Национальный рынок труда и движение рабочей силы на нем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 19:04, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшими индикаторами на рынке труда являются показатели уровня экономической активности населения, его занятости и безработицы. Повышение этих показателей ведет к несомненному улучшению рынка труда и его благосостояния.
Цель данного исследования - показать сущность рынка труда и проблемы его формирования на примере одного предприятия. Объект исследования – предприятие ООО «Пульсар». Это предприятие имеет сеть аптечных пунктов в г. Липецке. Предмет исследования – рынок труда и движение рабочей силы на нем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие национального рынка труда………………………………….4
Сущность национального рынка труда………………………………………4
Движение рабочей силы на национальном рынке труда…………………...8
Роль государственных служб занятости на рынке труда….……………...15
Глава 2. Анализ состава персонала и его движения в ООО «Пульсар»……..19
2.1 Характеристика предприятия ООО «Пульсар»……………………………19
2.2 Анализ состава персонала ООО «Пульсар»………………………………21
2.3 Анализ движения кадров на предприятии ООО «Пульсар»……………24
Глава 3. Совершенствование использования персонала в ООО «Пульсар»..29
3.1 Выводы и предложения по проведенному исследованию………………29
3.2 Рекомендации по совершенствованию управления движением персонала предприятия ООО «Пульсар»…………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………..32
Список литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

рынок труда.doc

— 392.50 Кб (Скачать файл)

Маятниковая миграция — особый вид миграции, представляющий собой передвижение работающих к месту работы из одного региона в другой и обратно к месту своего жительства в случае, если срок отсутствия лица на постоянном месте жительства составляет менее одной недели, Как правило, это ежедневные (регулярные) перемещения рабочей силы из одного населенного пункта в другой (на работу и обратно). Сезонная миграция связана с расширением фронта работ в определенные периоды года, чаще всего в сельском хозяйстве.

  1. По способу организации выделяют организованную и стихийную миграцию. Организованная миграция осуществляется с помощью государственных или общественных органов либо предприятий. Стихийная (самостоятельная, или неорганизованная) миграция осуществляется силами и средствами самих мигрантов. С позиций принятых в стране норм действующего законодательства можно выделить легальную и нелегальную миграцию. Легальная (законная) миграция осуществляется в рамках закона. Нелегальная (незаконная) миграция — это миграция, осуществляемая с нарушением законодательства, не оформленная соответствующими документами. К субъектам незаконной миграции относятся иностранцы, въезжающие в страну (граждане, выезжающие из страны) с нарушением установленных правил и пытающиеся использовать ее территорию для въезда в третьи страны. Кроме того, к этой категории относятся лица, прибывающие в страну для ведения нелегальной профессиональной деятельности, в том числе незаконного характера, включая торговлю оружием и наркотиками, переправку рабочей силы за рубеж.
  2. По характеру перемещения различают добровольную и вынужденную миграцию. Добровольная миграция осуществляется по желанию мигранта. В отличие от нее вынужденная миграция обусловлена причинами, не зависящими от желания мигранта. Например, причинами могут служить различные конфликты (вооруженные, межнациональные), а также сложившиеся политические и социально-экономические условия. Субъектами вынужденной миграции являются лица, ищущие убежище на территории данной страны, беженцы, вынужденные переселенцы и перемещенные лица. Иными словами, это лица, вынужденные покинуть место своего постоянного жительства вследствие совершенного в отношении них насилия или преследования в иных формах. 

Приведенная структура миграции может быть расширена и дополнена за счет использования иных критериев оценки, учета различных факторов, ее обусловливающих, и в зависимости от позиций авторов, с которых рассматривается территориальная мобильность рабочей силы. Так, территориальное движение рабочей силы является частью процесса трудовых перемещений, обусловленных трудовой деятельностью. В этой связи целесообразно выделить трудовую миграцию.

Оборот рабочей  силы и рабочих мест — важнейшие составляющие функционирования рынка труда. Оценка динамичности потенциала рынка труда имеет важное значение, так как позволяет определить: как реагируют экономические агенты на новые условия трудовой активности, в каких формах и какими темпами осуществляется реструктуризация занятости, какие группы работников активнее включены в процесс адаптации. Это лишь часть проблем, относящихся к динамике рынка труда. Появление новых рынков или упадок старых, техническое перевооружение предприятий и отраслей, усиление или ослабление внутренней и международной конкуренции, различия в местных условиях ведения бизнеса приводят к изменению общего числа рабочих мест, их перераспределению между отдельными предприятиями и в конечном счете — к переливу рабочей силы.

