Мировая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 11:58, контрольная работа

Краткое описание

В прошлом внешнеэкономической деятельностью той или иной страны занимались преимущественно те национальные формы, для которых рынок их стран оставался главным. В последние десятилетия многие из них превратились в транснациональные корпорации (ТНК), для которых полем деятельности (торговой, промышленной, финансовой) является весь мир. В результате ТНК стали важной частью механизма мирового хозяйства. Причем их интересы не всегда совпадают с интересами национальных экономик, включая страны и их происхождение.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Субъекты мировой экономики………………………………………………….4
Государства как субъекты мирового хазяйства………………………………………...4
ТНК…………………………………………………………………………………8
Международные и региональные экономические организации…………………….....13
Основные типы государств в мировой экономике…………………………….17
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

контра-готовая.docx

— 54.02 Кб (Скачать файл)

Анализ  деятельности ТНК и теорий прямых иностранных инвестиций позволяет выделить следующие основные источники эффективной деятельности ТНК (по сравнению с чисто национальными компаниями):

  • использование преимуществ владения природными ресурсами (или доступа к ним), капиталом и знаниями перед фирмами, осуществляющими свою предпринимательскую деятельность в одной стране и удовлетворяющими свои потребности в заграничных ресурсах только путем экспортно-импортных сделок;
  • возможность оптимального расположения своих предприятий в разных странах с учетом размеров их внутреннего рынка, темпов экономического роста, цены и квалификации рабочей силы, цен и доступности остальных экономических ресурсов, развитости инфраструктуры, а также политико-правовых факторов, среди которых важнейшим является политическая стабильность;
  • возможность аккумулирования капитала в рамках всей системы ТНК, включая заемные средства в странах расположения зарубежных филиалов, и приложение его в наиболее выгодных для компании обстоятельствах и местах;
  • использование в своих целях финансовых ресурсов всего мира;
  • постоянная информированность о конъюнктуре товарных и, валютных и финансовых рынков в разных странах, что позволяет оперативно переводить потоки капиталов в те государства, где складываются условия для получения максимальной прибыли, и одновременно распределять финансовые ресурсы с минимальными рисками (включая риски от колебания курсов национальных валют);
  • рациональная организационная структура, которая находится под пристальным вниманием руководства ТНК, постоянно совершенствуется;
  • опыт международного менеджмента, включая оптимальную организацию производства и сбыта, поддержание высокой репутации фирмы.

Источниками финансирования ТНК выступают не только и не столько головные американские компании, сколько физические и юридические лица из принимающих третьих стран. Для этого зарубежные филиалы ТНК широко используют займы коммерческих и финансовых институтов принимающего государства и третьих стран, а не только стран базирования материнской компании.

В США  половину экспорта осуществляют американские и иностранные ТНК, их доля в трансфертах  технологий составляет 80%. ТНК формируют  международные производственные и  научно-технические связи и сотрудничество. Они оказывают воздействие на разделение труда между странами, втягивая национальное производство стран приложения капитала в международную промышленную кооперацию.

Наибольшее  влияние ТНК оказывают на мировой  кредитный рынок и рынок акций. Они не только активно используют евродоллары как заемщики, но и наращивают их резервы, будучи самыми заметными владельцами депозитов в евродолларах. Что касается мирового рынка акций, то, в сущности, большинство ведущих на фондовых биржах компаний, — это ТНК. Продавая на зарубежных фондовых рынках свои акции, выпуская свои еврооблигации на еврорынках и прибегая к еврокредитам, ТНК за счет этих финансовых источников могут финансировать значительную часть своих капиталовложений.

Транснациональные корпорации превратились в наиболее активных участников мирового финансового рынка, действуя на всех его сегментах. Так, будучи главными экспортерами и импортерами товаров и услуг в мире, ТНК стали крупными клиентами на мировом валютном рынке и рынке деривативов. Хотя коммерческие банки и проводят на этих рынках операции в своих интересах, основная масса валютных операций осуществляется ими по поручению своих клиентов, прежде всего ТНК.

