Национальное богатство России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:37, курсовая работа

Краткое описание

Национальное богатство было одним из первых макроэкономических показателей, определяемых экономической наукой. Оценки национального богатства были произведены рядом европейских экономистов, еще в XVII в. Показатели богатства служили для измерения накопленных результатов предшествовавших циклов производства, оценки уровня экономического развития и мощи государства.
В настоящее время изучение особенностей измерения национального богатства немаловажно, это и определяет актуальность выбранной темы работы. Важно при этом сказать, что в современной экономике в национальных богатствах стран происходит замещение физического капитала человеческим капиталом, доля которого в конце ХХ века выросла до 80% в совокупном национальном богатстве.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты сущности национального богатства страны
1.1 Содержание и структура национального богатства страны
1.2 Становление концепции национального богатства
Глава 2. Национальное богатство России
2.1 Национальное богатство России и его роль в экономике страны
2.3 Прогноз развития структуры национального богатства
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа).docx

— 45.01 Кб (Скачать файл)

Низки в России и инвестиции в  НИОКР -- они колеблются, по данным ФСГС, все последние годы около 1-1.3% ВВП. В Германии, Дании, Австрии инвестиции в НИОКР составляют около 2.5%, в США -- 2.6%, в Израиле -- 4.6%, в Южной Корее -- 2.3%, в Сингапуре -- 2.3%, в Японии -- 3.4%, Финляндии -- 3.4%, Швеции -- 3.7%.

К тому же, отдача от инвестиций в сравнении  с другими странами инвестиций в  науку очень низка. Основные причины -- деградация ЧК, слабость и неэффективность российской науки и невостребованность инноваций экономикой. В стране практически отсутствуют конкурентные рынки -- основной стимулятор создания инноваций. Процент инновационных предприятий (по данным ФСГС - 9.4% в 2010 году, около 10% - за последние 10 лет) в России ниже, чем у любого из государств ЕЭС.

Для сравнения: в Эстонии их доля составляет 47%, в Германии -- 73%, в Греции -- 35%; в Бельгии, Дании, Ирландии, Австрии - около 60%. Доля инновационной промышленной продукции в России составляет всего  лишь 1.8% от всей продукции.

В культуру, религию и отдых бюджетные  российские инвестиции в благополучном 2010 году составили 1.6% от расходов консолидированного бюджета (для сравнения: во Франции -- 2.9%; в Казахстане -- 3.8%; в Великобритании -- 2.4%).

Для сравнения: в рейтинге расходов на оборону в долях ВВП Россия - на 28 месте среди 174 стран. На перевооружение армии планируется потратить  до 2020 года 20 трлн. руб. На модернизацию инфраструктуры России (обустройство страны) подобных цифр, к сожалению, не запланировано.

Реальная стратегия развития (точнее, стагнации) России при нынешней власти пока традиционная -- огромные непроизводительные затраты и низкие инвестиции в человека, в человеческий капитал.

В России низки не только инвестиции в ЧК, но и в физический капитал (оборудование, технологии, производственные здания и т.д.). В рейтинге 2010 года Россия заняла 74 место с инвестициями в основной капитал 21.5% ВВП (норма  накопления). На протяжении последних  лет норма накопления инвестиций держится в районе 20%, хотя норма  сбережения составляет около 30%. Треть  внутренних сбережений не инвестируется  в экономику по причине их не востребованности и высоких рисков. Лидирует в рейтинге по прямым инвестициям Китай с нормой накопления 46.3%, в Испании -- 24%, Канаде -- 21.5%, Германии -- 17.6%, США -- 12.2%. В среднем в мире за 2009 г. норма накопления -- 22.7%.

Для обеспечения прироста (неценового) российского ВВП на уровне 6-8% необходимы инвестиции порядка 40% ВВП, т. е. удвоение нынешних инвестиций в основной капитал. Но и стабильной прирост ВВП такого уровня возможен только при существенном повышении качества и уровня национального  ЧК.

Рост инвестиций в физический капитал  необходимо увеличивать за счет повышения  инвестиционной привлекательности  России и регионов, притока частного иностранного и внутреннего капитала в экономику и повышения качества ЧК.

Для повышения качества российского  человеческого капитала к нему необходим  системный инвестиционный подход -- необходимо инвестировать опережающими темпами одновременно все его составляющие. Так осуществили свой инновационный рывок финны, сингапурцы, корейцы.

