Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 21:13, курсовая работа
В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий с государством становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка.
Введение……………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Налоги и налоговая система………………………...……………………….5
1.1. Сущность налога…………………………………………………………...5
1.2. Понятия налоговой системы и ее функции………………………..……..8
1.3. Виды и элементы налогов……………………………………………..…12
Глава 2. Особенности функционирования налоговой системы России и пути ее совершенствования ……………………………………………………………..…….18
2.1. Особенности функционирования налоговой системы России……...…18
2.2. Основные группы проблем правовой базы налоговой системы………11
2.3. Пути совершенствования налоговой системы РФ……………………..22
Заключение………………………………………………………………….…27
Список использованных источников……………………………………...…28
Минобрнауки России
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Саратовский государственный
социально-экономический
(СГСЭУ)
БАЛАКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И БИЗНЕСА
(филиал)
Кафедра Менеджмента и информационных систем в экономике
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Макроэкономика»
На тему: «Налоговая система государства. Налоги и их виды»
Студентки 2 курса
Очной формы обучения
Направления «Экономика»
Профиля «Финансы и кредит»
Балаевой С.Ш
Руководитель: Д. э. н., профессор Соколова О.Ю
БАЛАКОВО 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Налоги и налоговая система………………………...……………………….5
1.1. Сущность налога…………………………………………………………..
1.2. Понятия налоговой системы и ее функции………………………..……..8
1.3. Виды и элементы налогов……………………………………………..…12
Глава 2. Особенности функционирования налоговой системы России и пути ее совершенствования ……………………………………………………………..…….18
2.1. Особенности функционирования налоговой системы России……...…18
2.2. Основные группы проблем
правовой базы налоговой
2.3. Пути совершенствования налоговой системы РФ……………………..22
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………...…28
Введение
В современных условиях одним из
важнейших рычагов, регулирующих финансовые
взаимоотношения предприятий с
государством становится налоговая
система. Она призвана обеспечить государство
финансовыми ресурсами, необходимыми
для решения важнейших
Вводя налоги, государство изымает
у предприятий часть их доходов
в свою пользу. Реализация фискальной
функции налогов, связанной с
формированием доходной части всех
звеньев бюджетной системы, обеспечивает
перераспределение
Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.
Целью работы является анализ и изучение налоговой системы России. Для достижения этой цели мною поставлены следующие задачи:
Поставленные мною задачи в полной мере объясняют структуру данной курсовой работы. Первая глава работы посвящена налогам и налоговой системы РФ. Она раскрывает такие понятия как элементы налогов, их классификацию, функции и описывает налоговую систему.
Во второй главе подробно изложены особенности функционирования налоговой системы России и пути ее совершенствования.
Глава 1. Налоги и налоговая система
1.1. Сущность налога.
Прежде всего, остановимся на вопросе о необходимости налогов. Как известно, нaлоги появились с рaздeлeниeм общeствa нa клaccы и вoзникновeниeм гoсудaрcтвa, кaк. В иcтории рaзвития общeствa eщe ни oднo гoсудaрcтвo нe cмoглo oбoйтиcь бeз нaлoгoв, пocкoльку для выпoлнeния cвoих функций по удoвлeтвoрeнию кoллeктивных пoтрeбнocтей eму трeбeутcя oпрeдeлeнная cуммa
дeнeжных cредств, кoтoрые мoгут быть сoбрaны тoлькo пocрeдcтвoм нaлoгoв. Иcходя из этoгo минимaльный рaзмeр нaлoгoвoгo брeмeни опрeдeляeтся cуммoй рacхoдoв гocудaрcтвa нa иcпoлнeниe минимума егo функций: упрaвлeниe, oбoрoнa, cуд, oхрaнa пoрядкa, чeм бoльшe функций вoзлoжeнo нa гocудaрcтвo, тeм бoльшe oнo дoлжнo сoбирaть нaлoгoв. Нaлогoвый кодeкc Рoccийcкoй oпрeдeляeт oбщиe принципы пocтрoeния нaлoгoвoй cиcтeмы в Рoccийcкoй Фeдeрaции, нaлoги, cбoры, пoшлины и другиe плaтeжи, a тaкжe прaвa, обязанности и oтвeтcтвeннocть нsлoгoплaтeльщикoв и нaлoгoвых oрaнoв. В нeм в чacтнocти говорится, что "под налогами, cбoрoм, пoшлиной и другим плaтeжoм пoнимaeтся обязaтeльный взнoc в бюджeт cooтвeтcтвующeго урoвня или во внeбюджeтный фoнд, ocущeтвляемый плaтeльщикaми в пoрядкe и нa уcлoвиях, определяемыми законодательными актами."1
Кодекс также определяет круг налогоплательщиков: "Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать, налоги."
