Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2014 в 15:26, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и методических основ изучения национального богатства, а так же проведение анализа национального богатства Российской Федерации за 2010-2012 гг. Исходя, из указанной цели в работе ставятся следующие задачи:
• Охарактеризовать сущность и структуру национального богатства;
• Рассмотреть основные элементы и систему показателей национального богатства;
• Изучить методы анализа и оценки показателей статистики национального богатства;
• Исследовать основные фонды в системе национального богатства РФ
• Выявить основные тенденции развития национального богатства РФ;
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические и методические основы изучения национального богатства…………………………………………………………..………...5
1.1. Сущность и состав национального богатства…...…………...……....…5
1.2. Основные элементы и система показателей национального богатства……………………………………………..…………………...……6
Глава 2. Анализ национального богатства России……………………………….13
2.1. Национально богатство Российской Федерации……………………...13
2.2. Основные фонды в системе национального богатства Российской Федерации………………………………………………………………16
2.3. Тенденции развития национального богатства России………………20
Заключение………………………………………………………………….………24
Список использованных источников и литературы…………..………….………27
В условиях ускорения экономического роста, наблюдающегося в России с начала 2011-х годов, данная закономерность имеет прогрессивный характер, соответствует общемировым тенденциям развития рыночного хозяйства.
В период рыночных преобразований в России наблюдаются позитивные тенденции в изменении структуры основных фондов по формам собственности (табл. 2.3).
Таблица 2.3
Основные фонды по формам собственности (на конец года; по полной учетной стоимости; в % к итогу)*
Годы |
Все основные фонды |
В том числе по формам собственности | |
государственные |
негосударственные | ||
2010 |
100,0 |
91,0 |
9,0 |
2011 |
100,0 |
43,0 |
57,0 |
2012 |
100,0 |
40,0 |
60,0 |
За период 2010—2012 гг. удельный вес государственной собственности в стоимости основных фондов существенно снизился, а негосударственной — возрос. Так, на конец 2012 г. основные фонды, находящиеся в государственной собственности, составили 40%, в негосударственной — 60%.
На 2012 год качественное состояние основных фондов национальной экономики характеризуется высоким уровнем физического и морального износа, что ограничивает возможности их использования для выпуска конкурентоспособной продукции (товаров, работ, услуг). В среднем степень износа основных фондов организации по отраслям экономики составила около 44,0% .
Наиболее высока степень износа основных фондов в организациях промышленности (51,4%), сельского хозяйства (46,5%), торговли и общественного питания (56,2%).
Промышленное производство в 2011 г. снизилось по сравнению с 2010 г. на 37%. При этом продукция топливной промышленности — лишь на 20%, цветной металлургии — на 24, черной металлургии — на 26%. В то же время продукция машиностроения сократилась на 43%, легкой промышленности — в 6 раз. По сравнению с 2010 в 2011 г. производство металлорежущих станков снизилось более чем в 11 раз, кузнечно-прессовых машин — в 23 раза, турбин — более чем в 3, тракторов — в 23, ткацких станков — в 60 раз.
Наряду с высоким износом основных фондов, в российской экономике сохраняется ограниченность мощностей объектов производственной инфраструктуры, в состав которой входят электроэнергетика, железные и автомобильные дороги, магистральные нефте-, газо- и продуктопроводы, морские порты, аэропорты, коммунальное хозяйство. Техническое состояние объектов производственной инфраструктуры, их пропускная и провозная способность не и полной мере соответствуют современным требованиям и относится к числу факторов, сдерживающих развитие национальной экономики.
Специалистами отмечается недостаток инвестиционных вложений, в объекты производственной инфраструктуры, находящиеся в собственности как государства, так и коммерческих структур. Низкое качество технической базы российской экономики является одним из основных факторов, сдерживающих экономический рост при расширении платежеспособного спроса.
