Мировой и российский рынок нефти и газа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой рассмотрен мировой и российский рынок углеводородов (нефти и газа). Рассмотрены такие аспекты:
1. Зависимость динамики нефтяных цен от различных факторов: рост мирового спроса на углеводородное сырье; уровень запасов сырой нефти и нефтепродуктов; резервные мощности нефтедобычи; Свободные мощности нефтепереработки; Прогноз цены на сырую нефть.
2. Запасы, производство и потребление нефти по странам мира.
3. Мировой экспорт и импорт нефти.

Содержание

Введение
1. Мировой рынок нефти
1.1 Рост мирового спроса на углеводородное сырье
1.2 Уровень запасов сырой нефти и нефтепродуктов
1.3 Резервные мощности нефтедобычи
1.4 Свободные мощности нефтепереработки
1.5 Прогноз цены на сырую нефть
1.6 Запасы, производство и потребление нефти по странам мира
1.7 Мировой экспорт и импорт нефти
2. Мировой рынок газа
2.1 Факторы циклические и фундаментальные
2.2 Новые газовые традиции
2.3 Альтернативные рынки сбыта
3. Россия на мировом рынке нефти
3.1 Россия как ключевой игрок на мировом рынке нефти
3.2 Прогноз положения России на рынке нефти
3.3 Транспортировка нефти
3.4 Рынки сбыта нефти
3.5 Внутренние потребности России в нефти
4. Российский рынок газа
4.1 Регулируемый сектор российского рынка газа
4.2 Нормативно-правовая база, регулирующая газовый рынок России
4.3 Развитие биржевой торговли газом
4.4 Газораспределение
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 897.47 Кб (Скачать файл)

 

4.1 Регулируемый сектор  российского рынка газа

 

Газ, добываемый организациями Группы «Газпром», в соответствии с Законами РФ и Постановлениями Правительства РФ реализуется российским потребителям главным образом по регулируемым государством ценам. В 2009 г. по регулируемым ценам реализовано 251,7 млрд куб. м. В соответствии с решениями Правительства РФ по постепенному доведению регулируемых оптовых цен на газ до экономически обоснованного уровня регулируемые оптовые цены на газ в России были увеличены в 2009 г. на 15,7% по сравнению с 2008г. В 2010 г. рост оптовых цен на газ в России составил в среднем 26,3 % по сравнению с 2009 г.

Параметры изменения регулируемых оптовых цен на газ определяются Правительством Российской Федерации. Конкретные регулируемые оптовые цены на газ, дифференцированные по ценовым поясам с учетом удаленности потребителей от регионов добычи газа и категорий потребителей, утверждаются Федеральной службой по тарифам (ФСТ России). Розничные цены на газ для населения устанавливаются администрациями субъектов Российской Федерации.

 

4.2 Нормативно-правовая  база, регулирующая газовый рынок  России

 

— Федеральный закон РФ «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года №147-ФЗ;

— Федеральный закон РФ «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31 марта 1999 года №69-ФЗ;

— Постановление Правительства РФ (с изменениями и дополнениями) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» от 7 марта 1995 года №239;

— Постановление Правительства РФ «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации» от 29 декабря 2000 года №1021;

— Постановление Правительства РФ «О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации» от 3 мая 2001 года №335;

— Постановление Правительства РФ «О проведении эксперимента по реализации газа на электронной торговой площадке» от 2 сентября 2006 года №534;

— Постановление Правительства РФ «О совершенствовании государственного регулирования цен на газ» от 28 мая 2007 года №333;

 

 

4.3 Развитие биржевой торговли  газом

 

Одной из основных характеристик цивилизованного рынка газа является применение биржевых котировок в качестве рыночных индикаторов цены.

В 2006–2008 гг. в целях отработки использования современных биржевых технологий на основании решений Правительства РФ был проведен эксперимент по реализации газа по свободным рыночным ценам на электронной торговой площадке (ЭТП) сбытового подразделения «Газпрома» — ООО «Межрегионгаз».

