Налоговая система государства. Налоги и их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий с государством становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Налоги и налоговая система………………………...……………………….5
1.1. Сущность налога…………………………………………………………...5
1.2. Понятия налоговой системы и ее функции………………………..……..8
1.3. Виды и элементы налогов……………………………………………..…12
Глава 2. Особенности функционирования налоговой системы России и пути ее совершенствования ……………………………………………………………..…….18
2.1. Особенности функционирования налоговой системы России……...…18
2.2. Основные группы проблем правовой базы налоговой системы………11
2.3. Пути совершенствования налоговой системы РФ……………………..22
Заключение………………………………………………………………….…27
Список использованных источников……………………………………...…28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Балаева.docx

— 59.40 Кб (Скачать файл)

 И ещё одна функция   налогов  -   фискальная,  изъятие части доходов   предприятий и граждан для содержания  государственного аппарата,  обороны станы и той части   непроизводственной сферы,  которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения кyльтyры - библиотеки,  архивы и  др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.

 Указанное разграничение   функций  налоговой  системы   носит условный характер,  так  как все они переплетаются  и осуществляются одновременно.  Налогам присуща одновременно  стабильность и подвижность. Чем   стабильнее система налогообложения,  тем увереннее чyвствyет  себя  предприниматель:  он  может  заранее  и достаточно точно  рассчитать,  каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения,  проведенной сделки, финансовой операции  и т.п. 

 Стабильность налоговой  системы не означает, что состав  налогов,  ставки,  льготы,  санкции   могут  быть  установлены раз  и  навсегда.  «Застывших» систем  налогообложения нет и быть  не может. Любая система налогообложения  отражает характер общественного  строя,  состояние экономики страны,  устойчивость социально-политической  ситуации.

 Систему налогообложения  можно считать  стабильной  и,  соответственно, благоприятной  для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными   основные  принципы  налогообложения,  состав налоговой  системы,  наиболее  значимые льготы и  санкции (если, естественно,  при  этом ставки налогов не выходят  за пределы экономической целесообразности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.  Виды и элементы налогов

Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при  их формировании через элементы налогов, которые включают: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую базу, налоговый период, ставку, льготы и налоговый оклад. Указанные элементы налогов являются объединяющим началом всех налогов и сборов. Собственно, через эти элементы в законах о налогах и устанавливается вся налоговая процедура, в том числе порядок и условия исчисления налогооблагаемой базы и самой налоговой суммы, ставки, сроки и другие условия налогообложения.

Субъект налога, или  налогоплательщик. Налогоплательщик — это то лицо (юридическое или физическое), на которое по закону возложена обязанность платить налог. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом налога) на другое лицо, являющееся тем самым конечным плательщиком, или носителем налога. Это имеет место в основном при взимании косвенных налогов. Если налог непереложим, то субъект налога и носитель налога совпадают в одном лице.

Объект налогообложения. Объектом налогообложения может быть действие, состояние или предмет, подлежащий налогообложению. В этом качестве выступают:

    • имущество;
    • операции по реализации товаров (работ, услуг);
    • стоимость реализованных товаров (работ, услуг);
    • прибыль;
    • доход (в виде процентов и дивидендов);
    • иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику.

Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог и т.д. Объект налогообложения неразрывно связан с всеобщим исходным источником налога — валовым внутренним продуктом (ВВП), поскольку вне зависимости от конкретного источника уплаты каждого налога все объекты налогообложения представляют собой ту или иную форму реализации ВВП.

Единица обложения. Единица обложения представляет собой определенную количественную меру измерения объекта налогообложения. Поэтому она зависит от объекта обложения и может выступать в натуральной или денежной форме (стоимость, площадь, вес, объем товара и т.д.). Например, единицей обложения по уплате акциза является объем добытого природного газа; по земельному налогу — сотая часть гектара, гектар; по подоходному налогу — рубль.

