Мировая торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

Международная торговля занимает ведущее место в системе всемирных экономических отношений. Международной торговый обмен является одновременно и предпосылкой, и следствием международного разделением труда, выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своей исторической эволюции он прошёл путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово- экономического сотрудничества. В условиях НТР международный торговый обмен приобретает все большее значение. Своеобразие этих процессов в послевоенный период особенно рельефно открывается при анализе долгосрочных тенденций, особенностей, форм и методов совместной торговли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ………………………………5
Понятие международной торговли……………………………5
Современные организационные формы экспорта и
импорта………………………………………………………………..7
Ограничения в современной международной торговле….....................................................................................10
Платежный баланс……………………………………………..16
ВТО как регулятор международной торговли…………..…20
Внешний мультипликатор……………………………………24
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ…………………………………………………………....26
2.1 Мировой товарооборот…………………………………………26
2.2 Структура МТ…………………………………………………...26
2.3 Специализация МТ……………………………………………..29
2.4 Условия торговли ………………………………………………30
2.5 Коэффициент эластичности МТ………………………………31
2.6 Квоты МТ………………………………………………………..32
2.7 Торговый баланс ……………………………………………….33
ГЛАВА 3 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ И
УСЛУГАМИ ………………………………………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………...40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..41

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

Как правило, уровни таможенного обложения всех стран не остаются неизменными, а меняются в зависимости от степени международного разделения труда, интеграционных процессов и так далее. В целом же характерна тенденция (для развитых стран, как пример в развитии) к постепенному снижению таможенных пошлин. Так за последние 40 лет их уровень снизился более чем на З/4.

2. К общим  для всех стран формам регулирования внешнеторговой деятельности относятся нетарифные меры. Согласно принятой в ООН классификации к ним относятся меры, направленные на косвенное и административное ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства. Сюда относятся: лицензирование и контингентирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, импортные депозиты, так называемые "добровольные экспортные ограничения", компенсационные сборы, система минимальных импортных цен и т.п. Рассмотрим основные из них более подробно.

Под лицензией  понимается разрешение, выдаваемое государственными органами на право той или иной деятельности. Система лицензий возникла еще в период меркантилизма и использовалась для регулирования торгового баланса. Прошедшее время изменило ее характер. Значение лицензии возросло в период мирового кризиса 1929-1933 гг., а затем — во время второй мировой войны. В послевоенные годы наблюдается либерализация внешней торговли, приведшая к ослаблению роли лицензий в регулировании экспорта и импорта, сокращению количества лицензируемых товаров.

Лицензия  как форма регулирования международной  торговли представляет собой документ на право ввоза или вывоза товаров, выдаваемая импортеру или экспортеру государственным органом. Ее использование позволяет государству оказывать прямое воздействие на внешнюю торговлю страны, ограничивая ее размеры, а в ряде случаев и полностью запрещая экспорт или импорт отдельных товаров.

Различают два  основных вида внешнеторговых лицензий:

1.Открытая  генеральная лицензия (автоматическая) — это опубликованное в печати  разрешение соответствующего государственного  органа на ввоз или вывоз товара на определенный срок. Товары, включенные в список открытых генеральных лицензий, могут ввозиться или вывозится беспрепятственно.

2.На вывоз  или ввоз остальных товаров  необходимо получение каждым экспортером индивидуальных лицензий (неавтоматические), которые выдаются на экспорт или импорт отдельных товаров и на строго определенный период времени.

Наряду с  лицензированием применяется такое количественное ограничение, как квотирование (контингентирование). Квота—это ограничение количества импортируемых товаров определенного наименования и вида. Подобно протекционистским тарифам квоты снижают иностранную конкуренцию на внутреннем рынке в определенной отрасли. Квоты бывают:

• индивидуальными, ограничивающими ввоз (вывоз) в одну конкретную страну;

• групповыми, устанавливающие объем ввоза (вывоза) в определенную группу стран;

глобальными, когда импорт (экспорт) ограничивается без указания стран, на которые это ограничение распространяется.

Во взаимных отношениях дело иногда доходило и  до введения эмбарго. Эмбарго—полный запрет на торговлю с определенным государством, на ввоз определенного товара. Например, после вторжения Ирака в Кувейт страны—члены ООН проголосовали за введение эмбарго на иранскую нефть.

