то, что Китай - теперь одна из наиболее быстро стареющих стран в мире. Ухудшение в окружающей среде - особенно загрязнение воздуха, эрозия почвы, и устойчивое падение горизонта грунтовых вод, особенно на севере - является другой долгосрочной проблемой. Китай продолжает терять пахотную землю из-за эрозии и экономического развития. Китайское правительство стремится добавить способность выработки энергии из источников кроме угля и нефти, сосредотачиваясь на ядерном и альтернативном энергетическом развитии [8, c.189].

В 2009 году глобальный экономический кризис понизил спрос на китайский экспорт впервые за многие годы, но Китай быстро восстановился до роста примерно 10% в год, выиграв у всех других крупных промышленно-развитых стран. Экономика Китая, как представляется, будет расти устойчивыми темпами и в 2011-2016 гг., в основном по причине политике стимулирования, которую правящий режим проводил во время глобального финансового кризиса. Правительственные обещания, содржащиеся в 12-ом Пятилетнем Плане, принятом в марте 2011 года, направлены на продолжение преобразования экономики и подчеркивают необходимость увеличить внутреннее потребление, чтобы сделать экономику менее зависящей от экспорта в будущем. Однако, Китай, вероятно, сделает только отдельные успехи на пути к этим целям. Двумя экономическими проблемами, с которыми в настоящее время сталкивается Китай, является инфляция - которая, в конце 2010 года, превысила целевые показатели правительства 3% и долги местных органов власти, которые резко возросли в результате политики стимулирования и которые можно отнести к долгам плохого качества [12, c. 21].

Китай в начале XXI века является космической и ядерной державой. Построение рыночной экономики осуществляется в Китае под руководством Коммунистической партии на основе пятилетних планов. Экономика сохраняет свою многоукладность. При высокой доле иностранных инвестиций почти 80% всех иностранных инвесторов в экономику КНР — это этнические китайцы (хуацяо), проживающие за рубежом. К 2020 году Китай должен по планам КПК догнать США по совокупному доходу ВВП.  
Чтобы способствовать структурным изменениям, Китай развивает собственную систему образования, обучение студентов за рубежом (особенно в США и Японии), поощряет импорт технологий, позволяющих развивать такие прогрессивные секторы экономики как производство программного обеспечения, новых материалов, телекоммуникационную индустрию, биотехнологии, здравоохранение [16, c. 55].

В районе Хайдянь севернее Пекина создана китайская «Силиконовая долина». Интенсификация производства приносит и побочные результаты: уровень скрытой безработицы в сельской местности примерно вдвое превышает официальные показатели (4,6 %). Китай негласно поощряет эмиграцию.

ВВП Китая в 2010 году составил 6,27 трлн. долл. по сравнению с 5,02 трлн. долл. годом ранее. ВВП Китая в 2010 году, рассчитанный с учётом паритета покупательной способности (ППС) валют, по данным МВФ составил 10,1 трлн. долл., а в 2011 году — 11,2 трлн.[9]

 

Рисунок 2 - ВВП Китая по ППС, млрд. долларов США [20].

2.1.1 Сельское хозяйство.

Важнейшей отраслью экономики Китая является сельское хозяйство. Ведущая отрасль сельского хозяйства – растениеводство. В 2007 году Китай собрал урожай зерновых в 500 млн. тонн. Это рекордный показатель за всю историю страны. Правительство проводило политику всесторонней поддержки крестьян, стремилось улучшить их жизнь. Крестьянство было полностью освобождено от сельскохозяйственного налога, налога на забой скота и налога на особую сельскохозяйственную продукцию, а также было определено предоставление специальных субсидий, например, субсидии для крестьян, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью, субсидии для выведения селекционных семян, для покупки сельскохозяйственных орудий и оборудования. Возросли дотации хлеборобам и платежи уездам, производящим большое количество зерна. Была введена политика минимальных закупочных цен на основные сорта зерновых. В ряде районов введен государственный заказ с гарантированной закупкой урожая у крестьян по гарантированным ценам. Еще одним направлением помощи крестьянам стало упрощение выдачи кредитов крестьянам и оказание безвозмездной помощи [11, c.51].

Китайское правительство отменило все три вида сельских отчислений: в фонд накопления, социальный фонд и фонд административного управления на уровне деревни, а также взимаемые властями дополнительные сборы на просвещение, плановое деторождение, строительство дорог и некоторые другие. Теперь все эти расходы покрываются из государственного бюджета. Таким образом, китайское крестьянство получило большой выигрыш. Среднегодовые доходы крестьян выросли более чем на восемь процентов в последние три года.

Для повышения заинтересованности крестьян в производстве зерновых, Правительство решило крестьянам, занимающимся зернопроизводством выделить специальные средства в размере около 1,4 млрд. долл. США в 2006 г.

