Направления экономического выравнивания развития стран мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 18:11, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является анализ экономического выравнивания развития стран, исследование моделей организации бюджетных систем, рассмотрение политики выравнивания в разных странах.
Задачи контрольной работы предопределяются целью и состоят в том, чтобы: раскрыть смысл политики выравнивания, описать две модели организации бюджетных систем, рассмотреть выравнивание экономики в России и странах ЕС.

Содержание

Введение.
1. Смысл политики выравнивания…………………………………………….…6
2. Kонкурентная и кооперативная модели организации бюджетной системы ....................................................................................................................9
3. Политика регионального выравнивания в России……………………….....14
3.1. Механизмы регионального регулирования экономики……………………...17
3.2. Возможности выравнивания региональных диспропорций……………….22
4. Проблема выравнивания уровней экономического развития в странах Евросоюза………………………………………………………………………...30
Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

МОЯ КР МАЗГУТЫЧУ.docx

— 1.64 Мб (Скачать файл)

 В  их основе  положения:

  • о неравномерности роста в условиях свободной конкуренции; 
  • о возникновении центров (точек)  роста, об образовании агломераций и «центральных мест»,  о развитии периферийных территорий, о  каналах  распространения роста  в пространственной экономике
  • уровни экономического развития территорий не сближаются, а могут лишь несколько выравниваться в результате т.н.  «расходящихся эффектов».
  • о диффузии нововведений; 
  • о постоянной отдаче от масштаба.

Неоклассические теории роста.

1.  Рост экономики в  регионах определяется их обеспеченностью  факторами производства, характеризующими  производственный потенциал территории:

  • количество и качество природных ресурсов,
  • общая численность и квалификация трудовых ресурсов,
  • объемы  имеющегося в наличии капитала,
  • уровень технологий.
  • В более поздних неоклассических моделях  также учитываются  социальные, институциональные, политические факторы и  географическое положение страны.

       2. Регионы (страны в рамках интеграционных  группировок)  рассматриваются  как  производственные единицы, между  которыми посредством рынков факторов производства устанавливается  взаимосвязь и равновесие.  

Механизм сближения уровня развития регионов в неоклассических теориях.

  • В условиях факторной мобильности, капитал перемещается из высокоразвитых районов в менее развитые ввиду более высокой там  нормы прибыли. Трудовые ресурсы, наоборот, перемещаются в высокоразвитые районы, где уровень заработной платы намного  выше,  чем в менее развитых регионах. В результате разнонапраленного движения труда и капитала сближаются совокупные доходы регионов и, следовательно, выравниваются межрегиональные различия экономического развития.
  • В условиях отсутствия факторной мобильности активно перемещаются продукты, производимые данными факторами, путем межрегиональной торговли. За счет полученных доходов от торговли в эти регионы привлекаются мобильные факторы (капитал, рабочая сила и т.д.), необходимые для производительного использования немобильных факторов. Взаимозаменяемость межрегиональной торговли с межрегиональным движением факторов производства обеспечивает рост экономик и сближение уровней экономического развития  регионов.
  • В более поздних неоклассических моделях отношение к перспективам сближения уровней экономического развития регионов   много осторожнее. Отмечается, что тенденция к выравниванию под воздействием лишь стихийных рыночных сил может протекать очень медленно.

На определенных этапах развития допускается наличие существенной дифференциации в темпах роста отдельных регионов.  Дифференциация снижается  под воздействием:

  • количественных изменений  факторов (детерминантов) развития, т.е. в результате увеличения предложения рабочей силы и улучшения ее квалификации,  увеличения скорости накопления капитала, частоты технических инноваций;
  • роста мобильности факторов производства  разных территорий (внутри страны и между государствами), причем здесь важную роль играют направления миграции ресурсов. Особо рассматриваются тенденции к унификации социальных характеристик, повышающих мобильность факторов производства.

      Разные  факторы вносят разный вклад  в ускорение регионального роста, усиление процесса выравнивания уровней развития территорий. В принципе возможно взаимозамещение отдельных факторов производства.

Состояние факторов экономического роста.

Труд. Динамика численности населения.