В последние  годы между различными странами заключено свыше ста соглашений о "добровольном" ограничении экспорта и об установлении минимальных импортных цен. "Добровольное" экспортное ограничение—это ограничение, когда иностранные фирмы "добровольно" ограничивают объем своего экспорта в определенные страны. Они дают это согласие против своей воли, в расчете на избежание более жестких торговых барьеров. Так, в Японии автомобилестроители под угрозой введения в США более высоких тарифов или низких импортных квот согласились на введение "добровольных" экспортных ограничений на свой экспорт в США. Специфика "добровольных" экспортных ограничений, как впрочем, и установление минимальных импортных цен состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну—импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страной. Здесь, например, в случае, снижения экспортной цены ниже минимального уровня, импортирующая страна вводит антидемпинговую пошлину, применение которой может сделать невозможным дальнейший экспорт товаров на рынок данной страны.

Антидемпинговые пошлины как нетарифный инструмент регулирования импорта применяется при импорте товара по ценам ниже предлагаемых издержек на их производство.

В некоторых случаях страны применяют так называемые компенсационные пошлины—когда установлено, что экспортер товара получил государственную субсидию на его производство. В некоторых случаях применяется регулирование внешнеэкономических связей посредством мер административного характера, такие как: технические нормы и стандарты, таможенные формальности, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке товара и так далее.

 

    1. Платежный баланс

 

В статьях  платежного баланса страны отражаются все внешнеторговые операции, которые  она ведет с иностранными государствами. Эти операции включают торговый экспорт и импорт, покупку и продажу услуг, расходы туристов за границей и т.п. Таким образом, платежный баланс страны отражает баланс между всеми доходами, которые она получает от иностранных держав, и всеми платежами, которые она производит другими странами.

Платежный баланс включает три основных компонента:

    1. Торговый (внешнеторговый) баланс, характеризующий экспорт и импорт товара, служащий фундаментом платежного баланса. Он строится на основе данных таможенной статистике, учитывающей объемы реально пересекающих границу товаров, тогда как платежный баланс учитывает платежи и поступления в ходе внешнеторгового оборота, которые по времени могут не совпадать с движением товаров.
  1. Баланс услуг и некоммерческих платежей(односторонних трансфертов) включает платежи и поступления по транспорту, страхованию, почтово- телеграфной и телефонной связи, комиссионным операциям, туризму культурному обмену, потребительским переводам(зарплаты, наследств, стипендий, пенсий), по содержанию дипломатических и торговых представительств, проценты и дивиденды по капиталовложениям, платежи за лицензии и т.д.

Торговый  баланс и баланс услуг и некоммерческих платежей(иностранных трансфертов) образует платежный баланс по текущим операциям(из них 70% приходится на торговлю товарами) или текущий баланс. Следовательно, текущий баланс измеряет стоимость чистых доходов страны или чистых расходов, возникающих в результате сделок с товарами, услугами и трансфертами.

  1. Баланс движения капиталов и кредитов—соотношение ввоза и вывоза частных и государственных капиталов, получение и предоставление международных кредитов, т.е. соотношение продажи и покупки активов. 

Торговый баланс показывает разницу между товарным экспортом  и импортом. Если экспорт превышает  импорт, то возникает положительное сальдо, когда же импорт превышает сальдо, то образуется отрицательное сальдо, или внешнеторговый дефицит.

Балансы текущих  операций и движение капиталов тесно  взаимосвязаны. Дефицит баланса  по текущим операциям показывает, что экспорт страны недостаточен для оплаты импорта. Его финансирование требует либо внешнего займа, либо продажи некоторых активов иностранцам. Следовательно, дефицит платежного баланса  покрывается за счет притока капиталов в страну. И наоборот, актив или положительное сальдо платежного баланса сопровождается оттоком капиталов по счету движению капиталов. Другими словами, если при дефиците платежного баланса страна вынуждена влезать в долги и продавать собственность и другие свои активы, то при положительном балансе она может использовать избыток капиталов для покупки недвижимости и иностранных активов, а также предоставлять займы иностранным государствам.

Каждая страна должна располагать  официальными резервами, т.е. определенным количеством иностранной валюты для регулирования несбалансированности платежного баланса. Сокращение таких резервов показывает размеры дефицита платежного баланса страны. Увеличение резервов характеризует величину активного, или положительного сальдо.

Очевидно, что небольшой  дефицит вполне допустим, если есть уверенность в том, что он может быть ликвидирован в будущем году. Кроме того, от такого дефицита выигрывают потребители внутри страны, т.к. они получают больше иностранных товаров. Большой же дефицит во внешней торговле, имеющий тенденцию к устойчивому росту, характеризует потерю конкурентоспособности страны на мировом рынке. Такие дефициты обычно связаны с различными внешними потрясениями, резкими подъемами цен на сырье и энергоносители на мировом рынке, а также глубокими спадами производства, вызванными циклическим характером развития капиталистического производства.

