Мировая валютная система и ее эволюция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 22:08, курсовая работа

Краткое описание

Международные валютные отношения являются составной частью и одной из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них сосредоточены проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов. Развитие международных валютных отношений обусловлено ростом производительных сил, созданием мирового рынка, углублением международного разделения труда ( МРТ ), формированием мировой системы хозяйства, интернационализацией хозяйственных связей.

Содержание

Введение
1. Эволюция мировой валютной системы
. “Золотой стандарт” или Парижская валютная система
. Бреттон-Вудская система фиксированных валютных курсов
. Ямайская система плавающих валютных курсов
2. Европейская валютная система
3. Мировая валютная система
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Мировая валютная система и ее эволюция.doc

— 396.50 Кб (Скачать файл)

   позициях    евровалюты    ,   другие   –   делают     вполне     реальные

оптимистические прогнозы   относительно   её   будущего  .Министр   финансов

Германии  Ханс  Айхель   считает , что  евро -  успешный  проект  ,  который

   поможет   Европе  не   только   на   равных   конкурировать  с    другими

крупными экономическими  регионами , но и   занимать   лидирующие   позиции…

Очевидно , что  евро – не случайность , а  последовательная   закономерность

, и  только  со временем  можно   будет   определённо  ответить   на   вопрос

,является  ли  евро  той  валютой  , которую   так  ждали  в  Европе.[13]

    Итак,  европейская  валютная  система  представляет   собой   созданную

странами –  членами  ЕС  зону  скоординированного  плавания  по  отношению  к

доллару  курсов  национальных  валют  с   целью   обеспечения   их   большей

стабильности. Основными  параметрами  ЕВС  являются:  ограничения  колебаний

курсов валют  в каждую сторону от согласованного  центрального  курса  каждой

валюты к экю. Великобритания на протяжении ряда лет  не принимала  участия  в

системе. Европейская  валютная единица экю- расчетная  единица,  курс  которой

определяется  как  среднее  взвешенное   курсов   стран-   членов   ЕС.   Её

возникновение произошло за счёт взносов членов Европейского фонда  валютного

сотрудничества  для предоставления временной  финансовой  поддержки  странам-

членам в целях  финансирования дефицита платёжного баланса.[14]

    В  течении последних лет страны-кандидаты  на вступление  в  ЕС  довольно

успешно  продолжают  переговорный  процесс.  Это  даёт  основания   западным

аналитикам предполагать, что  Польша,  Венгрия,  Чехия,  Словения,  Эстония,

Латвия, Литва, Мальта  и  Кипр  вступят  в  ЕС   уже  в  2005  году.  Однако

присоединение этих стран к валютному союзу  вряд ли возможно  до  2008  года.

Что касается Болгарии  и Румынии , то их вхождение  в  еврозону  реально  не

ранее 2010 года.

    Страны ЦВЕ развиваются  достаточно  неравномерно.  Как  свидетельствует

последние исследования Федерального  банка  Германии  ,  ряд  государств,  с

точки зрения соблюдения номинальных  критериев  экономической  стабильности,

смогли добиться значительного прогресса . В то же время  их  развитие  носит

противоречивый  характер . Особенно трудно даётся борьба  с  инфляцией.  (Так

,Польша в  2000 году инфляция снова “выходила”  на двухзначный рубеж .)

    В  то же время  многие  страны  в  прошлом  году  достигли  значительных

успехов в деле сокращения бюджетного дефицита .Но, например,  в  Словении  и

Чехии ситуация с бюджетом существенно  осложнилась  .  Если  учитывать  спад

мировой конъюнктуры,  то,  как  считает  Федеральный  банк  Германии,  роста

бюджетного дефицита можно ожидать и  в других странах. Критерий  максимально

допустимой государственной  задолженности пока выполняют все  государства,  за

исключением Болгарии.

    По  мнению  западных  экспертов,  странам  ЦВЕ  стоит  настроиться   на

длительный  процесс  адаптации  своих  национальных  экономик   к   условиям

еврозоны . В  настоящее время  средний ВВП  в расчёте на душу населения в  ЦВЕ

едва превышает 1/3  от соответствующего среднего показателя в странах  ЕС  .

Только Кипр  и  Словения  достигли  уровня  благосостояния  ,  сравнимого  с

греческим и  португальским .

    Как   же   всё-таки   обеспечить   стабильность   национальной   валюты?

