Направление и развитие потребительской кооперации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 00:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - всесторонний анализ преимуществ такого субъекта рынка как потребительской кооперация в рамках социально ориентированной кооперативной системы. Указанная цель обусловила решение следующих задач:
изучить потребительскую кооперацию как социально- ориентированную систему рыночной экономики;
исследовать организационные основы потребительской кооперации;.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (5).docx

— 55.95 Кб (Скачать файл)

Участие пайщиков в деятельности потребительского общества в основном связано с экономической деятельностью общества. Основными формами экономического участия пайщиков являются: — покупка товаров и услуг в предприятиях потребительского общества; — внесение паевых взносов и вкладов в потребительское общество;— поставка сельскохозяйственной и другой продукции в потребительское общество; — труд в потребительском обществе. Пайщики могут принимать и другое участие в хозяйственных операциях потребительского общества. Механизм взаимодействия экономических интересов пайщиков и потребительского общества осуществляется на основе баланса интересов.

Интересы пайщиков как членов потребительского общества заключаются в следующем:

— покупке в предприятиях потребительского общества качественных товаров и услуг на более выгодных условиях;

 — получении дополнительных доходов от экономического участия в деятельности потребительского общества;

 — сбыте потребительскому  обществу сельскохозяйственной  и другой продукции, произведенной  в хозяйствах пайщиков- товаропроизводителей ; — предоставлении потребительским обществам рабочих мест и заработной платы в размере, обеспечивающем пайщикам достойную жизнь;

 — социальной защите (в ней заинтересованы как пайщики- работники, так и пайщики, не работающие в потребительском обществе).          Потребительское общество, стремясь выполнить социальную миссию, заинтересовано в том, чтобы пайщики активно участвовали в экономической деятельности потребительского общества:

 — покупали товары  и услуги в предприятиях потребительского  общества;

 — вносили паевые  взносы и вклады для пополнения  денежных средств общества;

