Мировой рынок ссудных капиталов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Важным условием расширения производства и роста благосостояния является возможность привлечения дополнительных денежных средств. Причем, в то время как одни участники рынка в условиях процесса воспроизводства испытывают необходимость в дополнительных денежных ресурсах, другие обладают временно свободными средствами. Данное противоречие разрешается как некое временное перераспределение денежной массы, осуществляемое в особой сфере экономики – рынке ссудных капиталов.

Содержание

Введение
1.Определение и сущность мирового рынка ссудных капиталов
1.1. Мировой рынок ссудных капиталов: основные понятия
1.2. Структура мирового рынка ссудных капиталов
1.3. Функциимирового рынка ссудных капиталов
2. Мировой рынок ссудных капиталов в России
2.1. Формирование российского рынка ссудных капиталов
2.2. Современный рынок ссудных капиталов в России
2.2.1. Кредитнобанковская система РФ
2.2.2. Рынок ценных бумаг РФ
Заключение
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

деньги кредит банки.rtf

— 945.97 Кб (Скачать файл)

 

2. Мировой рынок ссудных капиталов в России.

 

2.1. Формирование российского рынка ссудных капиталов.

 

Переход от командно-административной модели экономики к рыночной повлек за собой необходимость создания в Российской Федерации рынка ссудных капиталов для обслуживания потребностей хозяйства. Однако настоящее развитие рынка ссудных капиталов возможно лишь при наличии прочих рынков: средств производства; предметов потребления; Рабочей силы; недвижимости; земли. Эти рынки нуждаются в денежных средствах, которыми их может обеспечить рынок ссудных капиталов. В этом заключается основной принцип формирования рынка ссудных капиталов.

В СССР в рамках командно-административной экономики действовал независимый ссудный фонд, который складывался из кредитных ресурсов трех банков, доходов государственных страховых учреждений (Госстрах, Ингосстрах) и системы сберегательных касс. По своей сути этот фонд заменял рынок ссудных капиталов. Переход к рыночной экономике в начале 90х гг. вызвал необходимость формирования рынка ссудных капиталов в соответствии с западной моделью, предполагающей наличие двух основных ярусов.

Отдельные элементы подобного рынка в стране существовали - кредитная система (в минимизированном виде представленная банковской сферой), государственные страховые учреждения и даже рынок ценных бумаг в виде ограниченного выпуска выигрышных государственных займов.

Создание кооперативов, развитие индивидуальной трудовой деятельности, приобретение экономической и финансовой самостоятельности предприятиями в конце 80х гг. способствовали переходу от ссудного фонда к рынку ссудных капиталов. Далее условия для формирования рынка капиталов стали более благоприятными: в 19881989 гг. начался интенсивный процесс создания коммерческих банков как центрального механизма банковской и кредитной сфер, были организованы первые независимые страховые компании, начался выпуск акций некоторых крупных предприятий (например, КамАЗ, АвтоВАЗ), расширился выпуск государственных ценных бумаг за счет появления пятипроцентных облигаций. Впоследствии выпуск ценных бумаг и появление новых кредитных институтов, торгующих, в основном, деньгами, вызвали необходимость создания фондовых отделов торговых бирж и организации как юридических лиц к 1991г. ряда фондовых бирж в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде. В частности, в 1990г. состоялось открытие Санкт-Петербургской фондовой биржи.

Но, несмотря ни на что, рынок Российской Федерации по-прежнему существенно отставал от рынков стран Запада. Это было обусловлено отсутствием полноценного рынка средств производства и рынка недвижимости, существование которых возможно лишь при условии обширной приватизации, акционирования большей части государственной собственности. Необходимо также было сформировать рынок рабочей силы с высокой степенью мобильности и рынок земли, т.к. это необходимые условия для расширения рынка ценных бумаг, а также для дальнейшего развития новых кредитно-финансовых институтов, укрепления связи между элементами рынка ссудных капиталов, обеспечения спроса и предложения на денежный капитал.

