Монополия и конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 12:48, реферат

Краткое описание

1. Возникновение и сущность монополий.
2. Формы монополий.
3. Монополия и конкуренция.

Вложенные файлы: 1 файл

2815.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Монополия и конкуренция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План.

 

  1. Возникновение и сущность монополий.
  1. Формы монополий.
  1. Монополия и конкуренция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Монополия и конкуренция.

 

 

  1. Возникновение и сущность монополий.

 

Возникновение монополий. Рынок и рыночная экономика имеют как позитивные, так и негативные стороны. К числу негативных относится порождение рынком монополий и монополистических тенденций в экономической системе.

Отдельные формы и признаки проявления монополизма отмечаются даже в тех экономических системах, где монополии не занимают господствующего положения.

Несмотря на то что рынок и отдельные признаки монополизма в ряде стран существовали в течение нескольких тысячелетий (с IV тысячелетия до н. э. до последней трети XIX в.), монополистические тенденции в экономике становятся господствующими только в конце XIX в. Возникает вопрос: какие же причины обусловили возникновение монополий?

Эти причины связаны, прежде всего, с изменениями в технологическом способе производства. Предпосылкой таких изменений была промышленная революция конца XVIII — начала XIX в., возникновение новых отраслей промышленности и быстрое развитие производства во многих из них, прежде всего, в легкой промышленности вследствие появления важных технических изобретений.

Изменения в технологическом способе производства привели к концентрации производства, наряду с которой интенсивно развивался процесс концентрации капитала.

Каждый из этих процессов развивается по своим законам. Так, концентрация производства выражает внутренне необходимые, устойчивые· и существенные связи между развитием производительных сил и процессом концентрации, вследствие действия которых происходит растущее сосредоточение факторов производства (вещественных и личных) на крупных предприятиях. Действие этого закона с различной степенью интенсивности проявляется на всех этапах развития капитализма, движущая сила которого — конкурентная борьба. Чтобы выжить в этой борьбе, получить большую прибыль, предприниматели вынуждены внедрять новую технику, расширять масштабы производства. При этом из массы мелких и средних предприятий постепенно выделяется несколько наиболее крупных.

Рано или поздно конкуренты оказываются перед альтернативой: или дальше продолжать между собой изнурительную борьбу, или достичь согласия относительно масштабов производства, цен на продукцию, рынков сбыта и т.д. Как правило, они выбирают второй путь, заключая между собой гласные и негласные соглашения, что является одной из наиболее характерных черт монополизированной экономики. Таким образом, возникновение предприятий-монополистов — закономерный результат развития производительных сил, эволюции рынка, действия законов конкуренции. Данная причинно-следственная связь отражена в сформулированном В. И. Лениным законе монополизации производства.

Монополии возникают не только вследствие концентрации производства и капитала, но и на" основе их централизации. Централизация производства — это увеличение масштабов производства продукции в результате объединения нескольких отдельных предприятий в одно с установлением единого управления. Централизация капитала — это увеличение размеров капитала вследствие объединения или слияния ранее самостоятельных капиталов. Типичный пример такого объединения — акционерные компании.

Сегодня в развитых странах мира практически все крупные, подавляющее большинство средних и даже часть мелких предприятий существуют в форме акционерных. Правда, акции мелких и средних компаний, как правило, продаются не на рынке ценных бумаг, а на внебиржевом рынке. Такие компании являются акционерными компаниями закрытого типа. В начале 90-х гг. на Нью-йоркской фондовой бирже из почти 3,7 млн всех корпораций Америки котировались акции только около 1 800 наиболее могущественных американских корпораций. Чтобы котироваться на этой бирже, корпорация обязана иметь не менее 22 млн дол. активов, общее количество выпущенных акций должно составлять не менее 1 млн. шт., не менее 2 тыс. акционеров должны иметь 100 и больше акций каждый, рыночная цена которых должна быть не менее 16 млн дол. В некоторых наиболее могущественных корпорациях число акционеров превышает 3 млн чел. Такие корпорации аккумулируют значительные денежные суммы, что способствует ускорению инвестиционных процессов. В США в 500 крупнейших компаниях доля акционерного капитала составляет около 20 %.

 

Сущность монополий. Монополия является полным антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей.

Монополия - это рыночная структура, в которой одна, фирма 
является поставщиком на рынок продукта, не имеющего близких 
субститутов. 

В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль.

Стремление монополиста к максимизации прибыли путем установления контроля над ценой и объемом продаж есть нарушение свободной конкуренции и утверждения особой власти на рынке. “Рыночная власть” означает способность продавца (покупателя) влияет на цену.

Существует три вида монополии:

     1.   Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции  с помощью юридических ограничений. Примером может служить монополия  почтовой службы США на доставку  почты первым классом. Другими вариантами возникновения закрытой монополии является патентная защита, институт авторских прав.

     2.  Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные  средние издержки достигают минимума  только тогда, когда одна фирма  обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства товара близок (или даже превосходит) то количество, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточное для покрытие издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.

       3. Открытая монополия. В этом случае фирма на некоторое  время становится единственным  поставщиком какого - либо продукта, не обладая никакой специальной  защитой от конкуренции, как это  имеет место в случае закрытой или естественной монополии. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты, однако, могут появиться на рынке несколько позже.

