Налогообложение коммерческих банков : проблемы и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:53, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность вопроса налогообложения прибыли банков не вызывает сомнения. Эта тема логично вписывается в общероссийскую дискуссию о проблемах совершенствования налоговой политики в России, разработки и принятия Налогового кодекса и, наконец, формирования национальной налоговой системы как таковой. Не случайно в специальной литературе последних лет прослеживается четкая идея: налоговая реформа в России без опоры на банки не возможна, как и интеграция страны в мировое хозяйство.

Содержание

Введение 3
1 Коммерческие банки как участники налоговых отношений и особенности их налогообложения 5
2 Проблемы налогообложения коммерческих банков и пути их решения 13
Заключение 16
Список использованной литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ Доходы бюджета.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

17) от оказания  услуг, связанных с установкой  и эксплуатацией электронных  систем документооборота между  банком и клиентами, в том  числе систем «клиент-банк»;

18) в виде  комиссионных сборов (вознаграждений) при проведении операций с валютными ценностями;

19) в виде  положительной разницы от превышения  положительной переоценки драгоценных  металлов над отрицательной переоценкой;

20) в виде  сумм восстановленного резерва  на возможные потери по ссудам, расходы на формирование которого были приняты в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены статьей 292 настоящего Кодекса;

21) в виде  сумм восстановленных резервов  под обесценение ценных бумаг,  расходы на формирование которых были приняты в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены статьей 300 НК РФ;

22) другие доходы, связанные с банковской деятельностью.

Не включаются в доходы банка суммы положительной  переоценки средств в иностранной  валюте, поступивших в оплату уставных капиталов банков, а также страховые выплаты, полученные по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности заемщика банка, в пределах суммы задолженности заемщика по заемным (кредитным) средствам и начисленным процентам, погашаемой (прощаемой) банком за счет указанных страховых выплат.

Доходы определяются на основании первичных документов и документов налогового учета. Налоговой  базой в соответствии со ст.271 «Налоговая база» ч.2 НК РФ признается денежное выражение прибыли. При этом доходы и расходы налогоплательщика должны учитываться в денежной форме.

Глава 25 НК определила принципиально новый подход к  порядку исчисления и формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль: банки так же, как и другие плательщики налога на прибыль, должны определять доходы и расходы для целей налогообложения одним из двух методов – методом начисления или кассовым методом. Согласно ст.271 «Порядок признания доходов при методе начисления», 272 «Порядок признания расходов при методе начисления», 273 «Порядок определения доходов и расходов при кассовом методе» НК РФ при методе начисления доходы и расходы признаются таковыми в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления (выплаты) денежных средств. При кассовом методе за основу признания доходов и расходов принимается день поступления средств на корреспондентский счет банка (или в кассу) и, соответственно, фактическая оплата расходов. Для банков предпочтительным является применение кассового метода определения доходов и расходов, поскольку в этом случае налоговый учет будет почти полностью соответствовать бухгалтерскому ввиду того, что последний осуществляется по кассовому принципу отражения доходов и расходов. Такой порядок ведения бухгалтерского учета определен Положением ЦБР «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» от 05.12.2002г. № 205-П (с изменениями от 11.04.2005г.).

Однако если банк будет определять доходы и расходы по кассовому методу, то в течение налогового периода превысит предельный размер суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) и будет обязан перейти на определение доходов и расходов по методу начисления с начала налогового периода, в течение которого было допущено такое превышение.

 

2 Проблемы налогообложения коммерческих банков и пути их решения

 

Проблема налогообложения  банков представляется достаточно интересной, поскольку включает в себя ряд  самых различных аспектов как  правового, так и экономического плана. Часто имеет место несоответствие роли банков, степени научной разработанности банковской системы, их налогообложения и выполнения функций посредника между налогоплательщиками и государством. Такие несоответствия затрудняют процесс приспособления банков к задаваемым государством налоговым условиям и ограничивают положительное влияние, которое это приспособление может оказать и оказывает на макроэкономическое поведение банковского сектора. Без этого невозможно усилить мотивационное, регулирующее воздействие системы налогообложения на банковский сектор с целью повышения его надежности и активизации участия в обеспечении экономического роста.

Налогообложение коммерческих банков - проблема чрезвычайно сложная, поскольку коммерческие банки являются не только крупными налогоплательщиками, но и экономическими субъектами, платежеспособность которых имеет большое общественное значение.

Наиболее отражаются на деятельности банков налог на прибыль  и единый социальный налог. Но с точки  зрения налогового регулирования банковской деятельности особое значение имеют налог на прибыль и налог на добавленную стоимость.

В целях повышения  заинтересованности банков в предоставлении долгосрочных инвестиций для развития производства в реальном секторе  экономики предлагается освободить от налогообложения прибыль банков, полученную от предоставления долгосрочных кредитов (на срок более года) на развитие производства. Освобождение доходов коммерческих банков, полученных от предоставления кредитов на развитие производства, создание новых рабочих мест, существенно не увеличит инвестиции в реальный сектор экономики, если не будут внесены изменения в налоговое законодательство производителей, т.е. тех, кто будет брать кредиты.

Без создания экономической  заинтересованности тех, кто будет брать долгосрочные кредиты, невозможно обеспечить совпадения интересов коммерческих банков и производителей. Для этого необходимо внести изменения в налоговое законодательство, одновременно освобождая от налога на доходы коммерческих банков, полученные от предоставления долгосрочных кредитов, выданных на развитие производства, и снижая ставки налога на прибыль (например, в 2 раза), полученную с продукции (услуг) от расширения производства или создания нового производства за счет долгосрочных кредитов полученных в коммерческих банках. Снижение ставки должно иметь не разовый, а долгосрочный характер- на период 3-5лет. В этом случае бюджет только выигрывает, поскольку будут поступать другие виды налогов от вновь появившегося производства (налог на добавленную стоимость, и другие налоги, где базой служит не прибыль, а объем реализации, фонд заработной платы).

