Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 00:49, курсовая работа
Цель курсовой работы - всесторонний анализ преимуществ такого субъекта рынка как потребительской кооперация в рамках социально ориентированной кооперативной системы. Указанная цель обусловила решение следующих задач:
изучить потребительскую кооперацию как социально- ориентированную систему рыночной экономики;
исследовать организационные основы потребительской кооперации;.
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в условиях российской действительности особую значимость имеет деятельность организаций потребительской кооперации. Деятельность организаций Потребительской кооперации имеет социальную направленность, которая Iвыражается в удовлетворении экономических, социальных и культурных потребностей объединившихся лиц-членов кооператива. Организации потребительской кооперации могут заниматься любыми социально-значимыми видами деятельности, поскольку в определении кооператива они не регламентируются. Так, в настоящее время организации потребительской кооперации успешно развивают оптовую и розничную торговлю, заготовки, общественное питание, сферу услуг.
Первоочередной задачей организаций потребительской кооперации является решение проблемы занятости населения, которую возможно решить путем имеющихся возможностей расширения торговой, заготовительной и производственной деятельности, восстанавливая на селе сферу услуг. Велика роль потребительской кооперации в формирован и доходов (семейного бюджета) населения, являющихся членами кооператива (пайщиками). Так, реализуя продукцию по доступным ценам, организации потребительской кооперации, с одной стороны, удовлетворяют потребности людей, с другой, расширение объемов деятельности приводит к росту благосостояния, увеличению заработной платы работников (пайщиков).
Потребительская кооперация России представляет собой целостное образование, т.е. систему, состоящую из частей, связанных друг с другом и составляющих вместе единство. Такими частями потребительской кооперации как системы являются потребительские общества и союзы потребительских обществ.
В современных российских условиях сохранение и совершенствование организационной структуры является для системы потребительской кооперации одной из самых насущных и актуальных задач. Система объединяет взаимосвязанные и взаимодействующие потребительские общества и союзы на основе их общности и целей, принципов, функций и т.д. Но, как и в любой другой системе, в потребительской кооперации наряду с организацией, упорядоченностью всегда является некоторая разлаженность.
Как крупная экономическая формация, потребительская кооперация требует четкой организации как социально-экономической и хозяйственной детальности, регламентированных процедур управлениия,
Цель курсовой работы - всесторонний анализ преимуществ такого субъекта рынка как потребительской кооперация в рамках социально ориентированной кооперативной системы. Указанная цель обусловила решение следующих задач:
При изучении данной темы использовались следующие источники*.
Кооперативные ценности и принципы имеют важное значение для сохранения особенностей кооперативов и идеологии кооперативного движения. Поэтому кооператоры в конце XX в. разработали универсальные кооперативные ценности и принципы, которые приняты на конгрессе Международного кооперативного альянса в 1995 г. и записаны в Декларации о кооперативной идентичности. Кооператив рассматривается как коллектив индивидуумов, общественно значимые ориентации которых совпадают. Поэтому можно дать следующее определение понятию «кооперативные ценности». Кооперативные ценности — это общественные ценности, разделяемые членами кооперативов и применяемые в совместной социально- экономической деятельности, осуществляемой с целью удовлетворения своих материальных, социальных и культурных потребностей. В Декларации о кооперативной идентичности определены универсальные кооперативные ценности, т. е. ценности, которые должны быть положены в основу деятельности каждого кооператива, имеющегося в мире. Декларацией определено десять универсальных ценностей (рис. 2).
