Народнохозяйственный комплекс России. Сферы и подразделения экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 17:05, контрольная работа

Краткое описание

Экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей, отличающих общественное воспроизводство в пределах национальных границ.
Национальное хозяйство является результатом экономического и социального развития общества, развития специализации и кооперации труда, международного сотрудничества с другими странами.

Содержание

Народнохозяйственный комплекс России. Сферы и подразделения экономики…………………….……………………………………………………...3
Организация, цель деятельности, основные экономические показатели сельскохозяйственного предприятия……………………………………………………………………….....7
Организация транспортного хозяйства……………………………………...10
Факторы и процедуры роста производительности труда………………...14
Система показателей качества продукции…………………………………17
Показатели рентабельности…………………………………………………....20
Список используемой литературы…………………………………………....22

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Объемные результаты учитываются при расчете дифференцированных показателей эффективности, а конечные экономические результаты- при расчете обобщающих (комплексных) показателей эффективности.

Итак, из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что анализ хозяйственной деятельности предприятия не может обойтись без анализа таких показателей как прибыль и рентабельность. Эти два показателя в полной мере отражают эффективность работы с/х предприятия, показывают перспективы развития его в ближайшем будущем. Своевременный расчёт и анализ этих показателей приведёт в будущем к стабильному росту и развитию с/х предприятия, максимизации прибыли, сокращению издержек обращения и увеличению темпов развития.

 

Вопрос 21. Организация транспортного хозяйства.

Транспортное хозяйство называют «артерией» предприятия, связующей материальные потоки. И основными критериями функционирования хозяйства предприятия является качественная и точная организация работы транспорта.

Во-первых, транспорт не производит новой вещественной продукции, а как бы является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения. Конечный результат производства реализуется у потребителя, поэтому транспорт есть продолжение процесса производства, начатого в промышленности и сельском хозяйстве.

Во-вторых, продукцию транспорта нельзя накопить, нельзя создать ее запасы, так как она выражается самим перемещение грузов и людей.

В-третьих, продукция транспорта не содержит сырья. Доля заработной платы в ее себестоимости намного выше, чем в промышленности. Затраты на амортизацию, топливо и электроэнергию составляют половину всех расходов предприятия. Следовательно, снижение себестоимости перевозок и обеспечение качественного транспортного хозяйства предприятия связано с увеличением производительности труда, сокращением расхода топлива и электроэнергии на единицу перевозочной работы. Это позволит предприятию получить большую прибыль, обеспечить рациональность и ритмичность работы, сократит потери рабочего времени.

Назначение транспортного хозяйства предприятия — полное удовлетворение потребностей подразделений предприятия в грузоперевозках при максимальном использовании транспортных средств минимальной себестоимости транспортных операций. Это возможно только на основе интеграции технологических процессов транспорта и производства, согласования их графиков работы, правильной организации транспортного хозяйства предприятия и эффективного планирования грузоперевозок. Перевозки, погрузка-разгрузка и экспедирование грузов являются основными функциями транспортного хозяйства предприятия. Транспортное хозяйство обслуживает потребности предприятия в грузоперевозках в сфере снабжения, производства и сбыта.

Производственная деятельность предприятия требует физического перемещения большого объема разнообразных грузов вне и внутри предприятия. На общезаводские склады предприятия и в цехи бесперебойно должны доставляться от внешних поставщиков материальные ресурсы (сырье, материалы, топливо, комплектующие и другие предметы материально-технического обеспечения). С общезаводских складов предприятия и из цехов непрерывно должна вывозиться готовая продукция для внешних потребителей, а также отходы, другие предметы утилизации и сбыта. Эти функции выполняет внешний транспорт. Внутри предприятия должно быть обеспечено перемещение грузов между цехами, участками и рабочими местами. Для выполнения этих функций предназначен внутризаводской транспорт, который включает межцеховой и внутрицеховой транспорт. Внутрицеховой транспорт подразделяется на межучастковый и внутриучастковый (межоперационный) транспорт.

