Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 15:05, курсовая работа
В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны.
Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием, происходящих процессов на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..………....……3
1. ПОНЯТИЕ КАТЕГОРИИ «РЫНОК ТРУДА» И МЕХАНИЗМ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ…………………………………………………....…......6
1.1. Структура рабочей силы. Безработица……….…….………..….…..…..8
2. СПРОС НА ТРУД……………………………….………….………….....……...11
3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТРУДА..……….…………………….……..………..……….12
4. МОНОПСОНИЯ………………………….……………….………....………..…15
5. МОНОПСОНИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА……………….………..…..……….…..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..…………...….…..…….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМ ЛИТЕРАТУРЫ……….………………...……..……..25
2. СПРОС НА ТРУД
Спрос и предложение на рынках факторов производства формируются под влиянием рынков потребительских товаров и услуг. Поэтому спрос на ресурсы выступает как производный спрос. Для анализа рынков факторов производства необходимо обратиться к разделу теории производства, в котором рассматриваются основы теории спроса на ресурсы. Конкретизируем общий подход применительно к рынку труда.
Предельная доходность труда равняется предельному доходу фирмы, умноженному на предельный продукт труда:
где MRPL – предельная доходность труда, MR – предельный доход, MPL – предельный продукт труда. В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене блага: MR=P. Фирма нанимает рабочих до тех пор, пока предельная доходность труда не будет равна заработной плате (MRPL =w), т. е. до тех пор, пока предельный доход от использования фактора (труда) не будет равен издержкам, связанным с его покупкой (т. е. зарплате). Подставив в формулу вместо MRPL заработную плату w и вместо MR – цену Р, получим:
,
где w – номинальная заработная плата, P – цена единицы блага, - реальная заработная плата (в единицах производимого фирмой блага).
Таким образом, условием максимизации прибыли является равенство предельного продукта труда реальной заработной плате.
3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТРУДА
Как известно из теории, предложение труда на рынке осуществляют домохозяйства. Сами же домохозяйства первичны по отношению к рынку. По крайней мере, с точки зрения теории, вполне можно представить себе семью (или общину), которая ведет натуральное хозяйство. Для того чтобы у такого субъекта появилось желание хотя бы часть времени работать за пределами своего хозяйства, надо, чтобы реальная оплата его труда вовне была больше, чем отдача "последнего часа" работы в своем хозяйстве. (Рис. 1)
Рис. 1 . Распределение времени между работой дома, на стороне и досугом.
Как видно при сравнении правого и левого графиков, в описываемой ситуации время досуга несколько сократилось (точка Х1 лежит левее точки Х0), время труда в самом хозяйстве сократилось настолько, что надпись для него даже некуда помещать на рисунке. Высвободившееся таким образом время отдано труду по найму вне дома. При этом уровень благосостояния повысился, поскольку новая равновесная кривая безразличия лежит правее и выше исходной. Кроме того, выше здесь и потребление блага G.
При всей условности приведенного здесь изображения оно позволяет объяснить среди прочего процесс вовлечения в работу по найму вторых членов семьи, жен «глав семейства», который наблюдался в XX в. во всех экономически развитых странах (может быть, за исключением Японии, где уважение к традициям особенно сильно).
Однако повышение оплаты не обязательно ведет к росту предложения труда по найму. Поскольку время труда и досуга ценится одной и той же мерой, постольку, чем выше повременная оплата, тем ценнее досуг, тем меньше желание жертвовать его на приобретение материальных благ. (Рис.2)
Рис. 2 . Особенности предложения труда: «обратный загиб» кривой
При всей парадоксальности подобной ситуации и ее несовместимости с реалиями современной российской экономики нельзя сказать, что она совершено нереалистична. Во многих преуспевающих фирмах развитых стран руководство сталкивается с тем, что оно уже не может стимулировать свои наиболее ценные кадры дальнейшим повышением их заработной платы. Им приходится искать и находить другие, не рыночные или даже не экономические методы повышения заинтересованности в максимально эффективном использовании их рабочего времени. Часто само «время труда» при этом перестает быть параметром управления, объектом принятия хозяйственных решений.
Совмещая кривые предложения труда и спроса на труд (Рис. 2а), мы получаем не обычный крест, а более сложную фигуру, в которой имеются две точки пересечения кривых. По причинам, описанным в предыдущем абзаце, только одна из них, расположенная ниже и правее, представляет интерес как точка равновесия на рынке труда. Специфика этого рынка заключается еще и в том, что на нем возможны ситуации, когда покупатель сталкивается с единственным продавцом и его индивидуальным предложением (кривая SLt на Рис. 2б), а не только ситуации, когда таких продавцов много и предложение труда является агрегированным (Рис.2в).