Движение рабочей  силы характеризуется показателем трудовой мобильности — валовым оборотом рабочей силы, который представляет собой сумму случаев найма и выбытия работников за определенный период (квартал или год). Валовой оборот рабочей силы отражает перемещения работников на рабочие места независимо от того, какие это рабочие места — вновь созданные, существующие в течение всего рассматриваемого периода или подвергшиеся ликвидации. Разность между наймом и выбытием представляет собой чистое изменение занятости, которое может быть как положительным, так и отрицательным. Наем и выбытие связаны с перемещением работников между тремя основными состояниями на рынке труда — экономической неактивностью, безработицей и занятостью. Относительные показатели движения рабочей силы рассчитываются в процентах от среднегодовой численности занятых. Интенсивность движения рабочей силы измеряется коэффициентом найма и коэффициентом выбытия.

Коэффициент найма  рабочей силы рассчитывается по формуле

Кн = Чнс.г.

где Чн — число случаев найма работников в течение года; Чс.г — среднегодовая численность занятых.

Коэффициент выбытия рабочей силы определяется по формуле

Кв = Чв / Чс.г  ,

где Чв — численность работников, выбывших в течение года.

 Коэффициент валового оборота рабочей силы определяется по формуле

Коб.р.с = (Кн + Кв)/Чс.г 

Валовой оборот рабочей  силы можно разделить на две части: первую составляет чистое изменение занятости, вторую — так называемый дополнительный оборот. Дополнительный оборот рабочей силы возникает при прямых перемещениях работников с одного места на другое; при замене работников, выбывающих из состава экономически активного населения; при наличии качественных несоответствий между спросом и предложением труда и т. д. Дополнительные перемещения сверх чистого изменения занятости называют избыточным оборотом рабочей силы. Как высокие, так и низкие темпы движения рабочей силы имеют свои плюсы и минусы. Высокая мобильность свидетельствует об отсутствии серьезных барьеров на пути перераспределения трудовых ресурсов, о способности предприятий и самих работников быстро реагировать на изменения в условиях спроса и предложения на рынке труда. Низкая мобильность свидетельствует о сильной мотивации работников, их преданности целям организации и может быть результатом значительных инвестиций в специальную подготовку.

Движение рабочих мест является частью движения рабочей силы. Оборот рабочих мест не может быть больше оборота рабочей силы, но вполне может быть меньше. Это объясняется несколькими причинами: заполнение вновь созданного рабочего места далеко не всегда удается с первой попытки; наем и выбытие могут повторяться на рабочих местах, которые не вовлечены в движение; появление нового рабочего места на каком-либо предприятии может порождать цепочку перемещений работников между целой группой организаций. Разность между валовым оборотом рабочей силы и валовым оборотом рабочих мест позволяет выйти на важный показатель, характеризующий направленность перераспределительных процессов, — холостой оборот рабочей силы. Он показывает, какая часть перемещений работников не была продиктована перераспределением рабочих мест между предприятиями и осуществлялась независимо от него.

Коэффициент избыточного  перераспределения рабочих мест является одним из важнейших индикаторов  реструктуризации занятости: чем активнее она осуществляется, тем выше оказывается доля дополнительного оборота в валовом обороте рабочих мест. Высокое значение этого показателя означает, что структурная перестройка не встречает серьезных ограничений на рынке труда и потери рабочих мест компенсируются их наращиванием в растущих секторах. Холостой оборот рабочей силы выполняет важную экономическую функцию, обеспечивая более точное соответствие между качественными характеристиками рабочей силы и рабочих мест. Это один из ключевых факторов повышения производительности труда.

Два типа данных являются источниками информации о движении рабочих 
мест и рабочей силы в российской экономике: отчеты или опросы предприятий и обследования домохозяйств. Сведения, представляемые предприятиями, позволяют оценить показатели найма и выбытия напрямую. Такие оценки охватывают не все сектора экономики и не все категории занятых (мелкие предприятия, самозанятые и др.). В ходе обследования рабочей силы полученная информация свободна от искажений, возникающих при слиянии, поглощении и разъединении предприятий, способных создать ошибочное представление о перемещениях работников. При использовании данной информации число случаев найма можно оценить исходя из численности лиц, перешедших из состояния безработицы или неактивности в состояние занятости, а также сменивших место работы. Аналогичным образом можно оценить количество выбытий. Но такие расчеты возможны только при наличии панельных данных. 

Интенсивность движения рабочей силы заметно варьируется по отраслям, регионам и профессиональным группам, предприятиям разного типа. Распределение отраслей по интенсивности найма и выбытия рабочей силы остается в последние годы относительно стабильным. Максимальный уровень найма был характерен для жилищно-коммунального хозяйства и бытового Обслуживания, строительства. Самый низкий уровень приема на работу наблюдался в сельском хозяйстве и науке, самый низкий уровень выбытия — в управлении и образовании. Движение рабочей силы имеет явно выраженную региональную специфику. Межрегиональная дифференциация в обороте рабочей силы, подобно отраслевой, оставалась достаточно устойчивой в последнее десятилетие. В то же время географическая мобильность населения была сравнительно невелика, что объясняется относительной замкнутостью региональных рынков труда в России.

