Национальная экономика: основные результаты и их измерения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение основных результатов национальной экономики и их влияния на совокупный потенциал страны.
Задачи:
1. Изучить основные показатели национальной экономики
1. Провести анализ сущности и структуры совокупного потенциала страны.
2. Проанализировать влияние национального богатства на совокупный потенциал страны.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Национальная экономика и ее основные показатели 4
1.1. Сущность и цели национальной экономики 4
1.2. Система национального счетоводства 6
1.3. Национальный объем производства и его измерение 11
1.4. Национальное богатство как составная часть совокупного потенциала страны 13
Глава 2. Функционирование современной экономики России 18
2.1. Анализ основных макроэкономических показателей в РФ 18
2.2. Проблемы функционирования экономики России на современном этапе и пути их решения 21
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Приложение 33

Вложенные файлы: 1 файл

Национальная_экономика_основные_результаты_и_их_измерения-новая.doc

— 1,022.50 Кб (Скачать файл)

Показатель  национального богатства получается в результате сложения имущества, которое  принадлежит резидентам страны (физическим лица, юридическим лицам, муниципальным и государственным органам) как на территории данной страны, так же и за ее пределами.

Учет национального  богатства ведется по остаточной стоимости, но в российской статистической практике до сих пор происходит оценка национального богатства по полной стоимости.

Национальное  богатство представлено:

- Нефинансовыми  произведенными активами;

- Нефинансовыми  непроизведенными активами (возникающими  не в результате экономического  производства, а естественным путем  в природе, а также определенными нематериальными активами).

Статистика  национального богатства призвана решать следующие задачи:

- четко определяет  экономическое содержание национального  богатства, компонентов, которые  входят в его состав, и их  границ;

- подготавливает соответствующие классификации по разным признакам (к которым относятся формы собственности, натурально-вещественный состав, секторы и отрасли экономики и др.);

- вырабатывает  единые методологические принципы  оценки конкретных элементов  богатства: земли, природных ресурсов, нематериальных активов и т. д.;

- разрабатывает  необходимую информационную базу  именно для отражения объема, структуры и динамики национального  богатства и его отдельных  элементов;

- разрабатывает  и утверждает статистический  инструментарий, чтобы наблюдать за элементами национального богатства;

- взаимоувязывает  рассчитываемые показатели национального  богатства с другими обобщающими  показателями (к ним относятся  валовый внутренний продукт, национальный  доход, национальное накопление  и сбережение и т. д.);

- разрабатывает  методологию расчета производных  показателей, чтобы проводить  экономико-статистический анализ  роли элементов национального  богатства в развитии экономики  страны. [7]

 

Глава 2. Функционирование современной экономики  России

2.1. Анализ основных макроэкономических показателей в РФ

 

В России наиболее часто используемым и известным  из макроэкономических показателей  является ВВП.

В сентябре 2013 года Минэкономразвития России изменило прогноз роста ВВП на 2013 год. Несмотря на ухудшение прогноза, Минэкономразвития по прежнему ожидает рост показателя на +1,8%. При этом влияние факторов, которые внесли существенный вклад в рост ВВП в 2012 году, в 2013 году ослабло.

Важнейший фактор роста ВВП, имевший определяющее значение в предыдущие годы – внешний спрос на российский экспорт – в 2013 году (по итогам семи месяцев) сократился. Это было связано со сложностями в экономике Китая и еврозоны, которые являются крупнейшими торговыми партнерами России. В целом экспорт России за семь месяцев 2013 года снизился на 2,5% относительно аналогичного периода 2012 года. Экспорт нефти, основного экспортного товара, в страны дальнего зарубежья в январе-августе снизился на 3%. В то же самое время и средняя цена российской нефти сократилась на 3,3%.

Внутренний инвестиционный спрос в России также сократился, что обусловлено многими причинами - ухудшением конъюнктуры мировой экономики, усиливающимся оттоком капитала, завершением реализации крупных инфраструктурных проектов и нежеланием предприятий инвестировать в условиях наличия свободных производственных мощностей и высокой неопределенности относительно перспективной динамики российской экономики. За восемь месяцев 2013 года инвестиции в основной капитал снизились на 1,3% относительно аналогичного периода 2012 года.

Единственным  важным фактором роста ВВП, демонстрирующим  в 2013 году позитивную динамику, остается потребительский спрос. Однако темпы  его роста существенно замедлились. За восемь месяцев 2013 года оборот розничной  торговли увеличился на 3,9% относительно аналогичного периода 2012 года против 7,1% за тот же период 2012 года.

Таким образом, возникает вопрос – на основании  чего Минэкономразвития прогнозирует рост ВВП в 2013 году ?

