Мировая интеграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:22, контрольная работа

Краткое описание

Со второй половины 20 века интернационализация хозяйственной жизни - ведущая тенденция мирового хозяйства. Национальные экономики уже давно являются частью динамичной системы мирового хозяйства. Сегодня очевидно - чем активнее страна включается в систему мирохозяйственных связей, тем выше благосостояние общества и его граждан. Поэтому изучение интеграционных процессов так важно, актуально и интересно.

Содержание

Введение
1.Сущность международной экономической интеграции
1.1 Причины и формы развития международной экономической интеграции
1.2 Предпосылки международной экономической интеграции
1.3 Факторы развития международной экономической интеграции
1.4 Признаки, условия, уровни интеграции - основные ее характеристики
2. Этапы экономической интеграции
2.1 Преференциальные торговые соглашения
2.2 Зона свободной торговли
2.3 Таможенный союз
2.4 Общий рынок
2.5 Экономический союз
2.6 Политико-экономический союз
3. Последствия международной экономической интеграции
4. Модели современных интеграционных процессов
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Мировая интеграция.docx

— 41.18 Кб (Скачать файл)

 

1.4 Признаки, условия, уровни интеграции - основные ее характеристики.

Признаками интеграции являются:

 

взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов; на этой основе происходят глубокие структурные  изменения в экономике стран-участниц;

 

необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов; возникновение межгосударственных (наднациональных или надгосударственных) структур (институциональные структуры).

Условия интеграции:

 

1) развитая инфраструктура;

 

2) наличие политических решений  правительства (создание условий  для интеграции - политическая и  экономическая база).

Уровни интеграции:

 

1) макроэкономический (государственный  уровень);

 

2) микроэкономический (межфирменный).

 

Развивающиеся страны создают интеграционные группировки для преодоления  проблем индустриализации. Число  группировок в развивающихся  странах составляет приблизительно от 35 до 40.

Цели и значения международной  экономической интеграции:

 

1.Использование преимуществ экономии  от масштаба за счет расширения  размеров рынка, сокращения трансакционных издержек.

 

2.Создание более стабильной  и предсказуемой среды для  взаимной торговли, а также благоприятной  внешнеполитической среды, т.е.  укрепление взаимопонимания и  сотрудничества участвующих стран  в политической, военной, социальной, культурной и других неэкономических  областях.

 

3.Создание блока стран для  участия в многосторонних торговых  и иных переговорах.

 

4.Содействие структурной перестройке  экономики стран, осуществляющих  глубокие экономические реформы,  при подключении их к региональным  торговым соглашениям со странами, находящимися на более высоком уровне рыночного развития.

 

5.Поддержание молодых отраслей  национальной промышленности, для  которых в этом случае возникает  более широкий региональный рынок.

 

6.Достижение наиболее высокой  эффективности производства. 7.Возможность  регуляции социально-экономических  процессов на региональном уровне.

 

8.Насыщение рынка товарами.

 

9.Обеспечение экономической и  политической консолидации и  международной военной безопасности.

Преимущества экономической интеграции:

 

1.Увеличение размеров рынка  - действие сквозь масштабы производства (для стран с малой емкостью  национального рынка), на этой  основе необходимо определение  оптимального размера предприятия.

 

2.Растет борьба между странами.

 

3.Обеспечение лучших условий  торговли.

 

4.Расширение торговли параллельно  с улучшением инфраструктуры.

 

5.Распространение новых технологий.

Недостатки экономической интеграции:

 

1. Для более отсталых стран  интеграция приводит к оттоку  ресурсов (факторов производства), идёт  перераспределение в пользу более  сильных партнёров.

 

2. Олигопольный сговор между ТНК стран- участниц , что приводит к повышению цен.

 

3. Эффект потерь от увеличения  масштабов производства при очень  сильной концентрации.

 

        

 

 

2.Этапы экономической интеграции

Накопленный опыт развития интеграционных процессов в мировом хозяйстве  свидетельствует о необходимости  прохождения четырех этапов в  становлении и развитии экономической  интеграции (Смотрите Приложение № 1):

 

1. Образование зоны свободной  торговли с отменой таможенных  тарифов и других ограничений  между странами-участницами. На  этой стадии страны-участницы  упраздняют взаимные торговые  барьеры, но сохраняют полную  свободу действий в экономических  связях с третьими странами. Например, право на отмену или введение  новых таможенных пошлин, либо  иных ограничений, право на  заключение торгово-экономических  договоров, соглашений, альянсов. Вследствие  этого между странами сохраняются  таможенные границы и посты,  контролирующие происхождение товаров,  пересекающих их государственные  границы и, соответственно, препятствующие  льготному ввозу товаров из  третьих стран. Классическим примером  такой зоны свободной торговли  считается Европейская ассоциация  свободной торговли, существующая  с 1960 года.

 

2. Образование таможенного союза  с установлением единых тарифов  в торговле и в движении  рабочей силы и капитала.

 

На этом уровне интеграции государства  не только устраняют взаимные торговые барьеры, но и учреждают единую систему  внешних торговых барьеров и общих  таможенных пошлин по отношению к  третьим странам. При этом таможенные службы на внутренних границах упраздняются, а их функции передаются соответствующим  службам на внешних границах. Возникает  единое таможенное пространство, ограниченное пределами входящих в него государств.

 

Примером такого образования является Европейское экономическое сообщество, переросшее в Европейский Союз.

 

3. Возникновение экономического  союза, представляющего собой  начальную фазу реальной экономической  интеграции. На этой ступени государства  договариваются о свободном перемещении  через национальные границы не  только товаров, но и всех  факторов производства, включая  капитал, рабочую силу, технологии, информацию. В результате формируется  общее рыночное пространство, так  называемый общий рынок.

