Неравенство доходов. Социальная справедливость. Система социальной защиты и ее развитие в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить проблемы неравенства доходов и рассмотреть систему социальной защиты в Республике Беларусь.
Методы исследования: анализ, графический метод.
Исследования и разработки: проведена оценка дифференциации доходов населения Республики Беларусь, изучен теоретический материал по данной теме, проведен анализ системы социальной защиты Республики Беларуси, сделаны выводы относительно системы социальной защиты Республики Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………4
1.НЕРАВЕНСТВО ДОХОДОВ…………………………………..6
1.1 Виды доходов и причины их неравенства…………………...6
1.2 Показатели неравенства доходов.Оценка дифференциации доходов в Республике Беларусь и тенденция её изменения……….8
1.3 Концепции социальной справедливости……………............11
2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ…………………………………………………………15
2.1. Континентальная модель социальной защиты (Германия, Франция) …………………………………………………………..15
2.2. Англосаксонская модель социальной защиты (Великобритания)…………………………………………………………………18
2.3. Скандинавская модель социальной защиты (Швеция)…….20
2.4. Южно-европейская модель социальной защиты (Италия)...21

3. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………22

Заключение…………………………………………………………28
Список использованных источников……………………………..30
Приложения………………………………………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya2.docx

— 225.47 Кб (Скачать файл)

На основании изученных  методов определения показателей  неравенства доходов, можно изучить тенденцию изменения дифференциации доходов в Республике Беларусь. Было проведено сравнения распределения доходов по 20-процентным группам населения. В данном случае будет рассматриваться группы наиболее обеспеченных и наименее обеспеченных групп населения. Так например, соотношение между наиболее и наименее обеспеченными группами населения в 2000 г. составила в 4 раза, в 2005 – 3,7 раза, в 2009 – 3,8 раза, 2010 – 3,9 раза, в 2011г. – 4,0 раза. Коэффициент Джини в 2000 составил – 0,270 , в 2011 – 0,284[12]. 

На основании вышеизложенного  можно сделать вывод о тенденции  сохранения устойчивого положения дифференциации доходов населения, приведен показатель Джини, который говорит о небольшом ухудшении ситуации в сфере распределения доходов. Здесь также следует учитывать сведения о росте доходов населения за период январь-октябрь 2012 на 18,1% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года.

 

 

 
1.3 Концепции социальной справедливости 

Одной из основных составляющих государственного регулирования социального развития и социальной политики является социальная защита населения. 

Социальная защита – комплекс мер, осуществляемых государственными и общественными организациями по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддержанию жизни и деятельного существования человека, сохранение социальной справедливости[4, c. 81].

Возникает вопрос: что стоит считать социальным справедливым в национальной экономике рыночного типа?

1) материальное благополучие каждого члена и его социальный статус должны соответствовать личному вкладу в благополучие страны;

2) каждому члену общества должен быть гарантирован минимум средств существования при возникновения критической ситуации (пособия по безработице , пенсионные выплаты и т.д.);

3)состоятельная часть населения должна вносить больший вклад в развитие общегосударственных программ [7 , с.621].

Но раз существует справедливость, значит должна существовать «обратная сторона справедливости». Здесь можно выделить несколько ключевых позиций по данной точке зрения:

1) в большинстве своем подавляющая масса населения – это лица наемного труда. Поэтому ведущим фактором восприятия социальной несправедливости выступает любая недооценка труда  как фактора распределения дохода; 
 2) наличие нечестных доходов (воровство , взятки , вымогательство, спекуляции и т.д. ) , что приводит к необоснованному обогащению группы лиц;

3) чрезмерная имущественная дифференциация и концентрация собственности в руках узкой группы лиц;

4) инфляционное обесценивание заработной  платы, товарный дефицит, рост налогов, сокращение возможностей к сбережениям, рост тарифов на коммунальные и другие услуги;

5) доминирование экономических показателей в ущерб экономическим(повышая производительность труда это может сопровождаться сокращением численности работников);

6) наличие неравных возможностей в получении базовых социальных услуг (лечение, образование и т.д.)[7 , с.622].

Анализируя все вышесказанное можно сказать, что основной целью социальной политики государства будет являться: обеспечение социальной справедливости, что предполагает : повышение уровня жизни населения вслед за ростом производительности труда , стимулирование развития человеческого капитала , сохранения воспроизводственной функции семьи (пособия многодетным семьям , льготные кредиты и т.д.),снятие любых признаков дискриминации трудовой деятельности.

Современная социальная политика предполагает совместную деятельность государства и профсоюзов, общественных фондов и др.[7, с.639].Основной функцией социальной политики являются: сохранения социального мира (справедливости), стимулирование экономической активности населения (поддерживая покупательную способность социально уязвимого населения).  