Налоговая база. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Необходимо иметь в виду, что налоговую базу составляет выраженная в облагаемых единицах только та часть объекта налога, к которой по закону применяется налоговая ставка. «Налоговая база — это объект налогообложения за минусом налоговых льгот и налоговых вычетов. Например, объектом обложения налогом на прибыль является прибыль предприятия, но налоговую базу составит не вся балансовая прибыль, а лишь часть ее, так называемая налогооблагаемая прибыль, которая может быть или больше, или меньше балансовой прибыли. В частности, балансовая прибыль для целей налогообложения должна быть увеличена на сумму сверхнормативных расходов на представительские цели, служебные командировки и т.д. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливаются налоговым законодательством Российской Федерации.»3

Налоговый период. Согласно Налоговому кодексу РФ налоговым периодом считается календарный год или иной период времени, указанный в законе применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога.

Налоговая ставка (норма налогового обложения). Налоговая ставка — это величина налога на единицу измерения налоговой базы. В зависимости от предмета (объекта) налогообложения налоговые ставки могут быть твердыми (специфическими) или процентными (адвалорными), пропорциональными или прогрессивными, регрессивными.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли. Они применяются обычно при обложении земельными налогами, налогами на имущество. В российском налоговом законодательстве такие ставки нашли широкое применение в обложении акцизным налогом.

Процентные ставки устанавливаются к стоимости объекта обложения и могут быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными.

Пропорциональные  ставки действуют в одинаковом проценте к объекту обложения. Примером пропорциональной ставки могут служить, в частности, установленные российским законодательством ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость.

Прогрессивные ставки построены таким образом, что с увеличением стоимости объекта обложения увеличивается и их размер. При этом прогрессия ставок налогообложения, может быть, простой и сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всего объекта налогообложения. При применении сложной ставки происходит деление объекта налогообложения на части, каждая последующая часть облагается повышенной ставкой. Ярким примером прогрессивной процентной ставки в российской налоговой системе являлась действовавшая до 2001г. шкала обложения физических лиц подоходным налогом. Вся сумма годового совокупного облагаемого налогом дохода граждан была разделена на три части: первая часть (до 50000 руб.) облагалась по ставке 12 %; вторая (от 50000 до 150000 руб.) — по ставке 20%; третья (более 150000 руб.) — по ставке 30%.

Регрессивные  ставки налогов уменьшаются с увеличением дохода. В российском налоговом законодательстве указанные ставки установлены по единому социальному налогу.

Налоговые ставки в России по федеральным налогам установлены по отдельным налогам второй частью Налогового кодекса РФ, а по большинству налогов — соответствующими федеральными законами. Ставки региональных и местных налогов устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. При этом ставки региональных и местных налогов могут быть установлены этими органами лишь в пределах, зафиксированных в соответствующем федеральном законе по каждому виду налогов.

Налоговые льготы. Это полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством. Одним из видов налоговой льготы является необлагаемый минимум — наименьшая часть объекта налогообложения, освобожденная от налога.

Налоговые льготы могут также  выступать в виде вычетов из облагаемого дохода, уменьшения ставки налога вплоть до установления нулевой ставки, скидки с исчисленной суммы налога.

Налоговый оклад. Налоговый оклад представляет собой сумму налога, уплачиваемую налогоплательщиком с одного объекта обложения. Взимание налогового оклада может осуществляться тремя способами: у источника получения дохода, по декларации и по кадастру.

Взимание налога у источника осуществляется в основном при обложении налогом доходов лиц наемного труда, а также других в достаточной степени фиксированных доходов. В частности, подобный способ взимания налогов в России характерен для налога на доходы физических лиц, когда бухгалтерия предприятия исчисляет и удерживает данный налог с доходов как работающих на данном предприятии работников, так и лиц, получающих эти доходы по договорам и другим актам правового и гражданского законодательства. Взимание налога у источника является по своей сути изъятием налога до получения владельцем дохода.