Лишь в трех странах Центральной и Восточной Европы – новых членах ЕС  численность населения по сравнению с 2000 г. выросла – Словения, Чехия и Словакия. Во всех остальных государствах она сократилась, в наибольшей степени в Болгарии и Румынии.

     Наблюдается  прямая корреляция между динамикой  ВВП на душу населения по  ППС и  численностью населения.

  • Постоянно проживающих     в Румынии    1989 -  23,2 млн чел.,  в 2000 г.  21,  4 млн человек, в  2011 г.  - 18,9 млн человек.

 Число родов на 1000 жителей.


 

 

 

 

 

         

   Уровень занятости, 2011 г., %.


 

 

 

 

 

        

  Доля экономически активного населения безработного в течение года или более, 2010 г


 

 

 

 

 

 

Миграция - «Свободное движение рабочей силы». Исход  граждан из ряда стран ЦВЕ  в целях поиска лучшей доли.  Наиболее характерен этот процесс для Румынии и Болгарии, где объем поступлений в страны от мигрантов, обосновавшихся в ЕС 15 составил в 2008 г.  4,2% ВВП  Румынии  и 4,5% ВВП  Болгарии (5,7 и 1,5 млрд евро, соответственно). 80% поступлений в Румынию были направлены из Италии и Испании, 55%, полученных в Болгарии,  - из Германии и Греции. Заметный отток рабочей силы  наблюдался в Латвии, Литве, Польше, Эстонии, Венгрии и Словении. Значительные поступления от эмигрантов фиксируются в прибалтийских государствах (от 1,2 до 1,8% ВВП, а также в Польше – 1,4% ВВП). Приток рабочей силы  из других стран характерен лишь для Чехии и Словакии.

Сначала уезжали средний класс, затем неквалифицированная рабочая сила (после разрушения сельского хозяйства).

Капитал. Валовое накопление основного капитала, % ВВП.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Баланс притока/оттока прямых иностранных инвестиций, среднее за 2004-2008 гг.

Роль европейских фондов в инвестициях.

  • Наиболее крупные вливания  из средств европейских фондов были осуществлены в прибалтийских государствах – в наибольшей степени затронутых рецессией (в Эстонии и Литве инвестиции сократились более, чем на 35%, а потребление – на  более, чем 10%).  Выплаты из европейских  фондов  в годы кризиса составляли в Эстонии  4% ,  в Литве и Латвии 2,5%, а  в  Венгрии и Польше  более 2%  ВВП названных стран.  
  • Политика сплочения обеспечивала  в годы мирового кризиса до  90%  всех  государственных и муниципальных   инвестиций в основной капитал в Литве  и более 50% в Венгрии, Эстонии и Словакии.

 

 

Динамика инвестиций в основной капитал.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Производительность труда. Источники роста производительности труда.


 

 

 

 

 

Наибольший вклад  в рост производительности труда  (1995-2007 гг.,  %) внесли промышленность, транспорт и связь.

Некоторые показатели инновационности развития.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политика сплочения ЕС: От широкомасштабного  перераспределения средств к «стратегии гармонизированного роста».

Региональная политика Европейского союза (часто называемая политикой сплочения, англ.  Cohesion Policy) — система мер, направленная на повышение благосостояния регионов ЕС и на сокращение межрегионального экономического разрыва. На преодоление экономического и социального отставания, поддержку территорий с проблемами в промышленности и сельском хозяйстве используется от трети бюджета ЕС. Цель региональной политики — повышение конкурентоспособности регионов путём благоприятствования экономическому росту и занятости, поддержки программ в области защиты окружающей среды и энергической безопасности.

Распределение финансовых ресурсов новых членов ЕС по целям политики сплочения, 2007-2013 (млн евро).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доля национального со-финансирования в  реализации политики сплочения.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деятельность Европейского фонда регионального развития сосредоточится на 4 приоритетах: инновациях и исследованиях, развитии цифровых технологий, поддержке малых и средних предприятий и низкоуглеродной экономике. Ресурсы из этого фонда не обязательно должны использоваться только на эти четыре цели. Но в группе развитых государств не менее 80 % выделенных средств необходимо потратить на по крайней мере 2 указанных приоритета из 4, в переходных регионах не менее 60 %, а в малоразвитых не менее 50 %. Также установлен минимальный процент средств, которые нужно вложить в развитие низкоуглеродной экономики[1].