Приведенные критерии- достаточно высокий рубеж для  денежной политики  стран-

кандидатов на вступление в  еврозону  .Ясно,  что  решать  эту  задачу  надо

стратегически   .  Но  похоже,  что  в  настоящий  момент  никто  не   может

предложить готовых  и  однозначных  решений  .  Концепции  денежно-кредитной

политики, успешно  реализуемые эмиссионным банком могут просто  не  сработать

в другой стране . Так, стратегия, основанная на контроле за денежной  массой

, которую   Федеральный  банк  Германии  успешно  реализовывал  более25  лет,

подразумевает   поддержание   стабильного   соотношения   между    динамикой

увеличения денежной массы и ростом цен, что не всегда наблюдается в  странах

с  трансформационной  экономикой.  Применяемая  сегодня  рядом   эмиссионных

банков концепция , ориентированная на ограничение  инфляции  ,  предполагает

хотя бы  достижение  стабильности  во  “взаимоотношениях “ между денежной

политикой и  ростом цен,

    Большинство  стран с переходной экономикой (особенно на начальном этапе)

тактику привязки своих национальных валют к  одной  или  нескольким  ведущим

мировым валютам.  Как  показал  опыт  стран  ЦВЕ  ,  в  90-е  годы  привязка

обменного  курса  стала  важным   элементом   поддержания   стабильности   в

большинстве стран  с переходной экономикой . Однако они  были вынуждены  то  и

дело прибегать  к корректировкам обменного курса , на котором в  полной  мере

отразилась снижение конкурентоспособности национальных экономик  .Исключение

составляют только малые  открытые экономики, в частности  экономика   Эстонии

, которая жёстко привязала  свою крону к немецкой марке  , а затем- к  евро  в

рамках так называемого валютного комитета .

    Иногда в качестве  альтернативной   стратегии   предлагается  как  можно

более быстрое  присоединение к валютному  союзу.  Предполагается  ,  что  это

облегчит  выполнение  критериев  стабильности.  Некоторые  экономисты   даже

намекают на то, что надо просто  “либерализовать”  критерии  стабильности  ,

чтобы приоткрыть дверь в валютный союз чуть пошире.

    Но  ясно, что стабильность обменного  курса  в  долгосрочной  перспективе

можно обеспечить только в том случае , если стабильны  другие  экономические

параметры . Эксперты отмечают,  что  поспешное  присоединение  стран  ЦВЕ  к

валютному союзу  на условиях   “либерализации”  критериев   было  бы  слишком

рискованным для  стран еврозоны  .  Федеральный  банк  Германии  делает  ,  в

частности вывод  , что в ближайшее время резкое расширение  валютного  союза

за счет стран  ЦВЕ невозможно .Таким образом,  у  Беларуси   есть  ещё  время

подготовиться  и   оптимизировать  свою  стратегию  в    области    валютной

политики  с  учетом изменений мирового валютного  рынка в течении  по  крайней

мере предстоящих 10 лет.[15]

    Стремление  стран Центральной и Восточной Европы  как можно быстрее

присоединиться  к Европейскому валютному союзу  наталкивается на  препятствия,

преодолеть  которые,  по  мнению  западных  экспертов,  вряд  ли  удастся  в

ближайшие 7-10 лет.

    Масштабы  замены 12 национальных валют на единую для 300млн. европейцев,

действительно, беспрецедентны, поэтому многие  специалисты  говорят  о  том,

что даже при  самой  тщательной  подготовке  не  возможно  предусмотреть  все

последствия и  избежать ошибок.

    Всё   это,  хотя  в  несколько  меньшей  степени,  справедливы   и   для

белорусских  субъектов  хозяйствования,  причём  последствия  введения  евро

будут не только краткосрочными, ощущаемыми в  течение  ближайших  нескольких

месяцев, но и  долгосрочными проявится в полной мере через несколько лет.

    Краткосрочные  последствия. В конце 2001- начале 2002  г.  будут  решены

вопросы  связанные  с переоформлением счетов юридических  лиц  в  национальных

валютах Европейского валютного союза (ЕВС) в евро, переводом  просроченной  и

сомнительной  задолженностей  по  кредитам  немецких  марках,  переоформлены

заблокированные средства в  национальных  валютах  ЕВС  на  валютных  счетах

юридических лиц.  Практически  процесс  закрытия  старых  и  открытие  новых

счетов завершится задолго до Нового Года  (так,  с 16  ноября  закрыты все

корсчета в  национальных валютах ЕВС в Национальном банке, а  на  Белорусской

валютно-фондовой бирже котировка национальных валют  ЕВС прекращены уже с  15

октября).

    В  связи с появлением евро предприятия могут  неожиданно  столкнуться  с

некоторыми  юридическими  проблемами.  Они  обусловлены  тем,  что  правовой

статус перехода к евро полностью регулируется  европейским  правом,  которое

не имеет экстерриториальной силы, и наши банки и  предприятия,  естественно,

должны руководствоваться  только  соответствующими  внутренними  нормативными

документами. Например, в ЕС для всех очевидно, что, скажем,  немецкая  марка

в  настоящее  время  является  лишь  субноминалом  евро   и   соответственно

переоформление счетов происходит  автоматически или упрощённо.  У нас же

исходят из того, что это две разные валюты  и  сначала  нужно  закрыть  один

счёт, а потом  открыть новый в евро. А это  требует времени  и  дополнительных

расходов средств  как для банков, так и для клиентов.