На предприятиях может применяться разнообразный парк средств транспорта. По видам транспорта различают рельсовый (железнодорожный узкоколейный), безрельсовый (автотранспорт, электротранспорт), водный (морской, речной), трубопроводный (трубопроводный пневмотранспорт, гравитационные продуктопроводы, нефтепроводы и т. д.), специальный (технологический) транспорт и подъемно-транспортные средства (конвейеры, краны, погрузчики, лифты и т. п.). По способу действия различают транспорт прерывного (например, электропогрузчики) и непрерывного действия (например, конвейеры); по направлению перемещения грузов — горизонтальный, вертикальный (лифты, подъемники), горизонтально-вертикальный (мостовые краны, кран-балки, электропогрузчики) и наклонный (наклонные канатные и монорельсовые дороги, конвейеры).

Внешние перевозки осуществляются преимущественно транспортом общего пользования, внутризаводские — транспортным хозяйством предприятия. Транспортное хозяйство предприятия должно работать согласованно с внешними перевозчиками, в качестве которых обычно выступают специализированные транспортно-экспедиторские (логистические) компании и предприятия транспорта общего пользования. Ввоз и вывоз грузов с территории предприятия через внешние подъездные пути осуществляется, как правило, большегрузным автомобильным и железнодорожным транспортом. При этом требуют согласования: тип, количество, порядок и сроки подачи автопоездов, железнодорожных составов и отдельных групп вагонов на подъездной путь завода; организация маневрирования, погрузочно-разгрузочных работ и приемо-сдаточных операций. Согласование достигается в результате совместной разработки единого технологического процесса работы заводского и внешнего транспорта, а также единых графиков транспортных операций и суточного плана-графика работы подъездных путей. Точное соблюдение единого технологического процесса и графиков работы обеспечивает сокращение простоя подвижного состава под погрузкой и выгрузкой, ускорение обработки прибывающих и отправляемых грузов.

Часть внешних и все внутризаводские грузоперевозки осуществляются транспортом, принадлежащим предприятию. Для внешних грузоперевозок используется автомобильный транспорт большой и средней грузоподъемности. Для межцеховых грузоперевозок применяется рельсовый транспорт (обычно при производстве крупногабаритной и крупнотоннажной продукции), автомобильный транспорт малой (реже средней) грузоподъемности, средства безрельсового электротранспорта (электробуксировщики с прицепными тележками и электрокары) и специальный (технологический) транспорт. Для внутрицеховых грузоперевозок используются разнообразные средства безрельсового электротранспорта и подъемно-транспортные машины (электропогрузчики и мультикары) и специальный (технологический) транспорт. Внешние и внутризаводские транспортные операции являются составной частью производственного процесса предприятия. Часто внутрицеховые (реже межцеховые) транспортные операции являются составной частью технологического процесса изготовления или сборки изделий, поэтому для их выполнения используются средства специального (технологического) транспорта (например, рабочие конвейеры на сборке).

Для эффективного управления транспортным хозяйством на его базе создается, как правило, единый транспортный цех промышленного предприятия или дочернее транспортное предприятие промышленной компании. В их составе может выделяться ряд служб. Служба движения осуществляет приемку и отправку подвижного состава, подачу под погрузку и выгрузку на погрузочно-разгрузочных пунктах. Грузовая и коммерческая служба ведает погрузочно-разгрузочными работами, оформляет перевозочные документы, ведет учет поступающих и отправляемых грузов, а также расчеты с внешними перевозчиками. Служба технического обслуживания и ремонта отвечает за содержание и ремонт подвижного состава и подъемно-транспортных средств, за обеспечение запасными частями и горюче-смазочными материалами. Служба дорожного хозяйства ведает содержанием и ремонтом заводского дорожного хозяйства, включая транспортные магистрали, инженерные сооружения, средства связи и сигнализации, дорожную разметку и указатели. Оперативное управление работой транспортного хозяйства осуществляет дежурный диспетчер, взаимодействующий с дежурным диспетчером предприятия (компании). При наличии на предприятии (в компании) централизованной службы логистики (управления цепью поставок) транспортное хозяйство входит в ее состав.

 

Вопрос 41. Факторы и процедуры роста производительности труда.

