Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 21:59, реферат
Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.
Антимонопольная служба Украины еще очень молода, но уже сделаны ее первые шаги к нормализации ситуации по данным проблемам. Намного больше ей еще предстоит сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с усовершенствованием антимонопольного законодательства Украины. В данном направлении нужно обратить особое внимание на более чем вековой опыт антимонопольного законодательства США и на антимонопольную практику других развитых стран.
Введение.
Глава І. Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике.
§ 1. Возникновение и сущность монополий.
§ 2. Формы и виды монополий.
- ограничение прав
- установление запретов
или ограничений относительно
отдельных предпринимателей
Недобросовестной конкуренцией признается:
- неправомерное использование
товарного знака, фирменного
- умышленное распространение
заведомо ложных или неточных
сведений, которые могут нанести
ущерб деловой репутации или
имущественным интересам
- получение, использование,
разглашение коммерческой
Государственной контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, защита интересов предпринимателей от злоупотребления монопольным положением и недобросовестной конкуренции осуществляется Антимонопольным комитетом Украины в соответствии с его компетенцией.
Антимонопольный комитет Украины образуется Верховным Советом Украины. В свое деятельности Антимонопольный комитет Украины подчинен и подотчетен Верховному Совету Украины.
Антимонопольный комитет
Украины является юридическим лицом,
имеет печать с изображением Государственного
герба Украины и своим
Сведения, полученные Антимонопольным
комитетом Украины и его
В целях предотвращения монопольного
положения отдельных
Предприниматель может приобретать
контрольный пакет акций
В случаях, если предприниматели
злоупотребляют монопольным положением
на рынке, Антимонопольный комитет
Украины и его территориальные
управления выдают распоряжение о принудительном
разделе монопольных
- невозможности
- наличия тесной
Штрафы на предпринимателей налагаются Антимонопольным комитетом за:
- уклонение от выполнения
или несвоевременное
- непредставление,
Прибыль, незаконно полученная
субъектами предпринимательской
Убытки, причиненные злоупотреблением монопольным положением и недобросовестной конкуренцией, подлежат возмещению по искам заинтересованных лиц в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Украины.
По утверждению зарубежных
наблюдателей, Антимонопольное
В суете повседневных забот,
занятый собственными проблемами законодатель
принял почти четыре года назад вышеизложенный
Закон, не обеспечив при этом необходимую
правовую среду для его
Лишь 26 ноября 1993 года вступил
в силу Закон “ОБ Антимонопольном
комитете”, который юридически определил
полномочия принципиально нового по
своему правовому статусу и
Вновь созданной государственной
структуре предстоит
§ 2. Антимонопольная политика в условиях рыночной экономики.
История развития монополий
является одновременно и историей борьбы
с ними. Негативные результаты монополизации
проявляются сразу, и это особенно
ощущают широкие слои населения.
Вокруг монополий формируется
Накопленный опыт и научные обобщения помогли обществу понять все “плюсы” и “минусы” монополий, выработать по отношению к ним определенную политику, которая получила название монопольной. Первым ее результатом в Украине оказалось антимонопольное законодательство. Оно заложено антимонопольными законами: Законом Украины “Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности” и Законом Украины ”Об антимонопольном комитете”, о которых уже говорилось выше.
Антимонопольная политика и
антимонопольное
Главная цель этого вмешательства
заключается в защите и сохранении
свободной конкуренции, которой
угрожают монопольные тенденции. Конкретно
можно сформулировать такие цели:
ограничение монополий, поддержка
и содействие малому бизнесу, защита
прав потребителя. Существуют две основные
формы борьбы с монополиями: 1) предупреждение
создания монополий; 2) ограничение
использования монопольной
Для проведения антимонопольной
политики государство создает
Кроме осуществления процесса
демонополизации
На Украине единственной
монопольной службой
Может ли антимонопольная политика государства нанести вред экономике своей страны? Да, может, если она, без учета экономических взаимосвязей и без скурпулезной оценки той или иной проблемы, запрещает укрупнение фирм, которое было бы полезно и предоставило бы лучшие шансы в конкурентной борьбе с отечественными или зарубежными конкурентами.
Безусловно, от проведения антимонопольной политики в нынешних тяжелых экономических условиях Украины чудес ожидать не приходится. Но очень важно, чтобы проведение антимонопольной политики завоевало доверие и поддержку населения, чтобы люди знали, что они могут обратиться в антимонопольные службы со своими проблемами. Необходимо убедить людей, что свободная конкуренция является добром для всех.
Глава ІІІ. Монополии в рыночной экономике Запада, возможность использования их опыта в условиях Украины.
§ 1. Антимонопольное
Во всех промышленно развитых
странах в настоящее время
осуществляется правовое регулирование
(как правило, в рамках торгового
права) процесса концентрации капитала
и конкуренции в целях
Разработка и принятие антимонопольного законодательства — одно из самых важных средств такого государственного регулирования экономики. В современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма*. При этом под олигополией понимается такая организация отрасли (или локального рынка), при которой ограниченное число крупных производителей выпускают значительную или преобладающую часть отраслевой продукции и благодаря этому они способны либо осуществлять самостоятельную монопольную политику, либо вступать в монопольный сговор относительно единой рыночной политики. Важнейшая черта олигополистического рынка — взаимодействие конкурентных и монопольных сил.
Следует отметить, что антимонопольное законодательство не является первой попыткой в истории развития регулируемой конкуренции. Впервые регулирование конкурентных отношений возникло в середине ХIХ века в рамках законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции, когда назрела необходимость в правовом регулировании методов и средств ведения конкуренции с тем, чтобы уберечь от дезорганизации товарно-денежные отношения.
Возвращаясь к генезису антимонопольного законодательства, необходимо отметить, что исторически сложилось два типа антимонопольных законов. Первый из них предусматривает формальное запрещение монополии, второй строится на принципе контроля за монополистическими объединениями и ограничения их злоупотреблений*. Речь идет об антитрестовском законодательстве США и европейской системе антимонопольного законодательства, которая предусматривает контроль за монополистическими объединениями в целях недопущения их злоупотреблений своим господствующим положением на рынке. В странах европейской системы антимонопольного законодательства предусмотрена регистрация определенных видов соглашений о создании монополий или существенном ограничении конкуренции. При противоречии указанных соглашений публичным интересам они признаются государственным органом, регистрирующим подобные соглашения, вышестоящим государственным органом или судами недействительными.