Национальная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 10:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ особых экономических зон и возможностей, которые они предоставляют в современном мире.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
определить содержание и систематизировать виды особых экономических зон;
изучить мировой опыт регулирования деятельности особых экономических зон и на основе этого охарактеризовать ОЭЗ в России.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по нэ(сокращ).doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Российские особых экономических зоны не образуют интегрированной сети; их скорее можно охарактеризовать как отдельные обособленные инновационно-ориентированные «оазисы» в «пустыне» низкотехнологичной российской экономики .Инновационная система России находится в крайне вялом, фактически застойном состоянии: взаимодействие между тремя ключевыми субъектами — государством, наукой и частным бизнесом — скорее является продуктом бюрократической координации, нежели ориентировано на стоящие перед бизнесом цели и задачи.14

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские институты вместе с соответствующими государственными учреждениями образуют гигантскую национальную сеть научных организаций. Анализ показывает, что Россия отнюдь не испытывает недостатка в административно-посреднических организациях, призванных содействовать развитию инноваций. А вот в чем имеется реальный острейший дефицит — так это в практической деятельности по созданию новых продуктов и разработке новых технологий. Сегодня российский инновационный сектор скорее напоминает бюрократический командно-административный аппарат советского типа, нежели систему, ориентированную на интересы бизнеса и создающую реальные стимулы для новаторской деятельности. Европейская комиссия формулирует ту же мысль несколько иначе, а именно: «по своей структуре и целевому назначению российская система НИР не отвечает экономическим и социальным потребностям общества».

Своеобразным камнем преткновения при разработке стратегии инновационного развития России является определение роли государства в инновационном процессе. Названная проблема требует тщательного изучения и предельно взвешенного решения, с учетом того факта, что российское чиновничество печально знаменито крайней неэффективностью своей деятельности и всепроникающей коррупцией. В этом контексте целесообразно напомнить, что в России лишь 30% расходов на НИР финансируется бизнесом, тогда как аналогичный показатель в ЕС превышает 50, в США составляет порядка 60, а в Японии — достигает почти 75%.

Не способствует развитию особых экономических зон репутация России как технологически отсталой страны. Для иллюстрации сказанного достаточно попросить читателя назвать три общеизвестных изобретения или разработки гражданского назначения, которые были бы созданы в России (СССР) и широко использовались в развитых странах Запада. Данный вопрос способен поставить в тупик даже специалиста.

Особые экономические зоны нередко расположены в стороне от крупных городских агломераций, что снижает их привлекательность как для рабочей силы, так и для бизнеса. Маркетинговая деятельность руководства ОЭЗ весьма слаба на внутрироссийском рынке и практически полностью отсутствует на рынках зарубежных. В действительности, даже зная о существовании зон, крайне сложно найти о них какую бы то ни было доступную информацию в открытых источниках. Администрация ОЭЗ и федеральное агентство, обеспечивающее координацию их деятельности, призваны играть гораздо более активную роль в создании рекламы и продвижении особых зон как на внутрироссийском, так и на мировом рынке.

Особые экономические зоны не предлагают каких-либо особых преимуществ иностранным инвесторам по сравнению с работающими в них российскими фирмами.

Если из-за неудовлетворительных результатов функционирования ОЭЗ будет принято решение аннулировать соответствующую законодательную базу, то к середине 2020-х годов (или даже ранее этого срока) большинство ОЭЗ подлежит закрытию. Жестко фиксированные сроки завершения действия зональных режимов снижают привлекательность этих зон для инвесторов.

Ожидаемое вступление России в ВТО (хотя сам процесс присоединения идет крайне медленно), по всей вероятности, потребует от нее закрытия существующих на ее территории особых экономических зон и соответствующей компенсации потерь зарегистрированных в них компаний. Компенсации российского правительства в этом случае вряд ли полностью покроют все издержки, понесенные фирмой — резидентом ОЭЗ. Таким образом, членство России в ВТО будет иметь неоднозначные последствия.

Растущая роль военно-промышленного комплекса в инновационном строи тельстве делает весьма проблематичным участие в этом процессе частных российских и иностранных компаний. Существует высокая вероятность того, что доступ бизнеса в целый ряд отраслей, связанных с инновациями, будет ограничен, что приведет к ослаблению процесса естественной конкуренции. Между тем, если условия конкуренции диктуют рыночным агентам необходимость обязательного постоянного внедрения новшеств, то ограничение доступа в высокотехнологичные отрасли может серьезно помешать решению ключевой задачи диверсификации российской экономики. Если ведущую роль в инновационной системе будет играть «оборонка», то это будет означать замещение конкуренции администрированием и режимом секретности. Если доступ в ведущие отрасли российского инновационного сектора будет ограничен либо полностью закрыт, это подтолкнет иностранные высокотехнологичные компании к осуществлению инвестиций в экономику стран Азии, где, они к тому же найдут специалистов с более низкой оплатой труда.

