Мировой финансовый
кризис 2008-2010
Мировой финансовый
кризис (иногда называют «великая
рецессия») — финансово-экономический
кризис, проявившийся в сентябре — октябре
2008 года в виде значительного ухудшения
основных экономических показателей в
большинстве развитых стран, и последовавшая
в конце того же года глобальная рецессия.
Предшественником финансового
кризиса 2008 года послужил ипотечный
кризис в США, первые признаки которого
проявились в 2006 году в форме снижения
числа продаж домов, а к весне
2007 года переросли в кризис высокорисковых
ипотечных кредитов. Довольно быстро проблемы
с кредитованием ощутили и надёжные заёмщики.
Летом 2007 года кризис из ипотечного начал
перерастать в финансовый и затрагивать
не только США. Начались банкротства крупных
банков, спасение банков со стороны национальных
правительств. Особо выделяют банкротство
Lehman Brothers 15 сентября 2008 года. Котировки
на фондовых рынках резко снизились в
течение 2008 года и в начале 2009 года. Для
компаний существенно сократились возможности
получения капиталов при размещении ценных
бумаг. В 2008 году кризис приобрёл мировой
характер и начал проявляться в повсеместном
снижении объёмов производства, снижении
спроса и цен на сырьё, росте безработицы.
Истоки и причины
- Цены на нефть
- Возникновение кризиса связывают со следующими факторами:
- общей цикличностью экономического развития;
- дисбалансами международной торговли и движения капиталов.
- перегревом кредитного рынка и особенно проявившегося его следствием ипотечного кризиса;
- кредитной экспансией, развернутой в 1980-х — начале 2000-х годов.
А также:
- высокими ценами на сырьевые товары (в том числе на нефть);
- перегревом фондового рынка.
последствия кризиса можно разделить на две большие группы:
- Первая группа — это текущие последствия. Они являются оперативной реакцией на кризис. Их анализ позволяет оценить состояние экономики и общества в краткосрочной перспективе. Наиболее ощутимыми из таких последствий являются безработица, инфляция, темпы падения экономических показателей
- Вторая группа последствий — это те изменения, которые ожидают нас в долгосрочной перспективе. На данной стадии оценка таких последствий мирового финансового кризиса относится скорее к области прогнозов. Но именно от того, в какой мере кризис отразится на мировой экономике, как изменит ее содержание будет зависеть все ее будущее.
Кроме того, что финансовый кризис
в США вызвал серьезные трудности
внутри страны, он повлиял на всю
мировую экономику и вызвал мировой финансовый кризис.
Из-за кризиса по миру прокатилась волна
обвалов фондовых бирж. С ноября 2007 года индекс S&P 500 упал на 30%, MSCI World (индекс развитых стран)
на 32,3 %, MSCI (Emerging Markets (индекс развивающихся
рынков) на 40,5 %.
Посмотрев на эти цифры, можно сделать
вывод, что мировые фондовые рынки
в целом пострадали больше, чем
сами США. Очевидная причина этому
то, что мировая экономика основывается
на долларе, как мировом эквиваленте
торговли, а когда проблемы в США,
тогда возникают проблемы у всего
мира.
Антикризисные программы
ведущих мировых держав
Антикризисная
программа США
Блок 1. Помощь нуждающимся
- Увеличение продолжительности выплаты пособий по безработице.
- Финансирование программ переподготовки и повышения квалификации безработных.
- Увеличение финансирования программ медицинского страхования.
- Увеличение объемов продовольственной помощи нуждающимся.
- Увеличение помощи некоторым категориям домовладельцев, выплачивающим ипотечные кредиты, а также строительство жилья для бездомных.
Блок 2. Инфраструктурные
проекты
- Строительство новых и ремонт старых дорог; гранты на развитие общественного транспорта; реновацию железных дорог; обновление аэропортов.
- Ремонт и инновация зданий школ и ВУЗов; модернизацию более 75% зданий, находящихся в федеральной собственности; помощь домовладельцам в проведении аналогичных работ - квинтэссенцией плана является повышение экономичности при использовании энергии.
- Оснащение учебных заведений современным оборудованием и лабораториями.
- Ремонт и обновление водопроводов, систем очистки воды, канализации, очистных сооружений, дамб и пр.
- Значительные инвестиции в производство энергии из альтернативных источников. По плану производство «зеленой» энергии должно быть удвоено в течение трех лет.
- Тотальная компьютеризация всей медицинской системы США: подразумевается создание общенациональной медицинской базы данных. Проект предполагается реализовать за пять лет.
- Распространение «быстрого» Интернета. Этот пункт Программы рассчитан на то, чтобы помочь предприятиям малого бизнеса в США осуществлять операции в глобальном масштабе.
- Увеличение инвестиций в научные исследования.
Блок 3. Налоги
- Снижение налогов на бизнес.
- Снижение налогов на частных лиц.
Блок 4. Закон и
порядок
- Увеличение ассигнований на правоохранительные органы. Этот пункт был добавлен потому, что во времена экономических трудностей традиционно увеличивается количество преступлений.
- Создание особой структуры, которая будет следить за использованием средств, выделяемых в рамках «Плана Американского Восстановления и Реинвестирования».
Канада:
- Целевая поддержка секторов экономики
- Программы стимулирования потребительских расходов и частных инвестиций
- Снижение налоговой нагрузки на бизнес и граждан
- Инфраструктурные проекты
- Социальная поддержка населения
ЕС:
- Приоритет - краткосрочным проектам
- финансирование проекты в сфере энергетики и высокоскоростного интернета
- Снижение налогов на бизнес.