2.3. Тенденции
развития национального
Проблемы эффективного использования элементов национального богатства в пореформенный период функционирования Российской экономики многообразны. В научной литературе указывается на не востребованность человеческого капитала, неумение использовать в должном объеме его возможности, а также на сокращение качества трудового потенциала, снижение профессионального уровня работающих. Специалисты отмечают прогрессирующее старение основных фондов, разрушение производственной базы, стагнацию наукоемкого и инновационного секторов экономики.
Современное состояние природно-ресурсного потенциала России, включающего минерально-сырьевую базу экономики, водные, земельные, лесные и климатические ресурсы, требует проведения специальных правительственных мероприятий по ликвидации причиненного природной среде ущерба и восстановлению количественных и качественных характеристик. Проблема сводится к необходимости гарантировать комплексный подход, включающий налаживание ресурсосбережения (использование определенного количества ресурсов с максимальной отдачей, с наименьшими затратами); обеспечить экологическую защиту; подготовить условия для возобновляемости ресурсов (создание заменителей отдельных ресурсов) и безотходности их использования (создание безотходных технологий); наладить эффективное управление распределением природно-ресурсного потенциала и рациональной эксплуатацией природных ресурсов.
Продвижение по указанным направлениям зависит от комплекса мероприятий, способствующих увеличению отдачи от использования природно-ресурсного потенциала с учетом ограничений, вытекающих из возможностей решения каждой названной проблемы использования этого потенциала.
Чтобы воздействовать на структуру национального богатства, необходимы специальные меры экономической и социальной политики государства. В области экономической политики необходимо формирование, в соответствии с установленными целями и отобранными приоритетами, эффективной структуры управления, которая бы с наименьшими ресурсными затратами позволяла создавать продукцию и услуги с высокой долей добавленной стоимости. В области социальной политики главным направлением является формирование новой социальной структуры общества различными путями: посредством увеличения доли домашнего имущества (стимулирования кредитов для жилищного строительства), снижения уровня дифференциации доходов населения (установления прогрессивной шкалы налогообложения), повышения эффективности функционирования и использования всех видов собственности и защиты права собственности
Ряд видных российских ученых указывает на очевидный недостаток основного капитала в отраслях социальной сферы, и они солидарны в том, что увеличивать национальное богатство необходимо путем модернизации социальной сферы. Согласно прогнозу динамики структуры национального богатства России до 2025 г., предполагается увеличение непроизводственных и потребительских активов (потребительский сектор, домохозяйства) за счет сокращения элементов производственных фондов и материальных запасов (табл. 2.4). Поскольку предполагаемые изменения макроэкономической динамики охватывают довольно продолжительный период, можно заключить, что приведенные цифры отражают скорее внутренний структурный генезис национальной экономики, чем учитывают правительственные воздействия в рамках макроэкономической структурной политики.
Таблица 2.4
Прогноз динамики и структуры национального богатства РФ до 2016 года*
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 | |
Национальное богатство, % |
100 |
102 |
105 |
108 |
112 |
116 |
120 |
Натурально-вещественная структура национального богатства: |
|||||||
|
66 |
65 |
65 |
65 |
64 |
65 |
65 |
|
15 |
14 |
13 |
12 |
12 |
10 |
10 |
|
19 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
25 |
Воспроизводственная структура: |
|||||||
|
56 |
55 |
54 |
52 |
51 |
51 |
50 |
|
44 |
45 |
46 |
48 |
49 |
49 |
50 |
Современное состояние национального богатства и приведенные в табл. 2.4 прогнозируемые показатели свидетельствуют о низкой эффективности и недостаточной подготовленности социальной инфраструктуры России для осуществления в нее значительных по объемам капиталовложений. При проведении прогнозных оценок ориентиры инвестирования устанавливаются экспертами согласно стандартам развитых зарубежных стран. Приведенные цифры рассчитаны с использованием нормативного метода, а не только являются отражением общей, более высокой организованности национальной хозяйственной системы и целесообразной экономической политики. В свою очередь последняя, по мнению академика РАН А.И. Абалкина, будучи подвержена, как и любой экономический процесс, “эффекту кумулятивной” причинности, выступает своеобразным общественным благом и исполняет функцию фактора хозяйственного развития.