Значение кооперативных ценностей состоит в следующем.Во-первых, кооперативные ценности регулируют внутренние членские и трудовые отношения, т. е. нравственные отношения между членами и работниками кооператива. Во-вторых, кооперативные ценности поддерживают моральный престиж кооперативов и их объединений в обществе, т. е. регулируют отношения кооперативов с внешней средой. Кооперативные ценности вызывают доверие общества к кооперативам, обеспечивают им благоприятные нравственные предпосылки для развития. Кооперативные ценности утверждают основы гуманизма в межличностных отношениях внутри кооператива и вносят гуманные начала между субъектами рыночных отношений: между кооперативами и гражданами; кооперативами и юридическими лицами; кооперативами и политическими и общественными институтами. Таким образом, кооперативы осуществляют социально-экономическую деятельность на основе универсальных кооперативных ценностей. Основополагающие ценности кооперативов В Декларации о кооперативной идентичности МКА (1995 г.) указано, что кооперативы базируются на следующих основных ценностях: взаимопомощь, взаимная ответственность, демократия, равенство, справедливость и солидарность. Взаимопомощь — ценность, которая определяет взаимоотношения кооператива как коллективной организации с членами кооператива (индивидами). Кооперативы — это организации взаимопомощи, которые помогают гражданам — членам кооперативов улучшить: — материальное положение путем экономии средств на приобретение товаров и услуг (потребительские кооперативы и кооперативы услуг);— производственную деятельность своих частных предприятий путем успешного сбыта товаров (сбытовые кооперативы) и получения дешевых заемных средств (кредитные кооперативы); — свои жилищные условия за счет приобретения более дешевого и качественного жилья (жилищно-строительные кооперативы). Кооперативы способствуют удовлетворению и иных материальных, социальных и культурных потребностей своих членов. В рыночной экономике человеку-одиночке приходится все труднее. Кооперативы, оказывая коллективное влияние на рынок и на правительство, совместно создают лучшие условия для деятельности индивида и кооператива. Кооператив — школа управления для граждан — членов кооператива, каждый из которых, принимая участие в экономической и социальной деятельности кооператива, вникая во взаимоотношения с органами государственной власти, приобретает знания, необходимые для самостоятельной деятельности. Взаимная ответственность — ценность, которая означает ответственность кооператива за интересы своих членов и ответственность членов за общие интересы кооператива. Кооператив должен обеспечить своим членам удовлетворение экономических, социальных и культурных потребностей. В то же время члены кооператива должны активно участвовать в деятельности кооператива, чтобы содействовать его лучшему социально- экономическому развитию. Как коллективные собственники члены кооператива отвечают по обязательствам кооператива. Демократия в переводе с греческого языка означает «власть народа», а в кооперативной организации — власть членов кооператива, которую они осуществляют через органы управления путем принятия решений по важнейшим социально-экономическим вопросам деятельности кооператива.Ччепы кооператива участвуют в таких органах управления, как собрания, советы, ревизионные комиссии, а также в других органах управления. Члены кооператива имеют право избирать и быть избранными в органы управления и контроля кооператива. Выборные органы управления и контроля кооператива должны отчитываться о своей работе перед теми органами управления, которыми они избраны. Так, совет и ревизионная комиссия избираются общим собранием кооператива и должны не реже 1 раза в год отчитываться за свою работу перед общим собранием кооператива. Равенство — ценность, определяющая равноправное участие членов в деятельности кооператива. Каждый член кооператива имеет равное право на участие в органах управления и контроля по принципу: один член — один голос; равное право на получение информации о деятельности кооператива; равное право на участие в экономической деятельности кооператива. Справедливость — ценность, которая означает справедливое распределение доходов и социальных благ между членами и работниками кооператива. Распределение выплат осуществляется соответственно участию каждого члена и каждого работника в деятельности кооператива и производится в форме начисления дивидендов на капитал, снижения цен на товары и услуги, предоставления путевок в санатории или туристических поездок и др. Солидарность — ценность, которая вытекает из единства интересов каждого кооператива и его членов; кооперативов любого региона и членов всех кооперативов региона; кооперативов мира и членов всех кооперативов мира, т. е. солидарность означает, что интересы кооперативов и их членов едины. Единство интересов подтверждается созданием объединений кооперативов (союзов, ассоциаций) на местном, региональном, федеральном и международном уровнях; развитием сотрудничества, направленного на обеспечение экономически эффективной работы кооперативов длядостижения целей по удовлетворению экономических, социальных и культурных потребностей своих членов и других граждан. Солидарность способствует взаимодействию национальных кооперативных движений с общественными и политическими движениями, с правительствами и международными организациями. В солидарности воплощены такие ценности, как социальная ответственность, забота