- Снижение налогов на частных лиц.
Япония:
- скупка проблемных активов
- гарантии компаниям по кредитам, предоставленным им банками.
- стимулирование спроса
- образование и «детские» программы
- строительство и ремонт дорог и аэропортов
Китай:
- поддержка автопрома
- Наращивание инвестиций
- Повышение внутреннего спроса и розничных продаж населению
- Стабилизация экспорта и импорта
- Обеспечение стабильного развития сельского хозяйства
- Развитие высокотехнологичных отраслей производства
- Укрепление социальной сферы
- Совершенствование системы финансовой поддержки экономического развития страны
Антикризисный процесс
в странах с развитой рыночной экономики.
Разработка теории и практики
антикризисного регулирования получила
широкое распространение в промышленно
развитых странах в середине 80-х
годов в связи с обострением
экономического кризиса.
Западный опыт, имеет
большое значение для России,
но необходимо учитывать, что
этот опыт управления в принципиально
иных условиях. Прежде всего, это
то, что данный процесс осуществляется
в условиях сложившейся рыночной
экономики, с действующими законами
конкуренции и относительно стабильной
социально-политической ситуацией.
В этих странах банкротство
рассматривается как положительное
явление, очищающее рынок от
слабых конкурентов, и где государство,
в зависимости от конкретных
условий, начинает применять такие
механизмы и инструменты антикризисного
регулирования, как национализацию
или приватизацию.
Проводимая приватизация
преследует следующие цели: поиск
более совершенных структур для
предприятий, решение бюджетных
проблем, динамизация национальных
финансов, в целях повышения конкурентоспособности
предприятия.
Особенности приватизации
определяются политической обстановкой
и состоянием финансового рынка.
Поэтому приватизация в каждой
стране имеет свои особенности.
Так, характерной чертой приватизации
в Великобритании, по заключениям
специалистов, являются смелость
и постепенность, в ФРГ - осторожность,
в Италии - ярко выраженный прагматизм.
Даже в скорости проведения
приватизации в развитых странах
имеются существенных различия:
от очень быстрой во Франции до медленной
в ФРГ.
В целом развитые
страны Запада рассматривают
приватизацию в качестве долговременной
и устойчивой экономической тенденции.
Характерной чертой западноевропейской
экономики 90-х годов стало создание
смешанной экономики и поиск
путей сотрудничества между государственными
предприятиями различных стран
ЕС, а также с частным капиталом.
Именно смешанные предприятия
в настоящее время признаны
наиболее конкурентоспособными, наиболее
гибкими, в то время как для
большинства государственных предприятий
во всех странах характерна
низкая эффективность в результате
роста издержек на единицу
продукции. Как правило, государственные
предприятия, в этих странах,
рассматриваются как инструмент
экономической и социальной политики,
а не как коммерческие предприятия.
Процедура приватизации,
как правило, осуществляется поэтапно:
сначала предприятие подвергается
санации, затем оценивается экспертом-оценщиком
и только потом продается частному
капиталу. Такая последовательность
позволяет максимизировать выручку
от приватизации предприятия.
П. При наличии кризисных
явлений государства осуществляют
процессы регулирования и структурные
сдвиги в экономики своих стран.
Основной предпосылкой структурных
изменений в экономике Запада
- низкая инвестиционная активность
и низкая норма прибыли, что
является симптомами снижения
темпов экономического роста.
В таких условиях частные страховые
компании, пенсионные фонды вкладывают
средства, как правило, в различную
недвижимость, предоставление займов
под сравнительно высокие проценты на
короткие сроки, производят экспортные
инвестиции. Поэтому государственная
политики, в этих условиях, направлена
на образование финансовых групп, состоящих
из государственных и полугосударственных
банков, страховых и холдинговых компаний
(особенно во Франции, Англии, Японии).
Целью создания этих групп является обеспечение
капитальных вложений в промышленность,
которая способна обеспечить рост основных
фондов и повышение технического уровня
производства.
Если техническая ситуация
оценивается как абсорбирующая (сильное
технологическое отставание, низкорентабельное
производство и др.), то необходимо расширять
международное научно-техническое сотрудничество,
отдавая при этом предпочтение освоению
передовых технологий и созданию необходимой
институциональной и технологической
инфраструктуры. Формы и масштабы государственного
воздействия на научно-техническое развитие
зависят от конкретных условий конкурентоспособности
и технологических возможностей страны.
В странах развитой
рыночной экономики проблемам
государственного регулирования
и их разрешению уделяется
постоянное внимание. В целях совершенствования
государственного регулирования в странах
Запада и США значительное внимание уделяется
следующим направлениям: 1. совершенствование
управления, которое рассматривается
как организационная и процедурная основа
для реформ; 2. управленческое законодательство,
являющееся юридической базой для осуществления
перестройки структуры госаппарата; 3.
совершенствование ведомственного уровня,
обеспечивающего перевод общеправительственных
курсов и целей в конкретные задания для
каждого федерального министерства.
Усилия государственной
экономической политики в тот
период были направлены прежде всего
на создание условий для рыночной конкуренции.
В 1947г. были приняты законы о ликвидации
избыточной концентрации экономической
мощи, о реорганизации фирм, о частных
предпринимательских организациях. В
последующие годы (1949 - 1950г.г.) продолжалась
активная политика государства по демонополизации
экономики и лишь после достижения некоторых
устойчивых позитивных изменений в этом
направлении поэтапно, буквально по месяцам
отменяется государственное регулирование
цен. Административное установление цен
на услуги коммунального хозяйства, связи,
электроэнергию, в розничной торговле
сохранялось длительный период.