Большинство независимых  экспертов также прогнозируют незначительный рост ВВП в 2013 году. Как известно, экспертное сообщество в своих прогнозах ориентируется на официальные статистические данные, от корректности которых зависит точность прогноза. Нами было доказано (рис.2.1), что в России неточности в макроэкономических прогнозах существенно больше по сравнению с другими странами. Это связано с тем, что российская официальная статистика отягощена относительно большими ошибками.

Рис. 2.1. Оценка ошибки прогноза ВВП различных стран (в качестве характеристики взято среднее значение модуля относительной ошибки по всем годам, указана глубина прогноза) [9]

В связи с  вышесказанным, становится актуальным вопрос о проверке достоверности  прогноза об увеличении ВВП в 2013 году.

В этих целях  воспользуемся гипотезой о наличии  долгосрочной зависимости между ВВП и такими показателями деловой активности, как объемы грузоперевозок железнодорожным транспортом и выработка электроэнергии в стране. Как известно, доля железнодорожного транспорта в общем грузообороте транспортной системы страны, без учета трубопроводов, близка к 90%. Возможность потреблять электроэнергию и пользоваться транспортными услугами является необходимым условием для осуществления практически всех видов экономической деятельности. Динамика ВВП и рассматриваемых показателей тесно коррелирует  (рис. 2.2-2.4).

Рис. 2.2. Динамика ВВП (левая шкала) и объема произведенной электроэнергии (правая шкала) в России, в 1995-2012 годах [9]

 

Рис. 2.3. Динамика ВВП (левая шкала) и объема грузоперевозок железнодорожным транспортом в России (правая шкала), в 1995-2012 годах [9]

 

Рис. 2.4. Динамика ВВП (левая шкала) и грузооборота железнодорожного транспорта (правая шкала) в России, в 1995-2012 годах [9]

Поскольку в 2013 году (по данным за I полугодие) произошел спад всех трех упомянутых показателей по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года – объема грузоперевозок на 3,7%, грузооборота – на 3% и производства электроэнергии –  на 0,8%, можно сделать предположение о высокой вероятности снижения в 2013 году и ВВП России.

2.2. Проблемы функционирования экономики России на современном этапе и пути их решения

 

Основной стратегической задачей развития отечественной  экономики является переход от сырьевой к инновационной модели, базирующейся на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях.

Инновационная экономика формирует такую систему  взаимоотношений между наукой, производством  и обществом, при которой инновации  служат основой эффективного социально-экономического развития, а тенденции развития этого  общества определяют важнейшие направления инновационной деятельности. 
Следовательно, в рамках частно-государственного партнерства объединение усилий предпринимательской, научной среды и общества в целом призвано обеспечить формирование механизма инновационного развития страны. 
Необходимость перехода России на инновационный путь развития национальной экономики требует детального изучения принципов формирования инновационной среды в экономических системах. [5, c.256]

Поскольку процесс  инновационного развития может эффективно протекать только в определенных условиях, созданных инновационной средой, являющейся в свою очередь предпосылкой формирования действенной инновационной системы, рассмотрим сущность и принципы формирования инновационной среды в экономических системах.

Понятие «инновационная среда» появилось в 1980-е годы как средство анализа системных условий, предоставляемых экономическим субъектам для производства новых идей, продуктов, создания новых производств и развития новых рынков, и описано Мануэлем Кастельсом. В частности, он пишет, что «под инновационной средой я понимаю специфическую совокупность отношений производства и менеджмента, основанную на социальной организации, которая в целом разделяет культуру труда и инструментальные цели, направленные на генерирование нового знания, новых процессов и новых продуктов. Хотя концепция среды не обязательно включает пространственное измерение, я утверждаю, что в случае отраслей информационной технологии, по крайней мере, в этом столетии пространственная близость является необходимым материальным условием существования таких сред из-за свойств природы взаимодействий в инновационном процессе. Специфику инновационной среды определяет именно ее способность генерировать синергию, т. е. добавленная стоимость получается не из кумулятивного эффекта элементов, присутствующих в среде, но из их взаимодействия. Инновационные среды являются фундаментальными источниками инновации и создания добавленной стоимости в процессе промышленного производства в информационную эпоху» [7].

Не претендуя на авторскую формулировку понятия «инновационной среды», в общем случае будем понимать под ней совокупность условий, обеспечивающих предпосылки для эффективного формирования и развития инновационной деятельности.

Поскольку повышение  эффективности функционирования экономических систем за счет рационализации функций менеджмента (маркетинг, планирование, организация, разработка и принятие решений, оперативное руководство, контроль, коммуникации, мотивация и др.), также неизменно связано с инновационным развитием, при исследовании принципов формирования инновационной среды будем исходить из закономерностей развития экономических систем, представленных в табл.2.1.

