Налогообложение коммерческих банков : проблемы и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:53, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность вопроса налогообложения прибыли банков не вызывает сомнения. Эта тема логично вписывается в общероссийскую дискуссию о проблемах совершенствования налоговой политики в России, разработки и принятия Налогового кодекса и, наконец, формирования национальной налоговой системы как таковой. Не случайно в специальной литературе последних лет прослеживается четкая идея: налоговая реформа в России без опоры на банки не возможна, как и интеграция страны в мировое хозяйство.

Содержание

Введение 3
1 Коммерческие банки как участники налоговых отношений и особенности их налогообложения 5
2 Проблемы налогообложения коммерческих банков и пути их решения 13
Заключение 16
Список использованной литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ Доходы бюджета.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)


 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования «Уральский Государственный Экономический Университет»

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

 

 

по дисциплине: «Доходы бюджета                                            «

 

 

на тему (вариант): « _Налогообложение коммерческих банков : проблемы и пути их решения (17вариант)________________»

 

 

 

 

Исполнитель:

студент группы: ФКп-08 СР

 

Намазова Ксения Альбертовна

          (Фамилия, имя, отчество студента)

 

                                   _____________

                                                                    (подпись)

 

Преподаватель:

 

______________________________

         (Фамилия, имя, отчество преподавателя)

 

                                   _____________

                                                                  (подпись)

 

 

Екатеринбург 2012 г.

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность вопроса налогообложения прибыли банков не вызывает сомнения. Эта тема логично вписывается в общероссийскую дискуссию о проблемах совершенствования налоговой политики в России, разработки и принятия Налогового кодекса и, наконец, формирования национальной налоговой системы как таковой. Не случайно в специальной литературе последних лет прослеживается четкая идея: налоговая реформа в России без опоры на банки не возможна, как и интеграция страны в мировое хозяйство.

Налог на прибыль относится  к группе прямых и пропорциональных налогов. Он является федеральным налогом. Налог на прибыль занимает среди доходных источников бюджетов второе место после косвенных налогов. Основное функциональное предназначение этого налога – обеспечить эффективность инвестиционных процессов, а также юридически обоснованное наращивание капитала хозяйствующих субъектов. Фискальная функция данного налога вторична.

Успешное развитие и  эффективность банков в условиях рыночной экономики во многом зависит  от постановки в банках налоговой  работы, позволяющей правильно отражать достигнутые результаты деятельности банков для целей налогообложения, правильно рассчитывать налоговую базу и перечислять в бюджет то оптимальное количество налоговых платежей, чтобы оставшуюся в распоряжении банков прибыль направлять на развитие банковского бизнеса, построение надежной банковской системы.

В основу написания курсовой работы были положены следующие принципы: охват как можно более широкого круга вопросов, имеющих значение при изучении особенностей налогообложения прибыли коммерческих банков; рассмотрение всех аспектов ведения налогового учета по налогу на прибыль коммерческими банками. На недостатки в имеющейся законодательной и нормативной базе по налогу на прибыль;

обобщение совокупности практического опыта и теоретических разработок ученых, которые сложились в настоящее время, и которые дали возможность актуализировать рассматриваемые вопросы налогообложения прибыли банков.

Цель курсовой работы состоит в постановке и изучении особенностей, основных проблем налогообложения прибыли коммерческих банков и одновременно в поиске и разработке путей решения данных проблем.

Для достижения поставленных целей автором использовались труды  таких авторов как: Аронов А.В., Кашин  В.А., Гончаренко Л.И. и других, а также  законодательная нормативная база по налогу на прибыль предприятий, раскрывающие механизмы и закономерности функционирования системы налогообложения банковской прибыли.

 

1 Коммерческие банки как участники налоговых отношений и особенности их налогообложения

 

В любой налоговой  системе банки всегда занимают особое положение. Это обусловлено тем, что во взаимоотношениях с налоговыми органами банки выступают в трех действующих лицах:

    • непосредственно как самостоятельные налогоплательщики;
    • как посредник между государством и налогоплательщиками, через которого осуществляют финансово-хозяйственные операции другие налогоплательщики (предприятия, организации. Граждане) и который в силу указанного может предоставить налоговым органам специфические услуги, в том числе необходимую информацию для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов в бюджет;
    • как налоговые агенты (в части исчисления, удержания налогов из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщиками, и перечисления их в бюджет).