Под факторами роста производительности труда понимают движущие силы, источники, в результате движения которых изменяется уровень производительности труда. Факторы производительности труда очень разнообразны и многогранны, поэтому на макро- и микроуровне для целей прогнозирования и планирования роста производительности, а также их системного восприятия применяются различные группировки. На рис. 1 отражена классификация факторов роста производительности труда.




 

 


 

 

Рис. 1. Классификация факторов, воздействующих на рост производительности труда

 

Факторы - это силы, причины, внешние обстоятельства, воздействующие на какой-либо процесс или явление. В зависимости от степени и характера влияния на уровень производительности труда факторы можно объединить в три группы: материально-технические, организационно-экономические и социально-психологические.

Материально-технические факторы связаны с использованием новой техники, прогрессивной технологии, новых видов сырья и материалов. Решение задач совершенствования производства достигается путем:

- модернизации оборудования;

- замены морально устаревшего оборудования новым, более производительным;

- повышения уровня механизации производства: механизации ручных работ, внедрения средств малой механизации, комплексной механизации работ на участках и в цехах;

- автоматизации производства: установки станков-автоматов, автоматизированного оборудования, использования автоматических линий, автоматизированных систем производства;

- внедрения новых прогрессивных технологий;

- использования новых видов сырья, прогрессивных материалов и другими мерами.

Организационно-экономические факторы и структурные определяются уровнем организации труда, производства и управления. К ним относятся:

1. Совершенствование организации управления производством, в том числе:

- совершенствование структуры  аппарата управления;

- совершенствование систем управления  производством;

- улучшение оперативного управления  производственным процессом;

- внедрение и развитие автоматизированных  систем управления производством (АСУП), включение в их сферу  действия максимально возможного  количества объектов;

2. Совершенствование организации производства, в том числе:

- улучшение материальной, технической  и кадровой подготовки производства;

- улучшение организации производственных  подразделений и расстановки  оборудования в основном производстве;

- совершенствование организации  вспомогательных служб и хозяйств: транспортного, складского, энергетического, инструментального, хозяйственно-бытового и других видов производственного обслуживания;

3. Совершенствование организации труда, в том числе:

- улучшение разделения и кооперации  труда, использование многостаночного обслуживания, расширение сферы совмещения профессий и функций;

- использование передовых методов  и приемов труда;

- совершенствование организации  и обслуживания рабочих мест;

- применение технически обоснованных  норм затрат труда, расширение сферы нормирования труда рабочих-повременщиков и служащих;

- использование гибких форм  организации труда;

- улучшение профессионального  подбора кадров, улучшение их  подготовки и повышения квалификации;

- улучшение условий труда, рационализация  режимов труда и отдыха;

- совершенствование систем оплаты  труда, повышение их стимулирующей  роли.

Без использования этих факторов невозможно получить полный эффект от факторов материально-технических. Экономико-правовые и нормативные факторы создают материальные, административные и методические предпосылки для повышения производительности труда на всех уровнях и зависят от роли государства и правительства в содействии субъектам рольного сектора экономики в работе по повышению производительности труда.

Социально-психологичекие факторы - это качество трудовых коллективов, их социально-демографический состав, уровень подготовки, дисциплинированности, трудовой активности и творческой инициативы работников, система ценностных ориентаций, стиль руководства в подразделениях и на предприятиях в целом и др.

Кроме того, производительность труда обусловлена естественными и общественными условиями, в которых протекает труд. Например, на предприятиях добывающей промышленности, если снижается содержание металла в руде, то производительность труда падает пропорционально этому снижению, хотя выработка по добыче руды может расти.

В условиях развития в нашей стране рыночных отношений обостряются общественные условия, которые с одной стороны тормозят, а с другой - стимулируют рост производительности труда. Среди них повышение уровня безработицы, усиление конкуренции товаропроизводителей, развитие малого бизнеса и др.

Факторы, материально стимулирующие работников, включают повышение уровня тарифной ставки, совершенствование системы оплаты труда, совершенствование системы поощрений и др.

Все факторы тесно взаимосвязаны и их надо изучать комплексно.

 

Вопрос 51. Система показателей качества продукции.

Свойства продукции могут быть охарактеризованы количественно и качественно.

Информация о работе Народнохозяйственный комплекс России. Сферы и подразделения экономики