Монополия: понятие и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 08:31, контрольная работа

Краткое описание

Монополия предполагает, что одно предприятие является единственным производителем продукции, не имеющей аналогов. Покупатели при этом не имеют возможности выбора: они вынуждены приобретать продукцию предприятия-монополиста.
К отраслям чистой монополии принято относить отрасли коммунального хозяйства: тепло-, водо-, газо-, электроснабжение. Практика показывает, что чистая монополия, как правило, существует в теории

Содержание

Вопрос 1:
Монополия: понятие и сущность. ……………………………………………...3
Максимизация прибыли и минимизация убытков монополиста в краткосрочном и долгосрочном периоде……………………………….……...5

Вопрос 2:
2.1 Профсоюзы и рынок труда, модель двухсторонней монополии…………… 7
2.2 Минимальная заработная плата: понятие и сущность, методика расчета…..9
2.3 Дифференциация ставок заработной платы: сущность, методы……….......10

Вопрос 3: Закон денежного обращения: понятие и сущность………….….…...11

Вопрос 4: Функция спроса населения на данный товар
имеет вид Qd = 8 – P, функция предложения данного
товара Qs = -4 + 2P. Предположим, что на данный
товар введен налог, уплачиваемый продавцем
в размере 1,5 ден.ед. за штуку.
Определить общую сумму налогового сбора………………………….…………13


Список используемой литературы………………………………… ……………..14

Вложенные файлы: 1 файл

Микроэкономика К.р.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

Кафедра экономической теории и правовых отношений

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине "Микроэкономика"

 

 

 

 

 

Выполнила: 

студентка 1 семестра

                                                                                            экономического  факультета                                        

                                                                                            специальность бух.учет

Царёва Е.О.

   Проверил:

   ________________________

 

 

Кемерово 2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

Вариант 24

 

Вопрос 1:

    1. Монополия: понятие и сущность. ……………………………………………...3
    2. Максимизация прибыли и минимизация убытков монополиста в краткосрочном и долгосрочном периоде……………………………….……...5

 

Вопрос 2:

2.1 Профсоюзы и рынок труда, модель двухсторонней монополии…………… 7

2.2 Минимальная заработная плата: понятие и сущность, методика расчета…..9

2.3 Дифференциация ставок заработной платы: сущность, методы……….......10

 

Вопрос 3: Закон денежного обращения: понятие и сущность………….….…...11

 

Вопрос 4: Функция спроса населения на данный товар

имеет вид Qd = 8 – P, функция предложения данного

товара Qs = -4 + 2P. Предположим, что на данный

 товар введен налог, уплачиваемый  продавцем

в размере 1,5 ден.ед. за штуку.

Определить общую сумму налогового сбора………………………….…………13

 

 

Список используемой литературы………………………………… ……………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 1

1.1 Монополия: понятие и  сущность.

 Монополия предполагает, что одно предприятие является единственным производителем продукции, не имеющей аналогов. Покупатели при этом не имеют возможности выбора: они вынуждены приобретать продукцию предприятия-монополиста.

К отраслям чистой монополии принято относить отрасли коммунального хозяйства: тепло-, водо-, газо-, электроснабжение. Практика показывает, что чистая монополия, как правило, существует в теории. Однако многие рыночные структуры по основным параметрам очень близки к ситуации чистой монополии, чем к какой-либо другой рыночной модели.

К наиболее значимым характеристикам структуры рынка чистой монополии относятся следующие:

1. Единственный производитель (продавец) конкретного товара или услуги. В условиях чистой монополии у фирмы нет прямых конкурентов, и поэтому коэффициент объемной, или количественной, перекрестной эластичности спроса, характеризующий взаимозависимость фирм на рынке, близок к нулю.

2. Не существует близких товаров-заменителей. Товар, производимый монополией, является уникальным в том смысле, что не только не существует фирм, производящих аналогичный продукт, но и нет фирм, создающих близких (с точки зрения потребителей) аналогов.

3. Отсутствие свободы входа на рынок. Монополия может существовать лишь в условиях, когда проникновение и деятельность на рынке других фирм являются практически невозможными или экономически неэффективными.

