Молодежная безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 09:55, курсовая работа

Краткое описание

Молодежная безработица остается одной из острейших проблем в сфере труда. Сегодня, как никогда, актуально оценить ее масштабы и спрогнозировать ее динамику, найти пути оказания эффективной помощи молодым людям, испытывающим затруднения с трудоустройством.
Цель данной работы: состоит в теоретическом изучении проблемы и анализе ситуации молодежного рынка труда в России.

Содержание

Введение
1. Рынок труда и молодежь
1.1 Молодежь на рынке труда
1.2 Подготовка молодежи к выходу на рынок труда
2. Молодежная безработица в современной России
2.1 Безработица среди молодежи как актуальная проблема молодежи
2.2 Безработица: причины возникновения, сущность и виды
2.3 Проблемы выпускников на рынке труда
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 58.65 Кб (Скачать файл)

Большое значение имеет развивающаяся  в службе занятости система профессионального  обучения незанятого населения. Она  способствует профессиональной адаптации  высвобождаемых работников и незанятого населения, повышению их конкурентоспособности  на рынке труда. Профессиональное обучение безработных осуществляется по трем каналам: переподготовка кадров, первоначальное обучение, повышение квалификации.

По мере развития рыночных отношений и конкуренции, ускорения  перестройки отраслевой структуры  занятости ценность общеобразовательной  и социальной подготовки работника  неизбежно возрастет. Это будет  способствовать увеличению занятости  молодежи на учебе. Мировой и отечественный  опыт подтверждают устойчивую тенденцию  роста продолжительности обучения молодежи и более позднего вступления в активную трудовую деятельность. Одновременно изменяются и требования нанимателей к рабочей силе. От тактики быстрой максимизации сиюминутной  прибыли предприниматели переходят  к долговременной стратегии получения  устойчивых доходов в условиях конкуренции, поэтому в перспективе у них  появится потребность в расширении найма молодой рабочей силы. В противоположном направлении будет действовать фактор роста цены рабочей силы и, в особенности, профессионально подготовленной. Поэтому уровень занятости среди молодежи будет зависеть от общей ситуации на рынке труда. Тем не менее, он будет увеличиваться, хотя, очевидно, и меньшими темпами, чем у зрелых работников.

1.2 Подготовка  молодежи к выходу на рынок  труда

Рыночная трансформация  российской экономики приводит к  изменению положения личности в  сфере занятости. Личность становится субъектом рыночных отношений, осуществляет самостоятельный профессиональный и экономический выбор, несет  ответственность за его последствия  в виде: размеров заработной платы, условий труда, возможностей для  развития своих способностей и профессиональной карьеры.

На основе комплексного исследования российскими центрами занятости  выявлены проблемы занятости молодежи:

- диспропорциональность  на молодежном сегменте рынка  труда;

- причины незанятости  безработной молодежи;

- конкурентоспособность  основных потоков учащейся молодежи (учащиеся школ, школ-интернатов, учебно-производственных  центров и детских домов, учащиеся  ПТУ, техникумов, вузов) при первичном  выходе на рынок труда с  точки зрения профессионально-квалификационной  подготовки, ценностных ориентаций  в сфере труда и социально-психологической  ориентации на рынке труда  города;

- факторы успешной профессиональной  карьеры,  
-проблема координации деятельности социальных институтов, решающих задачи профессионального самоопределения и занятости молодежи;

- несоответствие действующей  в городе системы психолого-профориетационной работы новым экономическим реалиям и другие особенности молодежного сегмента рынка труда.

Как показало исследование, молодежь не получает знаний о современном  рынке труда, о правилах поведения  на рынке труда, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры  о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом  на рынке труда.

При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают  идеалистические представления  о будущей профессии, трудовой и  профессиональной карьере, которые  с первых шагов на рынке труда  разрушаются и приводят к возникновению  сложных социально- психических состояний (тревога; состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины ) в условиях невозможности трудоустройства. Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей. Таким образом, безработица негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным.

Вместе с тем, положение  молодежи на рынке труда определяется и деятельностью образовательных  учреждений города, которые через  процесс подготовки и воспитания задают профессионально-квалификационный уровень подготовки своих выпускников, формируют ценностные ориентации на труд, модель поведения на рынке  труда и в сфере трудовых отношений.

