Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 12:32, лекция
Республика Беларусь - молодое независимое государство, получившее в июле 1990 г. суверенный статус, обеспечивший белорусскому народу полные суверенные права на свою территорию в пределах национальных границ и национальную экономику.
Национальная экономика - это исторически сложившаяся система общественного воспроизводства в определенных территориальных границах, включающая все отрасли, виды деятельности, территориальные комплексы, объединенные системой общественного разделения и кооперации труда.
1.1. Понятие национальной экономики.
1.2. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики.
1.3. Основные макроэкономические показатели и пропорции национальной экономики.
1.4. Типы национальных хозяйственных систем.
Признание проведения реформ под руководством и при непосредственном участии государства однозначно свидетельствовали о целесообразности создания в республике социально-ориентированной модели экономики.
Социально-ориентированная рыночная экономика – тип экономической системы, который отличается высоким уровнем экономического политического, социального развития и обеспечивает достижение существенного уровня благосостояния и качества жизни, социальной справедливости и защищенности.
2.Важнейшими рыночными институтами являются рынки факторов производства, финансовые и товарные. Рынок факторов производства (или рынок ресурсов): земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность (управление). Эти факторы непосредственно воздействуют на производство и экономический рост.
Рынок земли – это часть системы земельных отношений, основу которой составляет механизм согласования интересов землевладельцев и землепользователей с интересами государства и общества в целом.
С 1 января 2009 года в действие вступил новый Кодекс о земле. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь о земле собственность на землю в Республике Беларусь выступает в государственной и частной форме. Установлен запрет на передачу в частную собственность земель следующих видов: земли сельскохозяйственного назначения; природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения; лесного фонда; водного фонда; под дорогами и иными транспортными коммуникациями; общего пользования, подвергшиеся радиоактивному загрязнению; земли занятые разведанными месторождениями полезных ископаемых; земли на которых расположены объекты недвижимости, находящиеся только в государственной собственности.
Согласно Кодекса о земле, местные исполнительные и распорядительные органы предоставляют земельные участки физическим лицам в аренду и в собственность. Цена земли определяется на основании ее кадастровой оценки. Приобрести землю в собственность юридические лица могут следующими способами: по результатам аукциона - для строительства объектов; без проведения аукциона – для целей обслуживания принадлежащих им на праве собственности капитальных строений, которые находятся на приобретаемой земле.
Рынок капитала – это рынок финансовых средств, являющийся частью рынка факторов производства, который функционально подразделяется на рынок ссудного капитала и рынок ценных бумаг.
Рынок ссудного капитала - рынок среднесрочных и долгосрочных ссуд, определяющий соединение предложения средне- и долгосрочных денежных накоплений нефинансового сектора и спроса на средне- и долгосрочные ссуды, необходимые для финансирования.
Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) - часть рынка капитала, где осуществляется эмиссия и купля-продажа ЦБ.
В настоящее время в РБ наиболее развитым является рынок государственных облигаций с купонным доходом.
Барьеры для развития рынка капитала:
- требование о проведении открытой подписки и проведение оплаты до регистрации акций;
- жесткие требования к документам при совершении сделок;
- ограниченная номенклатура выпускаемых ценных бумаг;
- налогообложение сделок с производными инструментами;
- не установленные законодательством четкие критерии необходимости обращения в антимонопольный комитет, поэтому любая сделка купли-продажи акций должна получать согласие антимонопольного комитета.
Рынок труда - система рыночных институтов, организаций и учреждений государственного сектора, общественных объединений (профсоюзов и др.), решающих проблемы воспроизводства рабочей силы, использования труда.
Государственное регулирование на рынке труда осуществляют органы службы занятости, в соответствии с Государственной программой содействия занятости, по направлениям: трудоустройство, направление на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, переселение на новое место жительства и работы с их согласия, финансовая поддержка из средств Фонда социальной защиты населения.
6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Государственное регулирование экономики - это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих органов, которые посредством разных способов, приемов, форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики.
Цель государственного регулирования национальной экономики - обеспечение экономической безопасности страны, ее устойчивого развития с учетом возможных изменений внутренних и внешних факторов.
Функции государственного регулирования экономики:
Методы государственного регулирования:
1. Правовые.
2. Административные.
3.Экономические.
2.Система государственного управления Республики Беларусь, построенная по функционально-отраслевому и территориальному принципам, включает 25 министерств, 5 государственных комитетов, 8 комитетов при Совете Министров и 8 государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь. .
Рис. Структура республиканских органов государственного управления/
Министерство является
республиканским органом
В соответствии с Конституцией (ст.107, п.4.) Правительство (Совет Министров) Республики Беларусь обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда
3. Планирование национальной экономики — форма государственного воздействия на экономику, связанная с разработкой и практическим осуществлением планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения. Планирование реализуется через систему планов, которые разрабатываются на различные периоды действия и имеют различные формы проявления.
С точки зрения временного аспекта планы бывают:
Выделяют следующие формы планирования:
1) Директивное планирование.
2) Стратегическое планирование.
3) Индикативное планирование.
Прогнозирование национальной экономики — это процесс разработки научно обоснованных прогнозов по поводу будущих экономических условий и объектов, тенденций их развития, являющийся основой для принятия решений государством.
Программирование социально-экономического развития – метод вмешательства государства в процессы социально-экономического развития, предполагающий разработку целевых программ с определением последовательности действий для достижения запрограммированного результата.
В РБ на различные
периоды времени
1. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет.
2. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10-летний период.
3. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет.
4. Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно.
Корректировка долгосрочных прогнозов осуществляется один раз в пять лет за один год до начала прогнозируемого периода.
Также система планирования и прогнозирования экономики Республики Беларусь включает следующие комплексные документы:
4. Денежная система — исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная форма организации денежного обращения.
Денежная система функционирует в соответствии с принятым в декабре 1990 года Законом «О Национальном банке Республики Беларусь» и последующими законодательными актами, определяющими механизм функционирования денежно-кредитной системы. С марта 1993 года белорусский рубль начал котироваться на валютной бирже, в октябре 1994 года белорусский рубль был объявлен единственным законным платежным средством на территории республики.
Кредитная система — это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.
Правовой основой денежно-
В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь» и ст. 136 Конституции Республики Беларусь в стране сформирована двухуровневая банковская система:
1) первый уровень - Национальный банк;
2) второй уровень - банки и небанковские финансовые организации
Правовой основой
Основные показатели,
характеризующие
В прогнозных документах (НСУР-2020 и др.) определены перспективные цели денежно-кредитной политики РБ:
• обеспечение устойчивости белорусского рубля к валютной корзине и снижения темпов инфляции;
• дальнейшее наращивание нормативного капитала;
• развитие ресурсного потенциала
и укрепление банковской системы, обеспечивающие
эффективное аккумулирование
• снижение общего уровня процентных ставок в экономике при условии обеспечения финансовой стабильности;
• обеспечение эффективного надежного и безопасного функционирования платежной системы и хранения сбережений в банковской системе.