Таблица 2.1. 
Закономерности развития социально-экономических систем уровня предприятия и их характеристики [6, c. 211]

Закономерности  развития

Характеристики  закономерностей

1

Неравномерность

Различные функциональные свойства и направления деятельности предприятия развиваются неравномерно

2

Гетерохронность

Асинхронность фаз развития отдельных структурных подразделений и функциональных направлений пред-приятия

3

Неустойчивость

Развитие предприятия  имеет волнообразный характер, включая  периоды неустойчивости (кризисные  явления)

4

Сензитивность

Период развития предприятия, сопровождающийся повышенной восприимчивостью к внешним воздействиям

5

Кумулятивность

Результат последующего развития предприятия определяется потенциалом, накопленный в предшествующие фазы развития

6

Дивергенция (ди-версификация)

Повышение разнообразия деятельности предприятия в процессе развития

7

Конвергенция (специализация)

Усиление избирательности  деятельности предприятия, сосредоточение на развитии наиболее сильных сторон


 
С учетом закономерностей развития социально-экономических систем (табл.2.1) в качестве ключевого принципа формирования инновационной среды следует рассматривать принцип обеспечения возможностей для реализации новых технологий решения задач. Этот принцип означает, что инновационная среда предприятия призвана обеспечивать возможность осуществления качественно новых решений инновационных проблем на последующих этапах развития, а не повторять механически технологии инновационного развития, реализуемые в предыдущих этапах.

Другим определяющим принципом формирования инновационной  среды экономических систем является принцип системного подхода. Согласно этому принципу формирование инновационной среды должно основываться на системном анализе как объекта, так и процессов инновационного развития. Это означает необходимость определения критериев эффективности формирования инновационной среды с системных позиций.

Не менее  важен для формирования инновационной  среды экономических систем принцип  первого руководителя, означающий, что разработка требований и реализация процессов формирования инновационной  среды должны возглавляться руководителем экономической системы, гарантирующим легитимность реализуемых процессов и соответствующие восприятие их исполнителями. 
Ключевым принципом формирования инновационной среды экономических систем является принцип обеспечения непрерывного развития. Этот принцип означает, что основные идеи формирования инновационной среды, структура и конкретные решения по ее формированию должны позволять относительно просто приспосабливать экономическую систему к решению инновационных задач, возникающих уже в процессе инновационного развития, в том числе в результате подключения новых участков, расширения и модернизации экономической системы, повышения уровня ее информационно-математического, технологического и т.д. обеспечения.

В эпоху развития информационной экономики базовым принципом формирования инновационной среды экономических систем является принцип единства информационной базы. Этот принцип означает, что в системе формирования и развития инновационной среды должна накапливаться (и своевременно обновляться) информация, необходимая для решения не какой-то одной или нескольких задач инновационного развития, а для решения всей совокупности задач осуществления инновационной деятельности. 
Поскольку большинство процессов инновационного развития экономических систем взаимосвязаны и поэтому не могут быть сведены к простому независимому набору отдельных задач, важной особенностью формирования инновационной среды является реализация принципа комплексности задач и рабочих программ. Следует отметить, что этот принцип тесно перекликается с принципом синергии. 
Рассматривая инновационную среду экономических систем как некое пространство особых возможностей, нельзя не выделить принцип согласования пропускной способности различных звеньев экономической системы, который означает, что инновационная среда должна обеспечивать согласованную скорость переработки исходных ресурсов в конечную продукцию в различных звеньях системы, чтобы избежать «узких мест» — заторов и перегрузок узлов системы, а также существенных простоев узлов, приводящих к неэффективному их использованию. 
Учитывая множественный характер заявок, включаемых в портфель заказа экономических систем, при формировании инновационной среды нельзя не учесть принцип унификации. Этот принцип означает, что формирование инновационной среды экономических систем связано с организационным, техническим комплексом, системным обеспечением, рабочими программами и планами, должно предусматривать охват реализуемыми решениями возможно более широкого спектра потенциальных задач организации, которые при реализации принципа унификации можно будет включить в портфель заказов экономической системы. 
Рассмотрение внешнего мира не только как общего для всех места снабжения, производства и сбыта инновационной продукции, отражающего готовность предприятия участвовать в процессах глобализации, но и как источник развития инновационного потенциала, требует при формирование инновационной среды экономических систем реализации принципа открытости. При этом признается, что самыми эффективными являются непосредственные контакты с участниками рынка (система «предприятие без дверей»).

Информация о работе Национальная экономика: основные результаты и их измерения