Наконец, если в домохозяйстве появляется постоянный дополнительный доход, не связанный с его собственной активностью, например, выплата социального пособия на ребенка, то это ведет к понижению трудовой активности.
4. МОНОПСОНИЯ
Если монополия означает «один продавец», то монопсония – это «один покупатель».
Исследование проблемы монопсонии является одной из важнейших научных заслуг Джоан Робинсон.
Прежде чем анализировать установление цен в условиях монопсонии, сравним рынок совершенной и несовершенной конкуренции «глазами покупателя». В условиях совершенной конкуренции действует множество продавцов и точно так же действует множество покупателей. Как отдельный продавец в этих условиях не может повлиять на рыночную цену, так и отдельный покупатель на конкурентном рынке не может воздействовать на рыночную цену покупаемых им товаров. Линия спроса на продукцию совершенного конкурента-покупателя является абсолютно эластичной. Это означает, что если покупатель предложит за товар меньше денег, чем сложившаяся рыночная цена, он не купит ничего. А, предложив денег больше, он купит товаров сколько угодно много.[11]
Сравним кривые спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции со стороны покупателя и со стороны продавца (производителя).
На графике (Рис. 3а), уже известном из анализа совершенной конкуренции. Кривая спроса на продукцию продавца (производителя) имеет горизонтальный вид, а кривая его предложения – это восходящая ветвь кривой предельных издержек MC.
График является зеркальным отражением графика на (Рис.3а) покупателей в условиях совершенной конкуренции много, и каждый из них не в состоянии воздействовать объемом своих закупок на кривую предложения S, то есть они также являются «ценополучателями». Именно поэтому горизонтальность графика предложения является признаком совершенной конкуренции среди покупателей. Что же скрывается за кривой предложения продукции (со стороны покупателя)? (Рис.3б).[11]
Неизменность цены в условиях совершенной конкуренции для покупателя означает. Что он никак не влияет на нее, и соблюдаются все условия равновесия: P = AC = MC. Со стороны покупателя уплачиваемая им цена P совпадает с дополнительными (предельными) издержками приобретения продукции.
Предельные издержки приобретения – это дополнительные издержки покупателя при закупке им дополнительной единицы продукции. Покупатель уплачивает за приобретаемый им товар определенную цену. Цена P- его издержки как покупателя. Если эта цена неизменна при каждой дополнительной покупке единицы продукции, то и предельные издержки приобретения товара будут оставаться неизменными. Это и отражается на горизонтальной линии предложения.
а) продавец - «ценополучатель» б) покупатель - «ценополучатель»
Рис. 3. Спрос и предложение на конкурентном рынке
Следовательно, если P = AC, то линия S есть не что иное, как линия средних издержек (AC). И эта же линия совпадает с линией предельных издержек приобретения (MC) покупателя. В условиях совершенной конкуренции, рассматриваемой со стороны покупателя, линия предложения – S – это одновременно и линия средних издержек AC и линия предельных приобретения продукции MC. [11]
Условием равновесия продавца (производителя) является, как известно, равенство MC и MR. Той же логики рыночного поведения должен придерживаться и покупатель: он должен сравнивать свои предельные издержки и предельный доход, если стремится к достижению равновесия.
Что такое предельные издержки покупателя, уже выяснено: это его дополнительные затраты на приобретение дополнительной единицы продукции. И если цена покупаемой продукции неизменна, то она совпадает с предельными издержками покупателя. Но что такое предельный доход MR покупателя? Если он приобретает продукцию, то, очевидно, руководствуется закономерностями, присущими динамике предельной полезности MU. Прирост дохода, то есть MR, со стороны покупателя – это прирост полезности. Следовательно, кривая спроса D покупателя – это кривая предельной полезности MU, или кривая предельного дохода MR.
В условиях монопсонии на рынке действует не множество, а один покупатель. Что же будет представлять собой кривая предложения в условиях монопсонии? Очевидно, она должна утратить горизонтальный характер и приобрести иной вид.
Прежде чем обрисовать конфигурацию кривой предложения в условиях монопсонии, важно подчеркнуть, что это будет кривая предложения всей отрасли, а не просто кривая предложения какой-то одной фирмы. Ведь монопсонист имеет перед собой весь рынок, за его «благосклонностью» конкурируют между собой разрозненные производители какой-либо отрасли в целом.