Отметим, что принятый Налоговый Кодекс РФ называет в качестве субъектов налоговых отношений лишь шесть субъектов: налогоплательщиков (плательщики сборов), налоговых агентов, налоговые органы (министерство по налогам и сборам РФ), сборщиков налогов, Государственный таможенный Комитет и органы государственных внебюджетных фондов. Таким образом, в качестве специфических самостоятельных участников налоговых отношений, банки и кредитные учреждения прямо не выделены. Однако Налоговый Кодекс в отдельных статьях устанавливает статус, права и обязанности коммерческих банков, что фактически определяет их важнейшую роль в отечественной налоговой системе.

Тема взаимоотношений  банков и налоговых органов всегда актуальна и затрагивает интересы не только банков, но и их клиентов-налогоплательщиков. Поддержание баланса между мерами по соблюдению банковской тайны и контролем государства за банковскими операциями налогоплательщиков зависит от выполнения требований действующего законодательства в установленном порядке. Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.), Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» №395-1 от 2.12.1990 (в ред. Федеральных законов), Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России) № 86-ФЗ от 10.07.2002 принят ГД РФ 27.06.02г., другими федеральными законами и нормативными актами.

Фактически банки  играют роль кровеносных сосудов  в пополнении доходной части бюджета, то есть от своевременности и полноты  объема исполнения платежных поручений по налоговым платежам зависит полнота бюджета. На банки возлагаются дополнительные функции по осуществлению валютного и налогового контроля, кроме того банки обязаны соблюдать установленный порядок открытия счетов, представлять информацию от открытых счетах и финансово-хозяйственных операциях своих клиентов, своевременно исполнять поручения по перечислению налогов и сборов, о приостановлении операций по счету клиента. Говоря о роли коммерческих банков, нельзя не упомянуть тот факт, что коммерческие банки являются одними из наиболее крупных инвесторов в реальный сектор экономики страны, что подразумевает пополнение доходной части бюджета России за счет увеличения числа налогоплательщиков и создания дополнительных материальных благ.

Налогообложение в свою очередь оказывает существенное влияние, как на функционирование банковской системы, так и на экономику страны в целом. Налоги в силу их экономической сущности не могут носить адресный характер как инструменты, применяемые Банком России. Тем не менее, недооценивать их влияние на функционирование банковской системы страны нельзя. Налоги влияют на ликвидность кредитных организаций, с их помощью можно регулировать рентабельность операций банков (делая их невыгодными для банков, например, через обложение НДС, как это происходит с рынком драгоценных металлов, или, наоборот, повышая их привлекательность), они оказывают воздействие на размер собственных средств банка, определяют их стабильность и устойчивость.

Сильнее всего  сказываются на деятельности банков налог на прибыль и единый социальный налог, имеющие с точки зрения налогового регулирования банковской деятельности особое значение.

Банки являются плательщиками следующих налогов:

    • налога на добавленную стоимость (НДС) – наиболее важным моментом при определении налогооблагаемой базы по данному налогу для банков является то, что обложению налогом не подлежат банковские операции (за исключением инкассации), на проведение которых требуется банковская лицензия;
    • налога на прибыль банков – банки так же, как и другие организации, применяют общие принципы признания доходов и расходов, но только в отношении специфики банковской деятельности (по банковским операциям и сделкам). Главой 25 НК РФ ст.290 ст. 291 установлены особенности формирования доходов и расходов, учитываемых при формировании налогооблагаемой базы;
    • налога на имущество банков – специфика обложения налогом на имущество банков и других финансово-кредитных учреждений заключается, прежде всего в том, что его источником являются не финансовые результаты, как у прочих плательщиков, а операционные и прочие расходы;
    • единого социального налога (ЕСН);
    • транспортного налога, если банк является владельцем транспортных средств;
    • прочие налоги и сборы, уплачиваемые банками (государственная пошлина; налог на землю, если банку предоставлена земля в собственность, владение и пользование на территории России);
    • налогом облагаются операции коммерческих банков с использованием ценных бумаг.