 — поставляли (сдавали) потребительскому обществу сельскохозяйственную  и другую продукцию. Потребительское  общество также заинтересовано  в том, чтобы работающие пайщики  были квалифицированными работниками  и добросовестно трудились в  хозяйственных предприятиях—торговых, заготовительных, производственных, по оказанию услуг населению и др. Таким образом, экономическое участие пайщиков и экономическая деятельность потребительского общества осуществляются с учетом взаимных интересов. Взаимоотношения, обеспечивающие баланс экономических интересов между пайщиками и их потребительскими обществами, регулируются законодательством и органами самоуправления потребительских обществ. Повышение экономического участия пайщиков в значительной степени зависит от условий, созданных государственными органами и организациями потребительской кооперации для установления взаимовыгодных экономических отношений между пайщиками и потребительскими обществами. Потребительское общество заинтересовано в активном экономическом участии пайщиков, так как это участие способствует более эффективной работе потребительского общества и получение дохода от хозяйственной деятельности. Обоснование преимуществ экономического участия пайщиков в деятельности потребительского общества По экономическому участию всех пайщиков можно разделить на пайщиков-вкладчиков, пайщиков-покупателей, пайщиков-поставщиков, пайщиков-работников'. Все пайщики принимают участие в формировании собственного имущества потребительского общества путем внесения имущественных паевых взносов (паев), поэтому каждый пайщик вправе ожидать получения дохода на внесенный пай (дивиденд). Пайщики-вкладчики. Пайщики вносят денежные вклады в потребительское общество, т. е. предоставляют ему кредиты. Такие пайщики являются пайщиками-вкладчиками. Они получают доход, установленный в процентах к сумме вклада. Значит, внесение вклада приносит пайщику дополнительный доход. Потребительское общество имеет от пайщика-вкладчика выгоду в том, что в виде пая и вклада получает денежные средства, которые использует в хозяйственном обороте. В связи с этим потребительское общество привлекает меньше заемных средств от банков и коммерческих структур. Пайщики-покупатели. Пайщики проживают на той же территории, на которой расположены хозяйственные предприятия потребительского общества (магазины, столовые и др.). Поэтому пайщики являются покупателями товаров и услуг у потребительского общества. Это выгодно пайщикам. Им не нужно выезжать за покупкой товаров в другие населенные пункты. Кроме того, торговые предприятия и предприятия услуг потребительского общества стараются обеспечить пайщиков нужными товарами и услугами по доступной цене и хорошего качества. Значит, покупка товаров в потребительском обществе обеспечивает удовлетворение материальных потребностей пайщиков в товарах и услугах на более выгодных для них условиях. Для потребительского общества покупка пайщиками товаров и услуг означает реализацию товаров, т. е. пайщики обеспечивают своему кооперативу гарантированный сбыт товаров и услуг. Пайщики-покупатели создают надежный рынок сбыта товаров и услуг для потребительского общества. Увеличение объемов продажи товаров и услуг обеспечивает потребительскому обществу получение дохода. Пайщики-поставщики. Многие пайщики ведут личное подсобное или крестьянское (фермерское) хозяйство. Для таких пайщиков- товаропроизводителей в рыночных условиях важно сбыть выращенную сельскохозяйственную продукцию и получить доход. Потребительское общество закупает сельскохозяйственную продукцию у пайщиков. В этом случае пайщики-товаропроизводители являются поставщиками сельскохозяйственной продукции, которую потребительское общество направляет в магазины, увеличивая ассортимент товаров; в производственные предприятия для изготовления пищевой продукции — консервов, колбасных изделий, соков и др. Закупка сельскохозяйственной продукции у пайщиков-поставщиков выгодна потребительскому обществу. Пайщики — это местные поставщики, и при доставке сельскохозяйственной продукции обеспечивается значительная экономия транспортных расходов. Кроме того, потребительское общество может договориться с пайщиком о более приемлемых условиях расчета за купленную продукцию, приобрести более качественную сельскохозяйственную продукцию разнообразного ассортимента. Развитие народных промыслов значительно расширяет ассортимент продукции, закупаемой у членов потребительских обществ. Пайщики-работники реализуют в потребительском обществе право на труд. Добросовестный, эффективный труд пайщиков приносит доход потребительскому обществу. Потребительское общество предоставляет пайщикам рабочие места и использует их труд для осуществления социально-экономической деятельности. За труд пайщикам-работникам потребительское общество выплачивает заработную плату, которая является основным материальным доходом пайщика-работника. Следует отметить, что, увеличивая рабочие места, организации потребительской кооперации способствуют сокращению безработицы, что имеет особое социальное значение для сельских территорий. Обоснование преимуществ экономического участия пайщиков в деятельности потребительского общества показывает, что экономические отношения между пайщиками-вкладчиками, пайщиками-покупателями, пайщиками-поставщиками, пайщиками-работниками, с одной стороны, и потребительскими обществами, с другой стороны, осуществляются на основе взаимных интересов.

Таким образом взаимоотношения между пайщиками и потребительскими обществами осуществляются на основе баланса экономических и социальных. Пайщики как члены потребительского общества заинтересованы: в получении дополнительных доходов от экономического участия в деятельности потребительского общества; в покупке товаров и услуг. Потребительские общества заинтересованы в экономическом участии в деятельности потребительского общества пайщиков-вкладчиков, пайщиков-поставщиков, пайщиков-сдатчиков, пайщиков-работников, так как участие пайщиков способствует увеличению объемов деятельности и получению дохода потребительским обществом. Для развития взаимовыгодных отношений между пайщиками и потребительскими обществами должны быть созданы необходимые правовые и экономические условия.

 

 

 

 

 

  1. Развитие кооперативного образования и кадровая политика в системе потребительской кооперации.