о других, взаимопомощь. Поэтому солидарность является универсальной кооперативной ценностью, раскрывающей философию кооперативного движения. Этические ценности кооперативов В Декларации о кооперативной идентичности МКА подчеркивается, что члены кооперативов придерживаются следующих этических ценностей: честность, открытость, социальная ответственность и забота о других. Среди правил, регулирующих социально-экономическую деятельность кооперативов, есть особые, которые основаны на понятии чести. Эти правила показывают, как должны вести себя члены и работники кооператива, чтобы не запятнать честь кооператива и его хорошую репутацию. Первые кооперативы особо дорожили честностью кооператива, принимали кодекс чести. Честность — главная нравственная основа кооперативного предпринимательства, предусматривающего производство высококачественных продуктов; продажу товаров чистым весом, полной мерой; доверие и гласность во взаимоотношениях между лицами, управляющими кооперативом, и его членами. Открытость кооперативов означает, что кооперативы должны быть открыты для всех жителей тех населенных пунктов, в которых они осуществляют свою деятельность. Открытость кооперативов не допускает дискриминации граждан. Все граждане могут вступать в члены кооперативов, пользоваться услугами кооперативных предприятий. Открытость предполагает такие отношения кооператива со своими членами и обществом, которые обеспечили бы доверие к деятельности кооператива и совместное участие в решении возникающих проблем. Поэтому кооперативы должны регулярно информировать своих членов, общественность, органы государственной власти о своей социально- экономической деятельности. Социальная ответственность означает стремление кооператива к повышению уровня жизни, улучшению обслуживания своих членов и всех желающих пользоваться услугами кооператива без ущерба для других членов кооператива и общества. Забота о других — ценность, которая отражает заботу кооператива об окружающих. Коммерческая деятельность кооператива имеет сильно выраженную социальную ориентацию — заботу о тех, кто находится вне кооператива и остро нуждается в социальной защите и помощи. Кооперативы распределяют часть доходов от хозяйственной деятельности между нуждающимися. Многие кооперативы вносят значительный вклад в социально- экономическое развитие местности, в которой они расположены; оказывают помощь кооперативам в слаборазвитых и развивающихся странах. На основе кооперативных ценностей разрабатываются кооперативные принципы, которые реализуются в социально-экономической деятельности кооперативов и способствуют сохранению идентичности кооперативов.
Таким образом кооперативные ценности отражают общественные ценности, разделяемые членами кооперативов, работниками кооперативов и лицами, заинтересованными в развитии кооперативов. Кооперативные ценности способствуют сохранению особенностей кооперативов, которые отличают их от других субъектов рыночной. Основополагающими кооперативными ценностями являются: взаимопомощь, взаимная ответственность, демократия, равенство, справедливость, солидарность.
Кооперативные принципы — это основные положения, правила, которыми должны руководствоваться члены кооперативов, руководители и специалисты в повседневной социально-экономической деятельности. Многие люди понимают принципы как заповеди. Однако принципы больше чем заповеди, так как они являются путеводителем, с помощью которого кооперативы внедряют кооперативные ценности в жизнь.
Кооператив может служить надлежащим образом своим членам и обществу, если он соблюдает кооперативные принципы. Ежедневно, принимая решения, нужно руководствоваться кооперативными принципами, чтобы обеспечить демократический характер социально-экономической деятельности кооператива. Принципы, которые лежат в основе деятельности кооперативов, являются взаимозависимыми. Они неотделимы друг от друга: когда не выполняется один из них, все остальные теряют силу. О кооперативах нельзя судить по одному из принципов, их деятельность следует оценивать, принимая во внимание все принципы в комплексе. Соблюдение кооперативных принципов в ежедневной практике позволяет сохранить кооперативную идентичность и жизнеспособность кооперативов.
Первые три принципа определяют членские отношения в кооперативе. Последующие принципы отражают правила внутренней и внешней деятельности кооператива. Эти семь принципов являются универсальными, гибкими, применимыми на различных уровнях, в различных типах кооперативов и при различных социально-экономических условиях. Они указывают пути к созданию лучшей организации, и это требует принятия решения о характере демократии в кооперативе, об использовании доходов, о формах участия членов в деятельности кооператива и вознаграждении за участие. Кооперативные принципы необходимы при разработке кооперативных законов и уставов. Сущность кооперативных принципов Добровольное и открытое членство. Добровольное членство в кооперативе означает, что вступление в кооператив и выбытие из него — добровольные. Кооператив — самостоятельная организация. Граждане и юридические лица сами создают кооператив и управляют им. Открытое членство дает право входить в кооператив гражданам независимо от их материального положения, политических и религиозных убеждений. Демократический членский контроль. Кооперативы — это демократические организации, контролируемые своими членами, которые принимают активное участие в выработке политики и принятии решений. Руководители