Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 18:52, реферат
Национальная экономика - совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм. При этом, как правило, принято выделять два основных типа национальной экономики: децентрализованную и централизованную. Если децентрализованная экономика может быть определена как рыночная, предпринимательская и экономика с косвенным вмешательством государства в социально-экономические процессы, то централизованная - это планово-административная экономика в тоталитарно действующем государстве, которое определяет ее задачи, средства их выполнения и сроки. Современная форма организации экономики - смешанная экономика, в которой рыночный механизм органически сочетается с государственным регулированием.
Рисунок 15.1 – Экономический цикл и его фазы
Данная фаза начинается с ослабления конъюнктуры. Конъюнктура – это совокупность показателей занятости, объема инвестиций, процентных ставок, прибыли и др., характеризующих текущее состояние экономики. Основной причиной низкой конъюнктуры а фазе кризиса является сужение потребительского инвестиционного спроса, которое выражается в сокращении расходов населения и бизнеса.
В этот момент наблюдается
падение уровня и темпов экономического
роста, а затем, как правило, сокращение
масштабов выпуска продукции. Такие
явления связаны с
Вслед за кризисом наступает другая фаза – депрессия (от лат. Depression - понижение). Тогда приостанавливается спад производства, а вместе с ним и снижение цен. Постепенно уменьшаются запасы товаров. Из-за незначительного спроса увеличивается масса свободного денежного капитала, и ставка банковского процента снижается до минимума.
В период депрессии предложение товаров перестает обгонять спрос, а поэтому между ними устанавливается равновесие (прекращение выпуска товаров снижает их предложение до уровня спроса). В то же время создаются естественные условия для выхода из кризиса. Уменьшение цен на средства производства и удешевление кредита способствуют новому накоплению капитала, возобновлению расширенного производства на новой технической основе.
Следующая фаза - оживление - означает расширение производства до его предкризисного уровня. Размеры товарных запасов устанавливаются на уровне, необходимом для бесперебойного снабжения рынка. Начинается небольшое повышение цен, вызванное оживлением покупательского спроса. Сокращаются масштабы безработицы. Возрастает спрос на денежный капитал, и ставка процента увеличивается.
Переход экономики из стадии оживления в фазу подъема зависит от возможностей, которые выдвигает НТП для роста чистых инвестиций, от увеличения доходов, стимулированных этими инвестициями, от эластичности спроса всех экономических субъектов от роста доходов.
Фаза подъема. В этот период выпуск продукции превышает предкризисный уровень. В связи с этим, естественно, сокращается безработица. С расширением покупательского спроса возрастают цены на товары. Повышается прибыльность производства. Увеличивается спрос на кредитные средства и соответственно возрастает ставка банковского процента.
Цикличность можно рассматривать как один из способов саморегулирования рыночной экономики в том числе изменений ее отраслевой структуры. Характерной чертой цикличности является движение не по кругу, а по спирали, поэтому можно говорить, что она является формой прогрессивного развития.
Когда экономика достигает высшей точки цикла, она работает на пределе своих возможностей: все экономические ресурсы используются максимально эффективно, наблюдается полная занятость населения, инвестиции и расходы покупателей очень высоки. В этих условиях в экономике производится максимальный объем ВНП, спрос на товары и услуги полностью удовлетворен.
Однако в силу инертности предприятия продолжают поставлять на рынок все новые партии товаров, для производства которых приходится покупать ресурсы уже по более высоким ценам, что вызывает рост общего уровня цен. Предложение товаров обгоняет спрос, возникают серьезные затруднения со сбытом товаров. Наступает кризис перепроизводства. Предприятия терпят убытки, и начинается сокращение производства.
Экономические кризисы перепроизводства имеют две стороны: разрушительную и оздоровительную.
Разрушительная сторона кризиса связана с ломкой, решительным устранением сложившихся нормальных пропорций в народном хозяйстве. В истории известно много случаев, когда большие излишки продукции варварски уничтожались.