Поэтому основными направлениями в формировании рынка ссудных капиталов должны были стать высокая норма сбережений (и в производственном, и в личном секторе), широкая приватизация, связанная с организацией рынка ценных бумаг, и создание на ее базе сети специализированных кредитно-финансовых институтов.

Таким образом, процесс формирования рынка ссудных капиталов в России развивался с большими противоречиями и трудностями, однако, к середине 90х гг. такой рынок был создан. Этому способствовало углубление реформ, направленных на переход к рыночной экономике. Как следствие, произошло дальнейшее расширение кредитной системы за счет увеличения числа как коммерческих, так и других типов банков (сберегательных, инвестиционных), а также расширение круга специализированных небанковских кредитно финансовых институтов (страховых компаний, инвестиционных фондов).

Также к середине 90х гг. в Российской Федерации сформировался рынок ценных бумаг в виде первичного, вторичного (фондовых бирж) и внебиржевого рынков.

Наряду с этим в 19931995 гг. была проведена широкая приватизация собственности, вызвавшая создание большого количества акционерных компаний и предприятий в различных сферах российской экономики, что позволило им определить реальные для своего дальнейшего развития в ближайшем будущем потребности в ссудном капитале. В этот же период возник рынок недвижимости и жилья, определился рынок рабочей силы. Становлению рынка ссудных капиталов в стране способствовала также более четкая в сравнении с нач. 90х гг. кредитно-денежная политика центрального банка и законодательно-правовое обеспечение правительства и парламента России. С 1993 г. государство начало выпуск гособлигаций для покрытия дефицита государственного бюджета. Таким образом, к середине 90х гг. сформировался спрос на ссудный капитал со стороны различных секторов экономики, появились и предложения - со стороны кредитно-финансовых институтов (предоставление кредитов), инвесторов (физических и юридических лиц) и иностранных клиентов как возможных покупателей акций, частных и государственных облигаций.

Необходимо отметить, что создание рынка капиталов в Российской Федерации происходило в сложных условиях: на фоне гиперинфляции (19931995 гг.), роста взаимной задолженности предприятий и общего падения производства, потрясений в банковском секторе (серии банкротств коммерческих банков начиная с 1995 г.), мошенничества и финансовых пирамид в кредитном секторе, роста дефицита бюджета и увеличения государственного долга. Эти факторы определили характер развития российского рынка ссудных капиталов с точки зрения удовлетворения потребностей субъектов рынка в капитале. Это выразилось, прежде всего, в том, что до сих пор кредитная система страны работает в основном с краткосрочными и среднесрочными кредитами, а высоколиквидные государственные ценные бумаги пользуются высоким спросом на рынке.

 

2.2. Современный рынок ссудных капиталов в России.

 

Как уже упоминалось выше, состояние любого национального рынка ссудных капиталов может быть оценено по его структурным элементам: кредитнобанковской системе и рынку ценных бумаг.

 

2.2.1. Кредитно банковская система РФ.

В настоящее время структура кредитно банковской системы РФ представлена двумя уровнями: Банком России вкупе с прочими контролирующими и координирующими работу финансовых посредников органами (первый уровень) и сетью кредитных организаций (второй уровень).

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственным банком РСФСР. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка России определяются Ст. 75 Конституции РФ, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете Банка России в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежнокредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского совета Банка России Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно кредитной политики.