 Еще  одним составляющим успеха, которого  достигли китайские крестьяне в 2006 году является уверенность в завтрашнем дне. В 2006 году центральное правительство выделило почти 1,94 млрд. долл. США на пособия для сельских жителей. Эта сумма на 20% больше, чем в 2005 году. Правительство пообещало охватить все сельское население страны социальной системой страхования, которая будет включать в себя социальные пособия, социальное страхование, медицинское страхование и т.д.

Медицина остается одной из главных забот для китайских крестьян. Для ее решения сейчас активно внедряется система кооперативного медицинского обслуживания. На конец 2006 года системой такого обслуживания было охвачено население 80% сельских уездов. Участник этой системы выплачивает ежегодно взнос в размере десяти юаней. Еще десять юаней добавляет местное правительство. И, если крестьянин заболел, то практически все расходы на его лечение берет на себя страховая компания. 
Большой вклад внесли китайские ученые-селекционеры. Они вывели сотни новых сортов зерновых. Самым большим успехом китайских селекционеров стал гибридный рис, урожайность которого намного превышает урожайность обычных сортов и позволил увеличить сбор зерновых на сотни миллионов тонн за 25 лет. В соответствии с планами китайского правительства к 2020 году страна должна превратиться в ведущую силу в области сельской науки, несмотря на изменения климата и нехватку природных ресурсов.  
Приоритетами развития сельского хозяйства в настоящее время и в ближайшие годы являются:

1) укрепление, улучшение и интенсифицирование политики в интересах сельского хозяйства и значительное увеличение;

2) гарантирование  основных поставок главных видов  сельскохозяйственной продукции  и активное содействие роста  доходов крестьян;

3) приоритет  инфраструктурного строительства  в сельском хозяйстве и форсирование  совершенствования производственных  условий этого сектора;

4) усиление  роли науки, техники и людских  ресурсов в развитии сельского  хозяйства и всемерное развитие  обобществленных услуг[11, c. 53];

 В 2007 году китайское Правительство продолжало укреплять финансовую поддержку сельского хозяйства. Прямые общие субсидии на нужды сельского хозяйства в 2007 году достигли 59 млрд. долл. США, увеличившись на 63% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года. Министерство сельского хозяйства Китая в 2007 г. начало проводить в жизнь «десять программ», направленных на развитие современного сельского хозяйства. Цели, установленные на 2007 г., предполагали, что чистый доход крестьян вырастет не менее чем на 5%, а валовой сбор зерна будет не меньше, чем в 2006 году [1, c.148].

Производство зерновых в стране в 2007 году превысило 500 млн. тонн против 497 млн. тонн, произведенных в 2006 г. Аналитики министерства отмечают постепенное снижение годового потребления зерна на душу населения - с 412 кг в 1996 г. до 378 кг в 2006 г.

Китай занял первое место в мире по объемам экспорта овощей и производства фруктов. В последние годы в стране значительно расширены посевные площади под овощные культуры. Если в 1996 году их общая площадь составляла 11 млн. га, то в 2006 году она достигла 15 млн. га. Объем производства овощей способен не только удовлетворить внутренний спрос, но и увеличить их экспорт. В 2007 г. на 676 оптовых рынках сельскохозяйственной продукции крупных и средних городов был создан механизм мониторинга качества и безопасности продуктов. 
Общая площадь фруктовых садов увеличилась с 9 млн. га в 1996 году до 10 млн. га в 2006 году, за данный период объем урожая фруктов повысился с 46,53 млн. т. до 95,99 млн. т. В настоящее время производство фруктов в Китае составляет 17% мирового объема. В 2007 году валовое производство аквапродукции автономного района Внутренняя Монголия (Северный Китай) достигло 94 тыс. тонн, увеличившись на 8%. Чистые среднедушевые доходы рыбаков составили 740 долл. США с приростом в 10%.[26]

В 2007 году в Китае стабильно развивается рыбоводство, на китайском рынке представлен широкий ассортимент продукции водного промысла, цены на морепродукты стабильные, растет торговый оборот. Валовый объем производства в этой сфере за 2007 г. составил около 69,4 млрд. долл. США. 
Быстрому развитию рыбного хозяйства во Внутренней Монголии содействует местная и государственная финансовая поддержка. Только в 2007 году государство выделило владельцам 568 рыбацких лодок 158,3 млн. долл. США в виде дотаций, Минсельхоз выделил более 1,7 млн. долл. США на строительство в районе инфраструктуры рыбного хозяйства. В 2008 году главный акцент в работе будет сделан на управлении законодательной базы в сфере животноводства и рыбоводства, речь в основном идет о гарантиях качества и безопасности продукции водного промысла, а также о расширении открытости внешнему миру и повышении уровня международного сотрудничества в этой сфере.

Информация о работе Место Китая в мировой экономики