Несовершенная конкуренция, ее виды, следствия. Антимонопольная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 15:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является раскрыть сущность несовершенной конкуренции и изучить различные её виды, особенности антимонопольного регулирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :
1) Проанализировать явление несовершенной конкуренции. 2) Дать подробную характеристику всем видам несовершенной конкуренции.
3) Выявить преимущества и недостатки несовершенной конкуренции, ее следствия.
4) На конкретном примере рассмотреть деятельность фирмы, представляющей неконкурентную рыночную структуру.
5) Изучить антимонопольное регулирование в стране, рассмотреть трудности , с которыми сталкиваются государственные органы на пути осуществления антимонопольного регулирования.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы несовершенной конкуренции.
Отличие несовершенной конкуренции от совершенной.
Виды несовершенной конкуренции
Монополия
Монополистическая конкуренция
Олигополия
Глава 2 Практическая часть
2.1 Деятельность фирмы монополиста на примере ОАО «РЖД»
2.2 Перспективы развития ОАО «РЖД»
Глава 3 Особенности антимонопольного регулирования в России.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая микроэкономика.docx

— 173.21 Кб (Скачать файл)

       Если на рынке действуют два производителя, то такой тип рынка называется дуополией, которая является частным случаем олигополии, встречающейся чаще в теоретических моделях, чем в реальной жизни.

      Олигополистические рынки обладают следующими признаками:

      малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям;

      дифференцированная или стандартизированная продукция. В теории удобнее рассматривать однородную олигополию, однако если отрасль производит дифференцированную продукцию и имеется множество субститутов, то это множество субститутов можно анализировать как однородный агрегированный продукт;

      наличие существенных препятствий входа на рынок, т.е. высокие барьеры входа на рынок;

      фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль за ценами ограничен.

          Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», производителей автомобилей, бытовой техники и т.д.

      Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000.

          Характерной особенностью олигополии является высокая степень взаимозависимости и координации действий, поскольку число предприятий в отрасли настолько ограниченно, что каждое из них при принятии решений по ценам и объему производства вынуждено принимать во внимание реакцию конкурентов.

         При скоординированном поведении фирмы - олигополисты учитывают и согласовывают рыночную стратегию и тактику. Речь идет о разделе рынка, о единой ценовой политике, образовании картелей, негласных соглашений или может быть простом следовании за ценовым лидером. Скоординированное поведение олигополии приближает ее к чистой монополии.

           Нескоординированное поведение одной фирмы может привести при их небольшом количестве в отрасли к ценовой войне и постепенному вытеснению конкурентов из олигополистической отрасли. Такое поведение, правда, может себе позволить не всякая фирма. Если доля фирмы составляет треть рынка, то ответная реакция скоординировавших свои действия остальных фирм приведет к ее же вытеснению из отрасли. Поэтому такую стратегию может осуществлять только ведущая фирма, которая контролирует больше чем половину рынка. Взаимосвязь и координация в олигополии очень тесно связаны с политикой ценообразования.

           Существуют следующие основные формы олигополистической конкуренции за счет:

       изменения объема выпуска;

       изменения цены;

       дифференциации продукта.

           Ценовая политика компании - олигополиста играет огромную роль в ее жизни. Как правило, фирме не выгодно повышать цены на свои товары и услуги, поскольку велика вероятность того, что другие фирмы не последуют за первой, и потребители «перейдут» к компании-сопернику. Если же фирма понижает цены на свою продукцию, то, чтобы не потерять клиентов, конкуренты обычно следуют за понизившей цены компанией, также снижая цены на предлагаемые ими товары: происходит «гонка за лидером». Таким образом, между олигополистами нередко случаются так называемые ценовые войны, в которых фирмы устанавливают на свою продукцию цену, не большую чем у конкурента-лидера. Ценовые войны нередко бывают губительны для компаний, особенно для тех, которые соревнуются с более влиятельными и крупными фирмами.

      Существуют четыре модели ценового поведения олигополистов:

      ломанная кривая спроса;

        тайный сговор;

       лидерство в ценах;

 

        принцип ценообразования «издержки-плюс»

 

         Модель ломанной кривой спроса была предложена американским экономистом П. Суизи в 40-х г.г. XX в., в которой анализируется реакция олигополиста на изменение поведения их конкурента. Существует два вида реакции участников рынка на изменение цен фирмой-олигополистом. В первом случае при повышении или снижении цены фирмой конкуренты могут оставить без внимания ее действия и сохранят прежний уровень цен. Во втором случае конкуренты могут следовать за фирмой-олигополистом, изменяя цены в ту же сторону.

