Поставлена задача создания
системы свободной и открытой торговли
и благоприятного инвестиционного климата
в развитых странах региона АТЭС к 2010 г.
И в развивающихся странах - к 2020 г. Продвижение
этих инициатив будет способствовать
расширению возможностей канадского бизнеса
в этом регионе. Канада продолжит диалог
с гражданскими неправительственными
организациями для популяризации и получения
поддержки экономических реформ в регионе
АТЭС. Канада играет также ведущую роль
в оказании помощи развивающимся странам,
направленной на повышение эффективности
их участия в ВТО. Канадское агентство
международного развития намерено выделить
на эти цели 9 млн. Долл.
Канадское правительство разработало
основные направления развития взаимоотношений
с каждой из стран АТЭС, исходя из специфики
экономических отношений. Так, в 2002 г. Канада
намерена продолжать оказывать давление
на правительство Японии с целью снижения
таможенных пошлин на ряд товаров, сокращения,
а в ряде случаев устранения специфических
технических и законодательных барьеров,
действующих в Японии в приоритетных для
Канады областях: товары сельского хозяйства,
строительные материалы и услуги. Предполагается
продолжить работу по расширению сотрудничества
в фармацевтике, биотехнологии; развивать
взаимодействие в сфере нормативного
регулирования деятельности сторон в
таких областях, как медицинские приборы,
таможенные процедуры и пищевые продукты.
Во взаимоотношениях Канады
с Индией поставлена задача оказания помощи
в реформировании ее законодательства
в области телекоммуникаций; с новой Зеландией
- продолжения переговоров по снятию запретов
на ввоз рыбной продукции, в частности
фитосанитарных ограничений на импорт
форели и лосося; с Малайзией - продолжения
проведения политики давления на малайзийское
правительство с целью вступления в силу
в 2003 г.
Соглашения о свободной торговле
(в настоящее время Малайзия продлила
действие тарифной защиты местной автомобильной
промышленности до 2005 г., Ограничивая этим
доступ на рынок продукции совместных
с канадцами предприятий по производству
запасных частей); с Индонезией - обеспечения
свободного доступа канадской пшеницы
на индонезийский рынок, особенно учитывая
фактор активизации программ субсидирования
экспорта пшеницы со стороны США и ЕС.
В отношении России приоритеты
канадского правительства определены
следующим образом - обеспечение доступа
на рынок России посредством сотрудничества
в рамках российско-канадской межправительственной
экономической комиссии, участие в переговорном
процессе по присоединению России к ВТО,
а также путем заключения нового соглашения
о взаимной защите и поощрении капиталовложений.
Отмечая прогресс, достигнутый
в ходе переговоров по присоединению России
к ВТО в такой области, как ввозные тарифы
на промышленные товары, канадская сторона,
тем не менее, по-прежнему намерена добиваться
тарифных уступок на нефтегазовое оборудование,
пищевые и сельскохозяйственные товары,
рыбу и рыбопродукты, транспорт (автомобили),
авиационное и телекоммуникационное оборудование.
В секторе услуг наибольшую
заинтересованность канадцы, как и прежде,
проявляют в таких областях, как информационные
технологии, телекоммуникации, строительство,
транспортные услуги, защита окружающей
среды. В инвестиционном сотрудничестве
существенный интерес представляют нефтегазовый
сектор и горнодобывающая отрасль. В целом
ключевыми областями сотрудничества считаются
добывающая промышленность и ее инфраструктура,
а также услуги и промышленное сотрудничество.
(По материалам торгпредства РФ в Канаде.).
Участие в
НАФТА
17 декабря 1992 г. было подписано
Соглашение между США, Канадой
и Мексикой о Североамериканской
ассоциации свободной торговли (НАФТА),
вступившее в силу 1 января 1994 г.
Целями в чисто экономической
сфере явились следующие задачи: повышение
национальной конкурентоспособности,
использование преимуществ «экономики
масштаба», снижение трансакционных издержек,
стимулирование притока прямых иностранных
инвестиций, получение для национальных
производителей более широкого доступа
к финансовым, трудовым, материальным
ресурсам, получение доступа на более
емкий рынок за счет соседних стран, усиление
позиций на мировом рынке, формирование
благоприятной внешнеполитической среды,
совместное противостояние вызовам глобализации
и т.д.
Также одной из главных целей
при вступлении в НАФТА для Канады выступала
борьба с растущим протекционизмом США,
углубление исторически сложившихся экономических
связей с южным соседом, улучшение условий
ФТА, осуществление доступа на Мексиканский
рынок, а в последствии на рынки стран
Латинской Америки.
