Мировая торговля услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 18:59, контрольная работа

Краткое описание

В последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. Эта сфера мировой экономики до сих пор плохо изучена. До настоящего времени ведущие ученые мира уделяли ей достаточно мало внимания, услуги практически не изучались. Поэтому все еще не существует точного определения услуги, нет четкого разграничения видов услуг, совершенной системы регулирования сферы услуг, несмотря на постоянно растущие масштабы мирового обмена услугами.

Содержание

Введение
Понятие мировой торговли услугами и ее значение
Структура мировой торговли услугами
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

межд.рын.услуг.docx

— 31.42 Кб (Скачать файл)

Вторую группу составляют страны, для которых производство услуг  является главным направлением развития экономики. Как правило, это островные  или малые государства. Для них  характерна ярко выраженная специализация  на туристических, финансовых либо транспортных услугах. В целом последние два  десятилетия эти страны развивались  по пути углубления своей специализации.

Третья группа объединяет наименее развитые страны, являющимися экспортерами на мировой рынок преимущественно  сырья (Ангола, Гана, Ливия, Иран и т.д.). Для них торговля услугами во внешней  торговле составляет менее 10%.

Для государств Центральной и Восточной  Европы, Балтии и СНГ, несмотря на некоторое  наращивание торговли услугами характерно превышение ввоза услуг над вывозом. В этом регионе наибольший удельный вес в торговле услугами принадлежит  России, а наиболее конкурентоспособны на мировом рынке услуг Чехия, Польша и Венгрия.

Ведущие позиции во внедрении и  использовании электронно-вычислительной техники и информационных технологий занимают промышленно развитые страны, на долю которых в 1993 г. приходилось 80% всего мирового компьютерного  парка. При этом доля США на мировом  рынке информационных услуг составляет свыше 50%, что значительно больше доли этой страны, например, в товарной торговле (12%). На втором месте находится  Япония, объем операций купли –  продажи информационных услуг в  которой в 1995 г. оценивался в 3,5 млрд. долларов, т.е. приближался к 10% мирового рынка. Третье место занимает Великобритания. В настоящее время в промышленно  развитых странах наступает новая  эпоха – сетевой компьютеризации. Мощный толчок этому процессу с середины 90-х гг. дает транснациональная сеть Интернет. Новая информационная технология, представленная услугами Интернет, получила широкое признание в деловой сфере, где наибольшей популярностью пользуется электронная почта, экономическая отдача которой наиболее наглядна. Полезность web-страниц в качестве инструмента маркетинга уже не вызывает сомнений. Они имеют неограниченный потенциал в рекламе предлагаемых компаниями продуктов и услуг. Но поиск эффективных направлений использования услуг Интернет в бизнесе только начинается, и в недалекой перспективе следует ожидать разработки новых видов услуг сети, специализируемых для нужд различных секторов экономики.

Еще одним видом услуг на мировом  рынке является реклама. Реклама  играет значительную роль в международной  торговле, поскольку на мировых товарных рынках действует сейчас большое  количество фирм, которым необходимо рекламировать свою продукцию. В  то же время реклама из придатка к торговле превратилась в самостоятельную, очень прибыльную сферу бизнеса.

Стремительно растет консультационный бизнес, функцией которого является разработка и предоставление клиентам научных  решений самых разных хозяйственных  проблем в виде информации, экспертизы, консультаций или прямого участия  по контрактам в управлении, изучении рынков, разработке и реализации мер  по повышению эффективности и  т.п. Ускоренно развивается и ряд  нетехнических видов деловых  услуг – службы по подбору персонала (в т.ч. для временных работ), а  также по обеспечению связей фирм с общественностью, поддержанию  на производстве нормального социального  климата и т.д.

В динамичное ядро рассматриваемой  сферы во многих странах входят также  связь и телекоммуникации. В первую десятку стран, которые имеют наиболее развитые системы связи и телекоммуникаций, отвечающие мировым стандартам, входят Сингапур, Новая Зеландия, Финляндия, Дания, США, Гонконг, Швеция, Турция, Норвегия, Канада.

В настоящее время также динамично  развиваются кредитно-финансовые и  страховые услуги. Мировой опыт показывает, что страхование – это эффективный  инструмент концентрации и вовлечения в хозяйственную деятельность средств  корпоративных организаций и  частных лиц, оказывающий стабилизирующее воздействие на экономику. В промышленно развитых странах отношение к рынку страховых услуг определяется как к стратегическому сектору экономики и мощному фактору положительного воздействия на нее. Наиболее развитой страной в отношении рынка страховых услуг являются США, доля рынка которых составляет 48,68% в мировом рынке страховых услуг, а также Япония – 11,25%, Германия – 10,19%, Великобритания – 5,93%.

Используя передовые информационные технологии и возможности, открываемые  политикой дерегулирования и либерализации рынков, все эти отрасли в последние 15 – 20 лет вышли на качественно новый виток в своем техническом оснащении, уровне и качестве обслуживания производства и населения и ныне играют решающую роль в стремительном процессе глобализации хозяйственной жизни.