      Тайный сговор (картель), когда фирмы проиходят к соглашению между собой в отношении цен, объемов производства, продаж.

      Лидерство в ценах — модель, при которой олигополисты координируют свое поведение посредством молчаливого согласия следовать за лидером.

       Ценообразование по принципу «издержки-плюс» — модель, связанная с планированием выпуска и прибыли, при которой цена на продукцию устанавливается по принципу: средние издержки плюс прибыль, исчисленная как процент от уровня средних издержек.

          В современной  экономике выявились  различные точки зрения на экономические последствия олигополии и ее эффективность. Традиционная точка зрения полагает, что, поскольку олигополия близка по структуре к монополии, следует ожидать, что она действует приблизительно аналогичным образом. Предполагается, что олигополия с характерными для нее барьерами для вступления в отрасль других фирм приводит к ограничению выпуска раньше, чем достигаются наименьшие  издержки на единицу продукции и соответствующая  рыночная цена. Это приносит значительные, если не максимальные, экономические прибыли. Неофициальное тайное соглашение между олигополистами может дать в результате цены и объемы производства, подобные тем, к которым приводит чистая монополия, хотя при этом сохранится внешняя видимость конкуренции нескольких независимых фирм. Поэтому  олигополия является фактически менее желательной, чем чистая монополия по той простой причине, что чистая монополия в различных странах  подвергается более жесткому государственному  регулированию в целях уменьшения злоупотребления рыночной властью.

        Традиционная точка зрения оспаривается концепцией Шумпетера-Гэлбрейта, в соответствии с которой крупные олигополистические фирмы с рыночной властью необходимы для достижения быстрых темпов научно-технического прогресса. Полагается, во-первых, что современная научно-исследовательская деятельность по разработке новых продуктов и производственных технологий является невероятно дорогостоящей. Поэтому только крупные олигополистические фирмы способны финансировать обширную работу в области научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Во-вторых, существование барьеров для вступления дает олигополисту некоторую уверенность в том, что он будет получать прибыли, определенную часть которых можно направить на НИОКР.

           Точка зрения Шумпетера—Гэлбрейта предполагает еще, что с течение времени олигополистические отрасли будут способствовать быстрому улучшению качества продукта, снижению издержек производства на единицу продукции, установлению более низких цен и, может быть, большему объему производства и занятости в той же самой отрасли, чем если бы она была организована на конкурентных началах.

         Следует подчеркнуть, что обе точки зрения правомерны, имеют место в реальной экономике, поскольку сложные экономические процессы, в том числе ускоряющие научно-технический прогресс, многогранны.

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Глава 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2 .1 Деятельность  фирмы монополиста на примере  ОАО «РЖД»

 

         В этой главе будут рассмотрены  поведение, ценовая и неценовая политика, методы осуществления борьбы неконкурентной фирмы.

      Данной  фирмой является железнодорожная компания ОАО «РЖД», которая является  монополистом на рынке железнодорожных перевозок в нашей  стране. Первоначально рассмотрим процесс становления ОАО «РЖД» монополистом.

      ОАО «РЖД» создано 18 сентября 2003 года постановлением Правительства Российской Федерации № 585. 1 октября 2003 года РЖД приняло от Министерства путей сообщения Российской Федерации (МПС) функции управления железнодорожным транспортом (за МПС оставались лишь функции государственного регулирования). РЖД получило 987 предприятий (95 % по стоимости активов ведомства) из 2046, составлявших систему МПС. Технология перевозок, структура и иерархия управления железных дорог при передаче не изменились.

       Указом президента от 9 марта 2004 года МПС было упразднено

       Таким образом, мы видим , что ОАО «РЖД» является  естественной федеральной монополией и фактически является приемником министерства путей сообщения.

       Деятельность компании оказывает существенное влияние на экономику страны, кроме того, от целесообразной и разумной работы  ОАО «РЖД» зависит жизнь не только отдельных лиц, но и всего нашего государства.

       Железные дороги для России с ее огромной территорией имеют      такое решающее значение, как, пожалуй, ни для какой-либо другой страны в мире. Один из величайших российских реформаторов Сергей Витте говорил, что именно они страну «стягивают и единое государство». И сейчас, спусти столетие, эта функция железнодорожного комплекса не только не утратила своей важности, но и, возможно, приобрела еще большую значимость. Он остается связующим звеном единой экономической системы и самым доступным транспортом для миллионов граждан. Без четкой работы железно дорожного транспорта невозможна стабильная деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны. Президент Владимир Путин постоянно подчеркивает, что единое экономическое пространство, целостность нашей государственности, оборона и безопасность страны сохраняются и функционируют в значительной степени благодаря устойчивости и надежности работы железнодорожников.