В рамках эксперимента в 2007 году ОАО «Газпром» получило возможность продать до 5 млрд куб. м газа по свободным ценам. Аналогичный объем газа по свободным ценам могли продать независимые производители газа.

В 2008 году объем газа, разрешенный для торговли на ЭТП, был увеличен до 7,5 млрд куб. м для каждой из сторон.

По итогам 2008 г. через ЭТП ООО «Межрегионгаз» было реализовано 6,1 млрд куб. м газа, 3,1 млрд куб. м из которых составляет газ ОАО «Газпром» и 3 млрд куб. м — газ независимых производителей. Основной объем газа (86%) был приобретен организациями электроэнергетики.

Практика осуществления эксперимента показала его позитивную роль в отработке системы взаимодействия субъектов рынка между собой, в т. ч. процедуры оперативного доступа организаций, участвующих в торгах, к ГТС ОАО «Газпром», а также продемонстрировала прозрачность формирования ценового сигнала. Она позволила добиться существенного прогресса в интеграции технологии электронной торговли с системой управления газоснабжением, отладить механизмы участия независимых производителей в торгах на ЭТП. В связи с окончанием срока проведения эксперимента с 1 января 2009 г. торги газом на ЭТП были прекращены.

 

4.4 Газораспределение

 

В сфере распределения газа «Газпром» в Российской Федерации занимает лидирующее место.

В собственности и обслуживании дочерних газораспределительных организаций (ГРО) Группы «Газпром» находится более 462 тыс. км распределительных газопроводов, в собственности и обслуживании зависимых ГРО — более 149 тыс. км. Дочерние ГРО Группы обеспечивают транспортировку по распределительным газопроводам 168,2 млрд куб. м природного газа в год, зависимые — 49,2 млрд куб. м.

 

 

Заключение

 

В условиях продолжающегося экономического роста азиатских стран, быстрого увеличения численности населения и чрезвычайно высокой энергоемкости национальных экономик резко возросла их потребность в энергоресурсах. Одновременно там увеличивается разрыв между растущим потреблением и снижающимся производством углеводородов.

Активов для слияний и поглощений становится все меньше, поэтому в последние годы основные слияния происходят исключительно в рамках одной страны или же общего геополитического пространства. Ограниченные возможности дополнительного роста производства множат риски возможной дестабилизации рынка.

Еще более опасно усиление политической нестабильности в регионах, наиболее богатых углеводородами. Рост цен на них приобрел характер устойчивой тенденции начиная с 2000 года, когда разразился очередной арабо-израильский конфликт. Впоследствии все «пиковые» значения нефтяных котировок отражали набиравшую обороты региональную напряженность: вторжение США в Ирак, нагнетание обстановки вокруг ядерной программы Ирана, «тридцатидневная война» в Ливане и пр.

Ситуация в мировой энергетике характеризуется обострением противоречий, которые сохранятся на весь прогнозируемый период. Первопричиной геополитической напряженности является конфликтный потенциал, заложенный в распределении нефтяных ресурсов по планете. Основные потребители - высокоразвитые страны и поднимающиеся новые гиганты, в то время как мировые запасы углеводородов сконцентрированы главным образом на территориях сравнительно небольшой группы развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Именно данное противоречие в первую очередь и определяет сценарии развития ситуации и поведение ключевых игроков на рынке.

Экономические и политические ресурсы таких крупных потребителей, как США, Европейский союз и КНР, сосредоточены на одних и тех же рынках. Экспансия мировых гигантов приводит к обострению конкуренции между ними. Политическая нестабильность большинства ресурсно богатых стран закладывает мину замедленного действия под фундамент мирового энергетического рынка, но в то же время создает определенные возможности для российской экспансии.