Среди наиболее важных барьеров входа в отрасль выделяют:

Естественный монополизм — основан на положительной экономии от масштаба производства, которая столь значительна, что одна фирма может обеспечить продукцией весь рыночный спрос при меньших издержках, чем несколько открыто конкурирующих фирм.

4. Совершенное знание всех субъектов рынка. Все решения принимаются в условиях определенности. Это означает, что единственный продавец (производитель) и все покупатели знают все необходимые параметры рынка: цены, физические характеристики товара, функции доходов и издержек. При этом предполагается (так же как и при совершенной конкуренции), что информация распространяется мгновенно и бесплатно. Допущение о совершенной информированности имеет очень большое значение для монополиста. При совершенной конкуренции фирма является ценно - получателем, рыночная цена представляет собой внешний (экзогенный) фактор, а индивидуальная кривая спроса определяется прямой, параллельной оси выпуска. В этих условиях для максимизации своей прибыли фирме достаточно знать функцию своих издержек. Для монополиста этой информации мало. Ему необходимо знать кривую спроса на свою продукцию, а также (при осуществлении политики ценовой дискриминации) функции спроса отдельных потребителей или сегментов рынка на свою продукцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Максимизация прибыли  и минимизация убытков монополиста  в краткосрочном и долгосрочном  периоде.

На краткосрочном интервале каждая фирма имеет предприятие фиксированного размера, причём число фирм в отрасли также фиксировано. На долгосрочном интервале каждая фирма свободна в выборе размеров своих предприятий, причём фирмы могут беспрепятственно входить в отрасль и покидать её. Каждая из этих ситуаций характеризуется чётко определённым равновесием. Проблемы, связанные с рассмотрением долгосрочных временных интервалов в условиях монополии, представляются более сложными. Далеко не все из них могут быть решены в терминах простой равновесной модели.

Монополия максимизирует прибыль, производя такое количество продукции, при котором МR=МС. Цена, устанавливаемая монополистом на свою продукцию, определяется высотой кривой спроса в точке выпуска, дающего максимальную прибыль. Такая цена всегда выше предельных издержек (Р>МС) и выше средних общих издержек (Р>АТС). Поэтому не регулируемая чистая монополия в кратковременном периоде, как правило, получает экономическую прибыль. Так как монополия может манипулировать объёмом производства и ценой продукта, для неё не существует какой-то определённой кривой предложения. Монополия никогда не выберет комбинацию “цена–количество” на неэластичном отрезке своей кривой спроса. В целях получения максимальной прибыли монополия может осуществлять ценовую дискриминацию (устанавливать разные цены для покупателей с неодинаковыми доходами). При этом монополия назначает для каждой группы покупателей максимально возможные цены, которые они готовы заплатить. Это даёт возможность производить именно такой объём продукции, какой был бы в условиях конкурентного рынка. В долговременном периоде прибылям монополии всех видов угрожают:

1) конкуренты,

2) государственное регулирование  цен и тарифов.

 Поэтому получение максимальной  прибыли, возможно только в краткосрочном  периоде; в долговременном периоде  чаще всего монополия получает среденеотраслевую или несколько выше среденеотраслевой прибыль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 2

2.1 Профсоюзы и рынок  труда, модель двухсторонней монополии.

 Важную роль на рынке труда  играют профсоюзы. Профсоюзы – это объединение работников, обладающее правом на ведение переговоров с предпринимателем от имени и по поручению своих членов.

Цель профсоюза – максимизация зарплаты своих членов, улучшение условий их работы и получение дополнительных выплат и льгот. На конкурентном рынке профсоюзы действуют двояким образом: они стремятся либо к повышению спроса на труд, либо к ограничению предложения труда.

Повышение спроса на труд достигается путем увеличения спроса на продукт (реклама, использование политического лобби). Повышению спроса на труд способствует также рост эффективности и качества труда.

В результате повышения спроса на продукт кривая спроса сдвигается вверх. Если кривая предложения имеет положительный наклон, то это приводит к росту занятости и увеличению зарплаты, т.к. точка равновесия сдвигается вверх. Успех деятельности профсоюзов в значительной мере зависит от степени эластичности кривой предложения труда. Чем менее эластична кривая предложения, тем больше увеличится зарплата при несущественном росте числа занятых. Чем более эластична кривая предложения, тем меньше возрастет зарплата, но больше увеличится занятость.