Взимание налога по декларации представляет собой изъятие части  дохода после его получения. Указанный  порядок предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации — официального заявления налогоплательщика о полученных доходах за определенный период времени. Применение этого способа взимания налогового оклада практикуется, как правило, при налогообложении нефиксированных доходов, а также в тех случаях, когда доходы налогоплательщика формируются из множества источников.

Российское налоговое  законодательство предусматривает  подачу деклараций, в частности, при уплате налогов физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (нефиксированные доходы), при уплате акцизов.

Кадастровый способ взимания налогов предполагает использование кадастра. Кадастр представляет собой реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество, доходы), классифицируемых по внешним признакам, к которым относятся, например, размер участка, объем двигателя и т.д. С помощью кадастра определяется средняя доходность объекта обложения. Указанный способ взимания налогового оклада применяется, как правило, при обложении земельным налогом, налогом с владельцев транспортных средств и некоторыми другими.

Существует два вида налогов:

Первый вид - налоги на финансы и имущество: подоходный налог и налог на выручка корпораций (компаний); на социальное страхование, фонд заработной платы и рабочую силу (так именуемые социальные налоги, общественные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, подключая землю и иную недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за предел и другие. Он взимаются с конкретного физического  или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид - налоги на продукты и услуги: налог с оборота - в большинстве развитых государств заменен налогом на добавленную цену; акцизы (налоги, напрямик включаемые в стоимость товара или сервисы); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и остальные. Это косвенные налоги. Они отчасти или полностью переносятся на стоимость товара или сервисы.

Прямые налоги трудно перенести  на потребителя, они взимаются непосредственно  с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество.

Косвенные налоги  переносятся  на конечного потребителя в зависимости  от степени эластичности спроса  на  товары  и услуги, облагаемые  этими  налогами. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных  налогов основными являются налог  на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности  функционирования налоговой системы  России и пути  ее совершенствования

2.1 Особенности  функционирования налоговой системы  России

Поскольку рыночная налоговая система  фактически начала формироваться  только в России 1991-1992 годах, четыре года ее существования характеризовались  крайней нестабильностью. Становление  введенной с 1992 года принципиально  новой для России налоговой системы  проходило в жестких условиях политических, экономических и структурных  преобразований при отсутствии преемственности  в области налогового права. За годы функционирования налоговой системы  было внесено значительное количество различных изменений в налоговое  законодательство с целью его  приведения в соответствие с протекающими в жизни общества процессами. Тем  не менее, очевидно, что имеющаяся  на сегодняшний день налоговая система  по основным характеристикам схожа  с системами развитых экономических  государств Европы и Америки в  смысле структуры. В смысле налогового права она стоит ближе к  континентальному праву, хотя значение прецедента возрастает. Налоговая система  России является сложной, трехуровневой (федеральные, республиканские, местные  налоги). Система включает около 50 различных  видов налогов и платежей (с  учетом всех действующих местных  налогов, сборов и иных обязательных платежей - более 100), многие из которых  имеют сходные, но не идентичные базы обложения. Последнее - несомненный  недостаток системы, причем общественно  осознанный и подлежащий изменению  в ближайшее время. Основные принципы действующего в Российской Федерации  налогообложения сформулированы в  Законе «Об основах налоговой  системы в РФ», введенного с 1 января 1992 года. Закон устанавливает следующие  виды налогов, взимаемых в Российской Федерации: а) федеральные налоги; б) налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономных областей, автономных округов; в) местные налоги. По некоторым видам налогов (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, налогам в дорожные фонды) приняты отдельные федеральные законы. Кроме того, некоторые налоги введены прямыми Указами Президента РФ (транспортный налог). Помимо налогов предприятия и предприниматели в обязательном порядке уплачивают обязательные страховые взносы, установленные в процентах к фонду оплаты труда в Государственные внебюджетные фонды. К ним относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости.

Информация о работе Налоговая система государства. Налоги и их виды