Проблемы эффективного использования  элементов национального богатства  в пореформенный период функционирования Российской экономики многообразны. Указывается на не востребованность человеческого капитала, сокращение качества трудового потенциала, снижение профессионального уровня работающих. Специалисты отмечают прогрессирующее старение основных фондов, разрушение производственной базы, стагнацию наукоемкого и инновационного секторов экономики.

Для обеспечения стабилизации социально-экономического положения, достижения высоких, устойчивых темпов экономического роста необходимо синхронизировать инвестиционные потоки, идущие на восстановление основных фондов, всемерно поддерживать развитие человеческого  капитала и сохранение ресурсного потенциала национальной хозяйственной системы.

Целевая установка на совершенствование  пропорций между элементами национального  богатства предполагает решение  задачи по обеспечению структурных  изменений в национальной экономике. Проблема рационального использования  природных ресурсов и обеспеченности ими в будущем является центральной  проблемой экономического развития, важнейшим условием формирования конкурентоспособного типа воспроизводства национального  богатства.

Современное состояние природно-ресурсного потенциала России, включающего минерально-сырьевую базу экономики, водные, земельные, лесные и климатические ресурсы, требует  проведения специальных правительственных  мероприятий по ликвидации, причиненного природной среде ущерба и восстановлению количественных и качественных характеристик. Проблема сводится к необходимости  гарантировать комплексный подход, включающий налаживание ресурсосбережения (использование определенного количества ресурсов с максимальной отдачей, с  наименьшими затратами); обеспечить экологическую защиту; подготовить  условия для возобновляемости ресурсов (создание заменителей отдельных ресурсов) и безотходности их использования (создание безотходных технологий); наладить эффективное управление распределением природно- ресурсного потенциала и рациональной эксплуатацией природных ресурсов.

Продвижение по указанным направлениям зависит от комплекса мероприятий, способствующих увеличению отдачи от использования природно-ресурсного потенциала с учетом ограничений, вытекающих из возможностей решения каждой названной  проблемы использования этого потенциала.

2.3 Прогноз развития  структуры национального богатства

Чтобы воздействовать на структуру  национального богатства, необходимы специальные меры экономической  и социальной политики государства. В области экономической политики необходимо формирование, в соответствии с установленными целями и отобранными приоритетами, эффективной структуры управления, которая бы с наименьшими ресурсными затратами позволяла создавать продукцию и услуги с высокой долей добавленной стоимости. В области социальной политики главным направлением является формирование новой социальной структуры общества различными путями: посредством увеличения доли домашнего имущества (стимулирования кредитов для жилищного строительства), снижения уровня дифференциации доходов населения (установления прогрессивной шкалы налогообложения), повышения эффективности функционирования и использования всех видов собственности и защиты права собственности.

Очевиден недостаток основного  капитала в отраслях социальной сферы  и необходимо увеличивать национальное богатство путем модернизации социальной сферы. Согласно прогнозу динамики структуры  национального богатства России до 2025 г., предполагается увеличение непроизводственных и потребительских активов (потребительский сектор, домохозяйства) за счет сокращения элементов производственных фондов и материальных запасов.

Поскольку предполагаемые изменения  макроэкономической динамики охватывают довольно продолжительный период, можно  заключить, что приведенные цифры  отражают скорее внутренний структурный  генезис национальной экономики, чем  учитывают правительственные воздействия  в рамках макроэкономической структурной  политики (табл.4).

 

Таблица 4. Прогноз динамики и структуры  национального богатства РФ до 2025 года

Современное состояние национального  богатства и приведенные прогнозируемые показатели свидетельствуют о низкой эффективности и недостаточной  подготовленности социальной инфраструктуры России для осуществления в нее  значительных по объемам капиталовложений. При проведении прогнозных оценок ориентиры  инвестирования устанавливаются экспертами согласно стандартам развитых зарубежных стран. Приведенные цифры рассчитаны с использованием нормативного метода, а не только являются отражением общей, более высокой организованности национальной хозяйственной системы  и целесообразной экономической  политики. В свою очередь последняя, по мнению академика РАН А.И. Абалкина, будучи подвержена, как и любой  экономический процесс, “эффекту кумулятивной” причинности, выступает своеобразным общественным благом и исполняет функцию фактора хозяйственного развития.

Таким образом, новая социальная структура  общества должна соответствовать складывающейся структуре экономики и одновременно позволять ей развиваться, т.е. она  должна воспроизводить такую систему  ценностей и стимулов, которые  бы обеспечивали конкурентный процесс, позволяющий оценить и отобрать социально значимые результаты.