Оздоровительная сторона кризиса проявляется в том, что во время депрессии падение цен делает производство невыгодным: оно не дает обычной средней прибыли. Выходом из этого тупика становится обновление основного капитала (машин, оборудования). Это позволяет удешевить производство продукции, сделать ее достаточно прибыльной и выйти на новые рубежи производства.
Особенности циклического развития экономики связаны с действием двух факторов макроэкономического масштаба.
Первый фактор - научно-техническая революция. С одной стороны, она способствовала созданию новых наукоемких отраслей производства, которые наиболее устойчивы к кризисным явлениям (микроэлектроника, роботостроение и др.). С другой стороны, НТР породила структурные кризисы в традиционных отраслях промышленности, где преобладает простая технология. Кроме того, НТР способствовала значительному ускорению оборота основного капитала, его быстрой смене более совершенной техникой. Вследствие этого кризисы стали происходить чаще: не через 10-12 лет, а через 5-6.
Второй фактор - активное вмешательство государства в ход макроэкономического роста с тем, чтобы уменьшить разрушительное воздействие кризисов и добиться большей стабилизации хозяйственного развития.
Начиная с 1933 г. правительства стран с рыночной экономикой проводят экономическую политику, направленную на регулирование темпов экономического роста, снижение инфляции и борьбу с безработицей.
Современная российская экономика находится в стадии становления рыночных отношений. Пока еще нет полных оснований назвать движение отечественной экономики циклическим, хотя налицо и спад производства, и инфляция, и кризис инвестиций. Характер этих процессов отражает в большей степени последствия развала административно-командной системы, нежели механизм рыночной экономики, который еще только формируется.
Для становления
циклической формы движения в
отечественной экономике
Проведение государством антикризисной (антициклической) политики связано с выполнением стабилизационной функции правительств в рыночной экономике: поддержанием высокого и стабильного уровня экономической активности. Сущность данной политики состоит в воздействии государства на экономическую систему в противоположное направлении относительно данной фазы экономического цикла при помощи фискальных и денежно-кредитных инструментов (табл. 15.1).
Таблица 15.1 - Основные
инструменты антициклической
Инструменты
Периоды цикла |
Фискальная |
Денежно-кредитная |
Спад |
Увеличение правительственных расходов Снижение ставок налогов |
Покупка государственных ценных бумаг Понижение нормы обязательных резервов Понижение учетной ставки процента |
Подъем |
Сокращение правительственных расходов Повышение налоговых ставок |
Продажа государственных ценных бумаг Повышение нормы обязательных резервов Повышение учетной ставки процента |
Основоположником учения о возможности и необходимости государственного вмешательства в рыночную политику Дж.М.Кейнс считал, что наиболее эффективными инструментами государственного регулирования в краткосрочном периоде являются фискальные: налоги и государственные расходы. В то же время другие исследователи цикла (П. Самуэльсон, Й. Шумпетер, Р. Харрод) в качестве мер борьбы с долгосрочной стагнацией производства и массовой безработицей предлагали использовать политику денежно-кредитной экспансии, ускоряющей темпы капиталообразования по мере снижения процентных ставок и «облегчения кредита.
15.3 Роль государства в регулировании экономических циклов: стабилизационная политика
Стабилизационная политика государства – это комплекс мероприятий макроэкономической политики, направленных на стабилизацию экономики на уровне полной занятости, или потенциального выпуска. Общие принципы воздействия на уровень деловой активности сводятся к следующим положениям: в условиях спадов правительство должно проводить стимулирующую политику, а в условиях подъема – сдерживающую макроэкономическую политику, стремясь не допустить сильного «перегрева» экономики (инфляционного разрыва). Другими словами, государство должно сглаживать амплитуду колебаний фактического ВВП вокруг тенденции роста.
Во время кризиса и депрессии, т.е. на понижательной волне циклических колебаний, государственная политика направлена на стимулирование совокупного роста, это отражается сдвигом вверх кривой совокупного предложения. В фазе подъема, и, особенно «бума», во избежание дальнейшего перегрева экономики, стабилизационная политика графически отражается сдвигом кривой совокупного спроса вниз. Таким образом, стабилизационная политика представляет собой набор «контрдействий» по отношению к уровню деловой активности: сдерживающих во время подъемов и стимулирующих во время спадов.