кооператива подотчетны членам кооператива. В кооперативах у всех членов равные права при голосовании (один член — один голос). Кооперативные организации более высоких уровней — союзы кооперативов — также организованы в соответствии с демократическими принципами. Экономическое участие членов кооператива. Члены кооператива вносят взносы (доли) в совместное имущество кооператива и, таким образом, формируют кооперативный капитал. Члены кооператива принимают экономическое участие в деятельности своих кооперативов также путем внесения вкладов, покупки товаров и услуг, другим образом. Члены кооператива как коллективные собственники распределяют прибыль, полученную по итогам хозяйственного года, наследующие цели: развитие кооператива (строительство магазинов, приобретение транспорта); социальную деятельность (строительство жилых домов, содержание детских садов); дивиденды и другие выплаты членам кооператива. Автономия и независимость. Этот принцип обеспечивает кооперативам свободу и независимость. Законодательство предоставляет кооперативам независимость в осуществлении социальной и экономической деятельности. Поэтому все вопросы, связанные с управлением, распределением прибыли, вступлением в союзы, и многие другие кооперативы решают самостоятельно. Образование, повышение квалификации, информация. Кооперативы дают образование и постоянно обучают своих членов, избранных представителей, управляющих и специалистов для того, чтобы они смогли внести эффективный вклад в развитие своего кооператива. Руководители и специалисты информируют членов кооперативов о результатах и проблемах социально-экономической деятельности, а также отчитываются перед ними о своей работе. Члены кооперативов и менеджеры кооперативов информируют общественность, особенно молодежь и общественных лидеров, о том, что представляют собой кооперативы и какую пользу они приносят. Сотрудничество между кооперативами. Кооперативы более эффективно ведут социально-экономическую деятельность и укрепляют кооперативное движение, сотрудничая на местном, национальном, региональном и международном уровнях. Забота об обществе. Кооперативы основное внимание уделяют нуждам и потребностям своих членов. В то же время кооперативы как местные организации тесно связаны с населением. Поэтому кооперативы заботятся об экономическом, социальном и культурном развитии региона, в котором они работают, т. е. о развитии общества. Таким образом, в Декларации о кооперативной идентичности МКА (1995 г.) изложены кооперативные ценности и принципы, которые являются надежным ориентиром для развития кооперации в третьем тысячелетии.
Таким образом кооперативные принципы позволяют реализовывать кооперативные ценности в ежедневной социально-экономической деятельности. Кооперативные принципы способствуют сохранению особенностей кооперативов, которые отличают их от других субъектов рыночной. Современными кооперативными принципами, принятыми МКА, являются:
— добровольное и открытое членство;
— демократический членский контроль;
— экономическое участие членов кооператива в его деятельности; — автономия и независимость;
— образование, повышение квалификации, информация;
— сотрудничество между кооперативами;
Реализация этих принципов обеспечивает социальную направленность деятельности кооперативов.
2.Потребительская кооперация – социально – ориентированная система рыночной экономики.
Основная задача современной экономической политики Российского государства — формирование социально ориентированной рыночной экономики. Потребительская кооперация является составной частью рыночной экономики страны, объединяющей некоммерческие организации — потребительские общества и их союзы, которым разрешено заниматься коммерческой деятельностью (торговлей, общественным питанием, сельским хозяйством, заготовками, производством и др.). Потребительская кооперация — социально ориентированная система рыночной экономики. Подтверждением этому является главная цель — социальная миссия потребительской кооперации. В Законе «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» дано следующее определение системы потребительской кооперации: Потребительская кооперация — система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов. В этом определении четко выражена социальная миссия — главная цель системы потребительской кооперации — удовлетворение материальных и иных потребностей ее членов. Социальная миссия как главная цель одинакова у каждой отдельной организации системы потребительской кооперации (каждого потребительского общества и каждого потребительского союза):— потребительские общества созданы с целью удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов — пайщиков; — потребительские союзы созданы с целью удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов — потребительских обществ и их пайщиков. Единая социальная миссия потребительских обществ и потребительских союзов обеспечивает их функционирование и развитие в единой системе потребительской кооперации. Миссия потребительской кооперации существенно не изменилась на протяжении многолетней истории. Первые потребительские общества уже определяли свое социальное назначение — удовлетворение пайщиков в качественных товарах и услугах по приемлемой цене. Несмотря на то что многие потребительские общества долгое время формулировали свою цель узко — удовлетворение потребностей пайщиков в товарах и услугах, их действительная миссия была шире. Они занимались предоставлением