На данной стадии анализа ясно, что если покупатель – один, а продавцов много, конкуренция развертывается, прежде всего, между продавцами (производителями), и цена будет понижаться. Монопсонист имеет возможность диктовать цены на приобретаемую продукцию и устанавливать ее на уровне более низком, чем в условиях совершенной конкуренции.[11]
Как известно, монополист, имея власть над ценой, может установить ее на уровне, превышающем уровень цены равновесия в условиях совершенной конкуренции, и объем производства у монополиста ниже, чем при совершенной конкуренции. А каков объем закупок у монопсониста? Выше или ниже уровня условий совершенной конкуренции? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Все будет зависеть от условий предложения отрасли и соответствующего уровня цены предложения. Но прежде чем изучить условия предложения, зададимся вопросом: а зависит ли власть монопсониста от самого характера приобретаемого им продукта? Очевидно. Да. Сопротивляться власти монопсониста могут, скорее, производители не скоропортящейся продукции: если им не нравятся условия монопсонии, они еще могут какое-то время поискать другого покупателя. А что делать производителям скоропортящейся продукции сельского хозяйства? По всей видимости, у них больше вероятности попасть в зависимость от условий, диктуемых монопсонистом. Конечно, это не единственный пример. А производители алмазов? Это продукт не скоропортящийся. Однако монопсонист «Де Бирс» диктует свои условия покупки алмазов производителям этого товара в разных странах. Монопсония нередко устанавливается и на рынке труда.
Итак, монопсонист, манипулируя объемом своих закупок, может воздействовать на рыночную цену приобретаемой продукции. Следовательно, его можно назвать «ценоискателем». С точки зрения монопсониста, рыночная цена предложения будет отражать динамику средних издержек всей отрасли. Совокупное предложение отрасли характеризует кривая, отражающая совокупность средних издержек различных фирм данной отрасли [Рис. 4].
Рис. 4. Кривая предложения для монопсониста
Кривая предложения для монопсониста – это кривая средних издержек отрасли (AC) – симметрично этому кривая спроса на продукцию монопсониста – это кривая среднего дохода монопсониста, то есть кривая D. Любая точка, находящаяся на кривой AC, соответствует тому или иному уровню цены предложения монопсониста при закупке им определенного количества товара Q.
Для монопсониста. Как видно из графика [Рис. 4], цена предложения может быть:
Итак, цена предложения в отрасли, «захваченной» монопсонистом, может быть и понижающейся, и повышающейся. Следовательно, и предельные (дополнительные) издержки приобретения продукции (MC)монопсониста перестают быть (поскольку MC отражает динамику кривой AC) также и понижающимися, и повышающимися.
Рассмотрим наиболее типичную ситуацию, когда кривая спроса D монопсониста пересекает кривую предложения отрасли AC при повышающейся цене предложения [Рис. 5].
Монопсонист, имея дело с растущей ценой предложения, столкнется и с растущими предельными издержками приобретения товара; кривая MC окажется выше восходящей ветви кривой предложения AC. На рис. 5 известные нам кривые трактуются следующим образом:
AC – это кривая средних издержек в отрасли (с точки зрения монопсониста – это кривая предложения продукции);
MC – это кривая предельных издержек отрасли (с точки зрения монопсониста – кривая его предельных издержек приобретения товара);
D – кривая спроса (с точки зрения монопсониста – кривая предельной полезности, или предельного дохода MU, или MR). Найдем точку равновесия покупателя-монопсониста на пересечении кривых его MC и MR.
Рис. 5. Равновесие монопсонии
Точка E – место пересечения кривой MC и кривой D (кривой предельного дохода покупателя-монопсониста). Таким образом, на кривой AC находим точку E1, которая и определит уровень цены приобретения монопсониста P1. Она оказывается ниже цены P0, которая была бы в условиях совершенной конкуренции покупателей. На этом графике монопсонист приобретает продукцию в количестве Q1, что меньше количества Q0 в условиях совершенной конкуренции. Важно понять, что уровень объема закупок монопсонист определяет, сравнивая свои MC и MR и находя точку их пересечения.[11]
Анализ несовершенной конкуренции со стороны покупателя-монопсониста приводит к аналогичным выводам относительно отклонения рыночных цен от состояния равновесия в условиях совершенной конкуренции. Разница заключается только в том, что монополист устанавливает свою цену выше уровня условий совершенной конкуренции, а монопсонист – ниже того уровня, который был бы при совершенной конкуренции.