Для определения в какой фазе экономического цикла находится экономика используют данные о динамике множества показателей экономической конъюнктуры, представляемые официальными статистическими службами, научно-исследовательскими центрами и т.п. Макроэкономические параметры принято подразделять на проциклические, контрциклические и антициклические, в зависимости от того, как «ведут» себя названные показатели на различных фазах экономического, или делового цикла.
Проциклические параметры растут во время оживления и подъема и падают во время кризиса и депрессии: объем промышленного производства, прибыль бизнеса, процентные ставки в краткосрочном периоде, объем денежной массы и др.
Контрциклические переменные растут во время кризиса и депрессии, и падают во время оживления и подъема: уровень безработицы, количество банкротств в реальном и финансовом секторе экономики, товарно-материальные запасы.
Антициклические переменные можно назвать «безучастными» к фазам цикла: некоторые виды государственных расходов (на поддержку фундаментальных исследований, национальную оборону), экспорт (в некоторых странах, например, США), импорт (в Японии).
Но для действенной стабилизационной политики важно знать не только корреляцию между уровнем деловой активности, измеряемым ВВП, и названными тремя группами переменных. Правительство интересуется и тем, какие из макроэкономических показателей в своей динамике могут предсказать наступление кризиса. В связи с этим макроэкономические переменные можно подразделить на опережающие и запаздывающие показатели: так, опережающие показатели как бы «бегут впереди» поворотных точек цикла. Например, объем товарно-материальных запасов, уровень загрузки производственных мощностей, цены на акции и др. начинают снижаться раньше, чем наступит кризис, и расти раньше, чем экономика вступает в фазу подъема. Таким образом, опережающие показатели сигнализируют о наступающих спадах и подъемах. Напротив, запаздывающие показатели в своей динамике отстают от поворотных точек: уровень безработицы, например, достигает своего максимума несколько позже, чем экономика достигла «дна».
Достоверная статистика и профессиональные действия правительства, умеющего грамотно интерпретировать динамику опережающих и запаздывающих показателей, во многом определяют успешность стабилизационных мероприятий.
После десяти лет непрерывного экономического роста (1998 г. -2008 г.) и повышения благосостояния людей Россия столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения.
Мировой ВВП в 2009 году упал почти на 0,5 %, спад ВВП в США достиг 2,6 - 2,7 %, в Японии - до 5,8 %. Экономика Евросоюза сократилась на 2,1 - 2,5 %. Практически во всех странах значительно снизились доходы населения. Положительные темпы роста сохранились в Индии и Китае, но и там они упали почти в два раза по сравнению с предыдущими годами. В России ВВП также упал более чем на 2 %.
У воздействия глобального экономического кризиса на Россию есть свои особенности, связанные с накопленными деформациями структуры экономики, недостаточной развитостью ряда рыночных институтов, включая финансовую систему.
Основная проблема российской экономики - до сих пор очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. В последние годы государство сделало многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играют нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос.
Вторая проблема
- недостаточная
Результат - значительное
падение промышленного
Третья проблема - недостаточная развитость финансового сектора, банков. Многие российские предприятия, особенно быстро развивавшиеся в последние годы, выходившие на внешние рынки, не могли рассчитывать на финансирование внутри страны. Кредиты российской банковской системы были дороже, сроки кредитования - меньше. Компании вынуждены были занимать за рубежом. В кризис зарубежные рынки капитала стали для предприятий недоступными.
Национальная экономика в последние годы развивалась во многом за счет внешних источников - высоких цен на сырье, "дешевых" кредитов иностранных банков, теперь России для выхода из кризиса и обеспечения долгосрочного устойчивого развития необходимо найти внутренние источники роста.
Информация о работе Национальная экономика: результаты и измерение