Объектом налогообложения  по налогу на прибыль предприятий  и организаций в соответствии со ст.247 «Объект налогообложения» ч.2 НК РФ признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом прибылью признается полученный доход, уменьшенный на величину расходов. Банки так же, как и другие организации, применяют общие принципы признания доходов и расходов, но только в отношении специфики банковской деятельности (по банковским операциям и сделкам). Главой 25 НК РФ установлены особенности формирования доходов и расходов. Законом предусмотрены открытые перечни доходов и расходов, учитываемых при определении налогооблагаемой базы.

К доходам относятся  доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, внереализационные  доходы.

Доходами от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав. Внереализационными доходами в соответствии со ст.250 «Внереализационные доходы» ч.2 НК РФ признаются доходы:

  1. от долевого участия в других организациях;
  2. от операций купли-продажи иностранной валюты;
  3. в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;
  4. от сдачи имущества в аренду;
  5. в виде доходов прошлых лет, выявленных в отчетном периоде;
  6. в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав;
  7. от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации;
  8. в виде положительной курсовой разницы от переоценки имущества;
  9. в виде полученных целевых средств, предназначенных для формирования резервов по развитию и обеспечению функционирования и безопасности атомных электростанций, использованных не по целевому назначению, и др.

К доходам банков относятся также доходы от банковской деятельности в соответствии со ст.290 «Особенности определения доходов банков» и ст.291 «Особенности определения расходов банков» ч.2 НК РФ, а именно доходы:

  1. в виде процентов от размещения банком от своего имени и за свой счет денежных средств, предоставления кредитов и займов;

2) в виде платы  за открытие и ведение банковских  счетов клиентов, в том числе  банков-корреспондентов (включая  иностранные банки - корреспонденты), и осуществления расчетов по  их поручению, включая комиссионное и иное вознаграждение за переводные, инкассовые, аккредитивные и другие операции, оформление и обслуживание платежных карт и иных специальных средств, предназначенных для совершения банковских операций, за предоставление выписок и иных документов по счетам и за розыск сумм;

3) от инкассации денежных  средств, векселей, платежных и  расчетных документов и кассового  обслуживания клиентов;

4) от проведения операций  с иностранной валютой, осуществляемых  в наличной и безналичной формах, включая комиссионные сборы (вознаграждения) при операциях по покупке или продаже иностранной валюты, в том числе за счет и по поручению клиента, от операций с валютными ценностями.

Для определения доходов  банков от операций продажи (покупки) иностранной  валюты в отчетном (налоговом) периоде принимается разница между фактической ценой покупки (продажи) иностранной валюты и официальным курсом иностранных валют к рублю РФ, установленному Банком России на дату сделки;

5) по операциям купли-продажи  драгоценных металлов и драгоценных камней в виде разницы между ценой реализации и учетной стоимостью;

6) от операций по предоставлению  банковских гарантий, авалей и  поручительств за третьих лиц,  предусматривающих исполнение в  денежной форме;

7) в виде положительной  разницы между полученной при прекращении или реализации (последующей уступке) права требования (в том числе ранее приобретенного) суммой средств и учетной стоимостью данного права требования;

8) от депозитарного обслуживания  клиентов;

9) от предоставления  в аренду специально оборудованных  помещений или сейфов для хранения  документов и ценностей;

10) в виде  платы за доставку, перевозку  денежных средств, ценных бумаг,  иных ценностей и банковских  документов (кроме инкассации);

11) в виде  платы за перевозку и хранение драгоценных металлов и драгоценных камней;

12) в виде  платы, получаемой банком от  экспортеров и импортеров, за  выполнение функций агентов валютного  контроля;

13) по операциям  купли-продажи коллекционных монет  в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения;

14) в виде  сумм, полученных банком по возвращенным  кредитам (ссудам), убытки от списания  которых были ранее учтены  в составе расходов, уменьшивших  налоговую базу, либо списанных  за счет созданных резервов, отчисления на создание которых ранее уменьшали налоговую базу;

15) в виде  полученной банком компенсации  понесенных расходов по оплате  услуг сторонних организаций  по контролю за соответствием  стандартам слитков драгоценных  металлов, получаемых банком у  физических и юридических лиц;

16) от осуществления  форфейтинговых и факторинговых  операций;

Информация о работе Налогообложение коммерческих банков : проблемы и пути их решения