Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:24, реферат
Под основами местного самоуправления понимаются объективно сложившиеся в обществе экономические, социальные, финансовые, правовые и другие возможности и условия, совокупность которых образует тот базис, на котором строится вся система местного самоуправления, осуществляется муниципальная власть, т. е. основа – это тот фундамент, на котором осуществляется муниципальное строительство. Необходимым условием жизнеспособности местного самоуправления является наличие достаточной экономической и финансовой базы для его осуществления. Без этого какое-либо реальное, а не фиктивное, местное самоуправление невозможно.
Введение
Под основами местного самоуправления понимаются объективно сложившиеся в обществе экономические, социальные, финансовые, правовые и другие возможности и условия, совокупность которых образует тот базис, на котором строится вся система местного самоуправления, осуществляется муниципальная власть, т. е. основа – это тот фундамент, на котором осуществляется муниципальное строительство.
Необходимым условием
жизнеспособности местного самоуправления
является наличие достаточной
Так, Европейская Хартия местного самоуправления, раскрывая в ст. 9 финансовые ресурсы органов местного самоуправления, указывает, что органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий.
В Декларации о принципах местного самоуправления в государствах – участниках Содружества в ст. 4, посвященной экономическим основам местного самоуправления, отмечается, что законодательство о местном самоуправлении должно устанавливать права территориальных сообществ на материально-финансовые ресурсы, достаточные для самостоятельного осуществления органами местного самоуправления возложенных на них функций и полномочий. Территориальное сообщество следовало бы признать субъектом, осуществляющим владение, пользование, распоряжение собственностью соответствующей территории (муниципальной, коммунальной), наделить его возможностью самостоятельно и через органы местного самоуправления распоряжаться материально-финансовыми ресурсами.
Подобный подход получил свое отражение в российском законодательстве при регулировании этих вопросов.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в гл. V закрепляет финансово-экономическую основу местного самоуправления.
1. Экономическая основа местного самоуправления
Экономическую основу местного самоуправления в соответствии со ст. 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" составляют:
Состав муниципальной
собственности определен
В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Органы местного самоуправления, как это предусмотрено ст. 132 Конституции Российской Федерации, самостоятельно управляют муниципальной собственностью. В соответствии с законом они вправе:
Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации (ст. 30 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, строятся на основе подчиненности.
Органы местного самоуправления:
Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров. При этом органы местного самоуправления вправе координировать их участие в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования. В то же время они не могут устанавливать ограничения хозяйственной деятельности этих предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Органам местного самоуправления предоставлено право:
2. Финансовая основа местного самоуправления
2.1. Местные финансы.
Финансовую основу местного самоуправления составляют местные финансы, т. е. совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Они включают в себя:
В соответствии
с Федеральным законом "Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
к местным бюджетам относятся
бюджеты муниципальных
Бюджетный кодекс Российской Федерации относит местные бюджеты к третьему уровню, входящему в бюджетную систему Российской Федерации (ст. 10). Под бюджетом муниципального образования (с. 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации) понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
2.2. Доходы местных бюджетов.
Доходы местных бюджетов регулируются Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 6 которого определяет доходную часть местных бюджетов, состоящую из:
Доходная часть может также включать финансовую помощь в различных формах и средства по взаимным зачетам.
Рассмотрим детально доходную часть местных бюджетов:
1. Местные налоги и сборы установлены ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации. К ним относятся:
2. К другим собственным доходам местных бюджетов относятся:
1) доходы от
приватизации и реализации
2) не менее
10% доходов от приватизации
3) доходы от
сдачи в аренду муниципального
имущества, включая аренду
4) платежи за
пользование недрами и
5) доходы от
проведения муниципальных
6) штрафы, подлежащие
перечислению в местные
7) государственная пошлина, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации;
8) не менее
50% налога на имущество
9) подоходный
налог с физических лиц,
3. К собственным
доходам местных бюджетов
Размеры минимальных долей (в процентах) федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе, определяются законодательными (представительными) органами субъекта Российской Федерации.
К указанным долям относятся:
1) часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50% в среднем по субъекту Российской Федерации;
2) часть налога
на прибыль организаций в
3) часть налога
на добавленную стоимость по
товарам отечественного
4) часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия в пределах не менее 5% в среднем по субъекту Российской Федерации;
5) часть акцизов
на остальные виды подакцизных
товаров (за исключением
4. К собственным
доходам местных бюджетов
5. В доходы местных бюджетов может включаться финансовая помощь, которая осуществляется в различных формах. Это:
► дотации, т. е. средства, предоставленные местным бюджетам из федерального бюджета и субъектов Российской Федерации в порядке бюджетного регулирования без целевого назначения;
► субвенции, т. е. денежные средства, выделяемые на конкретные цели и на определенный срок муниципальным образованиям из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и подлежащие возврату в соответствующий бюджет в случае неиспользования их по целевому назначению в установленный срок;
► средства финансовой поддержки муниципальных образований, т. е. денежные средства, образуемые в бюджете субъекта Российской Федерации для оказания финансовой помощи муниципальным образованиям и распределяемые в соответствии с фиксированной формулой, учитывающей: численность населения муниципального образования, долю лиц пенсионного возраста в общей численности населения муниципального образования, площадь территории муниципального образования, уровень душевой обеспеченности бюджетными средствами муниципального образования, а также другие факторы, определяющие особенности данного субъекта Российской Федерации.