При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встаёт вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. В качестве главных приоритетов социальной политики можно выделить:

    1. обеспечение человеку от рождения до старости нормальных условий жизни и развития;
    2. создание условий для функционирования семьи как первичной ячейки общества, особое внимание оказывать матерям;
    3. обеспечение экономической безопасности, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;
    4. обеспечение эффективной защищенности населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации.

К субъектам социальной политики относятся органы законодательной  и исполнительной власти различных  уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики. 
 Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги) 
 Рассмотрены концепции социальной справедливости с двух сторон: со стороны понятия этой справедливости и с обратной стороны. Описаны основные концепции социальной политики и ее приоритеты.  

В следующей главе будут  рассмотрены основные зарубежные модели построения социальной защиты.

 

 
2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В  ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

 
 У каждого государства в силу сложившихся исторических обстоятельств и национальных тенденций сложились свои мировоззрения проведения социальной политики. Но различают три основные модели проведения социальной политики: либеральная (наравне с англосаксонской), социал-демократическая(Скандинавская) и континентально-европейская (консервативная).

 

2.1. Континентальная модель социальной защиты (Германия, Франция)

 

Континентальная модель построена  на принципе обязательного трудового участия и зависимости степени социального обеспечения от эффективности и продолжительности труда. Наиболее полно эта модель реализована в Германии. Здесь впервые в мире в 1880 г. было введено медицинское страхование, а затем приняты законы о страховании от болезни лиц промыслового труда (1884 г.) и от несчастных случаев на производстве (1855 г.), закон об инвалидности и страховании по старости (1891 г.). Континентальная модель (модель Бисмарка) устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и длительностью профессиональной деятельности. В ее основе лежит социальное страхование, услуги которого финансируются в основном за счет взносов работодателей и застрахованных. В основе этой модели лежит принцип профессиональной солидарности, предусматривающий существование страховых фондов, управляемых на паритетных началах наемными работниками и предпринимателями. Они аккумулируют социальные отчисления из заработной платы, из которых и производятся страховые выплаты. Финансирование таких систем, как правило, не осуществляется из государственного бюджета, так как принцип бюджетной универсальности противоположен такой модели социальной защиты. Однако в современных условиях существования социального государства в Европе с его обширной сетью социальных программ, эта модель социальной защиты, как правило, не всегда основывается только на данном принципе. Поэтому для малообеспеченных членов общества, не имеющих возможности получать страховые социальные выплаты по ряду причин (например, вследствие отсутствия необходимого страхового стажа), национальная солидарность реализуется через системы социальной помощи. В этом случае речь может идти о вспомогательных механизмах, которые являются отступлениями от основной логики "бисмарковской" модели. Несмотря на существование принципа обязательности социального страхования (например, в Германии обязательность социального страхования предписана законом), он соблюдается не в полной мере. Это связано с существованием предельных уровней заработной платы, выше которых принадлежность к режимам социального страхования не является обязательной (возможно только добровольное страхование), или лимитированием отчислений (в этом случае в рамках обязательного социального страхования отчисления производятся только в пределах предельной заработной платы, а социальные выплаты исчисляются в отношении к этому уровню). Таким образом, в основе этой модели лежит принцип актуарной справедливости, когда величина страховых выплат определяется в первую очередь величиной страховых взносов. В момент своего рождения в Германии в конце XIX в. немецкая система социальной защиты воспроизводила именно эту модель. На сегодняшний день значительное развитие системы социальной помощи (строящейся на принципе вспомоществования, а не страхования) приводит к модификации этой модели и увеличению доли бюджетного финансирования социальной защиты [14 , с.29].

Во Франции реформирование социальных структур защиты населения  сопровождалось усилением влияния  государственной власти в управлении всей системой социальной защиты, что  резко выделяло ее среди ведущих  стран Европы, поскольку в этот период в европейской общественной мысли крепла идея сокращения чрезмерной регулирующей роли государства, и все большее число французских ученых и общественных деятелей поддерживало ее.

Во Франции государственная  пенсионная система по старости, охватывающая основную массу пенсионеров, представляет собой сложное, многоярусное образование. В 90-х годах в стране действовало более 100 базовых и свыше 300 дополнительных режимов пенсионного обеспечения. А в целом пенсионная система состоит из пяти подсистем: 1) базовые режимы для наемных работников; 2) дополнительные режимы; 3) специальные режимы для отдельных категорий занятых; 4) базовые режимы для ненаемных работников; 5) дополнительные (факультативные) режимы. Каждая из них имеет свою специфику, что проявляется в финансировании, возрасте выхода на пенсию, продолжительности страхового стажа для получения полной пенсии, а также методике исчисления размера пенсии[14 , с 32].