Значительная вариация в  показателях трудовой мобильности  прослеживается и между различными профессиональными группами. Дифференциацию в трудовой мобильности можно обнаружить между рабочими и специалистами, квалифицированными и неквалифицированными рабочими. Предприятия более всего склонны нанимать либо высококвалифицированных рабочих по определенной номенклатуре профессий, либо низкоквалифицированных рабочих для  малооплачиваемых работ. В то же время число увольнений для рабочих намного выше, чем для руководителей, специалистов или служащих. Интенсивность движения рабочей силы зависит от структурных характеристик предприятий. Валовой оборот рабочей силы в последние годы на небольших предприятиях был почти вдвое выше, чем на предприятиях-гигантах. На движение рабочей силы оказывают влияние результаты хозяйственной деятельности, уровень заработной платы на предприятиях.

 

 

    1. . Роль государственных служб занятости на рынке труда

Государственная политика  занятости, степень ее реалистичности  и регулирующего влияния на сферу занятости и рынок труда  и программы  содействия занятости  зависят от учета двух исходных положений: направленности общей стратегии занятости и характера ее адаптированности  к специфическим условиям  развития  на определенном этапе. Учет общей стратегии занятости, зафиксированной в законе «О занятости населения РФ», показывает  как бы общую направленность действий, которую  следует учесть в конкретной политике  занятости  на определенный период времени. Это позволит добиться того, чтобы меры  государственной политики краткосрочного действия  не противоречили объективным тенденциям развития занятости и становления рынка труда, рассчитанным на многие годы.

  Государственная политика  занятости - это часть социально-экономической политики развития страны, которая нацелена на комплексное и взаимосвязанное с макроэкономическими условиями решение проблем занятости в интересах полного и эффективного  использования трудового потенциала и его развитие.

Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на рабочую силу в государственном  секторе экономики, но и регулирует его в частном, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики.

  Современная государственная  политика не может базироваться  на идее, что социальное развитие  должно отойти на второй план  по отношению к экономическому  благополучию. Напротив, задача состоит  в том, чтобы обеспечить одновременно  и экономический, и социальный прогресс в сочетании со стремлением к полной занятости и гибкой государственной системе социальной поддержки населения.

  При таком понимании  роли социальной и экономической  составляющих развития безработица   не может рассматриваться как  экономически оправданная. Сокращается покупательная способность населения, бюджеты  теряют налогоплательщиков, а предприятия- кадры, увеличивается риск социальной изоляции, дополнительные расходы на поддержку безработных усиливают налоговое  бремя. Устранение или смягчение воздействия причин, порождающих безработицу, становится  непременным условием социальной  и экономической стабильности устойчивости развития, успеха проведения реформ.

  Состояние рынка труда  является результатом влияния  множества  экономических и социальных факторов, равно как и сам рынок  труда становится  силой, воздействующей на них. Поэтому нейтрализация   безработицы может  достигаться  в более широком  контексте экономических, социальных, образовательных и других направлений политики. В частности, тесная связь занятости и экономики крайне  необходима для обеспечения стабильного роста производства  и занятости. 

    Политика, которая  улучшает  функционирование рынка  труда  и способствует приспособлению  рабочей силы  к структурным  переменам, снижает риск падения  экономического роста, позитивно влияет  на возможности стабилизации развития.  Соответственно, чем более успешной будет  политика, направленная  на поддержание  безинфляционного роста на макроэкономическом уровне, тем лучше  будут перспективы  занятости и рынка труда. Поэтому  важнейшей  целью  является разумное сочетание всех направлений политики, влияющих на уровень и качество спроса и предложения  рабочей силы.

  С точки зрения  на занятость, эффективность макроэкономической политики должна определяться  ее позитивным воздействием на способность экономики поддерживать баланс  между повышением производительности на стадии подъема и созданием рабочих мест для безработных граждан, а также тех, кто впервые или повторно вступает на рынок труда. Повышение и поддержание высокой способности экономики и безинфляционной «генерации занятости» в целом составляет задачу экономической политики.

Сегодня роль служб занятости  весьма многообразна. Государство возложило  на них следующие основные задачи:

• организовывать рынок труда  таким образом, чтобы вакансии заполнялись  как можно быстрее наиболее квалифицированными работниками, чтобы текущий и  перспективный спрос на лиц определенных профессий соответствовал предложению  на рынке труда;

 • предлагать и осуществлять меры по созданию новых рабочих мест;

Информация о работе Национальный рынок труда и движение рабочей силы на нем