Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 12:20, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение понятия национального богатства, ее структуры и содержания, а также роли в экономике.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть сущность национального богатства;
- показать методы исчисления национального богатства;
- провести анализ состояния национального богатства Республики Беларусь на современном этапе.
Введение……………………………………………………….……………..………4
1 Сущность и содержание национального богатства как макроэкономического показателя……………………………….……………………………………………5
1.1 Общее понятие и классификация национально богатства……………………5
1.2 Особенности оценки национального богатства……………………………..…9
1.3 Финансовые и нефинансовые активы………………………………………....12
2 Анализ национального богатства Республики Беларусь………………..…….16
2.1 Анализ основных средств, в составе национального богатства Республики Беларусь……………………………………………………….…………………….16
2.2 Анализ природно-ресурсного потенциала страны ……...…………………..18
2.3 Анализ демографического и трудового потенциалов Республики Беларусь……………………………………………………………………………..23
2.4 Анализ научного и научно-технического потенциала Республики Беларусь……………………………………………………………………………..26
3 Пути увеличения национального богатства Республики Беларусь………...…32
Заключение…………………………………………....………………………….…37
Список использованных источников……………………………………………...38
Научная деятельность в
целом является сферой ответственности
НАН Беларуси: это государственные
программы фундаментальных
Государственный комитет по науке и технологиям курирует государственные научно-технические программы (ГНТП), региональные научно-технические программы (РНТП), отраслевые научно-технические программы (ОНТП), а также государственные программы развития приоритетных отраслей, программы освоения новшеств производства, инновационные проекты.
Ответственность за осуществление
социально-экономических и
Ключевыми макропараметрами научного потенциала являются показатели наукоемкости ВВП, среднегодовая численность работников отрасли «Наука и научное обслуживание», их доля в общей численности занятых в народном хозяйстве, количество научных организаций.
Организационная структура потенциала. По состоянию на 2012 г., в республике 530 организаций и предприятий выполняли ИР, в которых было задействовано около 30,5 тыс. работников. Основная часть научного потенциала сосредоточена в НАН Беларуси, Министерстве промышленности, Министерстве образования, Министерстве здравоохранения, Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, Белорусском государственном университете, концерне «Белнефтехим». Здесь сосредоточено около 72 % организаций, 82 % работников, выполнявших ИР, и 85 % внутренних текущих затрат на науку.
Традиционно научные организации делятся на три основные сферы, представляющие относительно обособленные элементы в научной системе: академическую, вузовскую, отраслевую науку (ранее выделялась еще и заводская наука).
Наиболее мощной (и с высшим научным статусом) организацией является Национальная академия наук Беларуси, в которой сосредоточены 92 научные организации и свыше 11 тыс. работников, выполняющих ИР. В 2002 г. по инициативе Президента Республики Беларусь была осуществлена реорганизация научной системы страны. В состав Академии передан ряд организаций сельскохозяйственного и технического профилей. Сегодня НАНБ осуществляет организацию, проведение и координацию фундаментальных и прикладных исследований и разработок с отдельными функциями республиканского органа управления в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Вузовская наука представлена 34 университетами и другими вузами, а также 9 научно-исследовательскими институтами (НИИ), 3 конструкторскими и проектно-конструкторскими организациями, подведомственными вузам и Министерству образования республики. Наряду с участием в выполнении государственных научно-технических и других программ деятельность вузовской науки направлена на подготовку специалистов для народного хозяйства, на проведение ИР, обеспечивающих единство научного и образовательного процессов и создающих задел для перспективных научных направлений.
Отраслевая наука включает,
главным образом, научно-технические
центры, конструкторско-
Наряду с объемами ИР важное значение для характеристики научно-технического потенциала имеет структура затрат по видам работ: фундаментальные (ФИ) и прикладные исследования (ПИ), разработки (. Доля ФИ в течение 2007–2010 гг. увеличилась с 18,9 до 21,3 %, прикладных исследований – до 27,7 %, но доля разработок снизилась до 51 %.
При этом в государственном секторе и секторе высшего образования преобладающая доля расходов приходится на исследования (75–80 %), а в предпринимательском секторе – на разработки (до 90 %).
Важнейшее значение для характеристики научно-технического потенциала и механизма финансирования науки имеет структура внутренних затрат по статьям расходов. Ключевыми статьями внутренних текущих затрат являются оплата труда и приобретение оборудования.
Эффективность функционирования научного комплекса неразрывно связана с уровнем оплаты труда научных работников. До 2000 г. среднемесячная заработная плата в науке и научном обслуживании была ниже заработной платы в промышленности, но уже к 2002 г. превысила последнюю на 12,6 %. На оплату труда в науке и научном обслуживании в 2007 г. было израсходовано 72 млрд р., в 2010 – 97,3 млрд р. Однако реальная покупательная способность заработной платы ученого не позволяет ему обеспечить современный уровень оснащенности интеллектуального труда (научной литературой, информацией, компьютерными услугами и др.). Здесь в основном коренится проблема снижения притока молодежи в науку.