Принципиальное значение приобретает геостратегическое противостояние между Китаем и Соединенными Штатами. К 2030-му КНР сравняется с США по объемам импортируемой нефти. При этом китайское руководство ясно осознает, что без обеспечения надежными источниками энергоресурсов дальнейший рост экономики станет невозможен. Именно поэтому энергетическая безопасность и поиск новых рынков становятся для Китая вопросом «выживания» как одного из лидеров мировой экономики. В свою очередь Вашингтон не заинтересован в усилении китайского присутствия на углеводородном рынке и готов использовать максимум политических и экономических рычагов для того, чтобы не допустить туда китайские нефтегазовые компании.

Нефть и газ являются одной из основ российской экономики, важнейшим источником экспортных поступлений страны. В силу конкурентных факторов Россия на сегодняшний день не способна существенно увеличить долю готовых изделий и, прежде всего машино-технических, в своем экспорте. Экспорт жидких углеводородов останется в ближайшем будущем основным источником внешнеторговых валютных поступлений и, следовательно, основным источником финансирования импорта. Импорт необходим не только для наполнения потребительского сектора экономики страны, но и для обеспечения развития промышленной и сельскохозяйственной базы за счет ввоза современных высокотехнологичных и эффективных инвестиционных товаров.

Высокую значимость экспорта нефтегазового сырья для экономики России и глобальный характер энергетических проблем подчеркивает влияние кризиса мирового рынка энергоносителей не экономическую и политическую жизнь новой России. Обвал мирового рынка энергоносителей немедленно отразился на положении в нефтяной промышленности России, где после длительного спада в 1997 г. наметилась некоторая стабилизация. В I квартале 1998 г. объем нефтедобычи приблизился к уровню соответствующего периода предыдущего года. Однако уже с марта спад добычи нефти возобновился. В целом за 1998 г. с учетом внешнеторговой конъюнктуры объем нефтедобычи составил лишь около 96% от уровня прошлого года. Официальная позиция российского правительства заключается в следующем: последствия кризиса для России оказались столь глубоки, что она не может позволить себе даже кратковременное сокращение экспорта. Однако общее снижение нефтедобычи, которое составило 8-10 млн. т. по сравнению с прошлым годом, только усугубило кризис. В случае, если стабилизации цен на сырую нефть не произойдет, последствия для России могут быть довольно серьезными. Российский ТЭК экспортирует треть от общего объема добываемой нефти и естественно, что снижение цен выводит многие предприятия за рамки рентабельности.

Сокращение реальных валютных поступлений от экспорта нефти (по усредненным оценкам, нефтяные компании теряют ежемесячно более $ 400 млн) приводит к резкому ухудшению счета текущих операций платежного баланса - важного индикатора для иностранных инвесторов; уменьшаются доходы государства, в результате чего возрастает дефицит государственного бюджета.

Однако у российского нефтегазового комплекса есть объективные положительные причины для дальнейшего развития. По прогнозам экспертов в начале 21 века предложение нефтепродуктов на мировом рынке увеличится. Ряд промышленно развитых стран перейдет на дешевое газовое топливо, к тому же на подходе разработка уже открытых крупных месторождений (в частности на российском Севере). Будет расти международная конкуренция в сфере экспорта и транспортировки. В этих условиях возникает необходимость выработать оптимизированную экспортную стратегию. Основным ориентиром энергетической дипломатии России стран является тезис о том, что наша долгосрочная политика в области энергетики не может ориентироваться на сохранении роли России исключительно как крупнейшего в международном сообществе поставщика энергетического сырья.

Стратегической целью внешнеэкономического сотрудничества в ТЭК является значительное повышение его эффективности путем изменения структуры присутствия России на зарубежных энергетических рынках и созданию необходимых условий по привлечению в рациональных масштабах и на взаимовыгодных условиях зарубежных инвестиций для развития и повышения конкурентоспособности добычи и производства энергоносителей в России. Следует отметить большие возможности поставок природного газа на зарубежные рынки. Газовая промышленность России, обладающая крупнейшими в мире ресурсами природного газа на суше и море, а также мощной Единой системой газоснабжения, связывающей Россию со странами СНГ и Европы, и имеющая большое геополитическое значение для евроазиатского региона, объективно призвана оказать глубокое стратегическое воздействие на формирование международных энергетических отношений на рубеже XXI столетия.