Банк России выполняет следующие законодательно определенные функции:

· îñóùåñòâëÿåò çàùèòó è îáåñïå÷åíèå óñòîé÷èâîñòè ðóáëÿ;

· âî âçàèìîäåéñòâèè ñ Ïðàâèòåëüñòâîì Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè ðàçðàáàòûâàåò è ïðîâîäèò åäèíóþ äåíåæíîêðåäèòíóþ ïîëèòèêó;

· ìîíîïîëüíî îñóùåñòâëÿåò ýìèññèþ íàëè÷íûõ äåíåã è îðãàíèçóåò íàëè÷íîå äåíåæíîå îáðàùåíèå;

· ÿâëÿåòñÿ êðåäèòîðîì ïîñëåäíåé èíñòàíöèè äëÿ êðåäèòíûõ îðãàíèçàöèé, îðãàíèçóåò ñèñòåìó èõ ðåôèíàíñèðîâàíèÿ;

· óñòàíàâëèâàåò ïðàâèëà îñóùåñòâëåíèÿ ðàñ÷åòîâ â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè;

· óñòàíàâëèâàåò ïðàâèëà ïðîâåäåíèÿ áàíêîâñêèõ îïåðàöèé;

· îñóùåñòâëÿåò îáñëóæèâàíèå ñ÷åòîâ áþäæåòîâ âñåõ óðîâíåé áþäæåòíîé ñèñòåìû Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, åñëè èíîå íå óñòàíîâëåíî ôåäåðàëüíûìè çàêîíàìè, ïîñðåäñòâîì ïðîâåäåíèÿ ðàñ÷åòîâ ïî ïîðó÷åíèþ óïîëíîìî÷åííûõ îðãàíîâ èñïîëíèòåëüíîé âëàñòè è ãîñóäàðñòâåííûõ âíåáþäæåòíûõ ôîíäîâ, íà êîòîðûå âîçëàãàþòñÿ îðãàíèçàöèÿ èñïîëíåíèÿ è èñïîëíåíèå áþäæåòîâ;

· îñóùåñòâëÿåò ýôôåêòèâíîå óïðàâëåíèå çîëîòîâàëþòíûìè ðåçåðâàìè Áàíêà Ðîññèè;

· ïðèíèìàåò ðåøåíèå î ãîñóäàðñòâåííîé ðåãèñòðàöèè êðåäèòíûõ îðãàíèçàöèé, âûäàåò êðåäèòíûì îðãàíèçàöèÿì ëèöåíçèè íà îñóùåñòâëåíèå áàíêîâñêèõ îïåðàöèé, ïðèîñòàíàâëèâàåò èõ äåéñòâèå è îòçûâàåò èõ;

· îñóùåñòâëÿåò íàäçîð çà äåÿòåëüíîñòüþ êðåäèòíûõ îðãàíèçàöèé è áàíêîâñêèõ ãðóïï;

· ðåãèñòðèðóåò ýìèññèþ öåííûõ áóìàã êðåäèòíûìè îðãàíèçàöèÿìè â ñîîòâåòñòâèè ñ ôåäåðàëüíûìè çàêîíàìè;

· îñóùåñòâëÿåò ñàìîñòîÿòåëüíî èëè ïî ïîðó÷åíèþ Ïðàâèòåëüñòâà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè âñå âèäû áàíêîâñêèõ îïåðàöèé è èíûõ ñäåëîê, íåîáõîäèìûõ äëÿ âûïîëíåíèÿ ôóíêöèé Áàíêà Ðîññèè;

· îðãàíèçóåò è îñóùåñòâëÿåò âàëþòíîå ðåãóëèðîâàíèå è âàëþòíûé Êîíòðîëü â ñîîòâåòñòâèè ñ çàêîíîäàòåëüñòâîì Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè;

· îïðåäåëÿåò ïîðÿäîê îñóùåñòâëåíèÿ ðàñ÷åòîâ ñ ìåæäóíàðîäíûìè îðãàíèçàöèÿìè, èíîñòðàííûìè ãîñóäàðñòâàìè, à òàêæå ñ þðèäè÷åñêèìè è ôèçè÷åñêèìè ëèöàìè;

· óñòàíàâëèâàåò ïðàâèëà áóõãàëòåðñêîãî ó÷åòà è îò÷åòíîñòè äëÿ áàíêîâñêîé ñèñòåìû Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè;