В услугах социально-культурного  профиля по темпам лидируют социальные услуги тем категориям населения, которые  нуждаются в непосредственной помощи и поддержке общества – инвалидам, престарелым. Научно-технический прогресс, повышение жизненного уровня населения  и расширение государственных программ медицинского обслуживания стимулируют  развитие сферы здравоохранения. Устойчивые темпы характерны и для сферы  образования. Эти отрасли образуют крупный сектор современной сферы  услуг. Расходы на образование в  ведущих западных странах в последние  годы варьировали в пределах 4,9 – 7,1% ВВП, на здравоохранение – 7,2 – 14,2 %. В группу быстродействующих отраслей входят также различные виды обслуживания свободного времени населения, его  культурных и социальных запросов. Здесь первенство по динамике держит кинопроизводство, видео - и аудиобизнес, различные формы активного отдыха и, прежде всего, туризм, доля которого в стоимости экспорта услуг превышает 1/3. Туризм занимает значительное место в международных отношениях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики. Однако информация о развитии международного туризма не является абсолютно точной, поскольку достаточно сложно измерить туристические потоки. Из-за отсутствия единого способа их учета значительно осложняется сопоставление статистических данных между странами.

Для других услуг характерны более  умеренные темпы – на уровне средних  показателей по сфере услуг или  по всему хозяйству. Довольно противоречива  динамика отраслей транспорта и торговли. Рост потребностей в их операциях  сдерживается относительным сокращением  в структуре хозяйства доли материальной продукции, транспортировкой и реализацией, которой заняты эти отрасли. Но такие  черты «новой экономики», как углубление межотраслевых связей в ходе специализации  производства, дифференциация спроса, разукрупнение предприятий и  переход от экономии на масштабах  к экономии на разнообразии чрезвычайно  усложняют состав товарной массы  и, обостряя проблему реализации, повышают роль товарного обращения в процессе воспроизводства.

В последнее время обнаруживается неоднозначное и возрастающее влияние  на торговлю электронной коммерции. В результате в одних странах  позиции транспорта и торговли в  хозяйстве продолжают расширяться, в других – они стабилизировались  или даже сокращаются. Примерно аналогичная  динамика типична для таких крупных  и зрелых отраслей, как гостиничное  хозяйство и авторемонтный бизнес, развитие которых сводится в основном к технической и организационно-структурной  модернизации.

Целый ряд услуг – общественное питание, ремонт бытовой техники, одежды, обуви, прачечные, химчистка – развиваются  сравнительно низкими темпами. Под  воздействием конкуренции со стороны  товаров – заменителей и изменений  в уровне и стиле жизни их доля в макроэкономических показателях  в большинстве стран сокращается. Купить новый и модный товар зачастую дешевле, а потому и предпочтительнее, чем ремонтировать старый. Немаловажное значение имеет непрерывное обновление, совершенствование и расширение ассортимента бытовой техники, химических товаров, продовольствия, а также  их ценовые преимущества с учетом удобства и экономичности в потреблении.

 

 

Заключение

 

На протяжении двух последних десятилетий  наблюдается тенденция повышения  роли услуг в экономике стран  мира.

Что же касается России, то ее позиция на мировом рынке услуг в настоящее время не очень устойчива: она входит в тридцатку крупных стран – участниц международной торговли услугами, но продолжает оставаться нетто-импортером услуг. На Россию приходится 1,4% мирового импорта услуг и 1,0% мирового экспорта.

Но все же не стоит говорить, что состояние сферы услуг  в России «безнадежно». Сфера эта действительно молодая, получившая развитие в основном в последнее десятилетие. Но во главе компаний этой отрасли в отличие от промышленности и сельского хозяйства стоят, как правило, динамичные, инициативные специалисты с широкими зарубежными связями, легко усваивающие все новое, понимающие уровень конкурентоспособности своей фирмы на отечественном и мировом рынках, потребность в протекционистской защите. Другое дело – готовность и способность соответствующих правительственных структур собрать воедино, обобщить и оценить всю эту обширную информацию, выработать на ее основе более совершенную систему правового регулирования сферы услуг, используя опыт зарубежных стран.

Улучшение ситуации в сфере услуг  сильно зависит от иностранных инвестиций, но в то же время, либерализируя эту сферу, необходимо поддерживать баланс между интересами по защите своего внутреннего рынка и потребностью в инновациях для создания современной инфраструктуры. Ведь без крупномасштабной сферы услуг с развитым транспортом, связью, торговлей, финансово-кредитным и страховым секторами, комплексом деловых услуг, сферами образования и здравоохранения, отвечающим современным требованиям, Россия не сумеет создать эффективное рыночное хозяйство и достойно войти в мировую экономику. Поэтому нашей главной задачей на современном этапе перехода на рыночные основы и интеграции в мировое хозяйство должно стать ускорение развития сферы услуг.

Список литературы

 

  1. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для ВУЗов. Изд-е 2 перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 735 с.
  2. Мировая экономика: Учебное пособие для ВУЗов. / Под ред. проф. И.П. Николаевой. Изд-е перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 575 с.
  3. Т.Р. Тэор. Мировая экономика. – СПб.: Питер, 2002.

Информация о работе Мировая торговля услугами