    В  условиях параллельного обращения   евро  с  национальными  валютами  в

январе-феврале 2002 г.  могут  возникнуть  сложности  при  переводе  в  евро

контрактов, заключённых  раннее с  третьими  странами  национальных  валютных

государств, входящих в ЕВС (например,  контракт  с  алжирским  партнёром  во

французских франках ). Согласно  мировой  практике  ,  реденоминация  должна

проводиться в  соответствии с законодательством  страны-  эмитента  ,  т.  е.

Франции . При  этом правовые нормы Франции, ЕС  ,  Алжира  и  Беларуси  могут

вступить в  противоречие друг с другом и тогда  придётся  либо  договариваться

самостоятельно  либо доводить дело до арбитражного разбирательства .

    К  Новому году  крупнейшие  коммерческие  банки  должны  иметь  надёжные

каналы поступления  банкнот евро в нашу страну  и  правильно  спрогнозировать

объёмы приобретения наличности, иначе они могут  столкнуться  с  трудностями

при выполнении обязательств перед своими клиентами.

    При   работе  с  новой  валютой   важно  быть  готовыми  к  решению  ряда

технических проблем. Одна из них связана с определением подлинности  банкнот

евро, которые  защищены инфракрасными метками. В  связи с  тем,  что  банкноты

евро печатаются в разных странах , уже наблюдается  разброс  в  расположении

меток. Это  в  конечном  итоге  может  привести  к  тому  ,  что  датчик  на

автоматических  детекторах валют не “ увидит”  изображения в ожидаемом  месте.

Поэтому  ,  чтобы  не  сомневаться   в   подлинности   евро   ,   необходимо

предусмотреть  возможность  использования  так   называемого   просмотрового

детектора. Другая проблема -  толщина  банкнот  .  Поскольку  евро  –  самые

тонкие в мире , при подсчёте  и  сортировке  денег  на  банковских  приборах

бывшие  в  употреблении   банкноты   имеют  больше   шансов   порваться   ,

увеличивается вероятность , что две купюры будут  насчитаны как одна  к  тому

же не все  модели счётчиков могут  реагировать  на  новые  банкноты,  поэтому

вполне возможно , что  потребуется  закупка  специального  оборудования  для

обработки наличных евро . В условиях сжатых сроков перехода на новую  валюту

 всё это  может вызвать определённые трудности  , особенно у небольших  банков

.

    Следует  напомнить , что срок ,  по  прошествии   которого  национальные

денежные знаки  стран ЕВС утрачивают  статус  законного  средства  платежа  ,

сокращён. Первоначально  планировалась дата 1  июля  2002  года  ,  затем  28

февраля 2002 года , но отдельные страны пошли ещё  дальше : Нидерланды  –  28

января 2002 года, Ирландия – 9 февраля 2002года, Франция – 17  февраля 2002

года.По окончании  периода параллельного обращения  национальные валюты  стран

ЕВС будут приниматься  в обмен только банками  –  эмитентами  соответствующих

стран  согласно  утверждённым  планам  .В  Германии  ,  Австрии,  Испании  и

Ирландии срок обмена для банкнот и  монет  не  ограничен  .  В  Финляндии  и

Италии  банкноты и монеты будут обмениваться в  течении 10 лет . В Бельгии  и

Люксембурге для  банкнот срок обмена не регламентируется ,  но  монеты  будут

приниматься только до 31 декабря 2004 года . В  Греции  и  Франции  банкноты

планируют принимать  в течение 10 лет,  а  монеты   соответственно  до  конца

2003 и 2004 года. В Нидерландах банкноты можно  будет обменять  до  1  января

2032 года , монеты  – до 1 января 2007 года .

    Долгосрочные  последствия  .  Преимущества  от  появления  новой  валюты

почувствуют в  первую очередь те белорусские предприятия  ,  которые  активно

работают с  партнёрами сразу  в  нескольких  европейских  странах  (например,

крупные экспортёры и импортёры , банки, туристические фирмы и т.  д.).  Им

введение  евро  поможет  сократить  издержки  при  совершении  промежуточных

операций  в  странах  ЕВС   ,  значительно  ускорить  процесс  международных

расчётов ,  уменьшить  валютные  риски.  Кроме  того,  существенно  вырастет

потенциал  европейского  рынка  финансовых  услуг  ,   неизбежно   последует

унификация  законодательств  и  систем  бухгалтерского  учёта  ,   возрастёт

уровень конкуренции  среди банков  и предприятий , причём не  только  в  зоне

евро, но и за её пределами.

Информация о работе Мировая валютная система и ее эволюция