Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 21:07, курсовая работа
Актуальность темы работы обусловлена тем, что переход экономики России на рыночные отношения потребовал создания более совершенной системы налогообложения предприятий и граждан. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.Процесс формирования норм налогового законодательства выявил особую актуальность проблемы определения налога на прибыль и механизма его взыскания. Несомненна прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений в целом и поступлений от налога на прибыль в частности в условиях формирования в России рыночных отношений.
Введение. 3
Глава 1.Теоретические основы функционирования налоговой системы 5
1.1. Сущность и функции налогов 5
1.2 Понятие и виды налоговых систем 9
Глава 2. Проблемы и перспективы развития налоговой системы России 15
2.1 Структура и принципы построения налоговой системы РФ. 15
2.2 Основные проблемы налоговой системы РФ 18
2.3 Направления совершенствования налоговой системы России в условиях мирового финансового кризиса. 20
Заключение. 26
Список литературы. 28
При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах 14 должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Российская система налогообложения с течением времени изменялась. В силу изменения политических, экономических и социальных требований, трансформировались и функции налоговой системы. В настоящее время налоги из простого инструмента пополнения государственного бюджета стали главным регулятором всей экономики государства, влияя на ее структуру, пропорции, темпы развития и общие условия функционирования.
Проблема налогов - одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы . На сегодняшний день нет другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система - это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
Для современной налоговой системы России, характерно множество проблем, одной из которых продолжает оставаться ее фискальная направленность. Фискальная направленность налогового производства выражается на практике в установлении жесткого регламента в отношении налогооблагаемой базы. В конечном итоге это вылилось в требование о необходимости обособления налогового учета из системы бухгалтерского. Общее бремя налогов и платежей в РФ в настоящее время намного выше, чем в развитых зарубежных странах. Налоговую политику России можно охарактеризовать принципом «взять все, что можно». Наиболее яркий пример - повышение страховых взносов (в 2010 году их размер составляет 26%, а с 2011 года их ставка возрастет до 34%). Для подъема промышленности, сельского хозяйства необходимы средства. Чтобы иметь средства для доходной части бюджета, государство вынужденно повышать налоги. В результате ни одно юридическое или физическое лицо просто не в состоянии реально заплатить все налоги да еще и вкладывать средства в расширение производства. Поэтому, сплошь и рядом идет сокрытие налогов, неплатежи, разрастание теневой экономики.
Следует отметить и проблему нестабильности налогового законодательства, когда вносятся поправки и изменения, имеющие обратную силу, ликвидируются ранее введенные привилегии, что создает дополнительный источник риска для инвесторов. Государство должно гарантировать соблюдение стабильности налогов и правил их взимания в течение значительного периода времени. Налоги не должны пересматриваться чаще, чем раз в несколько, например, в 5 лет. При этом обо всех планируемых изменениях, налогоплательщиков необходимо извещать до периода их действия, а не ставить перед уже свершившимся фактом.
Также в настоящее время продолжает иметь место недостаточная четкость и ясность положений нормативных документов по налогообложению, их противоречивость и запутанность, что значительно затрудняет их изучение налогоплательщиком. В связи с этим ошибки при исчислении налогов остаются практически неизбежными. Нестабильность, частая смена «правил игры с государством», принятие налоговых актов задним числом, противоречивостью законов и подзаконных актов, в том числе директивных конструктивных материалов, создающих возможность, а порой просто необходимость их дополнительного толкования – все это не только отпугивает иностранных инвесторов, но и создает серьезные препятствия в работе отечественных производителей.
Огромное внимание, обращает на себя проблема неэффективности отдельных элементов налогового механизма. Существует многочисленный аппарат налоговой инспекции, отделов УВД по борьбе с экономическими преступлениями, но при этом результат работы оставляет желать лучшего. Из-за неподготовленности кадров этих органов, неумения грамотно провести поддержку, ревизию, зачастую многие и юридические, и физические лица легко уходят от ответственности за сокрытие налогов.
Россию захлестнула волна разоблачений связанных с незаконными финансовыми операциями. Теневая экономика – это наиболее латентный вид экономической деятельности, качественно отличающийся от всех других нарушений и «сокрытий» требующий большего количества сил и средств для борьбы с ним, в частности применения оперативно-розыскных методов, и потому представляющий собой наиболее тяжкий вид социально опасных деяний в налоговой сфере.
От решения указанных выше проблем зависит эффективность формирования доходов бюджетов всех уровней, рост предпринимательской активности, развитие производства и в конечном итоге стабилизация экономики нашей страны.
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Доходы всего |
39,17% |
35,04% |
35,50% |
38,37% |
Налоговые доходы и платежи |
36,15% |
31,00% |
32,13% |
35,61% |
в том числе |
||||
Налог на прибыль организаций |
6,09% |
3,26% |
3,93% |
4,18% |
Налог на доходы физических лиц |
4,04% |
4,29% |
3,96% |
3,67% |
Налог на добавленную стоимость |
5,17% |
5,28% |
5,53% |
5,98% |
Акцизы |
0,85% |
0,89% |
1,04% |
1,20% |
Таможенные пошлины |
8,51% |
6,52% |
6,91% |
8,38% |
Налог на добычу полезных ископаемых |
4,14% |
2,72% |
3,11% |
3,76% |
Единый социальный налог и страховые взносы |
5,52% |
5,93% |
5,48% |
6,49% |
Прочие налоги и сборы* |
1,84% |
2,11% |
2,16% |
1,96% |
В Основных направлениях налоговой политики предусмотрено несколько путей совершенствования налоговой системы. Среди них, например, выравнивание налоговой нагрузки на газовую и нефтяную промышленность, а также изъятие 80% доходов производителей газа, получаемых ими в связи с ростом оптовых цен на газ на внутреннем рынке свыше прогнозируемого уровня инфляции.
Новый налоговый маневр для отрасли предполагает поэтапное увеличение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в сочетании с поэтапным снижением ставки экспортной пошлины — на 2—3 процентных пункта ежегодно в течение трех лет. Осуществление этого плана предполагается начать с 2014 года. По словам замминистра финансов Сергея Шаталова, «принципиально это [предложение] было одобрено, но сказано посчитать еще, к чему это приведет, как это скажется на ценах на моторное топливо». Предварительные оценки Минфина уже есть — в ведомстве признают, что реализация предложенной инициативы вызовет повышение внутренних цен на моторное топливо. «Это может привести к небольшому росту цен на моторное топливо — примерно на 60—70 копеек за литр, но это в случае сохранения цен на нефть, — сообщил Сергей Шаталов. — Если цены на нефть будут идти по прогнозу Минэкономразвития — $101 за баррель в 2014 году и $100 — в 2015—2016 годах, то никакого повышения не будет, даже [возможно] снижение». В целом маневр будет способствовать повышению конкурентоспособности российской экономики, считают в Минфине.
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Налоговые доходы и платежи |
36,15% |
31,00% |
32,13% |
35,61% |
Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти и нефтепродуктов |
9,74% |
6,86% |
8,22% |
10,09% |
из них: |
||||
НДПИ на нефть |
3,81% |
2,41% |
2,80% |
3,39% |
Акцизы на нефтепродукты |
0,34% |
0,38% |
0,38% |
0,52% |
Вывозные таможенные пошлины на нефть |
4,32% |
3,10% |
3,70% |
4,29% |
Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты |
1,27% |
0,98% |
1,34% |
1,89% |
Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти и нефтепродуктов |
26,42% |
24,14% |
23,91% |
25,51% |
Информация о работе Налоговая система России: проблемы и основные направления её совершенствования