По мере структурной перестройки российской экономики для ее топливно-энергетического комплекса открываются новые потенциальные возможности на мировом рынке и в системе мирового сотрудничества. После акционирования предприятий ТЭК обеспечение максимально возможной эффективности реализации жидких углеводородов становится не только общегосударственной задачей, но и проблемой, которую, ради обеспечения собственных интересов, должна решать каждая из новых компаний нефтяной и газовой промышленности России.

 

Список используемой литературы

 

1. Бинатов Ю.Г., Пельменева А.А., Ушвицкий  Л.И. Формирование и развитие локального  рынка нефти и нефтепродуктов. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2007. 182 с.

3. Гаврилов В.П. Чёрное золото  планеты. - М.: Недра, 2006. - 160 с.

4. Гайдар Е.Т. Регулирование нефтяного  рынка в ХХ веке. - В кн.: Гайдар  Е.Т. Гибель империи. Уроки для  современной России. М.: РОССПЭН, 2006. - С.108-120.

5. Коржубаев А.Г. Нефтегазовый комплекс  России в условиях трансформации  международной системы энергообеспечения. - Новосибирск: Академическое изд-во  «Гео», 2007. - 270 c.

6. Масюк А. В. Тенденции развития  мирового рынка нефти в условиях  глобализации. - М., 2006. - 172 c.

8. Экономидес Майкл, Олини Рональд  Цвет нефти. Крупнейший мировой  бизнес: история, деньги и политика. Издательство: Олимп-Бизнес, 2007. - 256 с.

9. Пухов С. Мировой рынок нефти - тенденции и перспективы // Эксперт, 2007.- - № 8.

10. Панькова Н.А. Возможности использования  нетарифного регулирования импорта  в условиях вступления России  в ВТО // Экономика XXI века. 2006. № 3.

11. Бердсолл Н. Усиление неравенства  в новой глобальной экономике // Вопросы экономики. 2006. № 4. С.86.

12. Бобылев Ю. Реформу надо продолжать. - Нефть России, № 1, 2008, с. 72-77.

13. Валлерстайн И. Геополитические  миро-системные изменения: 1945-2025 гг. // Вопросы экономики, 2006. № 4. С.77.

14. Гурвич Е. Макроэкономическая  оценка роли российского нефтегазового  комплекса // Вопросы экономики, №10, 2007. - с.4.

15. Кириллов В.И., Туманова Е.В. Финансово-рыночные  аспекты поведения нефтяных цен // Мировой рынок нефти и газа. 2007. - 34 с.

16. Кривощекова Е. Окунева Е. Система  регулирования нефтяного комплекса  России // Вопросы экономики, №7, 2004. - с.70.

17. Мясникова Л. Смена парадигмы. Новый глобальный проект // Мировая  экономика и международные отношения. 2006. № 6. С.4.

18. Орлов В.П. Об экспортной ценовой  политике России на рынке нефти // Российское геологическое общество. - 2006. - 23 с.

19. Россия на мировом рынке  нефти // Экономика России: ХХI век, 2007. - №7. - 24 с.

20. Слуцкий Л. Стратегия прорыва. Российские транснациональные корпорации -- «тигры» мировой экономики // Российская газета. 26.1.2007.

21. Шафраник Ю. Мировой рынок  нефти: взгляд из России // Экономика  России: ХХI век, 2007. - № 4. - 123 с.

22. Шишков Ю. Уровень бедности  в современном мире: методологические  споры // Мировая экономика и международные  отношения. 2006. № 1. С.3-14;

23. Гончаренко А.В. Мировая энергетика: взгляд на десять лет вперед. "Россия в глобальной политике". № 6, Ноябрь - Декабрь 2006. http://farsiiran.narod.ru/analitics/rusmassmedia/worldenergy.htm

24. По данным International Energy Agency - Oil Market Report http://www.petros.ru/rus/worldmarketoil/


Информация о работе Мировой и российский рынок нефти и газа