услуг, образовательной и просветительной деятельностью. Социальная миссия — это главная цель, предназначение, философия и смысл существования системы потребительской кооперации и образующих ее организаций. Четкая формулировка социальной миссии потребительской кооперации имеет важное значение для пайщиков, органов управления и работников всех организаций системы — каждого потребительского общества и каждого потребительского союза. Социальная миссия требует от органов управления потребительских обществ и потребительских союзов принятия управленческих решений в интересах пайщиков. Конкретная социальная миссия потребительской кооперации (потребительских обществ и их союзов) позволяет пайщикам и работникам хозяйственных предприятий (магазинов, заготовительных пунктов, производственных цехов и др.) лучше понять социальную роль своих организаций и предприятий, направления их деятельности и оценить правильность решений, которые принимаются органами управления. Кроме того, четко сформулированная миссия способствует единому пониманию главной цели организаций потребительской кооперации среди руководителей разного уровня, что обеспечивает разработку единых стратегических программ. Социальная миссия потребительской кооперации и ее реализация имеют важное пропагандистское значение, так как свидетельствуют о том, что главная цель, назначение системы — осуществлять деятельность в интересах пайщиков, заботиться об улучшении их материального благосостояния, решать социальные и культурно-просветительные задачи. Реализация кооперативных принципов в деятельности потребительской кооперации Потребительская кооперация — особая социально ориентированная система рыночной экономики, осуществляющая деятельность на кооперативных ценностях и принципах, которые усиливают социальное значение потребительской кооперации для общества. Все организации системы потребительской кооперации — потребительские общества и потребительские союзы — соблюдают ценности и принципы, изложенные в Декларации о кооперативной идентичности МКА. В то же время применительно к российской практике в Законе «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» особо выделены принципы, усиливающие социальную направленность деятельности потребительских обществ: — добровольность вступления в потребительское общество и выхода из него; — демократичность управления потребительским обществом, которая проявляется в соблюдении принципа: «один пайщик — один голос», в подотчетности общему собранию общества других органов управления иконтроля, в свободном участии пайщиков в выборных органах потребительского общества; — обязательность уплаты вступительного и паевого взносов; — взаимопомощь и обеспечение пайщикам, участвующим в хозяйственной или иной деятельности потребительского общества, экономической выгоды; — ограничение размеров кооперативных выплат; — доступность информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков; — наиболее широкое привлечение женщин для участия в органах управления и органах контроля; - забота о повышении культурного уровня пайщиков. Принципы добровольности вступления в потребительское общество и демократичности управления выделены в законе потому, что в условиях советской власти они нарушались: часто вступление граждан в кооператив было принудительным, руководители кооперативных организаций назначались партийными и государственными органами. Развитие демократического общества в современной России требует усиления самодеятельности и самоуправления пайщиков. Принцип экономического участия членов в деятельности кооперативных организаций дополнен обязательностью уплаты вступительного и паевого взносов. Он направлен на повышение экономического участия пайщиков в деятельности потребительского общества. В Законе «О потребительской кооперации...» введены принципы взаимопомощи и экономической выгоды. Если взаимопомощь предусмотрена в Декларации МКА как ценность, то в Законе «О потребительской кооперации...» она возведена в принцип. Принцип экономической выгоды для пайщиков, которую они получают от участия в хозяйственной и иной деятельности потребительского общества, необходим в современных условиях расслоения общества и увеличения доли бедного населения в сельской местности. Этот принцип способствует материальной поддержке пайщиков. Принцип ограничения размеров кооперативных выплат пайщикам требует ограничения размеров этих выплат от суммы распределяемой прибыли, полученной потребительским обществом по итогам хозяйственной деятельности за год. Ограничение кооперативных выплат предусмотрено потому, что основная часть прибыли должна направляться на развитие хозяйственной деятельности потребительского общества с целью укрепления и расширения его деятельности, повышения конкурентоспособности в рыночной экономике, выполнения социальных задач. Принцип доступности информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков способствует развитию демократии и повышению доверия пайщиков к руководителям потребительских обществ. Особое значение имеют издание и распространение газеты «Российская кооперация» и информация о кооперации в местной прессе. Принцип широкого привлечения женщин для участия в органах управления и органах контроля направлен на развитие демократии в потребительской кооперации. Учитывая, что из общего количества работников потребительской кооперации более 60% составляют женщины, а в составе руководителей их удельный вес незначителен, этот принцип весьма актуален. Удовлетворение