Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:45, курсовая работа
Цель работы: изучить проблемы неравенства доходов и рассмотреть систему социальной защиты в Республике Беларусь.
Методы исследования: анализ, графический метод.
Исследования и разработки: проведена оценка дифференциации доходов населения Республики Беларусь, изучен теоретический материал по данной теме, проведен анализ системы социальной защиты Республики Беларуси, сделаны выводы относительно системы социальной защиты Республики Беларусь.
Введение……………………………………………………………4
1.НЕРАВЕНСТВО ДОХОДОВ…………………………………..6
1.1 Виды доходов и причины их неравенства…………………...6
1.2 Показатели неравенства доходов.Оценка дифференциации доходов в Республике Беларусь и тенденция её изменения……….8
1.3 Концепции социальной справедливости……………............11
2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ…………………………………………………………15
2.1. Континентальная модель социальной защиты (Германия, Франция) …………………………………………………………..15
2.2. Англосаксонская модель социальной защиты (Великобритания)…………………………………………………………………18
2.3. Скандинавская модель социальной защиты (Швеция)…….20
2.4. Южно-европейская модель социальной защиты (Италия)...21
3. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………22
Заключение…………………………………………………………28
Список использованных источников……………………………..30
Приложения………………………………………………………...32
2.3. Скандинавская модель социальной защиты (Швеция)
Скандинавская модель социальной защиты характерна для Дании, Швеции и Финляндии. Социальная защита в ней понимается как законное право гражданина. Отличительной чертой скандинавской модели является широкий охват различных социальных рисков и жизненных ситуаций, которые требуют поддержки общества. Получение социальных услуг и выплат, как правило, гарантируется всем жителям страны и не обусловливается занятостью и уплатой страховых взносов. В целом уровень социальной защищенности, предлагаемый этой моделью, довольно высок. Не в последнюю очередь это достигается за счет активной перераспределительной политики, направленной на выравнивание доходов. Необходимым предварительным условием функционирования данной модели является высоко организованное общество, строящееся на основе приверженности принципам институционального общества благосостояния [14, с 38].
Финансирование систем социальной
защиты, относящихся к данной модели,
осуществляется преимущественно за
счет налогообложения, хотя определенную
роль играют страховые взносы предпринимателей
и наемных работников. Единственной
частью социальной защиты, выделенной
из общей системы является страхование
по безработице, которое является добровольным
и управляется профсоюзами. До недавнего
времени работающие по найму были практически
освобождены от уплаты страховых взносов
и участвовали в системе социальной защиты
путем уплаты налогов. Однако в последнее
десятилетие XX в. наметилась тенденция
постепенного возрастания доли участия
работающих по найму в финансировании
страховых программ и увеличения страховых
отчислений из заработной платы. Это же
тенденция прослеживается и по отношению
к предпринимателям, тогда как социальные
расходы государства в последние годы
заметно сократились. [14, с.40].
2.4. Южно-европейская
модель социальной защиты (Италия)
Южно-европейская модель социальной защиты представлена в Италии, Испании, Греции и Португалии. Лишь в последние десятилетия под влиянием социально-экономических и структурных изменений в этих государствах были созданы или усовершенствованы системы социальной защиты. В отличие от предыдущих данную модель можно интерпретировать скорее как развивающуюся, переходную, а потому не имеющую четкой организации. Именно поэтому "рудиментарность" этой модели отмечается в качестве ее основной особенности различными западными исследователями. Как правило, уровень социальной защищенности, характерный для данной модели, относительно низок, а задача социальной защиты рассматривается часто как забота родственников и семьи. Поэтому семья и другие институты гражданского общества играют здесь не последнюю роль, а социальная политика носит преимущественно пассивный характер и ориентирована на компенсацию потерь в доходах отдельных категорий граждан. Характерной чертой данной модели является также асимметричная структура социальных расходов. Так, в Италии это проявляется в том, что наиболее крупную часть социальных расходов составляет пенсионное обеспечение (14,7% ВВП при среднеевропейском уровне - 12,5%), тогда как на поддержку семьи, материнства, образования и политику занятости затрачиваются сравнительно незначительные средства (около 1%)[14, с 41].
3.РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Одним из главных вопросов развития любого государства является создание эффективной и действенной системы социальной защиты населения. Для национальной и экономической безопасности Республики Беларусь имеет большое значение изучение опыта других стран по решению социальных задач, адаптация его к национальным принципам социальной политики.