В составе факторов, влияющих на размер и структуру совокупного экономического потенциала, его динамику в каждом конкретном периоде, можно выделить:

1) объем и доступность всех  имеющихся видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых);

2) достигнутый страной уровень  технического развития, определяющий  качество и производительность  технологической базы экономики;

3) накопленный страной задел  в области фундаментальных и  прикладных научных исследований, уровень подготовки кадров, характеризующий  качество трудовых ресурсов страны.

В результате согласованного взаимодействия названных факторов в составе  совокупного экономического потенциала формируются природно- ресурсный, производственный, трудовой, финансовый, научный (инновационный), внешне экономический и другие потенциалы национальной хозяйственной системы страны.

Таким образом, национальное богатство - это совокупность материальных ресурсов, накопленных продуктов прошлого труда, учтенных и вовлеченных в  экономический оборот природных  богатств, которыми общество располагает  на определенный момент времени.

Национальное богатство выступает  в форме совокупности материальных и нематериальных благ различного назначения и использования. Непрерывное пополнение богатства (его простое и расширенное  воспроизводство) осуществляется за счет произведенного продукта. Показатели богатства характеризуют материальные условия общественного производства и жизни общества в целом в  каждый данный момент, а объем общественного  продукта выступает как результат  процесса производства за определенный период времени, а также как источник возмещения потребленных элементов  богатства и его увеличения. В  то же время показатели объема накопленного богатства и общественного продукта отражают экономическую мощь, экономический  потенциал страны.

Россия имеет мощный и разнообразный  природно-ресурсный потенциал, способный  обеспечить необходимые объемы собственного потребления и экспорта. В стране открыто и разведано около 20 тыс. месторождений полезных ископаемых. Она находится на первом месте  в мире по запасам большинства  природных ресурсов, в том числе  по запасам природного газа, каменного  угля, железных руд, ряда цветных и  редких металлов, торфа, а также занимает ведущее место по запасам земельных, водных и лесных ресурсов.

Основной частью нефинансовых непроизведенных активов является земля. Земельная площадь России по состоянию на 2010 г. составляла 1709,8 млн. га, (свыше 17 млн. кв. км), из них на лесные земли приходилось 50,5%, на сельскохозяйственные угодья - 12,9%, болота - 12,4% и другие земли (под древесно-кустарниковой растительностью, под дорогами, под застройками, нарушенные земли и пр.) - 24,2%.

В настоящее время в динамике совокупной стоимости национального  богатства без учета стоимости  земли, недр и лесов основные фонды, включающие не завершенное строительство, составляют 82%, из них основные фонды - 72%, материальные оборотные средства - 7%, а домашнее имущество - 11%. Таким  образом, наиболее весомым по объему и удельному весу элементом структуры  национального богатства выступают  основные фонды.

Наряду с высоким износом  основных фондов, в российской экономике  сохраняется ограниченность мощностей  объектов производственной инфраструктуры, в состав которой входят электроэнергетика, железные и автомобильные дороги, магистральные нефте-, газо- и продуктопроводы, морские порты, аэропорты, коммунальное хозяйство. Техническое состояние объектов производственной инфраструктуры, их пропускная и провозная способность не в полной мере соответствуют современным требованиям, и относится к числу факторов, сдерживающих развитие национальной экономики.

Отмечается недостаток инвестиционных вложений в объекты производственной инфраструктуры, находящиеся в собственности как государства, так и коммерческих структур. Низкое качество технической базы российской экономики является одним из основных факторов, сдерживающих экономический рост при расширении платежеспособного спроса.

Проблемы эффективного использования  элементов национального богатства  в пореформенный период функционирования Российской экономики многообразны. Указывается на не востребованность человеческого капитала, сокращение качества трудового потенциала, снижение профессионального уровня работающих. Специалисты отмечают прогрессирующее старение основных фондов, разрушение производственной базы, стагнацию наукоемкого и инновационного секторов экономики.

Заключение

В рамках данной темы работы особый интерес  представляло изучение особенностей национального  богатства страны.

В экономической литературе существовали самые разнообразные подходы  к определению содержания национального  богатства.

Можно сказать, что национальное богатство, как часть национального достояния  государства, - есть совокупность материальных ценностей, накопленных и созданных  обществом в процессе его жизнедеятельности  на данный момент времени.

Информация о работе Национальное богатство России