Развитие трансъевропейских транспортных сетей и проектов экологической направленности в области энергетики и транспорта — приоритет Фонда сплочения (его используют только в государствах, где ВВП на душу населения меньше 90 % среднего по союзу). В этом бюджете фонд получил около 75 миллиардов евро.

Через Европейский социальный фонд ЕС будет достигать свои цели в сфере занятости и борьбе с бедностью. ЕСФ может использоваться в любой стране ЕС в зависимости от нужд конкретного государства. На период 2014—2020 этому фонду выделено 74 миллиарда евро[2].

В целом наименее развитые страны получат в 2014—2020 годах 185,37 млрд евро, переходные страны 36,16 млрд, развитые 55,52 млрд. В дополнение малонаселённым и удалённым районам выделено 1,56 млрд, на межрегиональное развитие 10,23 млрд. Все суммы выражены в текущих ценах и не учитывают распределение Фонда сплочения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В рамках национальной экономики неравномерность возникает и на уровне отдельных регионов, входящих в макрорегион, и на уровне крупных экономических районов (макрорегионов).

Для устранения первой причины неравномерности в макрорегионе стимулируется тенденция выравнивания уровня социально-экономического развития регионов и уровня жизни населения в них, который должен быть примерно одинаков. Вместе с тем, сами характеристики уровня жизни в значительной степени зависимы от особенностей экономического роста территориальной подсистемы.

Под выравниванием понимается преодоление существенных диспропорций между регионами в условиях рыночной экономики, т.е. выравнивание в широком смысле экономических и социальных условий. Развитие экономики регионов в процессе выравнивания должно идти в направлении достижения наиболее эффективного функционирования российской экономики как системы региональных экономических подсистем, использующих все преимущества территориального разделения труда.

Государство обязано формировать и проводить активную экономическую политику по отношению к регионам с различными уровнями социально-экономического развития. Эта политика должна быть реальной, дифференцированной и направлена на выравнивание условий экономической деятельности и максимальное использование природных и экономических и других особенностей регионов.

Для развитых регионов важна поддержка центром всех хозяйственных начинаний, укрепляющих их хозяйство и экономику страны в целом, создание системы стимулов и условий для их самостоятельного развития, укрепления и расширения налогооблагаемой базы.

Для слаборазвитых регионов активная экономическая политика должна включать участие центра в программах структурной перестройки экономики регионов, формирование условий для привлечения в них инвестиций, осуществление программ создания дополнительных рабочих мест с минимальными затратами, разработку и согласование на уровне Федерации системы финансовой помощи для обеспечения гарантированных государством социальных стандартов жизни населения.

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Дульщиков Ю.С. Региональная политика и управление / Ю.С. Дульщиков. - М.: Изд-во РАГС, 1998. - 227с.

2. Кистанов В.В. Региональная экономика России / В.В. Кистанов. - М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2002. - 62 с.

3. Лавровский Б.Л. Региональное выравнивание  в России / Б.Л. Лавровский // Политический  класс. - 2006. - №3. - С.53-58.

4. Малин А.С. Региональное управление: учеб. пособие. / А.С. Малин. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. - 268 с.

5. Морозова Т.Г. Региональная экономика: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под  ред. Проф. Т.Г. Морозова. - М.: Юнити-ДАНА, 2003. - 519 с.

6. Поздняков А. Политика регионального  выравнивания в России / А. Поздняков, Б. Лавровский, В. Масаков // Вопросы экономики. - 2000. - №10. - С. 74-92.

7. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 666 с.

8. Региональная экономика: Учебное  пособие / Под ред. М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 436 с.

9. Селиверстов В.Е. Новая концепция  совершенствования региональной  политики в Российской Федерации / В.Е. Селиверстов // Регион: экономика  и социология. - 2008. - №4. - С.3-14.

10. Фетисов Г.Г. Региональная экономика  и управление: Учебник / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 416 с.

Интернет:

1. http://ru.wikipedia.org/

2. http://www.ereport.ru/

3. http://www.economicportal.ru/

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Направления экономического выравнивания развития стран мира