Большая часть транснационального бизнеса  и транснациональных финансовых корпораций, несмотря на конкуренцию и различия в интересах, объединены общим глобализационным проектом. Большинство западных международных организаций и структур являются своего рода приводными ремнями глобалистского интернационала, штабами международного капитала: Всемирный банк, Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная торговая организация (ВТО), бюрократия международных организаций, политические интернационалы, разнообразные элитные клубы (Давосский форум), международные фонды, неправительственные организации, клуб доминирующих государств мирового управления — большая семерка.

Международные и региональные экономические организации

Все международные экономические организации обычно подразделяются на две категории: межправительственные (межгосударственные), участниками которых являются непосредственно государства, и неправительственные, в состав которых входят объединения производителей, компании и фирмы, научные общества и другие организации.

Под международными правительственными экономическими организациями понимаются международные организации, членами которых являются государства и которые учреждены на основе соответствующих договоров для выполнения определенных целей. Эти организации имеют систему постоянно действующих органов и обладают международной правосубъектностью (способностью иметь права/обязанности или приобретать их посредством своих действий, например, право на заключение договоров, право на привилегии и иммунитеты и т.д.).

В резолюции  Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС) от 27 февраля 1950г. Содержится следующее определение международных  неправительственных организаций: «Любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения, считается неправительственной организацией». Эти организации в отличие от межгосударственных (межправительственных) организаций не являются субъектами международного (публичного) права, однако осуществляют свою деятельность в национальной, региональной и международной системе отношений межгосударственного или иного характера и имеют статус юридического лица. Их деятельность оказывает определенное влияние на политику государств и международных правительственных экономических организаций.

В настоящее  время количество международных  неправительственных организаций превысило 7000 (около 900 организаций имеют консультативный статус в ООН и ее специализируемых учреждениях и прямо или косвенно воздействуют на процесс принятия решений, касающихся предмета их деятельности).

В международных экономических организациях выделяют:

1. Межгосударственные  универсальные организации, цель  и предмет деятельности которых представляют интерес для всех государств мира. Это прежде всего система Организации Объединенных Наций, включающая ООН (Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат) и специализированные учреждения ООН, являющиеся самостоятельными международными экономическими организациями. Среди них можно выделить Международный Валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и его дочерние организации – Международную финансовую корпорацию (МФК) и Международную ассоциацию развития (МАР), а также Всемирную торговую организацию (ВТО) и Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

2. Межгосударственные организации регионального и межрегионального характера, которые создаются государствами для решения различных вопросов, в том числе экономических и финансовых. Примером организаций первого типа служит Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Данные организации также могут создаваться на основе критериев экономического развития входящих в них государств. Типичным примером здесь является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющая промышленно развитые страны различных регионов мира (второй тип организаций).

3. Международные  экономические организации, функционирующие  в отдельных сегментах мирового рынка. В этом случае они чаще всего выступают в форме товарных организаций (соглашений), объединяющих широкий или узкий круг стран.

4. Международные  экономические организации, представленные  полуформальными объединениями типа «Семерки». От состояния экономики этих лидеров мирового хозяйства во многом зависит экономическая «погода» на всей планете. Поэтому в ходе ежегодных конференций они наряду с другими вопросами рассматривают наиболее актуальные проблемы мировой экономики и вырабатывают общую линию поведения. Эти решения часто определяют политику МВФ, МБРР и других международных экономических организаций. Как известно, Россия приняла участие в 24-м саммите (Бирмингем, май 1998 г.) как член «большой восьмерки». К этому виду организаций также следует отнести Парижский клуб стран-кредиторов (действующий на межгосударственном уровне) и Лондонский клуб (действующий на межбанковском уровне).

5. Различные  торгово-экономические, валютно-финансовые  и кредитные, отраслевые или  специализированные экономические  и научно-технические организации.

Среди своеобразных субъектов мирового хозяйства можно  назвать транснациональные объединения, такие как Европейский союз, НАФТА и МЕРКОСУР, АСЕАН и АТЭС.