культурных потребностей пайщиков — важное направление социальной деятельности потребительской кооперации. В условиях рыночных преобразований из-за недостатка денежных средств значительно уменьшилась деятельность клубов и других учреждений культуры в сельской местности. В то же время многие организации потребительской кооперации продолжают заниматься сохранением и развитием культурных традиций сельского населения: содержат самодеятельные танцевальные и песенные ансамбли, многие из которых получили звание народных. Кроме того, организации потребительской кооперации организуют культурный отдых молодежи в своих предприятиях, юбилейные торжества, встречи с интересными людьми, встречи с заслуженными кооператорами, проводят юбилейные кооперативные праздники, туристические поездки и другие мероприятия. Следует отметить, что в настоящее время потребительская кооперация усиленно реализует принцип заботы об обществе, который проявляется в значительной социальной поддержке пайщиков и обслуживаемого населения. В условиях проводимых реформ снизилась покупательная способность сельского населения из-за низких заработных плат и пенсий, несвоевременных их выплат, увеличения безработицы. Неплатежеспособными стали многие предприятия сельского хозяйства (акционерные общества, товарищества, совхозы, колхозы) и учреждения социальной сферы (больницы, школы, дома инвалидов, детские сады, интернаты). В этих условиях организации потребительской кооперации оказывают следующие виды социальной поддержки пайщиков и обслуживаемого населения: — доставка товаров в отдаленные населенные пункты и их реализация по ценам, сложившимся в районных центрах; — доставка товаров на дом по заявкам населения, в первую очередь инвалидам и пенсионерам; — реализация хлеба по цене ниже среднерыночной; — отпуск товаров в долг пайщикам и населению; — отпуск товаров в долг учреждениям социальной сферы и предприятиям сельского хозяйства; — продажа товаров по льготным ценам пайщикам и ветеранам потребительской кооперации; — обеспечение занятости населения общественно полезным трудом и др. При любых погодных условиях (в дождь, пургу), по бездорожью работники потребительских обществ доставляют товары в самые отдаленные, труднодоступные и небольшие населенные пункты, в том числе и такие, в которых проживает по 10-15 человек. В этих селах и поселках кооператоры продают товары по тем же ценам, что и в районных центрах. Если у людей нет денег, то во многих случаях товары отпускаются им в долг, потому что потребительская кооперация не может оставить своих пайщиков и обслуживаемое население без продовольственных и других товаров повседневного спроса. Конечно, потребительские общества несут при этом значительные расходы, которые не возьмут на себя частные предприниматели. В условиях безработицы неизмеримо возрастает роль потребительской кооперации в обеспечении занятости населения, особенно сельского, общественно полезным трудом. Реализация проблемы повышения занятости населения организациями потребительской кооперации возможна в первую очередь посредством создания дополнительных рабочих мест на основе организации небольших кооперативных производственных предприятий (мельниц, крупорушек, маслобоек); открытия магазинов на дому; организации надомного труда по производству отдельных товаров; привлечения населения к заготовкам дикорастущих плодов и ягод, грибов, лекарственных растений; развития разнообразных бытовых услуг; личного подсобного хозяйства, а также других видов деятельности. Потребительская кооперация стремится использовать свой огромный экономический потенциал для того, чтобы помочь людям заработать средства для удовлетворения материальных и иных потребностей. Большое внимание организации потребительской кооперации уделяют молодежи, особенно сельской, предоставляя ей возможность заниматься общественно полезной деятельностью, обеспечивая получение профессий и организацию культурного досуга. Таким образом, применение кооперативных принципов в деятельности потребительской кооперации усиливает ее социальную направленность. На последующих уроках потребительская кооперация как крупная социально ориентированная система рыночной экономики будет рассмотрена подробнее. На научно-практических конференциях «Кооперативная самобытность в новом тысячелетии», проходивших во всех регионах России в конце 2000 г., Председатель Совета Центросоюза РФ В. Ф. Ермаков предложил схему, которая характеризует потребительскую кооперацию как социально ориентированную систему (рис. 6). В предложенной схеме четко выделена хозяйственная (коммерческая) деятельность потребительской кооперации и показано содержание ее социальной миссии, определяющей особенность потребительской кооперации как социально ориентированной системы.
Таким образом потребительская кооперация является социально ориентированной системой рыночной экономики. Это подтверждается социальной миссией, основными задачами, ценностями и принципами, реализуемыми в социально- экономической деятельности потребительских обществ и их союзов. Кооперативные ценности и принципы определяют демократический характер системы потребительской кооперации, усиливают социальную направленность ее деятельности в интересах пайщиков и обслуживаемого населения.
Организационная культура
потребительской кооперации базируется
на собственных социальных основах, обеспечивающих
жизнестойкость и управляемость системы.
Социальную основу потребительской кооперации
составляют ее члены-пайщики.