Существует по меньшей мере шесть причин, в силу которых российским особым экономическим зонам не следует недооценивать значимость иностранных инвестиций. Во-первых, приход иностранных компаний означает поступление в российскую сферу НИР дополнительных капиталовложений. Во-вторых, зарубежные фирмы приносят с собой передовые технологии и передовой опыт, что еще важнее, чем поступление собственно финансового капитала, поскольку на деньги можно купить технологию, но не ее эффективное использование. В-третьих, без участия передовых высокотехнологичных иностранных компаний российская инновационная система будет фокусироваться на ограниченных внутринациональных потребностях вместо ориентации на возможности глобального рынка. В-четвертых, присутствие зарубежных фирм активизирует процесс конкуренции, что способно придать инертному российскому инновационному сектору необходимую динамику развития. В­пятых, специалисты ведущих иностранных инновационных компаний гораздо лучше представляют себе перспективы инновационного развития, чем даже самые информированные чиновники-бюрократы. И наконец, в-шестых, привлечение в Россию инвестиций иностранных высокотехнологичных компаний — это более эффективный способ превращения пораженной «ресурсным проклятием » российской экономики в диверсифицированное высокотехнологичное хозяйство по сравнению с приобретением собственно высокотехнологичных компаний и их научных достижений. 15

 Зарубежные  передовые инновационные компании  приведут с собой в особые  зоны своих иностранных клиентов, поскольку процесс интернационализации, как правило, осуществляется через  бизнес-сети («стратегия следования  за клиентом » — follow­your-client strategy). Так как иностранные инновационные компании не могут работать в России в одиночку, заключение контрактов с субподрядчиками станет естественным способом включения в глобальные инновационные бизнес-сети российских фирм, которые при этом останутся работать в России. Предложенная схема выглядит весьма несложной, однако рассчитывать на то, что сами по себе ОЭЗ станут необходимым и достаточным стимулом для привлечения в Россию иностранных инновационных компаний, не следует. Чтобы преуспеть в осуществлении революции в сфере высоких технологий, России необходимо совершенствовать инвестиционный климат в стране и национальную инновационную систему. Финансовый кризис  немного затормозит процессы развития особых экономических зон, так как делает главной задачей региональных властей и руководства компаний не развитие инновационных процессов, а сохранение основных традиционных производств (core operations), а поскольку новый закон об ОЭЗ принят сравнительно недавно, то вполне естественно, что результаты функционирования новых ОЭЗ пока являются очень скромными. Вследствие того, что на основании сегодняшних результатов невозможно исчерпывающим образом прогнозировать потенциал дня завтрашнего, целесообразно по прошествии трех—пяти лет вновь проанализировать результаты зональной практики.

Заключение

В результате проведенного исследования можно сказать, что реализация особой экономической зоны может осуществляться при соблюдении следующих обязательных условий:

  • формирования на федеральном уровне четкой концепции в области ОЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы;
  • разработки и принятия соответствующей законодательно-нормативной базы, регулирующей процесс создания и функционирования ОЭЗ;
  • организации ОЭЗ на ограниченной территории, исключающей нарушение принципа единого экономического пространства страны;
  • взаимной экономической заинтересованности как местных, так и федеральных органов в создании свободных зон;
  • возможности (и готовности) федеральных органов направить значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры ОЭЗ, с понимаем того, что реальный эффект для страны может быть получен лишь в перспективе;
  • создания на федеральном уровне специального органа управления, координирующего процессы создания ОЭЗ и осуществляющего контроль за выполнением свободными зонами их обязательств по отношению к государству, включая использование средств, получаемых из федерального бюджета;
  • предоставления иностранным и российским инвесторам, действующим в ОЭЗ, лучших условий для ведения хозяйственной деятельности, чем те, которые они имеют за рубежом и на остальной территории Российской Федерации.

Как видно, здесь нет принципиально невыполнимых условий. Мне кажется, что проблемы особых экономических зон могут быть решены при согласованных действиях всех заинтересованных сторон.

В РФ создано шесть ОЭЗ - четыре технико-внедренческого типа в Санкт-Петербурге, Зеленограде, подмосковной Дубне и Томске, ОЭЗ промышленно-производственного типа - в Липецке и Елабуге. Еще есть семь зон туристско-рекреационного типа.

Закон об ОЭЗ, вступивший в силу 1 января 2006 года, предусматривает ряд льгот для резидентов этих зон. Резиденты промышленно-производственных зон на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4% (до 20%) снижается налог на прибыль. Кроме этого, ввозимые на территорию ОЭЗ импортные материалы и оборудование не облагаются таможенными сборами. Для технико-внедренческих ОЭЗ также предусматривается снижение ставки ЕСН с 26% до 14%. Уже зарегистрировано более 50 резидентов ОЭЗ.

 

 


Информация о работе Национальная экономика