Европейский союз, насчитывающий ныне в своем  составе 15 государств-членов с населением около 370 млн. человек, представляет собой  наиболее развитую и совершенную интеграционную группировку в мире. Его создание было обусловлено прежде всего тем, что именно в Западной Европе после Второй мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между интернациональным характером современного производства и узкими национально-государственными границами его функционирования. Кроме того, вплоть до начала 90-х гг. западноевропейская интеграция подталкивалась вперед непосредственной конфронтацией на континенте двух противоположных общественных систем. Важная причина состояла в стремлении западноевропейских стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность возникновения их на континенте в будущем.

В своей  эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз (становление третьей и четвертой форм еще не завершено), развиваясь вглубь и вширь. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию.

В 1960 г. завершился интеграционный этап в Южной Америке, в результате которого был подписан «Договор Монтевидео» о создании зоны свободной торговли, включавшей страны-члены Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ). Позже эту организацию сменила Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ).

Кроме того, в 1990-х гг. в Центральной и Южной  Америке (формально) функционирует  Андская субрегиональная группировка, Центральноамериканский общий рынок, Карибское сообщество и Карибский общий рынок (КАРИКОМ). Однако, несмотря на принятые этими интеграционными группировками программы либерализации внешней торговли и попытки использования намеченных механизмов промышленного и финансового сотрудничества, существенного успеха в экономическом развитии они не добились.

Реальная  активизация интеграционных процессов  на американском континенте наблюдалась в 90-е гг. после образования Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) в составе США, Канады и Мексики, а также Общего рынка стран Южного конуса (МЕРКОСУР), созданного Аргентиной, Бразилией, Уругваем и Парагваем.

В Азиатско-Тихоокеанском  регионе в настоящее время  функционирует ряд интеграционных объединений, наиболее значительными  из которых являются АСЕАН и АТЭС.

 

Основные  типы государств в мировой экономике

 

В международной практике все страны мира разделяются на три  основные группы: развитые страны с  рыночной экономикой, страны с переходной экономикой и развивающиеся страны. Такая разбивка на группы была выбрана  для удобства анализа в ЭКОСОС (Экономическом и социальном совете ООН) и сейчас пересматривается, особенно в свете происшедших в последнее  время кардинальных геополитических  изменений. В учебном пособии  используется классификация, принятая в международной практике на базе исследований и расчетов учреждений и организаций ООН.

Группа развитых стран  с рыночной экономикой включает 23 страны. Она подразделяется далее для целей анализа на частично совпадающие классификационные подгруппы крупнейших промышленно развитых стран, куда входят семь стран с наибольшими объемами валового внутреннего продукта (ВВП) в группе развитых стран с рыночной экономикой (РСРЭ). Это – Германия, Италия, Канада, Великобритания, США, Франция и Япония; Европейский союз – ЕС (Бельгия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Великобритания, Франция, Швеция, Финляндия и Австрия); Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ): Австрия, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария, Швеция; Бенилюкс (Бельгия, Нидерланды и Люксембург); Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА): США, Канада, Мексика.

Группа стран с переходной экономикой подразделяется на страны Восточной Европы, к которым относятся Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехия, Словакия и новые государства, возникшие после распада СССР: Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркмения, Таджикистан, Армения, Молдавия, Азербайджан, Грузия, Латвия, Литва и Эстония, а также новые страны, возникшие после развала Югославии.

Данная группа стран с  середины 80-х годов оказалась  в центре уникальных исторических преобразований практически во всех областях общественно-политической и экономической жизни. Суть этих преобразований состоит в замене авторитарных политических режимов  плюралистической демократией и  переходе от централизованной плановой социалистической экономики на рыночные условия хозяйствования. Практически во всех странах этой группы с начала 90-х годов проводятся экономические реформы, направленные на обеспечение устойчивого развития народного хозяйства за счет внутренней и внешней макроэкономической стабилизации, создания конкурентных рыночных отношений и проведения соответствующей реформы цен, структурной перестройки производства и предприятий на основе четкого законодательного определения прав собственности – государственной и частной, ограничения господства монополий и вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов рыночной экономики, расширения и углубления международной экономической интеграции.

Информация о работе Мировая экономика