Конечно, при  таком подходе может появиться  соблазн для простой оптимизации  налогообложения (как у банков, так  и у предприятий). Поэтому перевод коммерческих банков на вышеописанную систему налогообложения и освобождение от налогов доходов российский коммерческих банков, полученных от предоставления долгосрочных кредитов на развитие производства, потребует создания четкого механизма контроля за использованием долгосрочных кредитов по назначению. А он на сегодняшний день отсутствует. Необходимо создать условия, при которых коммерческому банку было бы выгодно брать эти кредиты для расширения производства, для создания новых рабочих мест. А условия могут быть таковыми: коммерческие банки полностью освобождаются от налога на прибыль, полученную от предоставления долгосрочных кредитов для развития промышленного, строительного производства.

Доходы, полученные коммерческими банками, также освобождаются  от налогов, как и дорожные фонды, на содержание жилья и соцкультбыта. При этом производителям следует установить: полученную прибыль за счет взятых долгосрочных кредитов облагать налогом в течение 5 лет со дня ввода в эксплуатацию производственных мощностей за счет взятых долгосрочных кредитов по ставке, уменьшенной в 2 раза. На таких же условиях должно осуществляться предоставление кредитов сельхозпроизводителям и предприятиям, занимающимся переработкой сельхозпродукции и продукции животноводства.

Введение предлагаемых условий не сократит поступлений в бюджет. Даже если предприятия в первый год после ввода в эксплуатацию мощностей не будут получать прибыль, то доход для бюджета будет за счет того, что уменьшатся выплаты по безработице, и, кроме того, в бюджеты будут поступать налоги в виде подоходного налога с заработной платы и те налоги, где базой является фонд оплаты труда (единый социальный налог).

Существует необходимость  сформировать такую систему налогообложения  банков (и в первую очередь за счет наиболее эффективного налогообложения прибыли), которая стимулировала бы банки на увеличение доли кредитов, выдаваемых реальному сектору экономики, на рост вложений в ценные бумаги и предприятий, что в конечном счете, приведет к росту доходов кредитных организаций и через налоги положительно скажется на доходности бюджетов различных уровней.

Таким образом, система  налогообложения должна способствовать, кроме пополнения доходной части  бюджета, подъему экономики, т.е. быть тем экономическим рычагом, при  помощи которого производителю выгодно увеличивать мощности, наращивать объемы реализации продукции (работ, услуг).

 

Заключение

 

Налоги в банковской системе занимают важное место как  инструмент проведения централизованной финансово-кредитной политики государства  и призваны наилучшим образом обеспечить:

1. Фискальную политику, накопление централизованных финансовых  ресурсов в банках на разных  уровнях управления (федеральном,  республиканском, краевом, областном,  местном), необходимых для финансирования  различных мероприятий, осуществляемых за счет государственного и местного бюджетов;

2. Взаимоотношения предприятий  с бюджетом. Переход к налоговым  методам регулирования финансовых  взаимоотношений государства с  предприятиями предполагает единство  калькулирования затрат на производство и реализацию продукции и исчисления прибыли;

3. Защиту коммерческих  интересов предпринимателя и  покупателей в условиях рыночной  экономики;

4. Создание мотивации  в связи со стремлением получить  прибыль для внедрения новых  технологий, обеспечивающих выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции;

5. Формирование косвенных  методов регулирования перераспределения  финансовых ресурсов для обеспечения  приоритетного развития отдельных  отраслей, регионов, важнейших научно-технических  программ, экспорта и импорта товаров и других стратегических направлений, реализации экономической политики государства. Это достигается при помощи различных льгот и пониженных ставок налогообложения.

6. Проведение антимонопольной  политики, ограничение экономически  необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, включенных в государственный реестр России;

7. Приближение методов  распределения доходов к системе  налогообложения стран с развитой  рыночной экономикой, что является  одной из экономических предпосылок участия в мирохозяйственных связях.

Российская налоговая  система далека от совершенства в  своей законодательной основе, «пробелами»  в Налоговом кодексе злоупотребляет большинство хозяйствующих субъектов  страны. Необходима тщательная проработка всех нормативно-правовых актов и законов, касающихся налогообложения, особенно в сфере кредитных организаций, т.к. здоровая банковская среда - залог экономического процветания любого государства.

 

Список использованной литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации: в 2ч.-М.: Омега-Л, 2006.-492с.
  2. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.-314с.
  3. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение: учеб.пособие.-М.: Магистр, 2007.-576с.
  4. Гончаренко Л.И. Налогообложение организаций финансового сектора экономики: Учебник.-М.: Финансы и статистика, 2004.-304с.
  5. Лыкова Н.И. Налоги и налогообложение в России: Учебник.-М.:Дело, 2004.-400с.
  6. Муравлева Т.В. Налогообложение банков: учебное пособие.-М.:Издательство «Экзамен», 2006.-157, [3]с. (серия «Бухучет»)
  7. Налоги: Учебник для вузов/ Под ред.проф. Д.Г. Черника.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2003-430с.
  8. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник.-М.: Финансы и статистика, 2007.-464с.:ил.
  9. Тедеев А.А. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов.-М.: Приор-издат, 2004.-496с.

 

 

 

 




Информация о работе Налогообложение коммерческих банков : проблемы и пути их решения