Понятие социальной защиты
по-разному рассматривается в
разных странах и международных организациях,
существуют различные модели проведения
социальной политики. Общими для всех
моделей социальной защиты являются принципы
социальной справедливости (равные для
всех граждан возможности получения социальной
полощи) и принципы компромисса между
государственном управлением и рыночным
механизмом.
В Республике Беларусь приоритетной в
области социальной защиты является борьба
с бедностью, в силу чего социальная защита
населения направлена, в первую очередь,
на поддержку преимущественно нетрудоспособных
и малообеспеченных граждан [8 , с. 8].
Важнейшей составляющей системы социальной защиты является пенсионное обеспечение. В настоящее время в органах по труду, занятости и социальной защите различные виды пенсий получает более 2,4 млн. человек.
Гарантированное Конституцией Республики Беларусь право на пенсионное обеспечение реализуется через Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон), другие законодательные акты[16].
Законом закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой.
Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях предоставляется мужчинам - по достижении 60 лет при стаже работы не менее 25 лет, женщинам - по достижении 55 лет при стаже работы не менее 20 лет. Обязательным условием для реализации права на пенсию является наличие не менее 5 лет работы с уплатой обязательных страховых взносов.
При исчислении размера пенсии учитывается стаж работы до назначения пенсии и заработок, с которого уплачивались обязательные страховые взносы. До 2000 года пенсия исчислялась из заработка за любые 5 лет подряд из последних 15 лет работы. С 2000 года указанные периоды увеличиваются на 1 год (в 2000 году пенсия исчислялась из заработка за любые 6 лет подряд из последних 16 лет работы, в 2001 году – за 7 лет из последних 17 лет и т.д.).
Минимальные гарантии
Минимальный размер трудовой пенсии по возрасту установлен в размере 25 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала (статья 23 Закона).
Минимальный размер трудовой пенсии по инвалидности I и II групп установлен в размере 100 процентов, по III группе - 50 процентов, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) - 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 31 Закона).
Минимальный размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца установлен в размере 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту, детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот (при условии неполучения в связи со смертью родителя ежемесячной страховой выплаты) – 200 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 38 Закона).
Минимальный размер трудовой пенсии за выслугу лет установлен в размере 100 процентов минимальной пенсии по возрасту (статья 50 Закона).
Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в области пенсионного обеспечения является последовательное повышение уровня пенсий.Перерасчет пенсий осуществляется:
(1) в связи с ростом средней заработной платы;
(2) в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
В соответствии со статьей 70 Закона перерасчет трудовых пенсий в связи с ростом средней заработной платы работников в республике осуществляется, если ее рост в истекшем квартале по сравнению с аналогичной величиной, примененной при предыдущем перерасчете пенсий, составил более 15 процентов. В случае, если за календарный год оснований для перерасчета пенсий не возникнет, с 1 ноября трудовые пенсии перерасчитываются в обязательном порядке на основании средней заработной платы работников в республике за III квартал.
Одновременно с таким повышением перерасчитывается размер доплаты к минимальным пенсиям.
В соответствии со статьей 69 Закона минимальные трудовые пенсии и социальные пенсии, а также надбавки к пенсиям и повышения пенсий перерассчитываются при изменении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения[16].
Также действуют другие виды социального страхования на ряду с пенсионным страхованием. Среди них страхование от безработицы и страхование от производственного травматизма и профзаболеваний.
Финансирование выплат по
государственному социальному страхованию
осуществляется из средств государственного
бюджетаи государственных фондов — Фонда
социальной защиты населения
Фонд социальной защиты населения образован
в 1993 году в целях совершенствования системы
финансирования государственного социального
страхования. Осуществляет сбор и аккумулирование
средств государственного социального
страхования и управление ими, предусмотренное
законодательством финансирование выплат
государственных пенсий, пособий и иных
выплат, обеспечивает финансирование
расходов на санаторно-курортное лечение
и оздоровление населения[9].
Поступления в бюджет Фонда составили 29 573,5 млрд. руб. за 2011 год, из которых страховые взносы организаций – 28 681,8 млрд. руб. (97,0 % общих поступлений), взносы индивидуальных предпринимателей – 119,9 млрд. руб. (0,4 % общих поступлений).Расходы бюджета Фонда составили 27 500,2 млрд. руб., из которых на финансирование выплат пенсий направлено 21 842,9 млрд. руб.(79,4 %), на выплату пособий – 4 961,2 млрд. руб. (18,0 %). На финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения направлено 115,6 млрд. руб. Расходы на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения профинансированы в сумме 154,5 млрд. руб., что на 14,6 % больше, чем в 2010 году[9].