· óñòàíàâëèâàåò è ïóáëèêóåò îôèöèàëüíûå êóðñû èíîñòðàííûõ âàëþò ïî îòíîøåíèþ ê ðóáëþ;

· ïðèíèìàåò ó÷àñòèå â ðàçðàáîòêå ïðîãíîçà ïëàòåæíîãî áàëàíñà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè è îðãàíèçóåò ñîñòàâëåíèå ïëàòåæíîãî áàëàíñà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè;

· óñòàíàâëèâàåò ïîðÿäîê è óñëîâèÿ îñóùåñòâëåíèÿ âàëþòíûìè áèðæàìè äåÿòåëüíîñòè ïî îðãàíèçàöèè ïðîâåäåíèÿ îïåðàöèé ïî ïîêóïêå è ïðîäàæå èíîñòðàííîé âàëþòû, îñóùåñòâëÿåò âûäà÷ó, ïðèîñòàíîâëåíèå è îòçûâ ðàçðåøåíèé âàëþòíûì áèðæàì íà îðãàíèçàöèþ ïðîâåäåíèÿ îïåðàöèé ïî ïîêóïêå è ïðîäàæå èíîñòðàííîé âàëþòû. (Ôóíêöèè ïî âûäà÷å, ïðèîñòàíîâëåíèþ è îòçûâó ðàçðåøåíèé âàëþòíûì áèðæàì íà îðãàíèçàöèþ ïðîâåäåíèÿ îïåðàöèé ïî ïîêóïêå è ïðîäàæå èíîñòðàííîé âàëþòû Áàíê Ðîññèè áóäåò âûïîëíÿòü ñî äíÿ âñòóïëåíèÿ â ñèëó ôåäåðàëüíîãî çàêîíà î âíåñåíèè ñîîòâåòñòâóþùèõ èçìåíåíèé â Ôåäåðàëüíûé çàêîí «Î ëèöåíçèðîâàíèè îòäåëüíûõ âèäîâ äåÿòåëüíîñòè»);

· ïðîâîäèò àíàëèç è ïðîãíîçèðîâàíèå ñîñòîÿíèÿ ýêîíîìèêè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè â öåëîì è ïî ðåãèîíàì, ïðåæäå âñåãî äåíåæíîêðåäèòíûõ, âàëþòíî-ôèíàíñîâûõ è öåíîâûõ îòíîøåíèé, ïóáëèêóåò ñîîòâåòñòâóþùèå ìàòåðèàëû è ñòàòèñòè÷åñêèå äàííûå;

· îñóùåñòâëÿåò èíûå ôóíêöèè â ñîîòâåòñòâèè ñ ôåäåðàëüíûìè çàêîíàìè.

Ïåðåéäåì êî âòîðîìó óðîâíþ, íà êîòîðîì ðàñïîëîæåíû ðàáî÷èå çâåíüÿ êðåäèòíî-áàíêîâñêîé ñèñòåìû - êðåäèòíûå îðãàíèçàöèè â âèäå êîììåð÷åñêèõ áàíêîâ è íåáàíêîâñêèå êðåäèòíûå èíñòèòóòû, âêëþ÷àþùèå â ñåáÿ ðàçëè÷íûå ñïåöèàëèçèðîâàííûå êðåäèòíî-ôèíàíñîâûå èíñòèòóòû ñòðàõîâûå êîìïàíèè, ïåíñèîííûå ôîíäû, èíâåñòèöèîííûå ôîíäû è êîìïàíèè, ôèíàíñîâî-ñòðîèòåëüíûå ôîíäû, êðåäèòíûå êîîïåðàòèâû, ëîìáàðäû è ïðî÷èå.

Êîììåð÷åñêèå áàíêè  ýòî êðåäèòíûå èíñòèòóòû óíèâåðñàëüíîãî õàðàêòåðà, îñíîâíîé öåëüþ ôóíêöèîíèðîâàíèÿ êîòîðûõ ÿâëÿåòñÿ ïîëó÷åíèå ìàêñèìàëüíîé ïðèáûëè.