 

4. Полная интеграция с единой  экономической политикой, общей  валютой и органами наднационального  регулирования. Достижение этого  уровня интеграции (политико-экономического союза) предполагает, что вступающие в него государства с учетом достигнутых результатов прежних этапов интеграции, договариваются о проведении совместной торговой, а затем и в целом экономической политики по отношению к третьим странам, а также об унификации систем регулирования экономики. Данная ступень интеграции предполагает согласование внешней политики стран-участниц, что дает еще более широкие возможности для взаимовыгодного объединения сил и средств в интересах хозяйственного развития всего союза в целом и каждой из стран-участниц.

 

Последние два этапа могут включать в себя определенные подэтапы, связанные со спецификой той или иной интеграционной группировки. Большинство из существующих в мире интеграционных группировок находится пока на стадии формальной интеграции, т. е. проходит первый и второй этап интеграционного развития.

 

Международная экономическая интеграция рассматривается (особенно в ее западноевропейском варианте) как трехуровневая модель. На микроуровне, т.е. на корпоративном  уровне, когда отдельные компании вступают в прямые хозяйственные  связи, развертывают интеграционные процессы.

 

На межгосударственном уровне, когда  целенаправленная деятельность государства (коллективная или односторонняя) способствует интеграционным процессам переплетения труда и капитала в пределах той  или иной группы стран, обеспечивает функционирование особых интеграционных инструментов.

 

Национальный уровень, на котором  страны-участницы добровольно передают ряд политико-экономических функций.

 

      Исторически интеграция эволюционирует через несколько основных ступеней, каждая из которых свидетельствует о степени ее зрелости:

 

преференциальные торговые соглашения (preferential trade agreement), в соответствии с которыми, страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставляют третьим странам.

 

Зона свободной торговли (free trade area), предусматривающая полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами.

 

Таможенный союз (custom union), предполагающий согласованную отмену странами национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран.

 

Общий рынок (common market), при котором интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства - капитала и рабочей силы.

 

Экономический союз (economic union), который предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также и координацию макроэкономической политики, и унификацию законодательств в ключевых областях - валютной, бюджетной, денежной. ( Смотрите Приложение № 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Преференциальные торговые соглашения

На первом уровне, когда страны еще только делают первые шаги к  взаимному сближению, между ними заключаются преференциальные торговые соглашения. Такие соглашения могут  подписываться либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной  или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют более  благоприятный режим друг другу, чем они предоставляют третьим  странам. В известном смысле это  отход от принципа наибольшего благоприятствования, который санкционирован ГАТТ/ВТО  в рамках так называемых временных соглашений, ведущих к образованию таможенного союза. Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение национальных таможенных тарифов каждой из подписавших их стран, должны рассматриваться даже не как начальный, а как подготовительный этап интеграционного процесса, который становится таковым, только когда приобретает более развитые формы. Никаких межгосударственных органов для управления преференциальными соглашениями не со2.2 Зона свободной торговли

 

Зона свободной торговли (Free trade area) - тип международной интеграции, при котором страны-участники отменяют таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле. Это более глубокий тип интеграции, чем преференциальные соглашения. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но обычно обходятся без него, а основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Основные зоны свободной торговли:

 

Соглашение о свободе торговли стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН - Association of South East Asion Nations) - одна из крупнейших региональных организаций, объединяющая все страны Юго-Восточной Азии (1967 г.). Провозгласила своей целью содействие экономическому, социальному и культурному развитию стран-участниц, обеспечение безопасности от вмешательства извне. Высший орган - собирающаяся один раз в три года Конференция глав государств и правительств. Центральный руководящий орган - ежегодная встреча министров иностранных дел. Имеется постоянный секретариат, территориально расположенный в Джакарте (Индонезия);

 

 Североамериканская зона свободной  торговли - НАФТА (North American Free Trade Agreement - NAFTA) - соглашение между США, Канадой и Мексикой, вступившее в силу с 1994 г. Соглашение предусматривает поэтапную ликвидацию таможенных тарифов и нетарифных барьеров как для промышленных, так и для сельскохозяйственных товаров, защиту прав интеллектуальной собственности, выработку общих правил для инвестиций, либерализацию торговли слугами и создание эффективного механизма для разрешения торговых споров между странами-участницами;

 

Европейская ассоциация свободной  торговли - в 1960 г. подписано соглашение между Исландией, Лихтенштейном, Норвегией, Швейцарией;

 

Балтийская зона свободной торговли - соглашение между Латвией, Литвой и Эстонией, подписанное в 1993 г.;

 

Центрально-европейское соглашение о свободной торговле - соглашение между Венгрией, Польшей, Румынией, Словакией, Словенией и Чехией, подписанное  в 1992 г.;

 

Австралийско-Новозеландское торговое соглашение об углублении экономических  связей, подписанное этими двумя  странами в 1983 г.;

 

Зона свободной торговли между  Колумбией, Эквадором и Венесуэлой, - соглашение было подписано перечисленными странами в 1992 г.;

 

Бангкокское соглашение - соглашение между Бангладешем, Индией, Республикой Корея, Лаосом, Шри-Ланка, подписанное в 1993 г.

 

 

 

  2.3 Таможенный союз

Таможенный союз (Custom union) - тип международной интеграции, предполагающий согласованную отмену странами-участницами союза национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран; образование единой таможенной территории. Таким образом, таможенный союз - это более глубокий тип интеграции, чем зона свободной торговли .

 

В соглашении о создании таможенного  союза оговариваются следующие  моменты:

 

1) Снятие внутренних таможенных  границ между странами-членами  союза;

 

2) ?Перенос таможенного контроля  на внешний периметр союза;

 

3) Устранение таможенных процедур  во взаимной торговле товарами  национального производства;

Информация о работе Мировая интеграция