В целом, согласно ст. 102 Договора,
целями создания НАФТА явились следующие
положения:
- Устранение торговых барьеров
и облегчение международного движения
товаров и услуг между территориями сторон
(Канада, Соединенные Штаты, Мексика);
- Продвижение условий справедливой
конкуренции в области свободной внешней
торговли;
- Увеличение инвестиционных возможностей территорий;
- Обеспечение необходимой и
эффективной защиты прав интеллектуальной
собственности на территории каждой стороны;
- Создание эффективных процедур
для реализации соглашений, работы объединенной
администрации и принятия решений;
Определение рамок
для дальнейшего трехстороннего,
регионального, и многостороннего
сотрудничества ради увеличения
и расширения выгод от соглашения.
Важно отметить, что отношения
с США всегда были важной составляющей
экономического развития Канады. Интенсивный
обмен товарами, капиталами, услугами
позволяет говорить о тесной экономической
интеграции между этими двумя странами,
одним из проявлений которого стало заключение
многочисленных торговых соглашений.
После подписания соглашений
ФТА и НАФТА развитие хозяйственной интеграции
между двумя странами поднялось на новую
качественную ступень. Сформировавшиеся
экономические отношения Канады с США
по объему и содержанию не имеют себе равных
среди других пар промышленно развитых
стран. Важно отметить, что Канада получила
статус привилегированного экономического
партнера США и облегченный доступ к самому
емкому в мире рынку.
На сегодняшний день США являются
крупнейшим внешнеторговым партнером
Канады. Так, в 2002 г. на США пришлось
87,68% канадского экспорта и 62,65% канадского
импорта. За период НАФТА рост взаимной
торговли отмечался практически постоянно.
Исключение составляет лишь период 2001-2002
гг. из-за экономических потрясений, возникших
в США после 11 сентября. Таким образом,
для Канады внешнеэкономические связи
с США являются чрезвычайно важными, поскольку
основным потребителем канадских товаров
и услуг выступает именно рынок США.
В связи с этим важно отметить,
что НАФТА стимулировало значительный
прогресс в производительности и специализации
в канадской экономике и способствовали
повышению масштаба экономики, качества
продуктов, конкурентноспособности цены.
Результатом стало повышение общей конурентноспособности
канадского экспорта как товаров, так
и услуг.
Другим результатом присоединения
к НАФТА, стал и тот факт, что по показателю
отношения экспорта товаров и услуг к
валовому национальному продуту (ВНП)
Канада была признана самой глобально
интегрированой изо всех стран большой
семерки.
Однако до сих пор вопрос о положительном
или отрицательном влиянии членства Канады
в НАФТА на развитие ее экономики и торгово-экономические
отношений с другими странами остается
открытым и до конца нерешенным. Давая
ряд хороших возможностей для развития
внешней торговли, НАФТА создает также
множество факторов, негативно влияющих
на ВТ Канады.
В пользу заключения соглашения
могут быть приведены следующие аргументы.
Во-первых, получив широкий
и надежный доступ к огромному американскому
рынку, Канада смогла укрепить свои позиции
в мировом хозяйстве, ее экономика стала
более конкурентоспособной и сильной.
Это соответствующим образом отразилось
и на структуре внешней торговли: растет
объем конкурентноспособного экспорта
в другие страны, в составе экспорта увеличивается
доля промышленной продукции. Этому же
во многом способствует и торговля с Мексикой,
куда направляется значительный объем
промышленной и просто готовой продукции.
Благодаря мексиканскому рынку канадские
фирмы получили возможность увеличить
объем продаж в секторах, доступ в которые
раньше был закрыт, таких как автомобилестроение,
финансовые услуги, грузоперевозки, энергетика
и рыболовство. Канадский экспорт постепенно
стал более разнообразным. Так, в 2001 г.
доля готовой продукции в экспорте Канады
составила 71%, а в импорте – 85,7%. В целом
же за период, прошедший с 1989-1999 г. доля
машин и оборудования повысилась с 28 %
до 45 %. В то же время доля сырьевых товаров
упала с 60 до 35 %. Примечательно, что удельный
вес обрабатывающих отраслей в ВВП Канады
после сокращения в период кризиса 1990-1991
гг. впоследствии постоянно повышался.
Он поднялся с 15,9 % ВВП в 1992 г. до 17,8 % в 1999
г. Это опровергает опасения тех противников
соглашения о свободной торговле на Североамериканском
континенте, которые считали, что оно неизбежно
приведет к «деиндустриализации» канадской
экономики и усилению ее сырьевой ориентированности.
Во-вторых, беспошлинный режим
ввоза канадских товаров на территории
стран-партнеров по НАФТА повлек за собой
снижение цен на широкий круг канадских
потребительских товаров. Это, в свою очередь,
стимулировало спрос на них и, соответственно,
способствовало расширению объема продаж,
то есть увеличению физического объема
канадского экспорта.
Более того, в результате заключения
соглашения стал дешевым не только канадский
экспорт, но и импорт, реализуемый в регионе.
Тогда часть канадских потребителей переключилась
с местных поставщиков на иностранных,
в результате чего произошел рост объема
потребления по более низким ценам. В этом
заключался потребительский выигрыш населения.