Таким образом, новая социальная структура общества должна соответствовать складывающейся структуре экономики и одновременно позволять ей развиваться, т.е. она должна воспроизводить такую систему ценностей и стимулов, которые бы обеспечивали конкурентный процесс, позволяющий оценить и отобрать социально значимые результаты.
Итак, национальное богатство, ВВП входят в число наиболее важных для национальной экономики макроэкономических категорий, а числовые характеристики их объема — представительные агрегатные показатели, позволяющие оценить совокупный экономический потенциал страны.
В составе факторов, влияющих на размер и структуру совокупного экономического потенциала, его динамику в каждом конкретном периоде, можно выделить14:
1) объем и доступность всех имеющихся видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых);
2) достигнутый
страной уровень технического
развития, определяющий качество
и производительность
3) накопленный
страной задел в области
В результате согласованного взаимодействия названных факторов в составе совокупного экономического потенциала формируются природно-ресурсный, производственный, трудовой, финансовый, научный (инновационный), внешне экономический и другие потенциалы национальной хозяйственной системы страны. Каждый из них имеет определенные особенности закономерности развития, количественные и качественные характеристики.
Заключение
Таким образом, в результате проделанной работы и проведенного анализа, можно сделать выводы, что категория “совокупный экономический потенциал национальной хозяйственной системы страны” представляет собой слаженное по структуре и многоаспектное по содержанию и значению явление. Наиболее распространенным измерителем совокупного экономического потенциала национальной экономики выступает национальное богатство.
Национальное богатство – важнейшая социально-экономическая категория, используемая для оценки экономического потенциала и уровня экономического развития страны. 15Оно охватывает практически все экономические блага, находящиеся в распоряжении страны. Именно поэтому национальное богатство является лучшим измерителем уровня развития страны и жизни населения. Национальное богатство - один из важнейших показателей экономической мощи страны, представляющий собой денежное выражение всей совокупности потребительных стоимостей, накопленных обществом за весь предшествующий период по состоянию на определенную дату.
Согласно современным статистическим представлениям в объем национального богатства включается:
Система показателей национального богатства включает в себя следующие основные характеристики:
1. показатели накопленного имущества, произведенных материальных и нематериальных активов – их наличия (объема), состава и структуры, воспроизводства, состояния и использования;
2. показатели
наличия, состояния и оценки природных
ресурсов и других
3. показатели
динамики всех активов
Национальное богатство определяется, как правило, в действующих (текущих) ценах, что обеспечивает оценку его реального объема в современных условиях ценообразования и увязку с другими социально-экономическими показателями. Важным моментом для определения общего объема национального богатства является наиболее полная оценка его элементов.
Для определения общего объема основных фондов, их вещественной и отраслевой структуры, а также для исчисления износа (амортизации) основных фондов, анализа их воспроизводства применяется стоимостная (денежная) оценка.
Национальное богатство России – это достояние каждого жителя страны, поэтому необходимо законодательно и институционально разработать такие механизмы, которые гарантировали бы каждому гражданину и будущим поколениям равное право на получение дохода от использования не восполняемых природных богатств. Необходима смена экономической парадигмы, переориентация с сырьевой на инновационную модель развития народного хозяйства. Приоритетное развитие науки и наукоемких отраслей позволит более рационально использовать национальное богатство, будет способствовать увеличению в нем доли человеческого капитала. На 2011 год национальное богатство Российской Федерации насчитывало 115332288 млн. рублей. По состоянию на конец 2010 г. основные фонды в экономике России по полной учетной стоимости составили 42 трлн. 308 млрд. руб.
Информация о работе Национальное богатство страны, его сущность, состав и значение