Устойчивое повышение  дефицита платежного баланса вызовет  истощение официальных резервов страны или запаса иностранной валюты, в результате чего страна может прибегнуть к установлению торговых барьеров, введению высоких пошлин и квот на иностранные товары, чтобы компенсировать дефицит. Однако часто этих мер оказывается недостаточно, и страна начинает жить в долг, продавать недвижимость и финансовые активы.

 

    1. ВТО как регулятор международной торговли

 

 

 Всемирная Торговая Организация (World Trade Organization) – законодательная и  институциональная основа международной  торговой системы, механизм многосто-роннего  согласования и регулирования политики стран-членов в области торговли товарами и услугами, урегулирования торговых споров и разработки стандартной внешнеторговой документации. ВТО была образована в 1995 г. на основе Марракеш-ского соглашения, подписанного в апреле 1994 г. в Марокко в результате окончания Уругвайского раунда многосторонних переговоров. Соглашение о создании ВТО со-держит 29 правовых документов и 25 министерских деклараций, определяющих пра-ва и обязанности стран в рамках многосторонней торговой системы, которые впитали в себя все лучшее достигнутое в рамках ГАТТ и добавили много нового. ГАТТ, подпи-санное в 1947 г. с последующими изменениями и дополнениями, известное сейчас как «ГАТТ 1994», входит в число правовых документов, лежащих в основе ВТО. Большинство в ¾ голосов требуется для одобрения толкования того или иного мно-гостороннего торгового соглашения или для снятия со страны-члена обязательства, налагаемого таким соглашением. Решение об изменении многостороннего соглаше-ния требует согласия всех стран-членов, хотя такие решения обязательны только для стран, ратифицирующих их. Решение о приеме новых членов принимается мини-стерской конференцией 2/3 голосов. Решения в ВТО принимаются голосованием на основе принципа «одна страна - один голос», но, унаследовав традиции ГАТТ, ВТО принимает большинство решений на основе согласия всех – консенсусом. 
   Принципиальное различие между ГАТТ и ВТО заключается в том, что ГАТТ было простым сводом правил, многосторонним соглашением, имеющим небольшой секре-тариат. ГАТТ как соглашение состояло из сторон, участвующих в нем. ВТО состоит из стран-членов. ГАТТ изначально считалось временным соглашением, действующим до момента создания ВТО. ВТО – постоянно действующая организация. ГАТТ было по-священо практически только торговле товарами. На ВТО возложены функции регу-лирования торговли не только товарами, но и услугами, включая такие специфиче-ские, как права на интеллектуальную собственность. Многие соглашения по отдель-ным товарам, входившие в ГАТТ, охватывали не все, а только некоторые из сторон, участвовавших в ГАТТ, и поэтому были селективными по характеру своего действия. Практически все соглашения в рамках ВТО являются многосторонними и поэтому универсальными по характеру действия. Наконец, система урегулирования торговых споров, действовавшая в рамках ГАТТ, была громоздкой и неэффективной, посколь-ку позволяла отдельным странам блокировать принятие решений. Система урегули-рования торговых споров, действующая в рамках ВТО, более эффективна, поскольку позволяет принимать многие решения, которые не могут быть блокированы отдель-ными странами, на автоматической основе.  
   Соглашение об образовании ВТО носит чисто институциональный характер и определяет такие организационные параметры ВТО, как функции, сферы деятельно-сти, структура, бюджет, формирование секретариата, механизм принятия решений и пр., но в качестве приложений в него включены все основные соглашения, подпи-санные в рамках Уругвайского раунда ГАТТ. Таких приложений – четыре, причем до-кументы, содержащиеся в первых трех (multilateral trade agreements) из них, явля-ются обязательными для исполнения всеми членами ВТО, тогда как документы, со-держащиеся в четвертом приложении (plurilateral trade agreements), обязательны только для тех стран-членов ВТО, которые их подписали. Из правил ВТО возможны изъятия (waiver) – временное освобождение стран-членов по их просьбе и с согласия остальных стран от отдельных обязательств, накладываемых многосторонними тор-говыми соглашениями в рамках ВТО. Наиболее распространенные изъятия связаны с изменением тарифной классификации или введением новой классификации, что де-лает необходимым вновь провести переговоры с торговыми партнерами о предостав-лении взаимных торговых уступок, а также о вступлении стран в региональные инте-грационные группировки. 
   На основе совокупности соглашения об образовании ВТО и приложений к нему регулируется международная торговая система. В настоящее время ВТО является главной международной организацией, регулирующей торговлю товарами, услугами и интеллектуальной собственностью. Это регулирование заключается в реализации согласованных принципов поведения стран в международной торговле и комплексе мероприятий, проводимых под эгидой ВТО с участием большинства стран мира. Наи-более важные принципы, на которых строится многосторонняя система, следующие: 
   • Торговля без дискриминации; 
   • Либерализация международной торговли; 
   • Применение мер, ограничивающих импорт, только на основе правил ВТО; 
   • Предсказуемость торговой политики; 
   • Содействие конкуренции. 
   Многосторонние соглашения в рамках ВТО предусматривают санкции, приме-няемые к экспортерам и страна, которые пользуются несправедливыми методами торговой политики. Однако само толкование понятия справедливых методов в меж-дународной торговле весьма сложно и запутанно. С целью определения проблем на пути свободной конкуренции в мировой торговле в рамках ВТО действует механизм проверки торговой политики (Trade Policy Review Mechanism - TRIM) – детальный анализ торговой политики стран-членов секретариатом ВТО с целью определения ее соответствия требованиям соглашений ВТО и вынесения рекомендаций по устране-нию их нарушений.  
   Прием стран в члены ВТО состоит из трех этапов. На первом страна представ-ляет в ВТО меморандум о своей торговой политике, ВТО создает рабочую группу по изучению меморандума на предмет определения соответствия регулирования внеш-ней торговли в стране, желающей стать членом ВТО, ее правилам. На втором ВТО проводит двусторонние переговоры со страной по вопросам доступа на ее рынок то-варов и услуг других стран. Если переговоры привели к принятию страной условий, определенных в многосторонних соглашениях ВТО, рабочая группа составляет док-лад для министерской конференции ВТО, к которому прикладывается протокол о присоединении страны к ВТО. После согласования на очередной министерской кон-ференции страна считается принятой в ВТО.  
   Если страны вступают в ВТО и подписывают его основные документы, это озна-чает, что они обязуются соблюдать заложенные в нем принципы. Несовпадение в трактовке многостраничных и весьма сложных документов ВТО может привести к возникновению торгового спора. Для их разрешения в рамках ВТО действует меха-низм урегулирования торговых споров (Trade Dispute settlement mechanism) – про-цедура решения на многосторонней основе под эгидой ВТО и при участии ее экспер-тов разногласий, вытекающих из невыполнения другой страной-членом ВТО приня-тых на себя обязательств по многосторонним торговым соглашениям, а также из-за применения другой страной мер торговой политики, не соответствующих правилам ВТО, или из любой другой ситуации в торговле. 
   