 

Кадры — это работники организации (предприятия), выполняющие управленческие и производственные функции. Понятия «кадры», «работни ки», «персонал» можно считать идентичными. В рыночной экономике значение кадров возрастает. Потребительская кооперация представляет собой сложную многоотраслевую систему, развитие которой в условиях конкуренции зависит от состава кадров, их опыта и заинтересованности в результатах хозяйственной деятельности. Основные задачи работников потребительской кооперации заключаются в следующем: — осуществление эффективной многоотраслевой деятельности: торговли общественного питания, закупок, услуг производственной и другой деятельности, направленной на выполнение социальной миссии потребительской кооперации; — организация социально-экономической деятельности на кооперативные ценностях и принципах; — сохранение для будущих поколение имущества и традиций потребительское кооперации. При изучении состава кадров потребительской кооперации их можно классифицировать по следующим признакам: 1) по отраслям хозяйственной деятельности; 2) по категориям и должностному составу работников; 3) по образованию и профессиональной подготовке; 4) по половозрастному составу; 5) по стажу работы в потребительской кооперации. В системе потребительской кооперации на начало 2003 г. было занято более 400 тыс. человек. Распределение работников потребительской кооперации по отраслям хозяйственной деятельности представлено на рис. 27. Как видно из этого рисунка, в общей численности работников большую долю — свыше 40% составляют работники торговли; 17% — работники промышленности; 10% — работники общественного питания; закупками занимаются всего 2% работников. В других отраслях (сфере услуг, капитальном строительстве, транспорте, сельском хозяйстве) занято 27% работников системы потребительской кооперации. По категориям все работники потребительской кооперации делятся на три категории: работники управления, торгово-производственный и вспомогательный персонал. Управленческие работники осуществляют управление организацией (предприятием). В управленческом труде преобладает умственный труд, осуществляются переработка информации и выработка управленческих решений. Торгово-производственный персонал — это работники массовых профессий, занятые в общественном питании, промышленности, закупках и других отраслях. Эти работники обеспечивают выпуск продукции, закупку, продажу, сервисное обслуживание. По образованию и профессиональной подготовке выделяются работники с высшим, средним специальным образованием и работники, окончившие профессионально-технические училища, школы-предприятия, курсы. В потребительской кооперации 80,0% работающих имеют высшее, среднее специальное образование, необходимую профессиональную подготовку, причем около 40,0% работников системы имеют высшее и среднее специальное образование.

По половозрастному составу выделяются мужчины и женщины в возрасте до 30 лет (молодые работники); мужчины и женщины в возрасте свыше 30 лет. В общей численности работников потребительской кооперации женщины составляют 70,0%, а молодежь (работники в возрасте до 30 лет) — более 19,0%. Значительный удельный вес женщин в составе работников объясняется тем, что многие должности и профессии в потребительской кооперации соответствуют женскому труду. Невысокая доля молодежи в составе работников системы свидетельствует о том, что кадры потребительской кооперации стареют. Привлечение молодежи является первостепенной задачей руководителей кооперативных организаций и предприятий. По стажу работы в потребительской кооперации выделяются работники со стажем до 5 лет и свыше 5 лет. Доля работников, имеющих практический опыт работы в системе свыше 5 лет, составляет 60,6% общей численности работников. Это значит, что потребительская кооперация располагает постоянным составом кадров. Почти все работающие в организациях потребительской кооперации — это пайщики. Пайщики-работники заинтересованы в развитии предприятий потребительской кооперации как для настоящих, так и для будущих поколений. Таким образом, потребительская кооперация располагает значительным кадровым потенциалом. Подготовка специалистов и работников массовых профессий в учебных заведениях потребительской кооперации За длительный период своего развития потребительская кооперация создала сеть собственных учебных заведений: вузов, техникумов, колледжей и профессионально-технических училищ. Первый кооперативный институт был организован в Москве в 1918 г. по решению Всероссийского съезда кооператоров. Кооперативные техникумы начали создаваться с 1922 г. Они стали основной базой подготовки кадров для системы потребительской кооперации. В 20-е гг. работники массовых профессий готовились в школах конторского и торгового ученичества, в общеобразовательных школах со специализацией по кооперации и на различных курсах. В настоящее время высшие учебные заведения потребительской кооперации осуществляют подготовку специалистов высшей квалификации для формирования управленческого персонала Центросоюза, республиканских, краевых, областных и других организаций системы потребительской кооперации. Специалисты вузов потребительской кооперации могут работать в управленческом аппарате некооперативных организаций: акционерных обществ, хозяйственных товариществ, государственных и муниципальных предприятий, в учреждениях, фондах. Базовыми высшими учебными заведениями потребительской кооперации являются Московский, Белгородский и Сибирский университеты потребительской кооперации. При университетах создано 35 филиалов. Многие филиалы получили статус институтов