Таким oбрaзoм, нaлoги вырaжaют oбязaннocть всeх юридичecких и физичeских лиц, получaющих дoхoды, учacтвoвaть в фoрмирoвaнии гocудaрcтвeнных финaнcoвых рeурcoв. Пoэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Можно так же выделить льготы по налогам согласно закону и объекты налогообложения.
"Объектами налогообложения являются финансы (выручка), цену отдeльных прoдуктoв,oтдeльные виды деловитости нaлoгoплaтeльщикa, oпeрaции с ценными бумaгaми, иcпoльзoвaние естественными ресурсами, богатства юридических и физических лиц, передача богатства, добавленная стоимость продукции, рaбoт и услуг и oстaльные oбъeкты, поставленные законодательными актами.
По налогам могут вводиться в распорядке и на критериях, законодательными актами, последующая льгота:
- изъятие из обложения
определенных элементов объект
- освобождение от уплаты
налога отдельных лиц или кате
- необлагаемый минимум объекта налога;
- вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);
- целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты
- понижение налоговых ставок;
Для более детализированного рассмотрения проблем налоговой системы России нужно также рассматривание понятий " налоговое бремя"2
Налоговое бремя - это меры экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов т.е величина налоговой суммы, взыскиваемой с налогоплательщика, (оно зависит от размеров прибыли налогоплательщика).
Распределение налогового бремя между налогоплательщиками опирается на два принципа:
а) увязка налога с получаемыми за счет него благами, например, дорожный налог платят владельцы транспортных средств. Такой подход весьма ограничен, так как отдельные виды государственных расходов (скажем, пособие по безработице) невозможно переложить на пользователей;
б) принцип платежеспособности, согласно которому чем выше доходы лица, тем более высоким должен быть налог, которым облагается лицо.
В 80-х-90-х годах на Западе в большинстве государств идет понижение ставок налогов. В итоге, если в целом по ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) компании выплачивали в 1986 году в счет налогов 46% собственной прибыли, то в 1990 году – 36%, а в 1998 году - 31%. В России в данный момент налоговое бремя распределено очень неравномерно. Основная масса приходится на юридические лица.
1.2. Понятия налоговой системы и ее функции
Налоговая система - наиболее
активный рычаг государственного
регулирования социально-экономического
развития, инвестиционной
стратегии, внешнеэкономической деятельности,
структурных изменений в
производстве, ускоренного развития приоритетных
отраслей.
Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всей экономики государства.
Современная налоговая система
России строится на единых принципах,
которые должны регулировать налогообложение
на всей территории. К ним относятся:
однократность обложения (один и
тот же объект одного вида облагается
налогом один раз за определенный
законом период), строгий порядок
введения и отмены налогов, их ставок
и льгот, точная классификация налогов,
четкое распределение налоговых
доходов между бюджетами
Система налогообложения, принятая законодательством - это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения даёт представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы.
На первое место следует поставить регулирующую функцию, без которой в экономике нельзя обойтись. Рыночная экономика в развитых странах - это регyлирyемая экономика. Представить себе эффективно фyнкционирyющyю рыночную экономику в современном мире, не регyлирyемyю государством, невозможно.
Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях: - регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит в разработке законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
- регулирование развития
народного хозяйства, общественного
производства в условиях, когда
основным объективным экономическим
законом, действующим в обществе,
является закон стоимости.
Таким образом, развитие экономики регyлирyется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.
Другая функция налогов - стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимyлирyет технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, кончено, очень существенная.
Следующая функция налогов - распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.
С помощью налогов
государство перераспределяет
Перераспределительная
функция налоговой системы
носит ярко выраженный
Информация о работе Налоговая система государства. Налоги и их виды