Демографические и социально-экономические
процессы, динамика здоровья населения
страны обусловливают рост численности
людей, нуждающихся в уходе и социальной
реабилитации. Для Республики Беларусь,
как и для других европейских стран, характерно
постепенное повышение доли людей старших
возрастов.
Основу современной системы социального
обслуживания составляют формирующиеся
территориальные центры социального обслуживания
населения.
Главным направлением их работы является
обслуживание на дому пожилых людей и
инвалидов[10, с. 391-394].
В РБ отрабатываются и внедряются нормативы
социального обслуживания. Во всех 156 районах
страны работают отделения социальной
помощи на дому, обслуживающие более 62
тыс. граждан (преимущественно в сельской
местности). В основном социальные работники
имеют дело с одинокими или проживающими
отдельно пенсионерами. Создаются центры
социального обслуживания (предполагается,
что они будут созданы во всех районах).
Малообеспеченным и одиноким пенсионерам
социальные услуги предоставляются бесплатно,
остальным — на условиях частичной оплаты.
К числу оказываемых социальных услуг
относятся оказание помощи в ведении домашнего
хозяйства (закупка продуктов, ремонт
жилья, обработка приусадебных участков),
решение бытовых проблем, психологическая
помощь. В ряде крупных городов открыты
приюты для бездомных, беженцев, незаконных
мигрантов, жертв торговли людьми[4, с.
94].
Основу современной системы
обслуживания составляют формирующиеся
территориальные центры социального обслуживания
населения.
Главным направлением их работы является
обслуживание на дому пожилых людей и
инвалидов [10, с. 391-394].
В пенсионной системе Республики Беларусь
немало и внутренних проблем, одной из
которых является порядок предоставления
досрочных пенсий. Расходы на пенсионные
льготы создают дополнительную нагрузку
на пенсионную систему и в значительной
степени снижает уровень пенсий других
категорий граждан. Расточительность
пенсионной системы связана также и с
тем что законом предусмотрен зачет в
трудовой стаж многих периодов работы
без уплат страховых взносов с начислением
пенсии за эти годы (служба в армии, время
по уходу за детьми и др.). В совершенных
пенсионных системах (например в Германии)
за такие периоды страховые взносы уплачиваются
(из государственного бюджета, за счет
страховых фондов и др.).
К числу проблем пенсионной
системы можно отнести и
Система социального страхования по безработице в Республике Беларусь построена таким образом, что выплату страховых взносов осуществляют наниматели, при этом индивидуальные счета застрахованных не ведутся. Это снижает эффективность страхования по безработице.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе всего вышесказанного можно
прийти к логическому выводу, что:
1) доходы бывают: денежные и натуральные;
номинальные, располагаемые, реальные;
легитимные и нелегитимные. Природа неравенства
доходов , можно объяснить в различных
качествах присвоения доходов , причина
может крыться в человеческом капитале
, а также характером национальной экономики
, ее развитие.
2) для измерения фактического распределения
доходов используют кривую Лоренца и коэффициент
Джини.
3) рассмотрели становление развития социального
страхование за рубежом. Рассмотрев ведущие
направления развития «континентальные»
и др., а также рассмотрев социальную модель
национальной экономики Республики Беларусь
, ее внутренние проблемы кроются в ряде
явлений таких как рост пенсионных льгот
, также в том , что часть средств пенсионного
Фонда используется с целью покрытия дыр
в бюджете страны. Рассмотрена и другая
актуальная проблема, связанная со старением
нации. В настоящее время в республике
пенсии получает 26% населения. Согласно
прогнозам в 2025 г. удельный вес пенсионеров
превысит 32%, соотношение лиц пожилого
и работоспособного возрастов будет ухудшаться
и дальше. Основными принципами формирования
социальной системы являются:
1)дифференцированный подход к различным слоям и группам населения в зависимости от их социального положения, возраста, трудоспособности;
2)разработка программ адресной
помощи с учетом потребностей конкретных регионов и сегментов
населения.
Для улучшения положения cледует:
1) Повысить пенсионной возраст ввиду старения
населения;
2) С последующим повышением повышать и
тарифы страховых взносов на пенсионное
страхование;
3) Уравнять тарифы для всех категорий
жителей и экономических субъектов хозяйствования.
Например, при общественном тарифе 29% для
коллегии адвокатов он составляет лишь
8%, для работников сельского хозяйства
– 24%. Это увеличивает распределительный
эффект пенсионной системы и делает ее
несправедливой. В мировой практике такой
подход не используется.