В-четвертых, несмотря на то,
что образование зоны свободной торговли
НАФТА повлекло за собой потери для бюджета
(доходы правительства уменьшились из-за
упразднения импортных пошлин), в целом
в стране начал отмечаться рост доходов,
появившийся в результате импорта более
дешевых иностранных товаров, замещающих
на внутреннем рынке товары менее эффективных
национальных производителей.
В-пятых, главным результатом
успешной реализации договора НАФТА стал
бум во внешней торговле Канады. Объем
канадского экспорта за период, прошедший
с 1989 г., удвоился. При этом темпы его роста
в год составляли 10 % — в среднем вчетверо
больше, чем темп роста ВВП страны. (Для
сравнения — общий объем экспортной торговли
в мире в сравниваемый период рос примерно
вдвое быстрее суммарного объема производимого
в странах мира ВВП.) Более того, важно
заметить, что в середине 1990-х гг. рост
экспорта был основным двигателем деловой
активности, а при подъеме внутреннего
спроса в 1997—2000 гг. он позволил Канаде
занять вместе с США лидирующие позиции
по темпам экономического развития в «Группе
семи».
Вместе с тем канадцев беспокоит
и то обстоятельство, что конкурентоспособность
производимых в стране товаров на рынках
США определяет, прежде всего, низкий курс
канадского доллара по отношению к американскому,
а не фактор роста производительности
труда.
Что касается торговли с Мексикой,
то в 2002 г. она заняла шестое место среди
самых крупных экспортных рынков Канады
и является четвертым по значимости источником
импорта. В 2002 году двусторонний товарооборот
составил 9,576 млрд. долл.
В-шестых, участие Канады в НАФТА
повысила привлекательность канадской
экономики для иностранных инвесторов.
С момента вступления НАФТА прямые заграничные
инвестиции в Канаду изо всех источников
устойчиво росли.
В-седьмых, существует возможность
расширения ЗСТ и создания панамериканской
зоны свободной торговли ФТАА (FTAA – Free
Trade Agreement of Americas), азиатско-тихоокеанской
зоны, включающей все страны Западного
полушария, или трансатлантической зоны.
Так или иначе, сегодня Канада рассматривает
все альтернативы, связанные с расширением
НАФТА.
Несмотря на положительные
моменты заключения соглашения НАФТА,
существует и ряд негативных последствий
реализации договора. Так, к одной из проблем
с точки зрения развития внешней торговли
Канады относят то обстоятельство, что
договор в какой-то степени замкнул Канаду
на североамериканском континенте. Беспошлинный
режим торговли в рамках НАФТА сделал
торговлю более выгодной и многократно
увеличил ее размеры в рамках этого континента.
В результате страны-участницы обмениваются
товарами между собой гораздо охотнее,
чем с третьими странами, хотя товары третьих
стран могут быть более конкурентоспособными
по своим характеристикам. Безусловно,
это отражается на товарной структуре
экспорта и импорта стран-членов НАФТА,
а также на такой характеристике экспорта
и импорта, как конкурентоспособность.
Вместе с тем, договор НАФТА
не решил проблему недостаточной географической
диверсификации внешней торговли Канады
и с этой точки зрения не оправдал ожиданий
многих аналитиков. Напротив, зависимость
от одного главного потребителя ее экспортной
продукции заметно возросла. К настоящему
времени степень сращивания экономик
США и Канады достигла весьма высокого
уровня. В 2002 г. доля ВВП Канады, которая
поступает в товарооборот с южным партнером,
составила 30,27%. В США вывозится уже около
40% продукции канадского промышленного
производства — больше, чем потребляется
внутри страны. В результате и без того
немалая доля США в канадском экспорте
и импорте стала еще больше.
Как следствие данных обстоятельств,
многие отмечают, что после подписания
НАФТА Канада стала более уязвимой, а не
устойчивой.
Кроме того, ускорение и углубление
экономической интеграции Канады и США
всё настойчивее ставит вопрос и о перспективе
их политической интеграции, иначе говоря
- о возможности поглощения Канады Соединенными
Штатами. Однако в обозримом будущем такое
развитие событий представляется маловероятным.
Тем не менее, проблему зависимости
Канады от США надо решать и одним из ее
главных решений выступает диверсификация
внешнеторговых связей.
Роль стран в НАФТА
Соединенные Штаты в результате заключения
этого соглашения получили значительные
выгоды:
· в подавляющем большинстве отраслей
были постепенно сведены к минимуму барьеры
против иностранных производителей из
стран-партнеров по НАФТА, что позволяло
закупать у них многие товары дешевле,
чем в самих США;
· перед американскими компаниями открылись
гораздо более широкие возможности доступа
на рынки стран-соседей, что расширяло
рынок сбыта;
· интеграционные связи, институционально
закрепленные, обеспечивают устойчивые
поставки в США сырья, материалов и полуфабрикатов
из Канады и Мексики;