Одним из направлений деятельности профсоюза является борьба за расширение государственного нормирования и регулирования труда. Важной составной частью такого нормирования является законодательство о минимуме зарплаты. Цель его заключается в установлении минимума зарплаты выше равновесного уровня. Средний уровень зарплаты при этом повышается, однако сокращаются и масштабы найма рабочих.

После того, как профсоюз начинает диктовать свои условия на рынке труда, неизбежно возникают объединения работодателей, которые будут противостоять профсоюзу на рынке труда. В результате, рынок труда перестает быть рынком в чистом виде, поскольку на нем будут играть два монополиста, которые не могут определить цену только на основе спроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Минимальная заработная  плата; понятие и сущность,

методика расчета.

Минимальные гарантии государства в области труда и его оплаты установлены в КЗоТ РФ и ряде соответствующих правительственных документов. Минимальная заработная плата является основой установления размера заработной платы, главным элементом государственного механизма регулирования оплаты труда в стране. Она характеризует нижнюю границу цены рабочей силы, обеспечивает вознаграждение за труд наименьшей сложности, выполняемый в нормальных условиях. Размер минимальной заработной платы должен быть достаточным для удовлетворения самых необходимых потребностей одинокого работника и не несет иждивенческой нагрузки. Минимальная заработная плата должна быть достаточной для удовлетворения наиболее значимых физиологических и социальных потребностей человека, проживающего в данной стране. Поэтому она должна быть равна прожиточному минимуму взрослого трудоспособного человека.

Прожиточный минимум представляет собой показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия для поддержания активного физического состояния взрослых, для социального и физического развития детей и подростков.

В структуре прожиточного минимума:

  • расходы на питание;
  • расходы на непродовольственные товары;
  • расходы на услуги;
  • налоги;
  • другие обязательные платежи.

 

 

2.3 Дифференциация ставок  заработной платы: сущность и  методика.

Люди обладают разными физическими и умственными способностями и затрачивают труд неодинаковой степени сложности. Более квалифицированный работник за одно и то же время создает большую величину стоимости по сравнению с менее квалифицированным. Кроме того, люди трудятся в производственных условиях, подчас наносящих ущерб их здоровью (работа в ночную смену, в тяжелых и вредных для здоровья условиях), что требует компенсации (возмещения) повышенных затрат рабочей силы.

Чтобы повысить "отдачу" человеческого фактора, предприниматели применяют новые формы стимулирования. Они основаны на индивидуальном подходе к каждому работающему и увязывают величину дохода с его личным вкладом, компетентностью (осведомленностью в определенном деле) и добросовестностью. В результате резко снижается доля традиционной постоянной части заработной платы и соответственно возрастает ее переменная часть, которая зависит от индивидуальных результатов работы, а также от общего финансового состояния фирмы. На многих предприятиях помимо чисто деловых умений рабочего в тарифных ставках учитываются его личные качества на основе так называемой оценки "по заслугам". При этом выделяется ряд показателей: фактический уровень выработки, надлежащее качество труда, экономия материалов, бережный уход за оборудованием, максимальное использование рабочего времени. Сюда входит также "общая надежность", "стремление к сотрудничеству", "общее поведение", что характеризует преданность человека компании. Как мы видим, сейчас на предприятиях многое делается по усилению заинтересованности людей в улучшении общих результатов коммерческой деятельности фирм. Между тем мотивы (побудительные причины) трудовой деятельности этим не ограничиваются. Они в значительной степени связаны с тем, какой конкретный вид принимает заработная плата в условиях инфляции.

Вопрос 3

Закон денежного обращения: понятие и сущность.

Общим законом денежного обращения является закон количества необходимых для обращения денег. Появление всеобщего эквивалента в денежной форме превращает натуральный обмен потребительных стоимостей в процесс товарно-денежного обращения Т - Д - Т, в котором деньги выполняют роль посредника. При этом деньги выступают не как идеальные деньги, а как непосредственно участвующие в обмене. Потому возникает проблема количества денег, необходимых для обращения. 
В I томе «Капитала» К. Маркс представил уравнение обмена в следующем виде:

Кроме того, Маркс дал описание более полной и развернутой формулы количества денег, необходимого для обращения:

Информация о работе Монополия: понятие и сущность