В настоящее время в  системе непрерывного образования  молодежи отсутствует целенаправленная, систематическая психолого-профориентационная работа, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда; отсутствует система комплексного взаимодействия социальных институтов, призванных решать задачи профессионального самоопределения и занятости; отсутствует подготовка специалистов для оказания качественных психолого-профориентационных услуг молодежи с учетом специфики образовательного учреждения (школа, детские дома, школы-интернаты, профессиональные учебные заведения разного уровня подготовки).

В современных социально-экономических  условиях рациональный путь решения  проблемы подготовки специалистов в  области профессиональной ориентации - это подготовка данных специалистов из числа безработных граждан, имеющих  высшее образование, но чьи профессии  устарели или существует избыток  данных профессий на рынке труда  города, района.

2. Молодежная безработица  в современной России

2.1 Безработица среди молодежи как актуальная проблема молодежи

Массовая безработица  среди молодежи, в силу специфики, не устоявшейся еще психики, чрезмерных амбиций новоиспеченных специалистов, юношеского максимализма и реактивности, является еще более глубокой проблемой. Молодые специалисты - это гордость и надежда любого развитого государства, а если эта "надежда" не имеет  соответствующей социальной защищенности, "непристроенность" молодежи превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности страны. Безработица среди молодого населения ведет:

- к углублению бедности  и обнищанию бюджетов молодых  семей (как следствие - увеличение  разводов, абортов, снижение рождаемости,  увеличение числа беспризорных  и брошенных детей, детей-сирот,  детей-инвалидов);

- снижение социальной  защищенности и неадекватная  оценка молодежного труда способствует  падению национального патриотизма,  приводит к оттоку молодых  специалистов в развитые капиталистические  страны, прививает интерес к поиску  альтернативных форм заработка  в сфере неформальной экономики  и теневого бизнеса, подрывает  интерес к образованию;

- усугубляется криминогенная обстановка в стране: увеличивается количество экономических и уголовных преступлений, расцветает алкоголизм и наркомания, увеличивается количество венерических и прочих заболеваний, сокращается уровень продолжительности жизни, увеличивается смертность - все это способствует естественному вырождению нации.

Решить проблему увеличения занятости можно, но подходить к  этому решению следует комплексно:

1. Во-первых, государство  должно позаботиться о создании  атмосферы социальной стабильности  и защищенности для рассматриваемого  слоя населения (ведь молодежь - это будущее нации):

- пересмотреть и доработать  законодательную базу;

- откорректировать политику  в области трудоустройства;

- найти возможности дополнительного  финансирования государственных  программ и мероприятий в направлении  занятости;

- разработать систему  поощрений, льготного инвестирования  и налогообложения регионов с  низким уровнем безработицы (тем  самым стимулировать местную  администрацию в приоритетности  решения проблемы занятости) и  др.

2. Во-вторых, органы местной  администрации должны активно  следить за положением на рынке  труда своего региона:

- способствовать созданию  необходимого количества государственных  и коммерческих специализированных  институтов, занимающихся трудоустройством, профессиональным консультированием,  психологической поддержкой (в частности,  специализированных агентств для молодежи, кадровых агентств, центров социально-психологической помощи молодежи, бирж труда и т.п.);

- следить за деятельностью  государственных служб занятости  и городской биржи труда, оказывая  необходимую финансовую помощь  и организационно-правовую поддержку  (при выплате пособий, оплате  стажировок, финансировании и организации  профессионально-консультационных  массовых мероприятий и т.п.);

- формировать государственный  заказ для вузов на такие  специальности, которые соответствуют  требованиям времени и условиям  сложившегося рынка труда;

- обеспечить тесную взаимосвязь  в системе: местные органы самоуправления - вузы - рынок труда;

- стимулировать предприятия  и частных предпринимателей в  увеличении количества молодых  специалистов при формировании  кадрового потенциала фирм (проводить  на базе бирж труда и кадровых  агентств консультационно-разъяснительные  семинары с работодателями; выделять  необходимые финансовые средства  на начальном этапе апробации  молодого специалиста, ввести  квотирование численности молодых  специалистов на предприятиях, организовывать  курсы по планированию кадровой  политики для частных предпринимателей).