Äåÿòåëüíîñòü êîììåð÷åñêèõ áàíêîâ â ÐÔ ðåãóëèðóåòñÿ çàêîíîì «Î áàíêàõ è áàíêîâñêîé äåÿòåëüíîñòè» è äðóãèìè íîðìàòèâíî-ïðàâîâûìè àêòàìè.

 ñîîòâåòñòâèè ñ ðîññèéñêèì çàêîíîäàòåëüñòâîì êîììåð÷åñêèå áàíêè èìåþò ïðàâî:

1) ïðèâëåêàòü äåíåæíûå ñðåäñòâà ôèçè÷åñêèõ è þðèäè÷åñêèõ ëèö;

2) ðàçìåùàòü èõ îò ñâîåãî èìåíè è çà ñâîé ñ÷åò íà óñëîâèÿõ âîçâðàòíîñòè, ñðî÷íîñòè è ïëàòíîñòè;

3) îñóùåñòâëÿòü ðàñ÷åòíûå îïåðàöèè ïî ïîðó÷åíèþ êëèåíòà.

Èç âûøå ïåðå÷èñëåííîãî âûòåêàþò îñíîâíûå ôóíêöèè êîììåð÷åñêèõ áàíêîâ:

1) àêêóìóëÿòèâíàÿ - ñîñòîèò â ïðèâëå÷åíèè äåíåæíûõ ñðåäñòâ â äåïîçèòû; 2) èíâåñòèöèîííàÿ ôóíêöèÿ - ðàçìåùåíèå ñðåäñòâ;

3) ðàñ÷åòíî-êàññîâîå îáñëóæèâàíèå êëèåíòîâ.

Êîììåð÷åñêèé áàíê îïðåäåëÿåòñÿ òàêæå êàê êîììåð÷åñêîå ïðåäïðèÿòèå, îáåñïå÷èâàþùåå âûãîäíîå ïîìåùåíèå êðåäèòíûõ ðåñóðñîâ.  ìèðîâîé áàíêîâñêîé ïðàêòèêå â ïîñëåäíèå ãîäû íàìåòèëîñü äâå òåíäåíöèè: ñ îäíîé ñòîðîíû  óíèâåðñàëèçàöèÿ; ñ äðóãîé  ñïåöèàëèçàöèÿ. Êîììåð÷åñêèå áàíêè ñåãîäíÿ âûïîëíÿþò øèðîêèé êðóã îïåðàöèé äëÿ óäîâëåòâîðåíèÿ ôèíàíñîâûõ ïîòðåáíîñòåé âñåõ òèïîâ êëèåíòîâ (äî 300 îïåðàöèé). Îïåðàöèè êîììåð÷åñêèõ áàíêîâ ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé êîíêðåòíîå ïðîÿâëåíèå áàíêîâñêèõ ôóíêöèé íà ïðàêòèêå.  ñîîòâåòñòâèè ñ ðîññèéñêèì çàêîíîì “Î áàíêàõ è áàíêîâñêîé äåÿòåëüíîñòè”, ÊÁ âûïîëíÿþò ñëåäóþùèå âèäû îïåðàöèé:

1) ïðèâëå÷åíèå äåíåæíûõ ñðåäñòâ ôèçè÷åñêèõ è þðèäè÷åñêèõ ëèö âî âêëàäû äî âîñòðåáîâàíèÿ è íà ñðîê;

2) ïðåäîñòàâëåíèå êðåäèòîâ îò ñâîåãî èìåíè çà ñ÷åò ñîáñòâåííûõ è ïðèâëå÷åííûõ ñðåäñòâ íà ðàçëè÷íûå öåëè;

3) îòêðûòèå è âåäåíèå ñ÷åòîâ ôèçè÷åñêèõ è þðèäè÷åñêèõ ëèö;

Информация о работе Мировой рынок ссудных капиталов в России