Такая классификация монополии на три категории весьма условна. Некоторые фирмы могут принадлежать сразу к нескольким видам монополии. К их числу относятся, например, фирмы, обслуживающие систему телефонной связи,, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии, так и к закрытой монополии. Также может быть проведена классификация, основанная на учете временного горизонта. Например, патентное свидетельство дает фирме закрытую монополию на краткосрочном временном интервале, но такая монополия моет быть открытой на долгосрочном временном интервале. Последнее происходит не только из - за ограниченности срока действия патента, но также из - за того, что конкуренты просто могут изобрести новые продукты.

Фактически все монополии могут считаться открытыми.

Модель монополии, предлагает действие одного дополнительного ограничения: монополист должен продавать свою продукцию по одинаковой цене всем потребителям. Монополия, при которой соблюдается это условие, называется простой монополией

Монополия в чистом виде - явление крайне редкое. Как и совершенная конкуренция, она представляет собой скорее экономическую абстракцию. Довольно часто в качестве примера чистой монополии приводят систему телефонной связи, и это почти верно. Но не следует забывать, что иные виды связи создают скрытую конкуренцию, предлагая качественные заменители телефонной связи. Кроме того, следует отметить, что монополия не может полностью устранить потенциальную конкуренцию со стороны отечественных или иностранных производителей товара. Это свидетельствует об относительно небольшом значении полных монополий.

Монополия, возникающая со стороны спроса, когда на рынке имеется только один покупатель при множестве продавцов, называется монопсонией.

Такая рыночная структура во всем схожа с монополией, черты которой переносятся на покупателя.

Чистая монопсония не менее уникальное явление, чем монополия.

 

  1. Формы монополий.

 

Монополии — это наиболее могущественные предприятия или объединения нескольких предприятий, которые изготавливают большую часть определенной продукции, благодаря чему влияют на процесс ценообразования и присваивают высокие (монопольные) прибыли. Однако не следует отождествлять с монополиями все крупные предприятия, поскольку не всякое крупное предприятие производит подавляющее количество продукции определенного вида; монополизирует передовые вещественные и личные факторы производства; диктует свои цены на рынке; присваивает монопольно высокие прибыли, вступая в сговор с другими крупными предприятиями.

Монополии проникают во все сферы общественного воспроизводства — непосредственное производство, обмен, распределение и потребление. Первой монополизируется сфера обращения. На этой основе возникают простейшие формы монополистических объединений — картели и синдикаты.

Картель — это объединение нескольких предприятий одной отрасли производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и изготовленный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, но договариваются о доле каждого в общем объеме производства, цене, рынках сбыта. В современных условиях картели существуют в форме патентных пулов, лицензионных договоров, консорциумов по осуществлению научно-исследовательских разработок и т. д.

Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют собственность на средства производства, но утрачивают коммерческую самостоятельность. В синдикатах сбыт товаров производит общая сбытовая контора. В современных условиях синдикаты существуют преимущественно в сфере торговли, а отдельные — и в сфере производства. Так, алмазный синдикат контролирует мировой рынок необработанных алмазов.

Более сложные формы монополистических объединений появляются, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. Возникает необходимость объединения в пределах одной корпорации последовательных, взаимосвязанных производств нескольких отраслей промышленности, то есть вертикальной интеграции, или комбинирования. Так образуются тресты.

Трест — это объединения ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого объединяют производство, сбыт, финансы, управление. На сумму вложенного капитала владельцы отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли.

С помощью механизма межотраслевой конкуренции и перелива капиталов вертикальная интеграция перерастает в диверсификацию — проникновение капитала той или иной монополии в отрасли, которые непосредственно не связаны с основной сферой ее деятельности.

На основе диверсификации возникает такая наиболее распространенная в современных условиях форма монополистических объединений, как многоотраслевой концерн — объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и изготовленный продукт, а главная фирма осуществляет контроль за другими участниками объединения. Свыше 90 % наиболее могущественных монополий США существуют в форме многоотраслевых концернов. Только 5 % этих гигантских корпораций выпускают однопрофильную продукцию, в состав подавляющего большинства из них входят предприятия 11 отраслей, а в наиболее могущественных монополиях — предприятия 30-50 отраслей. Экономическая мощь концернов, как и других форм монополистических объединений, растет вследствие мультипликативного эффекта.

В 60-е гг. в США и некоторых других странах начали образовываться конгломераты (монополистические объединения) вследствие поглощения прибыльных разноотраслевых предприятий, не имевшие производственной и технической общности. Так, самая крупная американская телефонная монополия «АТТ» скупила гостиницы, автопрокатные станции и др. Японская компания «Тойота», кроме выпуска автомобилей, освоила производство ткацких станков, текстиля, стала предоставлять строительные услуги. Создание конгломератов, вызванное желанием присвоить прибыли рентабельных компаний, было обусловлено также стремлением избежать резких колебаний конъюнктуры рынка во время кризисов. Кроме того, в случае поглощения новых фирм конгломерат получает соответствующие рынки сбыта, торговую марку и др.

Информация о работе Монополия и конкуренция