В соответствии с Законом
«О потребительской кооперации (потребительских
обществах, их союзах) в Российской Федерации»
[161] членами потребительского общества
(пайщиками) могут быть граждане, достигшие
16-летнего возраста, и юридические лица.
Пайщик - это гражданин (или юридическое
лицо), внесший вступительный и паевой
взносы, и принятый в члены потребительского
общества.
При создании потребительского
общества граждане или юридические лица
выступают учредителями потребительского
общества, которое считается созданным
(приобретает статус юридического лица)
с момента его государственной регистрации,
после чего учредители общества (граждане,
юридические лица) становятся его пайщиками.
При вступлении в действующее потребительское
общество гражданин (или юридическое лицо)
признается пайщиком с момента вынесения
положительного решения советом потребительского
общества и уплаты вступительного взноса,
а также паевого взноса или его части,
установленной уставом потребительского
общества.
Как при создании потребительского
общества, так и при вступлении в действующее
потребительское общество, пайщик уплачивает
два вида взносов:
вступительный и паевой.
Вступительный взнос — денежная сумма,
направляемая, в основном, на покрытие
расходов, связанных со вступлением в
потребительское общество. Паевой взнос
(на который начисляются дивиденды) - имущественный
взнос пайщика, зачисляемый в паевой фонд
потребительского общества. Этот взнос
и дивиденды на него возвращаются пайщику
при его выбытии из потребительского общества
или передаются наследнику пайщика (в
случае смерти).
При ликвидации потребительского
общества имущество, оставшееся после
требований кредиторов (за исключением
имущества неделимого фонда потребительского
общества) распределяется, между пайщиками,
если иное не предусмотрено уставом потребительского
общества. Если имущества на покрытие
долгов потребительского общества недостаточно,
то пайщики несут субсидиарную ответственность
по обязательствам своего общества. Прекращение
членства не освобождает гражданина (юридическое
лицо) от ответственности по обязательствам
потребительского общества за тот хозяйственный
год, в котором он состоял пайщиком.
По признаку трудового
участия в потребительском обществе пайщики
делятся на две группы: пайщики, работающие
и не работающие в организациях потребительской
кооперации.
По закону о потребительской
кооперации минимальное число пайщиков
- учредителей ограничено, и должно быть
не менее пяти граждан или трех юридических
лиц. Максимальное количество пайщиков
в потребительском обществе не ограничено,
однако поскольку количество рабочих
мест ограничено-,,, большинство пайщиков
в потребительском обществе не являются
его работниками.
Таким образом, потребительское
общество - членская организация, образованная
его пайщиками, составляющими социальную
основу потребительского общества. Поскольку
потребительские общества являются коллективными
членами потребительских союзов, правомерно
утверждать, что пайщики являются социальной
основой и потребительских обществ, и
потребительских союзов, и всей системы
потребительской кооперации.
Пайщики потребительского
общества имеют следующие права:
- вступать в потребительское
общество и выходить из него на добровольной
основе;
. -участвовать в деятельности
потребительского общества, избирать
и быть избранными в органы управления
и органы контроля, вносить предложения
об улучшении деятельности потребительского
общества, устранении недостатков в работе
его органов;
-получать кооперативные
выплаты в соответствии с решением общего
собрания потребительского общества;
-приобретать (получать)
преимущественно перед другими гражданами
товары и услуги в организациях торговли
и бытового обслуживания потребительского
общества, осуществлять на основе договоров
гарантированный сбыт изделий и продукции
личного подсобного хозяйства и промысла
через организации потребительского общества;
пользоваться льготами,
предусмотренными для пайщиков общим
собранием потребительского общества.
Эти льготы предоставляются за счет доходов,
получаемых от коммерческой деятельности
потребительского общества и дают право
на: первоочередной порядок сдачи организациям
потребительского общества сельскохозяйственной
продукции и сырья для переработки; устройства
на работу в потребительское общество;
получение направления на учебу в образовательные
учреждения потребительской кооперации;
пользование объектами социального назначения
на условиях, определяемых общим собранием
потребительского общества; получение
информации от органов управления и органов
контроля потребительского общества об
их деятельности; обращение к общему собранию
потребительского общества с жалобами
на неправомерные действия других органов
управления и органов контроля потребительского
общества; обжалование в судебном порядке
решений органов управления потребительского
общества, затрагивающих их интересы.