 

                  ОАО «РЖД» - это вертикально интегрированная компания,     владелец инфраструктуры общего пользования, значительной части подвижного состава и важнейший оператор российской сети железных дорог, поэтому структура компании многоступенчата и иерархична.

                В таблице 2 приведена структура ОАО РЖД.

 

 

 

 

 

 

                                                  Таблица 2

        Поражает своими размерами и инфраструктура ОАО « РЖД»  По состоянию на 31 декабря 2009 года общая эксплуатационная длина составила 85 281 км, в том числе по ширине колеи 1520 мм — 84 446 км, протяжённость бесстыкового пути 74,4 тыс. км, на сети железных дорог эксплуатируется 166 975 стрелок, 138 тоннелей и 30 727 мостов.

        Протяжённость линий, оборудованных автоблокировкой (АБ) и      диспетчерской централизацией, составляет 62 055 км, или 72,9 %. Устройства железнодорожной автоматики и телемеханики на сети железных дорог России обслуживают 203 дистанции сигнализации, централизации и блокировки и 1 технический центр автоматики и телемеханики.

                      Тяговый подвижной состав РЖД включает тепловозы,   электровозы, электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, дрезины и прочее самоходное оборудование, нетяговый подвижной состав — различные вагоны (пассажирские, грузовые), специальный подвижной состав.

                       На конец 2009 года в инвентарном парке ОАО «РЖД» содержалось 20 101 локомотивов, в том числе 2 409 пассажирских электровозов, 536 пассажирских тепловозов, 7 417 грузовых электровозов, 3 750 грузовых тепловозов, 5 989 маневровых тепловозов. Из них с просроченным сроком службы 796 пассажирских электровоза (18,66 %), 523 грузовых электровоза (12,3 %), 876 магистральных тепловозов (20,5 %) и 1896 маневровых тепловозов (44,4 %). По состоянию на 31 декабря 2009 года парк грузовых вагонов составил 576,5 тыс. ед., против 415,5 тыс. единиц других собственников. Из них 339,2 тыс. ед. — инвентарный парк ОАО «РЖД» и его филиалов, 193,3 тыс. ед. — парк ОАО «ПГК», 43,8 тыс. ед. — парк других дочерних обществ ОАО «РЖД».

                   В 2013 году компания закупила 770 локомотивов на сумму 77,6 млрд. руб.

          Существует определенная система тарифов.

                 На период сохранения монопольного положения ОАО «РЖД» в    перевозочной деятельности государством гарантируется право получения услуг железнодорожного транспорта по регулируемым тарифам.

Расценки на грузовые перевозки устанавливаются тарифным руководством («прейскурант 10-01») на уровне их себестоимости или выше.

Тарифы на пассажирские перевозки (за исключением перевозок в купейных, спальных и VIP-вагонах) утверждаются государством в лице Федеральной службы по тарифам с учётом социальной направленности этих перевозок ниже их себестоимости. Пассажирский тариф условно разделён на две составляющие: «билет» (включающий расходы на транспортную инфраструктуру, локомотивную тягу и вокзальную составляющую) и «плацкарту» (услуги транспортной компании — владельца вагона). С 2003 года применяется график гибкого регулирования тарифов (ГГР) на проезд в поездах дальнего следования:

                в периоды повышенного спроса тариф выше среднегодового на 5-20   % (в прошлые годы был до +45 %),

                 примерно треть года действует базовый тариф,

                 в периоды низкого пассажиропотока — на 5-20 % ниже. В   отдельные дни года (от 1 до 3 дней, в разные годы было 31.12, 01.01 и даты в районе 9 мая) действует индекс 45-50 %, то есть билеты дешевеют вдвое.

                ГГР рассчитан так, чтобы стимулировать пассажира сместить     поездку на дату с меньшим индексом. За 2010 и 2011 год средневзвешенный по календарным периодам индекс составляет 0,97, а средневзвешенный по пассажиропотокам — 1,00.

По заявлениям ОАО «РЖД» пассажирские перевозки за исключением отдельных высокодоходных направлений являются убыточными. Эти убытки покрываются частично за счёт компенсаций из бюджета, а по большей части — с помощью перекрёстного субсидирования за счёт доходов от грузовых перевозок.

Информация о работе Несовершенная конкуренция, ее виды, следствия. Антимонопольная политика государства