Базовые режимы являются основными  в национальной системе социального страхования. Они действуют по единой методике пенсионного обеспечения лиц, занятых в промышленности и торговле. По одной схеме функционируют как Национальная касса страхования по старости, так и Центральная касса взаимного страхования в сельском хозяйстве - для сельских наемных работников. Именно пенсионная система по старости оказалась к началу 90-х гг. в наиболее трудном положении[14 , с 33].

Так в настоящее время официальный минимальный возраст для выхода на пенсию составляет 60 лет, однако по закону Фийона для получения полной пенсии необходимо иметь общий трудовой стаж не менее 160 кварталов (40 лет). Если трудового стажа не достаточно, то размер пенсии уменьшается на 1,25% за недостающий квартал стажа или количества лет, недостающих до 65 (выбирается наименьшее значение недостающих кварталов). Этот «штрафной коэффициент» не может превышать 25%. В 65 лет получение полной трудовой пенсии возможно вне зависимости от продолжительности трудового стажа. Новый закон предусматривает также надбавку при продолжении трудовой деятельности после достижения 160 кварталов стажа или 65 лет в размере 3% за каждый год работы в пределах 15%[15].

Финансирование базового режима осуществляется в основном за счет социальных взносов предпринимателей (8, 2% от фонда заработной платы) и  наемных работников (7, 6% от зарплаты). Кроме этих взносов средства на обеспечение  базового режима включают специальные  социальные взносы, установленные для  некоторых категорий - врачей, журналистов, артистов и др., а также трансферты, поступающие из специального фонда  страхования по старости. В базовом  режиме действует система надбавок, наследования пенсионных прав, возможность  трудоустройства после выхода на пенсию. Так, надбавки положены супругам, воспитавшим трех и более детей; одному из супругов, на иждивении которого находится другой, не имеющий собственной пенсии; пенсионерам, которые не могут обходиться без посторонней помощи и др. По принятым во Франции правилам один из супругов может наследовать часть пенсии умершего супруга. 

По специальным режимам  пенсия подсчитывается от уровня зарплаты в конце трудовой деятельности, чаще всего она равняется 80% средней  заработной платы за 10 последних лет, но при этом не существует никаких дополнительных режимов. Большинство специальных режимов пенсионного обеспечения, особенно в государственном секторе, предоставляют большую по размерам пенсию. Отчасти это объясняется более высокими отчислениями работодателей. В последние годы многие специальные режимы начинают испытывать серьезные финансовые трудности. В результате государству приходится дотировать часть выплат.

 

 

 

2.2. Англосаксонская модель социальной защиты (Великобритания, США)

 

Либеральный вариант социальной политики делает ставку на поведение экономического человека, на его склонности к рационализму и самозащите от социальных невзгод (Великобритания и США) [7, с.641] . Представлена в Европе Великобританией и Ирландией. В ее основе лежит доклад английского экономиста У.Бевериджа, представленный правительству Великобритании в 1942 г.3 Значительное влияние на выдвинутые Бевериджем положения оказали идеи Кейнса о том, что динамика общественного производства и занятости определяются факторами платежеспособного спроса, а следовательно, перераспределение доходов в интересах социальных групп, получающих более низкие доходы, способно повысить денежный спрос массовых покупателей. Модель базируется на следующих принципах: принцип всеобщности (универсальности) системы социальной защиты - распространение ее на всех нуждающихся в материальной помощи граждан; принцип единообразия и унификации социальных услуг и выплат, что выражается в одинаковом размере пенсий, пособий и медицинского обслуживания, а также условий их предоставления[13 , c.31].

Принцип распределительной  справедливости - основополагающий в  данной модели, так как в данном случае речь идет не о профессиональной (как в случае с моделью Бисмарка), а о национальной солидарности. Финансирование таких систем социальной защиты производится как за счет страховых взносов, так и из средств налогообложения. Так, финансирование семейных пособий и здравоохранения осуществляется из государственного бюджета, а прочих социальных пособий - за счет страховых взносов наемных работников и работодателей. В отличие от континентальной, эта модель включает в себя социальное страхование с достаточно низкими социальными выплатами и социальную помощь, которая в этой системе играет доминирующую роль[13 c.32].Главный критерий получения государственного пособия – малообеспеченность.  В США, например, действует около 8000 программ социальной помощи, которые реализуются на федеральном, штатном и муниципальном уровнях, а критерии их получения варьируются по штатам. Существует реальная возможность получить социальную помощь одновременно по нескольким программам. Хотя  каждое пособие само по себе незначительно, однако, находясь в затруднительном положении, человек может получить помощь сразу из нескольких источников и тем самым улучшить свое благосостояние. Это, с одной стороны, позволяет максимально учитывать потребности разных групп населения, а с другой – может привести к злоупотреблениям с их стороны [4, с.22-24, 81].

Информация о работе Неравенство доходов. Социальная справедливость. Система социальной защиты и ее развитие в Республике Беларусь