 

    1. Внешнеторговый мультипликатор

 

Интенсивное развитие внешнеэкономических  связей требует определить их влияние  на развитие экономики страны. Экспорт  и импорт, как и другие составляющие совокупных расходов, действуют с мультипликационным эффектом. Поэтому для количественной оценки воздействия внешней торговли, на рост национального дохода и ВНП экономическая теория разработала и использует в практике модель внешнеторгового мультипликатора. Большой вклад в ее создание и развитие  внесли Д. Кейнс, Р. Кан, Ф. Махлуп, П. Самуэльсон и другие экономисты.

Первоначальное изменение  экспорта, подобно изменению инвестиций, порождает цепную реакцию, которая, уменьшаясь с каждым последующим  циклом. Дает эффект многократного усиления первоначального изменения. Аналогично мультипликатору инвестиций, мультипликатор экспорта(Мx) обусловлен внутренними Dпроцессами в сфере потребления и может быть определен через предельную склонность к потреблению(MRC) или предельную склонность к сбережению (MRS):

 

Mx=1/MRS=1/(1—MRC)

 

Влияние увеличения экспорта на объем производства определяется на основании формулы: ВНП=МpDX.

Но международная торговля—это не только экспорт, но и импорт. И  если часть полученного экспортного  дохода идет на импорт, то внутренняя покупательная способность сократиться. Импорт действует как утечка, аналогично сбережениям (импорт имеет отрицательный знак). Поэтому анализировать импорт можно аналогично функции сбережения. С введением понятия предельной склонности к импорту(MRM), как отношения изменения объема импорта к изменению дохода, формула мультипликатора принимает вид: 

Mp=1/((MRS-MRM)DX)

А влияние изменения  экспорта с учетом импорта на изменение  объема производства можно описать  формулой:

DВНП=1/(MRS-MRM)DX

Действие мультипликатора  внешней торговли не бесконечно. Мультиплицирование носит затухающий характер, величины очередных приростов неуклонно  сокращаются, т.к. значение предельной склонности к потреблению к потреблению  импортных товаров меньше единицы.

По прошествию определенного  промежутка времени, возмущение, вызванное  приростом инвестиций в одну из стран, сглаживается, системы вновь приходят в состояние равновесия. Большую  роль в устранении  нарушенного  равновесия торгового баланса и  помех на пути развития международной торговли призвано играть активное государственное регулирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Мировая торговля