Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:58, реферат
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство
воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях
рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система
является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-
кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство
широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора
воздействия на негативные явления рынка.
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................ 3
1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ........................................................... 4
1.1. Сущность и принципы налогообложения.............................................. 4
1.2. Элементы налога....................................................................................6
1.3. Способы взимания налогов..................................................................... 7 1.4. Виды налоговой системы....................................................................... 8 1.5. Функции налогов.....................................................................................8
1.6. Виды налогов........................................................................................11 2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА
ГОСУДАРСТВА.............................................. 13
2.1. Сущность и значение налоговой политики.......................................... 13
2.2. Стратегия и тактика налоговой политики...................................... 14
2.3. Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма................. 15
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ................................................ 18
3.1. Налоговая политика и оздоровление экономики.................................. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................22
Список используемой литературы...................................................................24
(социальная функция).
4. Стимулирующая функция.
Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь
выполняли фискальную функцию – изъятие части доходов предприятий
и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части
непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов
(многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны
для обеспечения должного уровня развития – фундаментальная наука, театры, музеи
и многие учебные заведения и т. п.
Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного
бюджета. Но не это главное. Государственный бюджет можно сформировать и без
них. Важную роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на
товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись – регулирующая.
Рыночная экономика в развитых странах – это регулируемая экономика. Представить
себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую
государством, невозможно. Иное дело – как она регулируется, какими способами, в
каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы,
центральное место в самой
системе регулирования
рыночной экономики
применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом
и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и
т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.
Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия
налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает
условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств,
способствует решению актуальных для общества проблем.
Социальная или перераспределительная функция налогов.
Посредством налогов в
государственном бюджете
направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как
производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых,
комплексных целевых программ – наyчно-технических, экономических и др. С
помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и
предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и
социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с
длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие
отрасли, электростанции и др.). В современных условиях значительные средства из
бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства,
отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики
и жизни населения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко
выраженный социальный характер.
Соответствующим образом
система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это
сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем
установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной
части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного
освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
Последняя функция налогов – стимулирующая. С помощью
налогов, льгот и санкций
государство стимулирует
увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и
др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает
взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства,
вкладываемые в развитие (юридическим или физическим лицом – безразлично)
освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не
выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов
проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на
техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров
народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда
других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень
существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения
затраты на научно-исследовательские
и опытно-конструкторские
это по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость
продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах
эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли.
Было бы целесообразно установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога,
полностью или частично, входят расходы на НИОКР. Другой путь – включать эти
расходы в затраты на производство.
1.6. Виды налогов
Налоги бывают двух видов. Первый вид – налоги на доходы и имущество:
подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное
страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые
социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе
налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод
прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического
или юридического лица, их называют прямыми налогами. Второй вид
– налоги на товары и услуги: налог с оборота – в большинстве развитых
стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо
включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью
и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично
или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело
обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в
арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные
налоги переносятся на
конечного потребителя в
эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее
эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем
менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на
потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане
эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая
часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение
косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой
эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли, что вызовет
сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.
Различают также твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные
налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на
единицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные –
действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета
дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают
возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги – это те
налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами.
Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста
дохода. Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы
поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.
В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические.
Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов
государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо определенным
видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение
(например, отчисления на
социальное страхование или
фонды).
Налоговая система Российской Федерации разделяет налоги на 3 вида:
федеральные, региональные и местные. Федеральные налоги
устанавливаются и вводятся высшим органом государственной (законодательной)
власти Российской Федерации. Они взимаются на всей территории страны. К
федеральным налогам относятся, например, НДС, подоходный налог с физических
лиц, налог на операции с ценными бумагами, акцизы. Перечень всех налогов
устанавливается федеральными органами власти, они же вводят федеральные налоги
и определяют максимальные ставки региональных и местных налогов. Местные органы
власти и органы власти субъектов Российской Федерации устанавливают конкретные
ставки региональных и местных налогов. Например, налог на имущество предприятий
– это региональный налог. Предельная его ставка 2%, однако в Москве в 1994 –
1995 гг. он взимался по ставке 1,5%. В группу местных налогов входят такие
налоги, как: налог на рекламу, земельный налог, курортный сбор и др. Состав
федеральных, региональных и местных налогов определяется Законом РФ "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации".
2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
2.1. Сущность и значение налоговой политики
Налоговая политика – комплекс правовых действий органов власти и
управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это
также правовые нормы осуществления
налоговой техники при
планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является
частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены
социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у
власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель
оптимизировать централизацию
средств через налоговую
В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется
государством для
структуры производства, территориального экономического развития, уровня
доходности населения.
Задачи налоговой политики сводятся к:
Ø
обеспечению государства
Ø созданию условий для регулирования хозяйства страны
в целом;
Ø сглаживанию возникающего в процессе рыночных
отношений неравенства в уровнях доходов населения.
Можно выделить три типа налоговой политики.
Первый тип – политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом
“взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”,
когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов.
Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом
конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.
Второй тип – политика разумных налогов. Она способствует развитию
предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат.
Предприниматель максимально
выводится из-под
ограничению социальных программ,
поскольку государственные
сокращаются.
Третий тип – налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий
уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы
направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к
раскручиванию инфляционной спирали.
При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно
сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с
третьим.
2.2. Стратегия и тактика налоговой политики
Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически
целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти
и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост
общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой
политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с
налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки
хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием
налогообложения. Следовательно, налоговая политика – это не автоматическое
выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.
Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, – это налоговая
стратегия, а на текущий момент – налоговая тактика. Тактика и
стратегия незаменимы, если государство стремится к согласованию общественных,
корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги,
предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на
текущий момент, экономически не обоснованы. Это не только препятствует
реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс
государства. Исходя из этого, с учетом прогнозов ученых, касающихся тенденций
экономического развития, объективной действительности, состояния социального