3. В-третьих, необходима  перестройка в образовательной  деятельности современных учебных  заведений, сегодняшний вуз должен  выпускать качественного специалиста:

- выпускник должен иметь  четкую профессиональную направленность (для этого необходимо ввести  в любое высшее учебное заведение  специальную дисциплину/курс - "Планирование  профессиональной карьеры");

- выпускник должен быть  уверен в востребованности своих знаний (специальности должны подбираться не только с целью коммерческой выгоды на сегодняшний день, но и с учетом перспективных тенденций на рынке труда; ввести в практику последипломную стажировку на предприятиях в течение, приблизительно, шести месяцев);

- вуз должен быть нацелен  не на набор, а на выпуск, т.е. на базе любого современного  вуза должна работать своя  кадровая служба по работе  с выпускниками (либо заключен  договор со специализированными  агентствами), обеспечиваться устойчивые  взаимосвязи с действующими предприятиями-работодателями, организовываться курсы дополнительной  специализации и повышения квалификации, практиковаться распределение на  предприятия хотя бы наиболее  перспективных выпускников.

Естественно, система мер  по снижению безработицы среди молодых  специалистов не исчерпывается приведенным  перечнем, существует огромное поле для  творческого поиска путей выхода из сложившейся на рынке труда  ситуации. Еще раз подчеркнем, что  лишь подойдя к решению проблемы занятости комплексно, можно будет  заметить определенные "просветы" в "темных туннелях рядов безработных". Как говориться - в единстве наша сила.

2.2 Безработица:  причины возникновения, сущность  и виды

Безработица является типичным социально-экономическим явлением для рыночной формы производственной деятельности, которая выражается в  том, что часть экономически активного  населения по независящим от нее  причинам не имеет работы и заработка.

Причины безработицы, которая  является постоянной угрозой всем занятым  в производстве и только вступающим в рабочую жизнь, разнообразны, как  и отдельные слои армии безработных. Основная же причина многих видов  безработицы связана с изменением спроса предпринимателей на рабочую  силу, которая в свою очередь постоянно  меняется под воздействием накопления капитала. Он при расширении производства, изменении его структуры, отталкивает  рабочие силы, делая их то недостаточными, то относительно избыточными.

Динамика, уровень и структура  безработицы в разных странах  в различные периоды очень  разнообразны. Для анализа безработицы  важно использовать следующие показатели:

- уровень безработицы,  который исчисляется, как доля  официально зарегистрированных  полностью безработных к численности  населения, живущего на доходы  своего труда;

- продолжительность безработицы,  показывающая, сколько времени безработные  пребывают в таком состоянии.

Но вернемся к причинам этого сложного явления, которыми экономисты различных направлений считают  различные факторы: мальтузианцы видят  причины безработицы в избытке  народонаселения, т. е. рабочие слишком  быстро и легкомысленно размножаются; широко распространенная сегодня технологическая  теория перекладывает вину на технический  прогресс, т.к. каждое техническое нововведение выталкивает рабочих с производства; у кейнсианцев безработица обусловлена недостатком эффективного (совокупного) спроса на товары и факторы производства; монетарист Ф.Хайек полагает, что это явление порождается "отклонением равновесных цен и заработков от стабильного рынка и стабильных цен", от этого отклонения возникает экономически не обоснованное размещение трудовых ресурсов, что ведет к дисбалансу спроса и предложения труда; марксистская теория исходит из того, что причиной "относительного перенаселения" является рост органического строения капитала в процессе его накопления, в следствие чего относительно сокращается спрос капитала на рабочую силу, причем это свойственно только капиталистическому способу производства.

Нет сомнения, что все  эти теории правильно отмечают с  различных позиций причинную  обусловленность безработицы. Обобщив  их, мы сможем получить объективное  единое определение: образование безработицы  обусловлено недостатком совокупного  рыночного спроса на товары и факторы  производства, с учетом роста органического  строения капитала. Роль технического прогресса учитывается здесь  в повышении органического строения капитала, а теории Ф.Хайека и Т.Мальтус вошли в это определение через изменение совокупного спроса.

Информация о работе Молодежная безработица