В процессе реформирования
экономики России, в частности отношений
собственности, роль и права пайщиков
также подверглись изменениям. В первую
очередь, это обусловлено тем, что принципы
функционирования рыночной экономики
предполагают расширение хозяйственной
инициативы населения и повышения ответственности
у за принятие решений по отдельным вопросам
хозяйственной деятельности кооператива.
В свою очередь, это повышает уровень требовательности
пайщика к деятельности кооператива, значимость
кооперативного контроля и, как следствие,
значимость самого членства в потребительской
кооперации.
Наряду с правами, пайщики
потребительского общества имеют определенные
обязанности: соблюдать устав потребительского
общества, выполнять решения органов управления
потребительского общества и потребительского
союза; принимать участие в органах управления
и контроля потребительского общества
и потребительского союза; выполнять свои
обязательства перед потребительским
обществом по участию в его хозяйственной
деятельности: по пользованию услугами
потребительского общества, поставке
сельскохозяйственной продукции потребительскому
обществу, другое участие; нести субсидиарную,
материальную ответственность по обязательствам
потребительского общества.
В случае неисполнения
пайщиком без уважительных причин перед
обществом своих обязанностей, установленных
законом о потребительской кооперации
или уставом потребительского общества,
либо совершения действий, наносящих ущерб
обществу, он может быть исключен из потребительского
общества решением общего собрания потребительского
общества.
Рассмотренные нами
права и обязанности пайщиков являются
основой самоуправленческого потенциала
организационной культуры потребительской
кооперации.
Каждый пайщик, так
или иначе, оказывает влияние на формирование
кооперативной организации как социальной
системы. Социальное поведение пайщика
регулируется посредством социального
контроля, представляющего собой механизм
саморегуляции в кооперативе как социальной
системе. Это достигается усилением контрольных
функций пайщика и создает условия для
устойчивости кооперативной организации,
сохранения социальной стабильности,
способствует росту социальной активности
пайщика.
Социальное поведение
пайщика определяется результатами деятельности
организации. Если пайщик неудовлетворен
результатами деятельности кооперативной
организации, отсутствием реальных преимуществ
по сравнению с некооперированным населением,
это ослабляет интерес пайщиков к членству
в потребительской кооперации, и, как следствие,
приводит к выходу из кооператива. В то
же время, привлечение пайщиков позволяет
расширить социально- экономическую базу
кооперативных организаций и способствует
росту объемов деятельности, повышению
эффективности использования имеющихся
ресурсов, тем более, что для активизации
работы по кооперированию населения создана
правовая основа. Эта работа реализуется
посредством механизма взаимодействия
экономических интересов и расширения
экономического участия пайщиков в деятельности
потребительского общества и управлении
им, что позволяет поддерживать баланс
интересов.
Одной из форм кооперативной
демократии, общественного самоуправления
пайщиков является их участие в управлении.
Посредством такого участия пайщики реализуют
свою роль хозяев потребительской кооперации.
Можно выделить две формы участия пайщиков
в управлении: непосредственное участие
и участие, осуществляемое с использованием
форм представительной демократии. Через
своих представителей (уполномоченных)
пайщики участвуют в обсуждении и решении
всех вопросов управления кооперативными
организациями. По сути это означает, что
пайщики временно передают свою власть
определенным органам управления (советам,
ревизионным комиссиям). Они доверяют
определенным должностным лицам (председателю
и членам правления) от своего имени осуществлять
власть, а, следовательно, эти должностные
лица обязаны находиться под постоянным
контролем пайщиков и нести ответственность
за выполнение полномочий. Это определяет
особенности управления организациями
потребительской кооперации, состоящие
в сочетании профессионального управления
и общественного самоуправления пайщиков,
которые будет подробно рассмотрены нами
в пятом вопросе данной главы работы.
Задача повышения роли
пайщиков в управлении делами потребительского
общества имеет сегодня особую актуальность,
так как ослабление работы в этой области
создает условия для ослабления социальных
основ кооперации и нарушения ее демократических
принципов.
Участие пайщиков в
деятельности потребительского общества
в большей степени связано с экономической
деятельностью, в частности, можно выделить
следующие формы такого участия: покупка
товаров и услуг в предприятиях потребительского
общества; внесение паевых взносов и вкладов
в потребительское общество; поставка
сельскохозяйственной и другой продукции
в потребительское общество; труд в потребительском
обществе и др.
Механизм взаимодействия
экономических интересов пайщиков и потребительского
общества осуществляется на основе баланса
интересов как итога функционального
взаимодействия управления и самоуправления
в границах организационной культуры.
Информация о работе Направление и развитие потребительской кооперации