3 ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Если подытожить все
аспекты национального
Таблица 3.1 – Основные социально-экономические показатели уровня жизни населения
Показатели |
1995 |
2000 |
2010 |
2011 |
2012 |
Денежные доходы населения, млрд. р. |
63 077,4 |
5 577,3 |
108 467,7 |
165 713,9 |
321 570,8 |
Денежные доходы в расчете на
душу населения, |
515,7 |
46,6 |
952,4 |
1 457,7 |
2 831,4 |
Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году |
66,4 |
114,1 |
115,1 |
99,7 |
121,9 |
Реальные располагаемые |
65,1 |
113,8 |
114,8 |
98,9 |
121,5 |
Примечание – Источник: [9, с. 25].
Ниже представлена структура доходов населения
Рисунок 3.1 – Структура денежных доходов населения (в процентах к итогу)
Примечание – Источник: [9, с. 26].
Как видно из таблицы 3.1 в целом благосостояние народа растет в среднем на 14-20 % в год.
Переход страны к устойчивому развитию во многом определяется ее ролью и местом в мировом сообществе, имеющимися национальными ресурсами, созданным социально-экономическим потенциалом и возможностями его наращивания. Национальное богатство Республики Беларусь представлено совокупностью накопленных материальных благ, созданных трудом людей, которыми в настоящее время располагает общество, а также человеческим и природным капиталами.
Для увеличения производственного потенциала страны необходимо:
Для обеспечения устойчивого развития агропромышленного комплекса необходимо:
В целях регулирования внутренней миграции должны быть предусмотрены меры, направленные на разработку экономических рычагов воздействия на миграционное поведение населения, способствующих замещению его естественной убыли и уменьшению оттока специалистов. В области внешней миграции политика государства должна быть ориентирована на совершенствование миграционного законодательства и исполнение обязательств, принятых Республикой Беларусь в рамках соответствующих международных договоров и соглашений.
В соответствии с программой социально-экономического развития 2011–2015 гг. предусматривается снижение темпов убыли населения. В возрастной структуре прогнозируется уменьшение численности детей и населения трудоспособного возраста при росте лиц старше трудоспособного возраста.
Демографическая политика в этот период будет направлена на обеспечение режима воспроизводства населения, близкого к экономически развитым странам, характеризуемого сознательно регулируемой рождаемостью, снижающейся смертностью и повышающейся ожидаемой продолжительностью жизни. В целях стимулирования рождаемости и укрепления семьи должны быть созданы условия, дающие возможность рождения и воспитания нескольких детей для постепенного перехода от мало- к среднедетности. Для укрепления здоровья населения и снижения смертности предстоит реализовать комплекс мер, включающих пропаганду здорового образа жизни и контроль над факторами риска, угрожающими здоровью населения, на государственном, общественном и индивидуальном уровнях.
Для регулирования внешней миграции необходимо осуществить меры, способствующие сокращению миграционного оттока и сохранению интеллектуального потенциала страны. Приоритетами во внутренней миграции будут меры по повышению территориальной мобильности рабочей силы и созданию условий жизнедеятельности населения с учетом потребностей социально-экономического развития регионов страны.
Территория Беларуси
перспективна в отношении поиска
руд черных и цветных металлов.
Открыты два месторождения
В Программе ускорения геологоразведочных работ по развитию минерально-сырьевой базы Республики Беларусь на 2011–2015 гг., в качестве приоритетных определены следующие направления: поиск и разведка месторождений нефти и газа, поиск и подготовка к промышленному освоению бурых углей, оценка перспектив алмазоносности, разведка запасов железных руд, подготовка к промышленному освоению минерализованных рассолов на одной из перспективных площадей, поиск и разведка новых месторождений полезных ископаемых. Предусматриваются задания по приросту запасов минерального сырья, другим итоговым показателям геологоразведочного производства, в том числе задания по техническому перевооружению.
Перспективные планы и прогнозы включают разработку экологически безопасных и экономически эффективных технологий добычи, переработки и использования минерального сырья, повышения коэффициента извлечения полезных ископаемых на эксплуатируемых месторождениях. Особенно это актуально в отношении добычи нефти, извлечение которой в условиях Беларуси не превышает 40 %, в то время как новейшие технологии позволяют повысить этот показатель до 60 %. Внедрение прогрессивных технологий при разработке Старобинского месторождения калийных солей обеспечит более рациональное использование запасов, сокращение отходов калийного производства до 10 % и уменьшение оседания земной поверхности на 15–20 %. Повышение эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов для производства строительных материалов связано с сокращением потерь сырья в процессе добычи и производства, использованием низкосортноrо сырья, вторичных ресурсов. Выполнение программы геологоразведочных работ позволит расширить минерально-сырьевую базу и повысить ресурсообеспеченность ряда отраслей национальной экономики.
Стратегическая цель в области сохранения водного потенциала страны состоит в повышении эффективности использования и улучшении качества водных ресурсов, сбалансированных с потребностями общества и возможным изменением климата. Достижение этой цели потребует комплексного подхода к решению организационных, правовых и финансово-экономических проблем водопользования и охраны вод.
На первом этапе для реализации главных направлений природоохранной политики необходимо:
В дальнейшем необходимо
продолжить работы по повсеместному
внедрению прогрессивных