Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 17:19, реферат
Основная цель данного реферата рассмотреть особенности, современного состояния и тенденций развития мирового рынка военно-технической продукции. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- дать описание основных маркетинговых подходов и типов сделок в сфере международной торговли оружия;
- изучить структуру мирового рынка вооружений и военной техники;
Введение………………………………………………………………………..3
1. Мировой рынок вооружений: особенности,
состояние и тенденции………………………………………………………...5
2. Проблемы, возникающие на мировом рынке вооружений………………8
3. Россия на мировом рынке вооружений…………………………………...11
Заключение……………………………………………………………………14
Список использованной литературы………………………………………..16
Проблемы обостряются при переходе на второй и более низкие уровни кооперации, где ситуация гораздо сложнее. Вот лишь пара примеров. В последние годы потребность в вертолетах семейства Ми-17 достигает 150 единиц в год. Три вертолетных завода России могут поставлять порядка 120–150 машин, однако производство редукторов не превышает 80–100 комплектов, что сдерживает выполнение экспортных контрактов и ставит под вопрос способность отвечать на стремительно нарастающий спрос со стороны российских потребителей. Потенциал производства истребителей Су-30МК также ограничен, причем не столько мощностями иркутского и комсомольского заводов, сколько возможностями производителей комплектующих (например, катапультных кресел).
Такое, позитивное на первый взгляд явление, как полная загрузка мощностей на несколько лет вперед, парадоксальным образом влечет за собой и неприятные следствия. Одно из преимуществ России на рынке вооружений все прошедшие годы заключалось в относительно быстрых поставках после заключения контракта, по крайней мере в тех случаях, когда не требовалось проводить масштабные НИОКР. Если покупателям западных, особенно европейских, вооружений иногда и приходится годами ожидать получения заказанных изделий, то российский ОПК в большинстве случаев был в состоянии начать отгрузку продукции спустя несколько месяцев после подписания контракта. Теперь же потенциальные покупатели наиболее востребованных российских вооружений, прежде всего систем ПВО, вынуждены считаться с необходимостью ожидания своей очереди в течение нескольких лет. Заметим также, что проблема еще обострится, когда и если к крупносерийным закупкам новых систем вооружений перейдет Российская армия. Тогда со всей определенностью встанет вопрос о масштабных инвестициях в расширение производства.
Все это еще раз свидетельствует о том, что сегодня возможности России по продвижению своих вооружений на рынок превышают способность промышленности выполнить имеющиеся и потенциальные контракты. Именно производственные мощности становятся основным лимитирующим фактором дальнейшего роста военного экспорта. Первоочередной задачей последующих лет станут технологическая модернизация российской оборонной промышленности и значительное улучшение качества менеджмента в области оборонно-промышленного комплекса.
Заключение
На основании данных,
полученных в ходе проведенной работы
можно сделать некоторые
Во-первых главным выводом является то, что мировой рынок вооружения подчиняется в большей мере не экономическим, а политическим механизмам в связи со своей специфичностью. Это объясняет усиленную в последние годы роль государства, поскольку только оно может использовать политические рычаги. За последние несколько лет была сформирована структура госпосредника, через которую производятся по сути все продажи. Лишь немногие компании сохранили лицензию на внешнюю торговлю.
Следует отметить, что продажа вооружений приносит не только сверхприбыли, связанные с высокой технологичностью производства и большой ролью научно-исследовательских разработок, но и сверх риски, связанные с возможностью дестабилизации обстановки в регионе в связи изменением баланса военных сил. Поэтому в данных вопросах необходим взвешенный подход, который основывается не только на возможности улучшить статистику продаж, но и на геополитически обоснованных расчетах.
Важным является то, что прибыли от продажи оружия связаны с использованием «длинных денег», т.е. необходимы долгосрочные инвестиции. Так, созданный в СССР за счёт крупных капиталовложений, технологический задел используется сегодня для получения прибыли от экспорта вооружений.
К «плюсам» присутствия страны на мировом рынке вооружений можно отнести следующее: конкурентоспособность на мировом рынке вооружений обеспечивается постоянными научными разработками, что означает постоянную обороноспособность страны, т.к. данные разработки при необходимости могут быть использованы для внутренних нужд собственных вооружённых сил.
Так же к экономическим «плюсам» присутствия страны на мировом рынке вооружений можно отнести и тот факт, что Россия пытается поддерживать контакты со «странами-изгоями», с которыми остальные страны в целом не сотрудничают по политическим причинам, на чем и теряют потенциальную прибыль. В главе 2 описаны условия поставки Венесуэле автоматов Калашникова и самолетов Су-30. Несколько лет назад Кремль отказывался продавать Каракасу Су-30, опасаясь негативной реакции США, но пошел на это ввиду явной экономической прибыли, ведь вслед за подписанием этого договора последовало подписание следующего, позволяющего российским компаниям добывать нефть на территории Венесуэлы, а самое главное, был заключен контракт на строительство Южноамериканского нефтепровода на сумму $20 млрд. Этот пример является яркой демонстрацией геополитически взвешенного подхода, т.к. никакие разногласия США по поводу Венесуэлы не обойдутся России дороже упущенной прибыли от этих контрактов.
В заключение необходимо сделать обобщения по динамике показателей российских экспортных сделок. На основании статистических данных можно заметить, что присутствие России на мировом рынке вооружения стремительно растёт, а США несколько сокращается. Согласно оценкам специалистов можно утверждать, несмотря на прогнозы скептиков, о возможности России в среднесрочной перспективе стать мировым лидером в данной сфере. Делая наиболее пессимистичные предположения о будущем российского экспорта ВПК, трудно утверждать, что Россия опуститься со второго места на третье, ведь ближайший конкурент России - Франция занимает всего 4% рынка.
Специалисты считают, что резкого роста рынка вооружений в ближайшие годы не будет. Впрочем, стабилизация цен на нефть должна позволить арабским странам остаться в лидерах по объему закупок вооружений. Это позволит американцам сохранить лидирующее место в мире по экспорту оружия. В то же время у российских оружейников перспективы нерадушные.
Список использованной литературы
Информация о работе Мировой рынок вооружений: особенности, состояние и тенденции