Географически высшие учебные заведения потребительской кооперации расположены так, что каждый из них ведет подготовку специалистов высшей квалификации для определенного региона страны. Потребительская кооперация России имеет 65 техникумов и колледжей. Они готовят специалистов средней квалификации для всех отраслей хозяйственной деятельности организаций потребительской кооперации. Специалисты кооперативных техникумов и колледжей могут работать на предприятиях других организационно-правовых форм. Учебные заведения потребительской кооперации имеют необходимую материально-техническую базу и квалифицированные кадры для дальнейшего развития высшего и среднего образования. Контингент студентов в высших, средних специальных учебных заведениях и профессиональных училищах превышает 150 тыс. человек, из них более 60 тыс. человек обучаются в вузах потребкооперации. Прием студентов в учебные заведения представлен в таблице 7. Работники массовых профессий — наиболее многочисленная категория работников потребительской кооперации, поэтому их профессиональной подготовке уделяется большое внимание. Значение труда этой категории работников определяется их влиянием на результаты работы предприятия и качество обслуживания покупателей. От труда работников массовых профессий в значительной степени зависит выполнение планов закупок сельскохозяйственной продукции и сырья; планов производства, продажи товаров и услуг, следовательно, получение прибыли каждым предприятием и каждой организацией потребительской кооперации. Накопленный опыт в профессиональном образовании показывает, что в потребительской кооперации применимы разные формы подготовки кадров массовых профессий: профессионально-технические училища, предприятия- школы, ученичество, курсы. Постоянные изменения в экономической и социальной политике, в правовых вопросах требуют проведения мероприятий по повышению квалификации и переподготовке кадров организаций потребительской кооперации. Основными формами повышения квалификации работников потребительской кооперации являются курсы и семинары, организуемые для руководителей и специалистов разных управленческих уровней и хозяйственных структур. Образовательные учреждения потребительской кооперации находятся в собственности союзов потребительских обществ, которые являются их учредителями. Учредителем высших учебных заведений потребительской кооперации является Центросоюз Российской Федерации. Учредителями средних специальных учебных заведений выступают республиканские, краевые, областные потребительские союзы. Учредители содействуют развитию своих образовательных учреждений и контролируют их деятельность. Учебные заведения потребительской кооперации входят в единую образовательную систему России и руководствуются в своей деятельности государственными образовательными стандартами и другими нормативными документами. Система образования потребительской кооперации обеспечивает высокое качество подготовки специалистов и занимает достойное место на рынке образовательных услуг. Учебные заведения потребительской кооперации лицензированы, аттестованы по всем специальностям с законченным циклом обучения, имеют государственную аккредитацию, что дает им право выдачи дипломов государственного образца. Таким образом, потребительская кооперация располагает сетью образовательных учреждений, которые удовлетворяют потребности потребительских обществ и их союзов в специалистах высшей и средней квалификации, а также работниках массовых профессий. Учебные заведения потребительской кооперации позволяют пайщикам и не пайщикам получать образование, повышать квалификацию, расширять кругозор о кооперативном движении России и мира.

В условиях рыночной экономики от состава кадров, их опыта и заинтересованности зависят результаты хозяйственной деятельности организаций потребительской кооперации. В многоотраслевой системе потребительской кооперации трудятся работники разных категорий, специальностей, должностей, мужчины и женщины, молодежь и работники со стажем работы в потребительской кооперации. Качественный состав работников свидетельствует о том, что организации потребительской кооперации обеспечены кадрами, которые обладают знаниями и опытом работы и могут выполнять социальную миссию и социально-экономические задачи потребительских обществ и их союзов. Система образования потребительской кооперации является частью национальной образовательной системы, обеспечивает высокое качество подготовки специалистов и занимает достойное место на рынке образовательных услуг.

 


Информация о работе Направление и развитие потребительской кооперации