Мировая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 17:41, реферат

Краткое описание

Одной из наиболее важных форм международных экономических отношений является международная торговля. Международная торговля играет все возрастающую роль в экономическом развитии. Она существовала еще до формирования мирового хозяйства и являлась его непосредственной предшественницей. Международной торговый обмен является одновременно и предпосылкой, и следствием международного разделением труда, выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своей исторической эволюции он прошёл путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово - экономического сотрудничества.

Вложенные файлы: 1 файл

мировая экономика готовый.docx

— 49.22 Кб (Скачать файл)
    1. Теория жизненного цикла продукта.

В середине 60-х гг. XX века американский экономист Р. Вернон выдвинул теорию жизненного цикла продукта, в которой  попытался объяснить развитие мировой  торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни. Этап жизни – это  период времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью  на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.

Цикл жизни продукта охватывает 4 стадии:

1.      Внедрение. На этой стадии происходит разработка нового продукта в ответ на возникшую потребность внутри страны. Производство носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения. Производитель занимает почти монопольное положение. Лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.

2.      Рост. Спрос на продукт растет, его производство расширяется и распространяется на др. развитые страны. Продукт становится стандартизованным. Увеличивается конкуренция, расширяется экспорт.

3.      Зрелость. Для этой стадии характерно крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладает ценовой фактор. Страна нововведения уже не имеет конкурентных преимуществ. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевле рабочая сила.

4.      Упадок. В развитых странах сокращается производство, рынки сбыта концентрируются в развивающихся странах. Страна нововведения становится чистым импортером.

5.2. Теория эффекта масштаба.

В начале 80-х гг. XX века П. Крюгман  и К. Ланкастер предложили альтернативное объяснение международной торговле, основанное на эффекте масштаба. Суть эффекта заключается в том, что  при определенной технологии и организации  производства долговременные средние  издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная  массовым производством.

Согласно этой теории, многие страны обеспечены основными факторами  производства в сходных пропорциях, и поэтому им будет выгодно  торговать между собой при  специализации в отраслях, которые  характеризуются наличием эффекта  массового производства. Специализация  позволяет расширить объемы производства, снизить издержки, цену. Для того, чтобы эффект масштаба был реализован, необходим емкий рынок, т.е. мировой.

    1. Модель технологического разрыва.

Сторонники неотехнологического  направления структуру международной  торговли пытались объяснить технологическими факторами. Основные преимущества связаны  с монопольной позицией фирмы-новатора. Новая оптимальная стратегия  для фирм: выпускать не то, что  относительно дешевле, а то, что необходимо всем, но что пока никто выпускать  не может. Как только эту технологию смогут освоить другие – производить  что-то новое.

Изменилось и отношение к  государству. Согласно модели Хекшера-Олина, задача государства – не мешать фирмам. Экономисты неотехнологического  направления считают, что государство  должно поддерживать производство высокотехнологичных  экспортных товаров и не мешать свертыванию  устаревших производств.

Наиболее популярной моделью является модель технологического разрыва. Основы ее были заложены в 1961 г. в работе английского  экономиста М. Познера. Позже модель разрабатывалась в работах Р. Вернона, Р. Финдли, Э. Мэнсфилда.

Торговля между странами может  быть вызвана технологическими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли  в одной из торгующих стран. Эта  страна приобретает сравнительные  преимущества: новая технология позволяет  производить товары с низкими  издержками. Если же создан новый продукт, то фирма-новатор в течение определенного  времени обладает квази-монополией, т.е. получает дополнительную прибыль.

В результате технических новшеств образовался технологический разрыв между странами. Этот разрыв будет  постепенно преодолеваться, т.к. другие страны начнут копировать нововведение страны-новатора.  Познер для объяснения постоянно существующей международной торговли вводит понятие «потока нововведений», со временем возникающего в разных отраслях и разных странах.

Обе торгующие страны выигрывают от нововведения. По мере распространения  новой технологии менее развитая страна продолжает выигрывать, а более  развитая страна теряет свои преимущества. Таким образом, международная торговля существует даже при одинаковой наделенности стран факторами производства.

 

Заключение

Международная торговля это  обмен товарами и услугами, с помощью  которого страны удовлетворяют свои безграничные потребности на основе развития общественного разделения труда. Основные теории международной  торговли были заложены в конце XVIII начале XIX в. выдающимися экономистами Адамом Смитом и Давидом Рикардо. А. Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» 1776г. сформулировал теорию абсолютного преимущества и, полемизируя с меркантилистами, показал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, и могут выигрывать от нее независимо от того, являются они экспортерами или импортерами. Д. Рикардо в работе начала политической экономии и налогового обложения 1817г. доказал, что принцип преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного преимущества. При анализе теорий внешней торговли следует учитывать два обстоятельства: экономические ресурсы материальные, природные, трудовые и др. распределены между странами неравномерно,  и эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинаций ресурсов. Экономическая эффективность, с которой страны способны производить различные товары, может изменяться и действительно изменяется со временем. т.е. преимущества, как абсолютные, так и сравнительные, которыми обладают страны, не являются раз и навсегда данными. Теория абсолютного преимущества. Суть теории абсолютного преимущества состоит в следующем: если какая-либо страна может производить тот или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом:

. Развитие и усложнение  международной торговли нашло  отражение в эволюции теорий, объясняющих движущие силы этого  процесса. В современных условиях  различия в международной специализации  можно проанализировать лишь  на основе совокупности всех  ключевых моделей международного разделения труда.

1. Теория Д. Рикардо о сравнительных преимуществах и её современные модификации позволяют объяснить направленность той части международного товарного обмена, которая связана, в первую очередь, с различиям отдельных стран в наделённости природно-климатическими и минеральными ресурсами. Модель Хекшера - Олина - Самуэльсона - те направления специализации, преимущественно межотраслевой, которые связаны с использованием квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы, капитала и сельскохозяйственных угодий. Неотехнологические теории наиболее приемлемы для анализа международной торговли наукоёмкими товарами, в том числе внутриотраслевой торговли различными товарами.

2. Обмен сходными, близкими по своим характеристикам, но не идентичными товарами связан, прежде всего, с необходимостью более полно удовлетворять дифференцированные потребности, с учётом различий в спросе и вкусах отдельных категорий потребителей.

3. Фирмы и корпорации, активно использующие технологические нововведения, создают новые источники специализации, а страны, в экономике которых существенные позиции занимают такие предприятия, могут подорвать сравнительные преимущества, некогда приобретённые другими развитыми странами.

Теории ·международной торговли как классические, так и современные, хотя и не могут дать ответа на весь комплекс вопросов, возникающих в процессе развития внешнеторговых отношений, но показывают условия возникновения тех преимуществ, благодаря которым отдельные страны и компании завоевывают прочные позиции на мировом рынке.

 

 


Информация о работе Мировая экономика